Статья "Работа классного руководителя с детьми «группы риска»"
Нина Васильевна Ефимова
08.11.2015
5270
5
"Трудные" дети
Ефимова Нина Васильевна.
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МБОУ Садовской СОШ, филиал с.Лозовое
с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
http://festival.1september.ru/articles/616556/
http://krasivka1.68edu.ru/statistik/kogda%20my%20vmeste.pdf
http://www.inpearls.ru/
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МБОУ Садовской СОШ, филиал с.Лозовое
с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
Работа классного руководителя с детьми «группы риска»
"Если есть забота о жизни и счастье другого, — такие отношения будут всегда прекрасны", - сказал А. С. Макаренко.
Статистика современности неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое, трое, а то и больше детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия, что позволяет обозначать классному руководителю «детей группы риска». Как правило, такие дети неуспешны и в учебной деятельности, и в социальной адаптации. Даже когда у них появляется желание работать, достичь успеха им мешает неспособность выдержать даже небольшое трудовое напряжение. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияния семьи, улицы. Как писал А.С.Макаренко, «такому ребенку на каждом шагу мерещится несправедливость, он уже по привычке считает необходимым принять защитно-угрожающую позу, в любом слове и движениях других ему видятся чуждые и враждебные силы».
У меня в классе трое учеников такой группы. Это Алеша, Стас и Ната – ученики 8 класса. На первый взгляд, эти дети совсем разные. Стас – непоседливый, грубый, агрессивный мальчик. Алеше – спокойный, выдержанный, равнодушный. Ната – добрая, но очень замкнутая девочка, с которой не общаются одноклассники. Но их всех объединяет одно: они находятся в зоне риска. Что же в их общего?
Классным руководителем я стала в этом классе год назад, а не, как положено, с 5 класса. Я знакомилась с семьями учеников, тесно общалась с учениками во внеурочное время и поняла, что эти дети недолюбленные родителями, обозленные на весь белый свет.
Стас воспитывается в семье, в которой очень много агрессии со стороны мамы. Эта агрессия распространяется на всех: мужа, детей, учителей, жителей поселка. В доме царит мат, грубость. Большую часть времени мальчик проводит на улице. Он не приучен к элементарному труду. Мне приходилось учить его мыть полы. Мама не уделяет внимания его учебе: купив решебники по предметам, она тем самым уклонилась от помощи сыну в учебе. Категоричность в разговоре – это ее конек.
Другой ученик Алексей маме не нужен совсем, она хотела бы сдать его в интернат, если было бы можно. Она не занимается его воспитанием. Конечно, ей трудно: воспитывает ребенка одна, работать ездит за 20 километров, но и в свободное время она не бывает не с ним, а в компании друзей. И Алеша больше времени стал проводить на улице, научился обманывать, красть у матери деньги на сигареты, стал пропускать уроки, не выполнять домашние задания. На мой вопрос, как часто она бывает вместе с сыном, мама ответила, что ему с ней неинтересно!
Ната – спокойная, забитая девочка из семьи, в которой пьющий отец-тиран третирует мать. Мама работает дояркой, трое детей, дети не приучены к элементарной чистоте. Поэтому среди одноклассников Ната – изгой в классе. Учится она слабо. В этом году стала пропускать занятия без уважительной причины, пользуясь тем, что мама с раннего утра и до позднего вечера на работе.
Я посетила несколько раз каждую из семей, познакомилась с родителями, посетила уроки других преподавателей в этом классе. Наблюдение за процессом обучения и воспитания детей «группы риска» в семье позволило мне определить, в чем состоят их основные трудности при выполнении любой деятельности:
У меня в классе трое учеников такой группы. Это Алеша, Стас и Ната – ученики 8 класса. На первый взгляд, эти дети совсем разные. Стас – непоседливый, грубый, агрессивный мальчик. Алеше – спокойный, выдержанный, равнодушный. Ната – добрая, но очень замкнутая девочка, с которой не общаются одноклассники. Но их всех объединяет одно: они находятся в зоне риска. Что же в их общего?
Классным руководителем я стала в этом классе год назад, а не, как положено, с 5 класса. Я знакомилась с семьями учеников, тесно общалась с учениками во внеурочное время и поняла, что эти дети недолюбленные родителями, обозленные на весь белый свет.
Стас воспитывается в семье, в которой очень много агрессии со стороны мамы. Эта агрессия распространяется на всех: мужа, детей, учителей, жителей поселка. В доме царит мат, грубость. Большую часть времени мальчик проводит на улице. Он не приучен к элементарному труду. Мне приходилось учить его мыть полы. Мама не уделяет внимания его учебе: купив решебники по предметам, она тем самым уклонилась от помощи сыну в учебе. Категоричность в разговоре – это ее конек.
