Статья "Из истории Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря в конце XIX – начале ХХ века."
Ольга Гудкова
14.08.2014
3351
0
Научно-исследовательская деятельность учителя
Гудкова Ольга Яковлевна, учитель истории и обществознания МБОУ
города Владимира «СОШ № 7»,
Заслуженный учитель РФ.
города Владимира «СОШ № 7»,
Заслуженный учитель РФ.
Из истории Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря в конце XIX – начале ХХ века.
Соавтором представленной статьи является моя ученица Лидия Владимировна Кривенюк, ныне – студентка ВлГУ. Лидия Кривенюк.
...История Владимирского Свято-Успенского Княгинина женского монастыря в конце XIX – начале XX века недостаточно отражена в современной светской литературе. Она представлена фрагментарно в нескольких изданиях Русской православной церкви, например: «Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире» (Москва. «Даниловский благовестник». 1995 год), «Свято-Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире» (Москва. Издательство «Отчий дом». 2008 год). Краткие сведения о школе при монастыре есть в статье настоятеля храма св. Кирилла и Мефодия при ВлГУ, к.и.н. отца Сергия (С.Н.Минина).[1]
Достаточно подробные сведения об истории Княгинина монастыря есть в нескольких дореволюционных изданиях: «Историческое описание первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря в губернском городе Владимире» и «700-летний юбилей Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря» (обе изданы во Владимире в 1900 году, поэтому анализ развития монастыря в начале ХХ века не представлен).[2]
Известный владимирский священник середины XIX века, магистр Николай Флоринский в «Сведениях о Владимирском Успенском женском монастыре, в котором почивают мощи Святого мученика Аврамия», ссылаясь на сочинение Н.М.Карамзина «История государства Российского», указывает, что Княгинин монастырь был родовой усыпальницей княгинь владимирского великокняжеского дома. Этот факт общеизвестен.
Николай Флоринский пишет также, монастырь был обнесён каменною оградою с башнями на пространстве в 297 саженей, устроенною в 1806 году. При монастыре были кельи для инокинь. После пожара 1855 года монастырские кельи были построены вновь: на правой стороне от входа в монастырь – деревянный на каменном фундаменте корпус для общежития; на левой – двухэтажный корпус, в котором имела помещение настоятельница монастыря. От этих двух корпусов за церквями близ монастырской ограды, - пишет автор, - идут ряды небольших деревянных флигелей с небольшими при оных садиками или огородцами, устроенными инокинями.[3] Это описание Флоринского соответствует современному внутреннему виду монастыря и его внешнему обрамлению в виде рядов каменно-деревянных двухэтажных и деревянных одноэтажных домов. Сохранились и фрагменты каменной ограды монастыря.
1. Настоятельницы. Характеристика настоятельниц монастыря и полный их список представлены в издании РПЦ «Свято-Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире».[4] Здесь, в частности говорится, что когда в середине XIX века в обители случился пожар, о котором писал и Н.Флоринский, основная тяжесть трудов по восстановлению пришлась на долю игуменьи Марии (в миру – Магдалины Ивановны Белаго), управлявшей обителью в 1864 – 1878 годах. А во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов игуменья Мария ежедневно приглашала к себе сестёр и поручала им различные работы для военных лазаретов. При этом она сама трудилась вместе с ними или читала им что-нибудь назидательное. Игуменья Мария «по благословению святителя Феофана, Затворника Вышенского, в то время управлявшего Владимирской епархией, стала попечительницей основанного им женского Епархиального училища». «Много потрудилась для благоулучшения и для устройства внутренней жизни сестёр игуменья Аглаида (в миру – Вышеславцева Варвара Петровна), управлявшая обителью в 1878-1888 годах. Сама она вела высокую подвижническую жизнь».[5]
Но самую значительную роль в деятельности монастыря конца XIX – начала XX века сыграла игуменья Маргарита (в миру - Рипсимия Ивановна Лаврова [6] (1840 – 1914).[7] Родилась она в 1840 году в селе Кохма Шуйского уезда Владимирской губернии в семье протоиерея.[8] Сведения о её родителях имеются в историко-генеалогическом справочнике, изданном в г. Иваново в 2003 году: «Иереи Шуйского уезда Владимирской губернии (XIX в. – 1918 г..)». Помог найти эту информацию через интернет краевед Алексей Шустов, праправнук брата игуменьи Маргариты – Михаила Ивановича Лаврова. Отец игуменьи - Иван Николаевич Лавров (1811 - 24.08.1892), протоиерей села Кохма; мать - Александра Мефодьевна Кохомская (1818-после 1854). Их дети: Михаил, Александр, Надежда (р.1855), Рипсимия (р.1840), Александра (р.1847), Татьяна (р.1853), Анна. [9]
В «Списке настоятелей и настоятельниц монастырей» за 1907 год указано, что фамилия её – Лаврова, правда, не указаны имя и отчество. Сказано также, что игуменья Маргарита была с 1863 года послушницей Александровского Успенского женского монастыря. По сведениям её праправнука А.Шустова, 4 марта 1883 года она стала монахиней Маргаритой. С 1864 она уже становится казначей этого монастыря. Указом Святейшего Синода от 18 октября 1888 года за № 5260 определена настоятельницей Владимирского Успенского женского с возведением в сан игуменьи 13 ноября 1888 года.[10]
