Статья "Сплочение коллектива ( из опыта работы)"
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОБУ Новобурейская СОШ № 1
п.Новобурейский, Амурская область
Являясь классным руководителем 4 «б» класса я ставила перед собой следующие педагогические задачи:
- создавать благоприятные психолого-педагогические условия для развития и становления личности младших школьников;
- создавать условия для формирования детского коллектива;
- воспитывать товарищеские взаимоотношения, умение помогать друг другу, развивать навыки культурного поведения;
- воспитывать сознательную дисциплину, ответственное отношение к учению, трудовой деятельности;
- воспитывать патриотизм, любовь к своему краю, уважение к старшим, доброту, бережливость, прилежание, любознательность, стремление быть сильным, ловким, вести здоровый образ жизни;
- изучать индивидуальные особенности каждого ребёнка, привлекая родителей для сотрудничества в обучении и воспитанию детей.
Учащиеся являются жителями города Светлячков.
По желанию учащиеся были распределены по лучикам: Труда, Здоровья, Спорта и Физкультуры, Образования и Всезнаек, активного чтения. Распределение обязанностей среди учащихся способствовало развитию самостоятельной активности учащихся, ответственности и трудолюбия, формированию организационных и личностных компетенций.
Системную работу с учащимися строила через проведение классных и внеклассных мероприятий согласно плану воспитательной работы.
Для организации системы отношений использовала разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса: праздники, соревнования, викторины, презентации, олимпиады, конкурсы, игры, классные часы, экскурсии.
Включала учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей и воспитанию чувств и качеств личности: исследовательскую, творческую, трудовую.
Мероприятия, проведённые в рамках предметных недель, способствовали развитию познавательного интереса, любознательности, интеллекта, ответственному отношению к учению. Предметные олимпиады способствовали развитию индивидуальных способностей учащихся. Классные и общешкольные предметные олимпиады - одна из форм работы с одарёнными детьми. В этом году учащиеся класса принимали участие в Международной игре по русскому языку «Ёж», что также способствовало развитию одарённости, развитию познавательного интереса. Ребята учились применять свои знания в нестандартной ситуации, работать с текстом. Участие в подобных мероприятиях имеет и воспитательный эффект – у ребят воспитывается ответственность, формируется самооценка (они защищают честь своей фамилии, класса, школы), положительное отношение к учёбе, личностный смысл учения. Учащиеся класса занимали призовые места.
Большое внимание было уделено патриотическому воспитанию, формированию чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, гордости за своих родственников, свою семью. Класс участвовал в смотре солдатской песни и победил в номинации «Оригинальность и находчивость». Проведён классный час «Моя малая Родина», классный час посвящённый Дню Победы, участвовали в районном этапе конкурса «Земля и люди», организовано посещение концерта ко Дню Победы «Эх, дороги». На весенних каникулах состоялась туристическая поездка в г. Хабаровск, благодаря ей, дети узнали об истории, культуре, обычаях Дальневосточного края.
Большая работа велась по воспитанию потребности вести ЗОЖ. Состоялся актуальный разговор о здоровье, который подготовила и провела работник районной библиотеки Гурская С.Г., председатель родительского комитета Деркач Е.В. рассказала детям об инфекционных заболеваниях и путях их предотвращения, проведён классный час по теме «Здоровые дети – здоровая семья».
Формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств способствовали посещение цирковых представлений, участие в конкурсах рисунков, поделок. Вместе с этим ребята учились вести себя в общественном месте, развивали навыки культурного поведения.
В классе продолжаются добрые традиции. Одна из них - поздравления именинников. Традиционны поздравления девочек ко дню 8 Марта и мальчиков ко Дню Защитника Отечества. В организации праздников девочки проявили самостоятельность, организаторские способности, а мальчики – уважение и дисциплинированность.
Ежедневное дежурство в классе, генеральные уборки класса, индивидуальные трудовые поручения, участие класса в субботнике способствовало воспитанию трудолюбия, ответственности, бережному отношению к окружающим предметам.
Ребята отзывчивы к окружающим, чужой беде. Так в этом году, как и в прошлом, многие откликнулись на благотворительные акции «Учёба для всех», «Милосердие», «Забота», традиционным стало изготовление открыток и поздравление пожилых людей в октябре ко Дню пожилого человека и в мае ко Дню Победы.
Использовала разные формы работы с родителями. Наряду с родительскими собраниями использовала индивидуальные и групповые консультации, совместные праздники. На совместных мероприятиях родители смогли увидеть своих детей во внеучебной деятельности, их активность, их способности. Итогом четырёх лет обучения стал праздник прощания с начальной школой.
В течение всего года родители были активными участниками и помощниками в воспитательной работе, принимали активное участие в походах выходного дня, праздниках, помогали в их подготовке. Только совместная работа учителя, учеников и родителей создаёт благоприятные предпосылки для создания дружного коллектива единомышленников.
Все проведённые мероприятия оказали положительное влияние на членов коллектива. Совместная деятельность по их подготовке и проведению способствовали формированию детского коллектива, воспитанию товарищеских взаимоотношений, формированию у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров, здорового образа жизни, развитию мотивов учебной деятельности.
Ещё одна традиция в классе – обмен настроением, обсуждение новостей в начале каждого рабочего дня. Не остались без внимания и новые научные открытия, и удивительные явления в природе, и новости спорта, успехи и неудачи российских команд, и просмотренные фильмы, телепередачи и многое другое – всё, что взволновало и вызвало интерес ребят. Ребята с интересом слушают друг друга, поддерживают, высказывают свои мнения.
Сложившиеся традиции и совместные праздники способствуют сплочению детского коллектива, установлению тесных взаимоотношений, учит внимательно относиться друг к другу. Кроме этого, способствуют становлению таких личностных качеств, как доброжелательность, умение слушать и слышать друг друга, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Подводя итоги года, можно сделать вывод о положительном результате воспитательной работы в классе. Ребятам в школе интересно, у них развиты мотивы учебной деятельности. Несмотря на возникающие иногда проблемы, они дружны, терпимы друг к другу, стараются не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Ребята помогают друг другу, доброжелательны, неравнодушны к чужой беде, отзывчивы, сопереживают чувствам других людей. Они адаптированы, умеют договариваться с одноклассниками и учителями.
- Методические рекомендации по обследованию ребенка специалистами внутришкольного медико-психолого-педагогического консилиума
- Эстетическое развитие на уроках математики
- Оптимизация военно-патриотического воспитания в условиях модернизации Российского образования
- ВЛАДИМИРСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1918 – 1923)
- Особенности творчества младших школьников
- Я – учитель музыки
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-ПРОЕКТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
- Всероссийская олимпиада школьников: как подготовить победителя?
- Из опыта работы кружка
- Использование презентаций в процессе обучения историии культуры родного края в специальной (коррекционной) школе VIII вида