С нами 17282 учителя, 7323 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях коррекционной школы - интерната "
Трачук Наталья Михайловна,
заместитель директора ГБОУ АО «Савинская СКОШИ»
п. Савинский,  Плесецкого района, Архангельской области
 
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях
коррекционной школы - интерната
 
  «Забота о  человеческом здоровье,
тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего,
забота о гармонической полноте всех физических и
духовных сил, и венцом этой гармонии является
радость творчества».
В.А. Сухомлинский
     Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. При поступлении ребенка в школу повышается  нагрузка на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.
     «Здоровьеформирующие образовательные технологии» - по определению Н.К.Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни».  
     На сегодняшний день тема «сохранение здоровья» – очень важная и актуальная. Что мы, педагоги, можем и должны сделать для сохранения и укрепления здоровья обучающихся? В данной статье кратко обобщен опыт работы специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида в направлении здоровьесбережения.
     План работы ГБОУ АО «Савинская СКОШИ» ежегодно включает   следующие направления деятельности с позиции здоровьесберегающих технологий:
1.  здоровьесберегающее обучение (построение уроков, воспитательных мероприятий на здоровьесберегающей основе);
2.  соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
3. пропаганда здорового образа жизни.
     Основополагающими принципами подобной деятельности в условиях школы-интерната является:
1. Использование  разнообразных  форм  проведения любых занятий.
2. Рациональное использование всех сенсорных каналов сбора внешней информации, у присутствующих на занятиях детей, для повышения эффективности качества всего учебно-воспитательного процесса
3.  Обязательное ритмичное чередование на уроках физических и интеллектуальных нагрузок на ребенка в течение всего времени.
4. Рационализация питания детей.
5. Организация и проведение учебно-воспитательных занятий, на которых доминирует коллективное или самостоятельное творчество детей, в рамках выполнения выбранных на занятиях учебных общеобразовательных тем, психодинамических упражнений, взаимодействия детей с искусством, конкретным бытовым трудом.
6. Повышение требовательности к поддержанию в помещениях, где проводятся занятия с детьми, комфортных условий для их деятельности.
     Только при соблюдении названных принципов во время проведения всех занятий со школьниками можно говорить о возможности укрепления здоровья ребенка в школе.
     Важнейшими критериями направления работы педагогов являются результаты ежегодной диспансеризации обучающихся. По плану диспансеризации проводится лабораторное обследование, аппаратное обследование (ЭКГ, УЗИ органов брюшной полости и почек, щитовидной железы и т.д.), осмотр врачами – специалистами: хирург, ортопед, уролог-андролог, эндокринолог, стоматолог, окулист, невролог. Результаты и  рекомендации врачей-специалистов заносятся в индивидуальные карты сопровождения обучающихся (раздел «Медицинские данные»), доводятся до сведения  родителей (законных представителей), являются обязательными к исполнению и учитываются педагогами при организации учебно-воспитательного процесса.
      Ежегодный план работы включает различные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Согласно этому плану в школе-интернате проводится первенство школы по настольному теннису и футболу, стало традиционным проведение   «Декад здоровья», участие в областных  соревнованиях по легкой атлетике, лыжам, настольному теннису, бочче, ежегодное участие в Областной специальной олимпиаде среди специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Обучающиеся и воспитанники школы-интерната являются не только постоянными участниками, но и  призерами районных и областных спортивных  мероприятий.
     Целью проведения ежегодных декад здоровья является содействие формированию у обучающихся  потребности к здоровому образу жизни.  В рамках декад здоровья проводятся следующие мероприятия:
- классные часы, викторины, конкурсы, игры различной тематики
- рейды «Чистая спальня», «Чистый класс», «Опрятный ученик», «Чистое полотенце» и т.д.
- спортивные соревнования
- клубы выходного дня (КВД)
- выпуск агитационных плакатов: «О пользе зарядки», «О пользе правильного питания», «О  пользе закаливания» и т.д.
- выставки рисунков: «В гостях у Витаминки», «Вредным привычкам – НЕТ!» ит.д.
- «День силача» - сдача спортивных нормативов и другие мероприятия.
     Соблюдение условий здоровьесбережения является необходимым при проведении уроков в коррекционной школе VIII вида, поскольку направлены не только на сохранение физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, но и на сохранность их психического состояния, на развитие и коррекцию высших психических функций. Поэтому, особое внимание уделяется правильной организации  и проведению уроков и воспитательных мероприятий, а именно:
1. обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2. число видов учебной деятельности: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. ;
3. среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности;
4. способы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.;
5.   чередование видов преподавания;
6. наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся;
7. место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8. рассаживание обучающихся, позы, чередование поз;
9. физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность;
10. наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
11. психологический климат на уроке, наличие на уроке (занятии) эмоциональных разрядок: шуток, улыбок и т.д.
     С учётом возрастных особенностей и потребности в двигательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  важное место педагоги школы-интерната на уроках уделяют  проведению физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания. Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В то же время, многие психологи отмечают значимость активных форм деятельности на уроке как условия успешного обучения.
     Учитывая, что большинство детей школы-интерната не только обучаются, но и проживают  круглосуточно, особое внимание уделяется  соблюдению режима дня: ежедневная утренняя зарядка,  прогулки на свежем воздухе, время организации самоподготовки и воспитательных мероприятий  и т.д.
Сохранению и укреплению здоровья обучающихся способствует рациональное  сбалансированное питание: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, которое соответствует требованиям СанПиН.
     Таким образом,  правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях школы-интерната, может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие здоровья обучающихся.  
 
Литература и источники:

1.  Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие  технологии и психология здоровья в школе. М.АРКТИ,2005.
2.  Шамова Т.И. Укрепление развитием здоровьесберегающей среды в школе, М.2008.
3.nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/10/06/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-vospitatelnom-protsesse-v
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