Из «Дела об определении студента семинарии Александра Лаврова во священника во Владимирский Успенский женский монастырь» от сентября – октября 1900 года следует, что игуменья настоятельно просила Архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия о назначении на должность третьего священника в монастырь своего родственника (возможно, - брата) Александра Лаврова. Она указывает в прошении, что он имеет дом во Владимире. Архиепископ Сергий удовлетворил просьбу настоятельницы, и 27 октября 1900 года Александр Лавров был рукоположен в священники Успенского Княгинина монастыря.[11] Интересно, что одной из учительниц церковно-приходской школы рукоделия, созданной в 1889 году, работала Надежда Ивановна Лаврова, сестра игуменьи Маргариты.[12]
Рипсимия Ивановна Лаврова была настоятельницей монастыря с 1888 по 1914 год, вплоть до своей смерти, имела солидный послужной список. В 1891 году «изъявлена ей благодарность «Братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского» «за особо ревностное распространение среди народа книг и брошюр религиозно-нравственного содержания из местных книжных складов Братства».[13] В 1891 в пользу пострадавших от неурожая от Маргариты поступило 188 руб. 51 коп..[14] За «отличную усердную службу при честном поведении» 24 апреля 1891 года Святейший Синод наградил её золотым наперстным крестом, а также было «преподано благословение Святейшего Синода с выдачею установленной грамоты». Она также была награждена серебряной медалью на Александровской ленте в память царствования императора Александра III. В 1901 году была награждена золотым, «из Кабинета Его Императорского Величества крестом без украшений», а в 1905 году – таким же, но с украшениями.[15]
Как следует из издания православной церкви «Свято-Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире», «в 1913 году в монастыре подвизались 27 монахинь, 85 послушниц и 38 проживавших на испытании белиц».[16] В одной из частных коллекций города Владимира в настоящее время хранится бесценная реликвия: икона, подаренная игуменье в честь 25-летия её пребывания в этой должности. Икона написана в честь Богоматери и Святого Духа и Архангела Гавриил. На оборотной стороне иконы имеется латунная табличка. На ней выгравирован текст: «Её Высокопреподобию Госпоже Игуменье Маргарите от признательных сестёр Успенского Княгинина монастыря. 13 ноября 1913 года».[17] Именно в этот день в 1888 году она стала игуменьей. Кроме того, в 1913 году исполнилось 50 лет с того времени, когда она стала послушницей Успенского Александровского монастыря, и 30 лет её пребывания в монашеском чине.
Именно в годы, когда она управляла монастырем, 15 июля 1900 года в честь 700-летнего юбилея монастыря Святейший Синод возвёл обитель в первоклассное достоинство (до этого монастырь был второклассным и назывался только «Успенским») и возвратил ей древнее наименование «Княгининой».[18]
2. Материальное положение монастыря и его благотворительная деятельность. Известно, что на протяжении нескольких столетий Владимирский Успенский Княгинин женский монастырь был крупным вотчинником. В 1674 году, например, во владении монастыря было 1096 душ крестьян.[19] Как показало изучение документов монастыря конца XIX – начала XX века, в нём было целое хозяйство, велась строгая отчётность прихода и расхода денежных средств.
Так, собственность монастыря увеличивалась, в том числе, и за счёт дарений. Например, 24 мая 1893 года коллежский советник Николай Семенович Стромилов обратился во Владимирскую духовную консисторию с прошением об укреплении за Владимирским Успенским женским монастырём 10 десятин земли при деревне Бортниковой Владимирского уезда, жертвуемой им в пользу монастыря.[20]
В ведомостях за 1890 год говорится, что луг Сердуб в районе села Доброе сдавался сроком на шесть лет крестьянину того же села Михаилу Даниловичу Куликову. Оброк с него взимался по 721 рублю 50 копеек в год, да ещё 150 пудов сена.[21] А из ведомостей за 1905 год мы узнаём, что после смерти Куликова 30 десятин сенокоса «Луг Сердуб» с 1899 года отданы в аренду на 6 лет крестьянам деревни Владимировки Никите Ивановичу Кондратьеву и Ивану Григорьевичу Люлину с оброком по 525 рублей в год и по 150 пудов сена.[22] Последнее было либо предметом торговли, либо им кормили коров и лошадей, которые имелись в самом монастыре. Мельница на реке Колокша, принадлежавшая монастырю, в 1890 году была отдана на 3 года в аренду крестьянину Судогодского уезда Федору Родионовичу Торговцеву.[23]
Известно, что монастырь славился своим рукоделием. В «Ведомостях лиц, проживающих в монастыре на испытании по разным от надлежащего начальства документам» за 1890 год приводится внушительный список женщин (белиц), проживающих на территории монастыря. Возраст у них – самый разный: есть и 50, и 60, и 70 лет. В основном, как написано в документе, это дочери крестьян. Вероятнее всего, они занимались именно рукоделием. Например, за № 73 в этом списке числится Елизавета Никитична Павлихина, 13-ти лет.[24] Интересно то обстоятельство, что Е.Н.Павлихина упоминается в числе первых учителей 7-ой Советской школы 1-ой ступени (открылась 20 ноября 1918 года).[25] Её имя есть и в «Ведомостях о лицах, проживающих в монастыре на испытании по разным от надлежащего начальства документам» за 1905 год.[26]