Другой ученик Алексей маме не нужен совсем, она хотела бы сдать его в интернат, если было бы можно. Она не занимается его воспитанием. Конечно, ей трудно: воспитывает ребенка одна, работать ездит за 20 километров, но и в свободное время она не бывает не с ним, а в компании друзей. И Алеша больше времени стал проводить на улице, научился обманывать, красть у матери деньги на сигареты, стал пропускать уроки, не выполнять домашние задания. На мой вопрос, как часто она бывает вместе с сыном, мама ответила, что ему с ней неинтересно!
Ната – спокойная, забитая девочка из семьи, в которой пьющий отец-тиран третирует мать. Мама работает дояркой, трое детей, дети не приучены к элементарной чистоте. Поэтому среди одноклассников Ната – изгой в классе. Учится она слабо. В этом году стала пропускать занятия без уважительной причины, пользуясь тем, что мама с раннего утра и до позднего вечера на работе.
Я посетила несколько раз каждую из семей, познакомилась с родителями, посетила уроки других преподавателей в этом классе. Наблюдение за процессом обучения и воспитания детей «группы риска» в семье позволило мне определить, в чем состоят их основные трудности при выполнении любой деятельности:
- слабая ориентация в учебной и практической ситуации;
- неумение анализировать свои поступки;
- импульсивность действий;
- неспособность к планированию;
- несамостоятельность;
- отвлекаемость;
- несобранность;
- быстрая утомляемость.
Требования к результатам образования растут, а данные трудности усугубляют результат каждого участника образовательного процесса. Появляются проблемы, которые необходимо решать комплексно, а именно, в процессе социально-педагогической работы с детьми «группы риска». Ведущая роль принадлежит социальному педагогу и классному руководителю, целью которых является - оказание квалифицированной социально-педагогической помощи обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации. В нашей школе социального педагога нет, и вся работа ложится на плечи классного руководителя.
На первом этапе я несколько раз в течение года посетила семьи этих детей, чтобы представить полную картину обстановки в семье, в которой воспитываются дети. Посетила ряд уроков других преподавателей, побеседовала с ними о результатах успешности детей этой группы, их отношении к данным предметам. В результате беседы выяснилось, что дети любят заниматься на уроках технологии, физкультуры, географии, информатики. Проанализировав пропуски уроков, я сделала вывод: эти ребята пропускают занятия, когда дома нет родителей.
На втором этапе я составила карту семьи, индивидуальную карту ребенка, социальный паспорт ребенка. Составила психолого-педагогическую характеристику каждого ученика, обозначив в ней состояние здоровья каждого из ребят, наметила программу работы с этими детьми, в которой главным пунктом стоял контроль за учебой, поведением и, конечно, вовлечение этих детей в школьные дела, внеклассную деятельность и занятия спортом. Стас любит танцевать брейк, поэтому его участие в художественной самодеятельности стало необходимой составляющей. Он участвовал также в соревнованиях за честь школы. Алексей стал заниматься в ДК. Начал играть в теннис. Нате вменили в обязанность уход за цветами в классе. Я провела несколько внеклассных мероприятий, предназначение которых сплотить детей, сделать их коллективом. Одно из них – проводы Масленицы. Мы вместе с ребятами делали Масленицу, сжигали ее, пили чай с блинами, играли. Дети были довольны. Им было весело. Другое мероприятие – это экскурсия на конфетную фабрику. Мы живем в селе, и каждый такой выезд имеет для детей огромное значение. В таком коллективном мероприятии все дети равны, общаются на равных, нет изгоев.
Большое значение имеют в программе проведение классных часов на этические темы: о курении, об ответственности детей за свои поступки. Такие классные часы – необходимая часть программы, которую я составила для работы с ребятами «группы риска». Также большое значение имеют индивидуальные занятия предметников с такими ребятами. Ведь по причине слабого усвоения знаний, пропусков уроков, знания у таких детей слабые, они не успевают на уроке усвоить материал, и после уроков с ними приходится заниматься индивидуально.
В своей работе по оказанию помощи учащимся «группы риска» и их семьям, классный руководитель взаимодействует со всеми специалистами центра или службы комплексного сопровождения, прежде всего, социальным педагогом, учителями-предметниками, медицинской службой и представителями администрации. Но часто классный руководитель бывает представлен один во всех лицах, и это в порядке вещей для маленьких сельских школ. Школы маленькие, а проблемы такие же большие.
Я считаю, что работа с ребятами «группы риска» сразу не может дать положительных результатов, постепенно мы придем к нему, если будем действовать вместе: школа, семья и неравнодушные люди.
Далеко не все дети, находящиеся в «зоне риска» и имеющие подобные проблемы переходят в «группу риска». Предотвратить такой переход можно при наличии специально созданных условий, главное из которых – сопровождение каждой проблемной детской группы особой программой социально-педагогической поддержки.
