С нами 15418 учителей, 5268 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Использование метафорических ассоциативных карт в профориентационной работе"

Брашко Евгения Владимировна,
зам.директора по НМР
МАОУ СОШ № 67 с углубленным
изучением отдельных предметов
г.Екатеринбурга

Использование метафорических ассоциативных карт в профориентационной работе
 

     Перед школьными специалистами в области профориентации общество ставит задачу полноценного, системного и постепен­ного формирования субъекта самоопределения. Однако следует отметить, что сегодня методы, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом, не работают. Подавляющее большинство учащихся уже при ответе на второй-третий вопрос в методике, бессознательно подгоняют ответ под нужный результат.  Мы видим налицо противоречие. С одной стороны, у старшеклассников есть интерес к самопознанию, выбору будущей профессии и определению своей дальнейшей образовательной траектории, с другой стороны, зарекомендовавшие себя в прошлом методы работы, не пользуются спросом у современных подростков. Необходимо сократить до минимума работу с тестами, предоставляя школьникам с помощью других методик сосредоточиться на интересующих вопросах, попытках найти ответ. Предлагается заменить часть диагностик в форме теста на сопровождение процесса поиска себя выпускником школы, осознания им своих противоречий, своих возможностей и ограничений с помощью метафорических ассоциативных карт (МАК), так как работа по развитию профессиональных навыков и коррекции противоречивых взглядов должна происходить в удобном для школьника режиме – через ассоциации, выполнение упражнений с последующей рефлексией. Таким образом, работа ведется на двух уровнях - глубинном (ассоциативные, метафорические карты, фотоколлаж) и личностном (сочинение, рефлексия, экскурсии), когда захвачены и бессознательный, и сознательный уровни.

     Какие же наборы МАК могут подойти для данной работы? Самые разнообразные. Лучше всего начинать с нейтральных карт, которые вовлекают учащихся в беседу, снимают напряжение, заинтриговывают. Поэтому свою работу по сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников начинаю с сочинения («Почему я не могу выбрать профессию» или «Почему я выбираю профессию …» - указывается конкретная профессия) и работы со спектрокартами (авторы А.Копытин и У.Холкала), которые создают атмосферу  безопасности, доверия и безбоязненного высказывания собственного мнения.

     Спектрокарты относятся к общей группе ассоциативных карт. Фотографические образы обладают значительным потенциалом для активизации творческого мышления. Фотография затрагивает многие проблемы бытия современного человека, его глубинные мотивы и страхи, сознательное и бессознательное. Она непрерывно связана с процессом развития и социализации, а также общением людей. Кроме того, она тесно связана с игрой и творческими способностями человека. Всё это делает фотографию незаменимым помощником в работе с учащимися, которые по каким-либо причинам не решаются высказывать свои мысли вслух [1]. Кто-то боится смешков, кто-то боится быть искренним, кто-то опасается, что его внутренние переживания станут известны другим. Фотографии позволяют говорить как бы не о себе, что делает процесс более комфортным. Неслучайно в последние годы в разных странах мира стремительно повышается интерес к использованию фотографии с целью развития человеческого потенциала [1. С. 9]. Спектрокарты применяются с целью повышения эффективности обучения и тренинга.

      Сочинение и работа со спектрокартами позволяет сформулировать проблемный вопрос, выдвинуть гипотезы о том, что мешает учащимся сделать выбор (хотя бы предварительный) будущей профессии и учебного заведения. Так например, 58,7% старшеклассников основными причинами невозможности выбора профессии называют интерес ко многим наукам и профессиям сразу, незнание своих сильных и слабых сторон, «недостаточную информированность о профессиях, страх ошибиться, неуверенность в собственных силах и др. В итоге на первом этапе подавляющее большинство старшеклассников формируют запрос: они хотели бы научиться видеть свои сильные и слабые стороны, определять ресурсы.

     В работе с  ресурсами, на мой взгляд, лучше  использовать карты ОН, хотя можно и любые другие МАК.

          Учащиеся, не глядя, вытаскивают из колоды картинки, а потом говорят о том, какие их личные качества позволяют им добиться успеха в жизни. Уже через 20 минут учащиеся рассказывают о своих сильных и слабых сторонах,  находят положительные черты в том, что считали своим недостатком. Увлеченно работают даже самые застенчивые и нерешительные учащиеся!  Вот некоторые из наиболее часто встречающихся ответов учащихся о своих сильных сторонах:  коммуникативные способности,  забота о своем здоровье,  умение приносить радость людям,   знание тайп-менеджмента;  готовность проявить настойчивость и дух соревнования;  открытость новому, готовность к экспериментам;  умение отказаться от чего-либо; надежные друзья;  поддержка и понимание близких.
           Творческий  этап работы  начинается с группового совместного рассказа. Используются проективные сказочные карты Н.Олифирович и Г.Малейчук.