А под № 56 записано имя Александры Филипповны Колотиловой, девицы 17-ти лет, Владимирской губернии и уезда села Санина крестьянской дочери. На полях документа о ней замечено: «Очень хорошего поведения».[27] А.Ф.Колотилова впоследствии стала учительницей Княгининского училища, как она сама его называет в своём анкетном листе от 1918 года (бывшей церковно-приходской школы рукоделия при монастыре, а впоследствии – 7-ой школы 1-ой ступени). И жила при нём же.[28] С 1919 года и, по крайней мере, - до 1927 года, она была председателем Совета 7-ой школы 1-ой ступени, а затем – её заведующей.[29]
О развитии рукоделия в Княгинином монастыре говорят документы. Так, Главный Комитет Кустарного отдела Всемирной выставки 1900 года в Париже под «Августейшим покровительством Её Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны» предложил российским монастырям, в которых было развито рукоделие, участвовать в выставке. В «Докладе Владимирской духовной Консистории» Обер-Прокурору Синода» от 1899 года говорится: «Некоторые монастыри готовы взять на себя исполнение рукодельных работ». Перечислены четыре монастыря, в том числе, и Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире. Игуменья Маргарита изъявила желание представить на выставку «воздухи», изготовленные на свои средства.[30] Главный Комитет просил Владимирский монастырь вышить не «воздухи», а «пелену». В результате участия во Всемирной промышленной выставке 1900 года в Париже, владимирская «пелена» в сотрудничестве с другими монастырями получила Гран-При. А когда Великая Княгиня Елизавета Федоровна предложила игуменье Маргарите оплатить расходы, та наотрез отказалась, ответив, что «пелену» монастырь принёс в дар для участия России в выставке.[31]
Доходы от сдачи в аренду недвижимости, производства церковной утвари, других рукодельных изделий, а также пожертвований способствовали упрочению материального положения монастыря в конце XIX – начале XX века. В процентных бумагах за 1899 год за монастырём числилось 77 805 рублей, а на 1 января 1900 года - уже 80 205 рублей: огромная сумма для того времени! По документам прослеживается строгая отчётность прихода и расхода средств.[32] Интересно, что монастырь имел свои сберкнижки в Государственной сберегательной кассе № 57 Государственного банка города Владимира Владимирской губернии. Например, в 1911-1913 году - под № 74156/45681/28385; в 1914 году - под № 8867/43159. 5 декабря 1906 года казначея монастыря Серафима внесла на книжку вклад в сумме 25 300 рублей, а 19 сентября 1911 года - 56 800 рублей. Вклады делали не только монахини, но и жертвовали жители губернии. [33]
Монастырь использовал значительные материальные средства и на благотворительность. Так, при монастыре имелась больница на 12 кроватей для призрения престарелых и больных, живущих в монастыре. 15 марта 1883 года была открыта аптека для пользования медикаментами тех, кто жил в монастыре. А 7 января 1889 года, как было указано выше, открылась церковно-приходская школа рукоделия для девочек, которая состояла «под ведением Братства Святого Великого Князя Александра Невского». Попечительницею школы состояла шуйская купчиха Клавдия Никифоровна Терентьева.[34] При открытии школы она пожертвовала на стол девочкам, среди которых были и сироты, 70 рублей.[35]
На устройство нового здания для церковно-приходской школы в 1897 году монастырём было выделено 2 685 рублей 18 копеек, от «жертвователей» поступило ещё 1838 рублей. В 1897 году здание было выстроено.[36]
В «Отчёте Владимирского епархиального училищного Совета о состоянии церковных школ Владимирской епархии за 1901 год» говорится о помощи монастыря неимущим ученицам: «Игуменья Владимирского женского монастыря выдаёт беднейшим ученицам монастырской школы завтраки и обувь, а некоторым, сверх того, и платье».[37]
Первой учительницей в школе была окончившая во Владимирском епархиальном женском училище курс Анна Либеровская, которая «пользовалась от монастыря даровым столом, получая от Братства денежного пособия 25 рублей». Учительницами рукоделия в школе состояли безвозмездно послушницы Александра Владимировна Белаго 40 лет и Надежда Ивановна Лаврова 34 лет. [38]
Во вновь отстроенной в 1897 году школе состояла учительницей Елизавета Николаевна Воскресенская. За усердные труды по школе «преподано ей архипастырское благословение и объявлена благодарность от Братства Святого Великого Князя Александра Невского 30 октября 1898 года»[39]. Ольга Васильевна Никишина была учительницей пения, Александра Ильинична Шипулина и Ольга Петровна Медведева - учительницами рукоделия. Всем им «за усердные труды…» было «преподано архипастырское благословение и объявлена благодарность от Братства Святого Великого Князя Александра Невского» в октябре 1898 года.[40]