Источники: На первом этапе я несколько раз в течение года посетила семьи этих детей, чтобы представить полную картину обстановки в семье, в которой воспитываются дети. Посетила ряд уроков других преподавателей, побеседовала с ними о результатах успешности детей этой группы, их отношении к данным предметам. В результате беседы выяснилось, что дети любят заниматься на уроках технологии, физкультуры, географии, информатики. Проанализировав пропуски уроков, я сделала вывод: эти ребята пропускают занятия, когда дома нет родителей.
На втором этапе я составила карту семьи, индивидуальную карту ребенка, социальный паспорт ребенка. Составила психолого-педагогическую характеристику каждого ученика, обозначив в ней состояние здоровья каждого из ребят, наметила программу работы с этими детьми, в которой главным пунктом стоял контроль за учебой, поведением и, конечно, вовлечение этих детей в школьные дела, внеклассную деятельность и занятия спортом. Стас любит танцевать брейк, поэтому его участие в художественной самодеятельности стало необходимой составляющей. Он участвовал также в соревнованиях за честь школы. Алексей стал заниматься в ДК. Начал играть в теннис. Нате вменили в обязанность уход за цветами в классе. Я провела несколько внеклассных мероприятий, предназначение которых сплотить детей, сделать их коллективом. Одно из них – проводы Масленицы. Мы вместе с ребятами делали Масленицу, сжигали ее, пили чай с блинами, играли. Дети были довольны. Им было весело. Другое мероприятие – это экскурсия на конфетную фабрику. Мы живем в селе, и каждый такой выезд имеет для детей огромное значение. В таком коллективном мероприятии все дети равны, общаются на равных, нет изгоев.
Большое значение имеют в программе проведение классных часов на этические темы: о курении, об ответственности детей за свои поступки. Такие классные часы – необходимая часть программы, которую я составила для работы с ребятами «группы риска». Также большое значение имеют индивидуальные занятия предметников с такими ребятами. Ведь по причине слабого усвоения знаний, пропусков уроков, знания у таких детей слабые, они не успевают на уроке усвоить материал, и после уроков с ними приходится заниматься индивидуально.
В своей работе по оказанию помощи учащимся «группы риска» и их семьям, классный руководитель взаимодействует со всеми специалистами центра или службы комплексного сопровождения, прежде всего, социальным педагогом, учителями-предметниками, медицинской службой и представителями администрации. Но часто классный руководитель бывает представлен один во всех лицах, и это в порядке вещей для маленьких сельских школ. Школы маленькие, а проблемы такие же большие.
Я считаю, что работа с ребятами «группы риска» сразу не может дать положительных результатов, постепенно мы придем к нему, если будем действовать вместе: школа, семья и неравнодушные люди.
Далеко не все дети, находящиеся в «зоне риска» и имеющие подобные проблемы переходят в «группу риска». Предотвратить такой переход можно при наличии специально созданных условий, главное из которых – сопровождение каждой проблемной детской группы особой программой социально-педагогической поддержки.
http://festival.1september.ru/articles/616556/
http://krasivka1.68edu.ru/statistik/kogda%20my%20vmeste.pdf
http://www.inpearls.ru/
Другие статьи
- Маленькие секреты успешной презентации
- Правовое регулирование отношений в сфере образования
- Направления воспитательной работы классного руководителя в условиях реализации ФГОС
- Веб-квест
- Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников.
- Проект "Память, которой не будет конца". Из опыта работы.
- Правила соревнований (БАДМИНТОН) "Специальной олимпиады России"
- Технология использования тренажёров на дистанционных уроках русского языка
- Обобщение опыта по теме самообразования учителя музыки "«Использование технологии проблемного обучения как средство патриотического воспитания»
- Использование ИКТ на уроках физики
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Нина Васильевна, большое спасибо Вам за замечательную статью. Ваш богатый опыт классного руководителя обязательно будет служить примером для многих начинающих и опытных педагогов. С уважением Гульнара Айтуганова.
Гульнара Айтуганова, дата: 13.11.2015 в 18:25
#2 Поучительная статья на практическом примере опытного учителя будет действительно полезна для всех педагогов, кто работает не только с такими детьми, но и для всех, кто работает в школе в качестве классных руководителей. Прочитала с интересом. Спасибо за приглашение.
Ольга Степанова, дата: 14.11.2015 в 8:00
#3 Сколько таких детей в каждой школе? Один, два, десять? И их становится все больше и больше.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 14.11.2015 в 9:21
#4 Спасибо за представление своего опыта работы. Данное направление воспитательной работы очень и очень актуально, особенно в образовательных организациях СПО, где подростков из "зоны риска" и "группы риска" достаточно много.
Татьяна Образцова, дата: 14.11.2015 в 10:20
#5 Нина Васильевна, статья актуальна как никогда. Детей "группы риска" становится всё больше, к сожалению. И только внимательное, систематическое и плановое отношение учителя поможет делать маленькие, но важные шаги в этом направлении.
Татьяна Пылаева, дата: 14.11.2015 в 11:09
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.