            Метафорические ассоциативные карты– это  приглашение в мир сказки, мир фантазии, мечтаний и волшебства. С помощью карт глубинные переживания, такие как страхи, желания, внутренние конфликты, нереализованные мечты, выражаются свободнее и легче [2]. Учащиеся, используя картинки сказочных героев, составляли психологический портрет своей группы и в соответствии с полученной характеристикой подбирают профессии.  «Сказочная история – история, структурированная определенным образом, содержащая элементы волшебства и определенную мораль. Может служить проективным материалом для терапевтической работы благодаря возможности: идентификации себя с героем; поиска выхода из сложной ситуации; обнаружения скрытых ранее ресурсов и др.» [2.С. 106].
           Авторы методики утверждают, что, о чем бы ни был рассказ, он будет отражать портрет его автора. Рассказ учащиеся сочиняли по типу цепочки, когда каждый последующий участник старается продолжить мысль предыдущего. Выбрав наугад картинки из колоды сказочных карт, они придумывали историю. Затем учащимся предлагалось подумать о том, что можно было бы сказать о человеке, рассказавшем такую историю: его характер, страхи, мечты и т.д. Составлялся портрет человека. Как правило, портрет оказывался противоречивый. Учащимся ставилось условие задачи: представить себя психологом-консультантом кадровой службы, в которую обратился клиент, портрет которого они только что все вместе составили. Необходимо подобрать профессию клиенту, удовлетворяющую его внутренние запросы. Во время обсуждения учащимся был задан вопрос, что общего в получившемся рассказе и рассказчиками. Например, одна из групп отметила, что все они любят общаться, поэтому и герои сказки такие общительные, у них много знакомых. Таким образом, групповой рассказ позволил учащимся увидеть себя со стороны.
         Метафорические карты «Окна и двери» обладают уникальной возможностью позволить учащимся увидеть со стороны свою готовность взаимодействовать с внешним миром. Выбирая из колоды понравившиеся окна (символ готовности к диалогу) или двери (символ барьера), старшеклассники могли оценить внутреннюю готовность к диалогу.  
     Набор «Пути-дороги» позволяет поразмышлять старшеклассникам о выбранной траектории получения дальнейшего (профессионального) образования.  В работе с ассоциативными и другими картами очень важно обсуждение. Именно обсуждение в группе позволяет учащимся увидеть противоречия в высказываниях, понять ошибочность некоторых своих взглядов.  Уходя с занятия после работы с метафорическими картами учащиеся написали ответ на вопрос «С чем вы уходите с занятия?» (рефлексия). Вот некоторые ответы:  «Проделанная работа заставила задуматься о профессии, появилось чувство спокойствия»;  «Я ухожу с урока с чувством того, что я сделала правильный выбор профессии, обязательно добьюсь своей цели»;  «Осознал, что меня интересует работа с минимальным общением»; «Поняла, наконец, чего я хочу на самом деле».
          Поговорить о самооценке помогают наборы «Дерево как образ человека» (Г.Кац и Е.Мухаматуллина, «Генезис», 2014)  и «Роботы» (Т.Ушакова, «Генезис», 2015).

        В набор «Дерево как образ человека» входят наборы карт с изображением деревьев. С деревьями у людей связано очень много ассоциаций. Использование карты с изображением дерева дает огромное поле для  размышления о себе. Дерево – это и символ ресурсности. Визуально образ дерева напоминает образ человека: ствол – тело, ветви – руки, кора – кожа, корни – родственные связи и т.д. Ассоциирование человека с деревом встречается во многих культурах. Работа с образом дерева может дать важную информацию о человеке, помогает ему самому понять, каким он видит себя, как оценивает и как чувствует себя в данный момент, какими силами располагает. В комплект «Роботы» входят наборы частей тела: голова, туловище с руками, ноги. Так что можно создать картинку, комбинируя разные части. Это позволяет увидеть восприятие себя как целого, узнать, как видят тебя другие, поразмышлять об адаптации к новым условиям.
       Узнать особенности эмоционального состояния, исследовать свой внутренний мир, причины своего поведения, понаблюдать за своими реакциями на внешний мир позволяет набор «О природе и погоде. Метафора  эмоциональной сферы» (Г.Кац и Е.Мухаматуллина, «Генезис», 2014).

        Сделать выбор, осознать свое отношение к различным видам деятельности или вузам позволяют ассоциативные метафорические фотокарты «Переход» (Огненко Н., «Речь», 2014), увлекая старшеклассников исследовать пространства собственной души и личностного роста.
         Одновременно с диагностическим проходит и информационный этап работы. С помощью информационных систем «Образование66», «В помощь школьнику», «Учим 66» и ряд подобных учащимся предлагается подобрать информацию об интересующих, необычных, самых высокооплачиваемых, самых редких, самых престижных профессиях («ТОП-5»). Таким образом осуществляется ненавязчивое информирование учащихся о мире профессий и путях получения профессионального образования. Школа также участвует в городском проекте «Профи-дебют: масштаб – город», в ходе которого посещают различные вузы города, проходят во время Дней открытых дверей профессиональные пробы. Второй год на базе школы проходит и «Вуз-марафон»: представители вузов приезжают на один урок к старшеклассникам и за 40 минут знакомят их с 5-6 высшими учебными заведениями: рассказывают, показывают видеофильмы, отвечают на вопросы.
      Таким образом, учащиеся к концу 11 класса имеют представление о себе, своей самооценке, взглядах на жизнь, планируют профессиональные образовательные маршруты. Сокращается втрое число учащихся, затрудняющихся в выборе профессии, о чем свидетельствуют данные результатов мониторингов 2012-2015 гг. (выпуски 2014 и 2015 уч.гг.).

 
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Халкола У. Копытин А.И. Спектрокарты: Краткое методическое руководство по применению в психотерапии и психологическом консультировании. – СПб.: Речь, 2012.
  2.  Кац Г., Мухаматулина Е. Метафорические карты. Руководство для психолога. – М.: Генезис, 2013.
  3. Ушакова Т. Метафорические карты «Роботы». Работа с детьми, подростками и родителями. – М.: Генезис, 2015.
  4. Огненко Н. Переход. Ассоциативно-метафорические фотокарты: проективная методика. – СПб.: Речь, 2014.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.