3. 2-е Общество Владимирских Хоругвеносцев и его роль в деятельности монастыря. При Княгинином монастыре 6 августа 1900 года было создано 2-ое Общество Владимирских Хоругвеносцев. Игуменья Маргарита «преподнесла обществу икону Святого мученика Аврамия, мощи которого почивают в Святой обители, и таковая икона поставлена в церковно-приходской школе, где ежегодно собирается Общее собрание членов Общества Хоругвеносцев». Обер-Прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев «изъявил готовность вступить в члены Общества». Подобную готовность изъявили также Владимирский губернатор И.М.Леонтьев и вице-губернатор С.А.Хвостов.[41]
5 июля 1908 года монастырь посетил Великий князь Константин Константинович со своим семейством. «Их Императорские Высочества милостиво объявили о своём согласии осчастливить Общество Хоругвеносцев» и принять звание Почётных Членов Общества.[42] Покровителем Общества был Архиепископ Владимирский и Суздальский Алексий. Членами Правления были: Георгий Тимофеевич Максимов (Председатель), Сергей Анисимович Семенов (казначей) и другие видные граждане города Владимира. Всего действительных членов Общества Владимирских Хоругвеносцев было 308 человек.[43]
Большое внимание Общество Хоругвеносцев уделяло материальным пожертвованиям монастырю. Крупнейшим жертвователем являлся Константин Алексеевич Протопопов, потомственный почётный гражданин города Москвы. За это монастырь преподнёс ему в дар икону Святого мученика Аврамия. В 1908 году членом Общества Хоругвеносцев Александром Александровичем Рышковым в общественный капитал была пожертвована 4%-ая государственная рента в 100 рублей. Это отмечается как значительное пожертвование.[44]
По данным Владимирского епархиального училищного Совета при Братстве Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского от 22 марта 1899 года, в 1898 году сборов с церковных доходов на содержание церковных школ поступило по епархии всего 3 336 рублей 50 копеек.[45] В пользу школы при Княгинином монастыре поступило, например, от некоей А.И.Ясюнинской 250 рублей.[46]
Общество Хоругвеносцев тоже оказывало систематическую материальную поддержку церковно-приходской школе Княгинина монастыря, приняв на себя обязанность выдавать ежегодно, начиная с 1906 года, по 50 рублей на приобретение учебных пособий. Оплачивало расходы по расширению школьного помещения и по приобретению дополнительной школьной обстановки. Всего на нужды школы с 1906 по 1912 годы включительно Правление Общества Хоругвеносцев израсходовало свыше 600 рублей.[47]
Оценивая приведённые выше сведения исторических источников, можно с уверенностью говорить о том, что в конце XIX – начале XX века успешное развитие Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря стало фактом. Оно продолжалось бы и дальше: при игуменье Олимпиаде (1917 – 1923), бывшей учительнице рукоделия в церковно-приходской школе монастыря О.П.Медведевой. Но всё изменилось после Октябрьской революции и прихода к власти большевиков. Монастырь был закрыт, согласно декрету Советской власти, в 1923 году. И только в 1992 году был вновь открыт Свято-Успенский Княгинин женский монастырь, и началось его возрождение…[48]
Достаточно подробные сведения об истории Княгинина монастыря есть в нескольких дореволюционных изданиях: «Историческое описание первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря в губернском городе Владимире» и «700-летний юбилей Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря» (обе изданы во Владимире в 1900 году, поэтому анализ развития монастыря в начале ХХ века не представлен).[2]
Известный владимирский священник середины XIX века, магистр Николай Флоринский в «Сведениях о Владимирском Успенском женском монастыре, в котором почивают мощи Святого мученика Аврамия», ссылаясь на сочинение Н.М.Карамзина «История государства Российского», указывает, что Княгинин монастырь был родовой усыпальницей княгинь владимирского великокняжеского дома. Этот факт общеизвестен.
Николай Флоринский пишет также, монастырь был обнесён каменною оградою с башнями на пространстве в 297 саженей, устроенною в 1806 году. При монастыре были кельи для инокинь. После пожара 1855 года монастырские кельи были построены вновь: на правой стороне от входа в монастырь – деревянный на каменном фундаменте корпус для общежития; на левой – двухэтажный корпус, в котором имела помещение настоятельница монастыря. От этих двух корпусов за церквями близ монастырской ограды, - пишет автор, - идут ряды небольших деревянных флигелей с небольшими при оных садиками или огородцами, устроенными инокинями.[3] Это описание Флоринского соответствует современному внутреннему виду монастыря и его внешнему обрамлению в виде рядов каменно-деревянных двухэтажных и деревянных одноэтажных домов. Сохранились и фрагменты каменной ограды монастыря.
1. Настоятельницы. Характеристика настоятельниц монастыря и полный их список представлены в издании РПЦ «Свято-Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире».[4] Здесь, в частности говорится, что когда в середине XIX века в обители случился пожар, о котором писал и Н.Флоринский, основная тяжесть трудов по восстановлению пришлась на долю игуменьи Марии (в миру – Магдалины Ивановны Белаго), управлявшей обителью в 1864 – 1878 годах. А во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов игуменья Мария ежедневно приглашала к себе сестёр и поручала им различные работы для военных лазаретов. При этом она сама трудилась вместе с ними или читала им что-нибудь назидательное. Игуменья Мария «по благословению святителя Феофана, Затворника Вышенского, в то время управлявшего Владимирской епархией, стала попечительницей основанного им женского Епархиального училища». «Много потрудилась для благоулучшения и для устройства внутренней жизни сестёр игуменья Аглаида (в миру – Вышеславцева Варвара Петровна), управлявшая обителью в 1878-1888 годах. Сама она вела высокую подвижническую жизнь».[5]
Но самую значительную роль в деятельности монастыря конца XIX – начала XX века сыграла игуменья Маргарита (в миру - Рипсимия Ивановна Лаврова [6] (1840 – 1914).[7] Родилась она в 1840 году в селе Кохма Шуйского уезда Владимирской губернии в семье протоиерея.[8] Сведения о её родителях имеются в историко-генеалогическом справочнике, изданном в г. Иваново в 2003 году: «Иереи Шуйского уезда Владимирской губернии (XIX в. – 1918 г..)». Помог найти эту информацию через интернет краевед Алексей Шустов, праправнук брата игуменьи Маргариты – Михаила Ивановича Лаврова. Отец игуменьи - Иван Николаевич Лавров (1811 - 24.08.1892), протоиерей села Кохма; мать - Александра Мефодьевна Кохомская (1818-после 1854). Их дети: Михаил, Александр, Надежда (р.1855), Рипсимия (р.1840), Александра (р.1847), Татьяна (р.1853), Анна. [9]
В «Списке настоятелей и настоятельниц монастырей» за 1907 год указано, что фамилия её – Лаврова, правда, не указаны имя и отчество. Сказано также, что игуменья Маргарита была с 1863 года послушницей Александровского Успенского женского монастыря. По сведениям её праправнука А.Шустова, 4 марта 1883 года она стала монахиней Маргаритой. С 1864 она уже становится казначей этого монастыря. Указом Святейшего Синода от 18 октября 1888 года за № 5260 определена настоятельницей Владимирского Успенского женского с возведением в сан игуменьи 13 ноября 1888 года.[10]
Из «Дела об определении студента семинарии Александра Лаврова во священника во Владимирский Успенский женский монастырь» от сентября – октября 1900 года следует, что игуменья настоятельно просила Архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия о назначении на должность третьего священника в монастырь своего родственника (возможно, - брата) Александра Лаврова. Она указывает в прошении, что он имеет дом во Владимире. Архиепископ Сергий удовлетворил просьбу настоятельницы, и 27 октября 1900 года Александр Лавров был рукоположен в священники Успенского Княгинина монастыря.[11] Интересно, что одной из учительниц церковно-приходской школы рукоделия, созданной в 1889 году, работала Надежда Ивановна Лаврова, сестра игуменьи Маргариты.[12]
Рипсимия Ивановна Лаврова была настоятельницей монастыря с 1888 по 1914 год, вплоть до своей смерти, имела солидный послужной список. В 1891 году «изъявлена ей благодарность «Братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского» «за особо ревностное распространение среди народа книг и брошюр религиозно-нравственного содержания из местных книжных складов Братства».[13] В 1891 в пользу пострадавших от неурожая от Маргариты поступило 188 руб. 51 коп..[14] За «отличную усердную службу при честном поведении» 24 апреля 1891 года Святейший Синод наградил её золотым наперстным крестом, а также было «преподано благословение Святейшего Синода с выдачею установленной грамоты». Она также была награждена серебряной медалью на Александровской ленте в память царствования императора Александра III. В 1901 году была награждена золотым, «из Кабинета Его Императорского Величества крестом без украшений», а в 1905 году – таким же, но с украшениями.[15]
Как следует из издания православной церкви «Свято-Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире», «в 1913 году в монастыре подвизались 27 монахинь, 85 послушниц и 38 проживавших на испытании белиц».[16] В одной из частных коллекций города Владимира в настоящее время хранится бесценная реликвия: икона, подаренная игуменье в честь 25-летия её пребывания в этой должности. Икона написана в честь Богоматери и Святого Духа и Архангела Гавриил. На оборотной стороне иконы имеется латунная табличка. На ней выгравирован текст: «Её Высокопреподобию Госпоже Игуменье Маргарите от признательных сестёр Успенского Княгинина монастыря. 13 ноября 1913 года».[17] Именно в этот день в 1888 году она стала игуменьей. Кроме того, в 1913 году исполнилось 50 лет с того времени, когда она стала послушницей Успенского Александровского монастыря, и 30 лет её пребывания в монашеском чине.
Именно в годы, когда она управляла монастырем, 15 июля 1900 года в честь 700-летнего юбилея монастыря Святейший Синод возвёл обитель в первоклассное достоинство (до этого монастырь был второклассным и назывался только «Успенским») и возвратил ей древнее наименование «Княгининой».[18]
2. Материальное положение монастыря и его благотворительная деятельность. Известно, что на протяжении нескольких столетий Владимирский Успенский Княгинин женский монастырь был крупным вотчинником. В 1674 году, например, во владении монастыря было 1096 душ крестьян.[19] Как показало изучение документов монастыря конца XIX – начала XX века, в нём было целое хозяйство, велась строгая отчётность прихода и расхода денежных средств.
Так, собственность монастыря увеличивалась, в том числе, и за счёт дарений. Например, 24 мая 1893 года коллежский советник Николай Семенович Стромилов обратился во Владимирскую духовную консисторию с прошением об укреплении за Владимирским Успенским женским монастырём 10 десятин земли при деревне Бортниковой Владимирского уезда, жертвуемой им в пользу монастыря.[20]
В ведомостях за 1890 год говорится, что луг Сердуб в районе села Доброе сдавался сроком на шесть лет крестьянину того же села Михаилу Даниловичу Куликову. Оброк с него взимался по 721 рублю 50 копеек в год, да ещё 150 пудов сена.[21] А из ведомостей за 1905 год мы узнаём, что после смерти Куликова 30 десятин сенокоса «Луг Сердуб» с 1899 года отданы в аренду на 6 лет крестьянам деревни Владимировки Никите Ивановичу Кондратьеву и Ивану Григорьевичу Люлину с оброком по 525 рублей в год и по 150 пудов сена.[22] Последнее было либо предметом торговли, либо им кормили коров и лошадей, которые имелись в самом монастыре. Мельница на реке Колокша, принадлежавшая монастырю, в 1890 году была отдана на 3 года в аренду крестьянину Судогодского уезда Федору Родионовичу Торговцеву.[23]
Известно, что монастырь славился своим рукоделием. В «Ведомостях лиц, проживающих в монастыре на испытании по разным от надлежащего начальства документам» за 1890 год приводится внушительный список женщин (белиц), проживающих на территории монастыря. Возраст у них – самый разный: есть и 50, и 60, и 70 лет. В основном, как написано в документе, это дочери крестьян. Вероятнее всего, они занимались именно рукоделием. Например, за № 73 в этом списке числится Елизавета Никитична Павлихина, 13-ти лет.[24] Интересно то обстоятельство, что Е.Н.Павлихина упоминается в числе первых учителей 7-ой Советской школы 1-ой ступени (открылась 20 ноября 1918 года).[25] Её имя есть и в «Ведомостях о лицах, проживающих в монастыре на испытании по разным от надлежащего начальства документам» за 1905 год.[26]
А под № 56 записано имя Александры Филипповны Колотиловой, девицы 17-ти лет, Владимирской губернии и уезда села Санина крестьянской дочери. На полях документа о ней замечено: «Очень хорошего поведения».[27] А.Ф.Колотилова впоследствии стала учительницей Княгининского училища, как она сама его называет в своём анкетном листе от 1918 года (бывшей церковно-приходской школы рукоделия при монастыре, а впоследствии – 7-ой школы 1-ой ступени). И жила при нём же.[28] С 1919 года и, по крайней мере, - до 1927 года, она была председателем Совета 7-ой школы 1-ой ступени, а затем – её заведующей.[29]
О развитии рукоделия в Княгинином монастыре говорят документы. Так, Главный Комитет Кустарного отдела Всемирной выставки 1900 года в Париже под «Августейшим покровительством Её Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны» предложил российским монастырям, в которых было развито рукоделие, участвовать в выставке. В «Докладе Владимирской духовной Консистории» Обер-Прокурору Синода» от 1899 года говорится: «Некоторые монастыри готовы взять на себя исполнение рукодельных работ». Перечислены четыре монастыря, в том числе, и Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире. Игуменья Маргарита изъявила желание представить на выставку «воздухи», изготовленные на свои средства.[30] Главный Комитет просил Владимирский монастырь вышить не «воздухи», а «пелену». В результате участия во Всемирной промышленной выставке 1900 года в Париже, владимирская «пелена» в сотрудничестве с другими монастырями получила Гран-При. А когда Великая Княгиня Елизавета Федоровна предложила игуменье Маргарите оплатить расходы, та наотрез отказалась, ответив, что «пелену» монастырь принёс в дар для участия России в выставке.[31]
Доходы от сдачи в аренду недвижимости, производства церковной утвари, других рукодельных изделий, а также пожертвований способствовали упрочению материального положения монастыря в конце XIX – начале XX века. В процентных бумагах за 1899 год за монастырём числилось 77 805 рублей, а на 1 января 1900 года - уже 80 205 рублей: огромная сумма для того времени! По документам прослеживается строгая отчётность прихода и расхода средств.[32] Интересно, что монастырь имел свои сберкнижки в Государственной сберегательной кассе № 57 Государственного банка города Владимира Владимирской губернии. Например, в 1911-1913 году - под № 74156/45681/28385; в 1914 году - под № 8867/43159. 5 декабря 1906 года казначея монастыря Серафима внесла на книжку вклад в сумме 25 300 рублей, а 19 сентября 1911 года - 56 800 рублей. Вклады делали не только монахини, но и жертвовали жители губернии. [33]
Монастырь использовал значительные материальные средства и на благотворительность. Так, при монастыре имелась больница на 12 кроватей для призрения престарелых и больных, живущих в монастыре. 15 марта 1883 года была открыта аптека для пользования медикаментами тех, кто жил в монастыре. А 7 января 1889 года, как было указано выше, открылась церковно-приходская школа рукоделия для девочек, которая состояла «под ведением Братства Святого Великого Князя Александра Невского». Попечительницею школы состояла шуйская купчиха Клавдия Никифоровна Терентьева.[34] При открытии школы она пожертвовала на стол девочкам, среди которых были и сироты, 70 рублей.[35]
На устройство нового здания для церковно-приходской школы в 1897 году монастырём было выделено 2 685 рублей 18 копеек, от «жертвователей» поступило ещё 1838 рублей. В 1897 году здание было выстроено.[36]
В «Отчёте Владимирского епархиального училищного Совета о состоянии церковных школ Владимирской епархии за 1901 год» говорится о помощи монастыря неимущим ученицам: «Игуменья Владимирского женского монастыря выдаёт беднейшим ученицам монастырской школы завтраки и обувь, а некоторым, сверх того, и платье».[37]
Первой учительницей в школе была окончившая во Владимирском епархиальном женском училище курс Анна Либеровская, которая «пользовалась от монастыря даровым столом, получая от Братства денежного пособия 25 рублей». Учительницами рукоделия в школе состояли безвозмездно послушницы Александра Владимировна Белаго 40 лет и Надежда Ивановна Лаврова 34 лет. [38]
Во вновь отстроенной в 1897 году школе состояла учительницей Елизавета Николаевна Воскресенская. За усердные труды по школе «преподано ей архипастырское благословение и объявлена благодарность от Братства Святого Великого Князя Александра Невского 30 октября 1898 года»[39]. Ольга Васильевна Никишина была учительницей пения, Александра Ильинична Шипулина и Ольга Петровна Медведева - учительницами рукоделия. Всем им «за усердные труды…» было «преподано архипастырское благословение и объявлена благодарность от Братства Святого Великого Князя Александра Невского» в октябре 1898 года.[40]
3. 2-е Общество Владимирских Хоругвеносцев и его роль в деятельности монастыря. При Княгинином монастыре 6 августа 1900 года было создано 2-ое Общество Владимирских Хоругвеносцев. Игуменья Маргарита «преподнесла обществу икону Святого мученика Аврамия, мощи которого почивают в Святой обители, и таковая икона поставлена в церковно-приходской школе, где ежегодно собирается Общее собрание членов Общества Хоругвеносцев». Обер-Прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев «изъявил готовность вступить в члены Общества». Подобную готовность изъявили также Владимирский губернатор И.М.Леонтьев и вице-губернатор С.А.Хвостов.[41]
5 июля 1908 года монастырь посетил Великий князь Константин Константинович со своим семейством. «Их Императорские Высочества милостиво объявили о своём согласии осчастливить Общество Хоругвеносцев» и принять звание Почётных Членов Общества.[42] Покровителем Общества был Архиепископ Владимирский и Суздальский Алексий. Членами Правления были: Георгий Тимофеевич Максимов (Председатель), Сергей Анисимович Семенов (казначей) и другие видные граждане города Владимира. Всего действительных членов Общества Владимирских Хоругвеносцев было 308 человек.[43]
Большое внимание Общество Хоругвеносцев уделяло материальным пожертвованиям монастырю. Крупнейшим жертвователем являлся Константин Алексеевич Протопопов, потомственный почётный гражданин города Москвы. За это монастырь преподнёс ему в дар икону Святого мученика Аврамия. В 1908 году членом Общества Хоругвеносцев Александром Александровичем Рышковым в общественный капитал была пожертвована 4%-ая государственная рента в 100 рублей. Это отмечается как значительное пожертвование.[44]
По данным Владимирского епархиального училищного Совета при Братстве Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского от 22 марта 1899 года, в 1898 году сборов с церковных доходов на содержание церковных школ поступило по епархии всего 3 336 рублей 50 копеек.[45] В пользу школы при Княгинином монастыре поступило, например, от некоей А.И.Ясюнинской 250 рублей.[46]
Общество Хоругвеносцев тоже оказывало систематическую материальную поддержку церковно-приходской школе Княгинина монастыря, приняв на себя обязанность выдавать ежегодно, начиная с 1906 года, по 50 рублей на приобретение учебных пособий. Оплачивало расходы по расширению школьного помещения и по приобретению дополнительной школьной обстановки. Всего на нужды школы с 1906 по 1912 годы включительно Правление Общества Хоругвеносцев израсходовало свыше 600 рублей.[47]
Оценивая приведённые выше сведения исторических источников, можно с уверенностью говорить о том, что в конце XIX – начале XX века успешное развитие Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря стало фактом. Оно продолжалось бы и дальше: при игуменье Олимпиаде (1917 – 1923), бывшей учительнице рукоделия в церковно-приходской школе монастыря О.П.Медведевой. Но всё изменилось после Октябрьской революции и прихода к власти большевиков. Монастырь был закрыт, согласно декрету Советской власти, в 1923 году. И только в 1992 году был вновь открыт Свято-Успенский Княгинин женский монастырь, и началось его возрождение…[48]
Примечания.
[1] Минин С.Н.. Школа матери Маргариты для беднейших. // «Владимирские ведомости» от 1 июня 1999 года.
[2] Историческое описание первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря в губернском городе Владимире. Владимир. 1900; 700-летний юбилей Владимирского успенского Княгинина женского монастыря. Владимир. 1900.
[3] Флоринский Н.. Сведения о Владимирском Успенском женском монастыре, в котором почивают мощи Святого мученика Аврамия». Владимир. 1859, с.10-11.
[4]Свято-Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире. Издательство «Отчий дом». М.. 2008. С.28, 34, 36, 37.
[5] Там же, с. 28.
[6] Свято-Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире. Москва. Издательство «Отчий дом». 2008. С.34.
[7] Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире. М.. «Даниловский благовестник».1995, с. 21-22.
[8]Там же, с. 23.
[9] Иереи Шуйского уезда Владимирской губернии (XIX в. – 1918 г.). Историко-генеалогический справочник. Иваново. 2003. (Сведения предоставлены краеведом А.Шустовым).
[10] Список настоятелей и настоятельниц монастырей за 1907 год // ГАВО. Фонд 556, опись 1, дело № 3738, л.4.
[11]Дело об определении студента семинарии Александра Лаврова во священника во Владимирский Успенский женский монастырь от сентября – октября 1900 года // ГАВО. Фонд 556, опись 1, дело № 4210, л.2-3, л.4.
[12]Ведомость Владимирского Успенского женского монастыря, состоящего во втором классе, за 1890 год. // ГАВО. Ф. 556. Оп. 1. Д. 3501, л.12.
[13] ВЕВ.1891.Неоф.ч., 23 (сведения предоставлены краеведом А.Шустовым).
[14]Там же, 21, 23.
[15]Послужной список настоятельницы Владимирского Успенского женского монастыря игуменьи Маргариты. // ГАВО. Фонд 556, опись 1, дело № 4428, л.3-4.
[16] Свято-Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире. Москва. Издательство «Отчий дом». 2008. С.36.
[17] См. надпись на обороте иконы, подаренной сёстрами Княгинина монастыря игуменье Маргарите в 1913 году (фотография иконы и таблички на обороте имеется в архиве автора).
[18] Отчёт правления 2-го общества Владимирских хоругвеносцев при Княгинином Успенском монастыре. Владимир. 1912, с.3-4..
[19] Улицы Владимира. Ярославль. 1989, с.30.
[20]Прошение коллежского советника Н.С.Стромилова во Владимирскую духовную консисторию об укреплении за Владимирским Успенским женским монастырём 10 десятин и 109 кв. саженей земли при деревне Бортниковой Владимирского уезда, жертвуемой им в пользу монастыря, от 24 мая 1893 года. // ГАВО. Фонд 556, опись 1, дело № 3715, л.6.
[21] Ведомость Владимирского Успенского женского монастыря, состоящего во втором классе, за 1890 год. // ГАВО. Фонд 556, опись 1, дело № 3501, л.2.
[22] Ведомость первоклассного Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря за 1905 год. // ГАВО. Фонд 556, опись 1, дело № 4428, л.1.
[23] Ведомость Владимирского Успенского женского монастыря, состоящего во втором классе, за 1890 год. // ГАВО. Фонд 556, опись 1, дело № 3501, л.2.
[24] Ведомости лиц, проживающих в монастыре на испытании по разным от надлежащего начальства документам за 1890 год. // ГАВО. Фонд 556, опись 1, дело № 3501, л.23.
[25] Отчёт Совета 7-ой школы 1-ой ступени от 20 ноября 1918 года. // ГАВО. Ф. Р-1048. Оп. 1. Д. 59.Л.5.
[26]Ведомости о лицах, проживающих в монастыре на испытании по разным от надлежащего начальства документам за 1905 год. // ГАВО. Фонд 556, опись 1, дело № 4428, л.23.
[27] Там же, л.27.
[28] Анкетный лист А.Ф.Колотиловой. // ГАВО Ф. Р-1048. Оп. 2. Д. 21.Л.136.
[29] Годовой отчёт о работе 7 – ой Советской школы 1 ступени за 1925 – 1926 учебный год, // ГАВО. Ф. Р1048. Оп. 1. Д.467, л. 161; Личные карточки учителей 7-ой школы 1-ой ступени за 1927 год. // ГАВО. Ф. Р1048. Оп. 2. Д. 326, л. 44-51. См. также: Гудкова О.Я.. Школа в монастыре. // Материалы межрегиональной краеведческой конференции (28 апреля 2008 года). Владимир. 2009. С 178-179.
[30] Доклад Владимирской духовной Консистории на имя Его Высокопреосвященства (Архиепископа Сергия) от 1899 года. // ГАВО. Ф. 556. Оп. 1. Д. 4102, л.18.
[31] Там же, л.27.
[32] Отчёт из приходо-расходных книг по Владимирскому Успенскому женскому монастырю за 1899 год». // ГАВО. Ф. 568. Оп. 1. Д. 495, л. 10.-12.
[33] Сберегательная книжка Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря (копия). // ГАВО. Ф.568. Оп. 2. Д. 41, л.1.
[34] Ведомость Владимирского Успенского женского монастыря, состоящего во втором классе, за 1890 год. // ГАВО. Ф. 556. Оп. 1. Д. 3501, л.12.
[35] Две из новооткрытых церковно-приходские школы. // ВЕВ. 1889. № 6. 15 марта. С.163.
[36] Отчёт из приходо-расходных книг по Владимирскому Успенскому женскому монастырю за 1897 год. // ГАВО. Ф. 568. Оп. 1. Д. 492, л.6.
[37] Отчёт Владимирского епархиального училищного Совета о состоянии церковных школ Владимирской епархии за 1901 год. Владимир. 1902 , с.34.
[38] Ведомость Владимирского Успенского женского монастыря, состоящего во втором классе, за 1890 год. // ГАВО. Ф. 556. Оп. 1. Д. 3501, л.12.
[39] Ведомости о послушницах, исполняющих по монастырю разные послушания, за 1905 год. // ГАВО. Фонд 556, опись 1, дело № 4428, л.11.
[40] Там же, л.12,14.
[41] Отчёт правления 2-го общества Владимирских хоругвеносцев при Княгинином Успенском монастыре. Владимир. 1912, с.5.
[42] Там же, с. 8-9.
[43] Там же, с.23, 24-29.
[44] Там же, с.6.
[45] Отчёт Владимирского епархиального училищного Совета при Братстве Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского от 22 марта 1899 года о состоянии церковно-приходских школ. // ГАВО. Фонд 556, опись 1, дело № 4105, л.11.
[46] Отчёт Владимирского епархиального училищного Совета о состоянии церковных школ Владимирской епархии за 1901 год. Владимир. 1902 , с.42.
[47] Отчёт правления 2-го общества Владимирских хоругвеносцев при Княгинином Успенском монастыре. Владимир. 1912, с.11.
[48]Свято-Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире. Москва. Издательство «Отчий дом». 2008. С.42.
Другие статьи
- МОИ ПУТИ К УЧЕНИКАМ
- Компетентностный подход в профессиональном музыкально-педагогическом обазовании
- Сравнительный анализ реализации модуля «Алгоритмизация и программирование. Алгоритмизация» в УМК Босовой Л.Л. и Макаровой Н.В.
- О результатах введения коррекционно - развивающей программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» в 4 классе (КРО).
- Я – учитель музыки
- Саморазвитие специалиста в профессии как фактор его профессиональной самореализации (из опыта работы)
- Публичный доклад
- Оптимизация военно-патриотического воспитания в условиях модернизации Российского образования
- Учимся играя
- Туда сюда по квадратам
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.