С нами 17341 учитель, 7338 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Стиль общения педагога с детьми"
 Титова Валентина Николаевна,
учитель математики, высшая квалификационная категория,
Симеизский учебно-воспитательный комплекс,
г. Ялта, Республика Крым
 
Стиль общения педагога с детьми
 
Учитель и ученик растут вместе.
Конфуций
 
         Каждый учитель знает поговорку о слове, которое не воробей, и  дальше по тексту. И мы стараемся быть как можно аккуратнее со словами. Особенно, если эти слова мы относим к собственным ученикам. Каждому известно, что одно необдуманное слово может в корне изменить отношение ребенка к школе, учителю и к процессу обучения в целом. Более того, современные дети совсем другие, дети информационной эпохи, в представлении которых даже опыление цветка происходит через  Wi-Fi.
На самом деле, мы все в одной лодке, на одной ветке и от того, насколько мы готовы слушать друг друга, взаимодействовать вместе зависит, сможем ли спасти новое поколение от записи его в потерянное.
 
Нас время шлифует то болью ,то ранкой.
Чем чаще удары ,тем лучше огранка.
Шедевром искусства мы станем не сразу.
Любой бриллиант был когда-то алмазом.
Ирина Ашомко
 
 
     В общих чертах стиль общения педагога с детьми должен характеризоваться доброжелательностью, уважительными отношениями друг к другу, взаимной требовательностью, доверием, естественностью, искренностью, правдивостью. В теоретической литературе, посвященной проблемам общения, можно найти разные классификации стилей общения.
По большому счету, Только на своем опыте методом  проб и ошибок, спустя несколько лет некоторые учителя начинают понимать, с кем и как себя вести, как управлять классом, держать дисциплину. Некоторые сбегают из школы после первой же практики, некоторые так и остаются в счастливом неведении, как можно в классе с тридцатью подростками без применения насилия и оскорблений вести полноценный  урок. 
 
Посредственный  учитель  излагает.
 Хороший  учитель объясняет
 Выдающийся учитель показывает.
 Великий учитель вдохновляет.
 
       Стиль общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью характеризуется устойчивым положительным отношением студента к детям, к педагогической деятельности в целом; стремлением разрешать возникающие в учебной и воспитательной деятельности проблемы совместно с детьми. Отношения с учащимися строятся не в плоскости управления ими, воспитания, а в плоскости организации совместной интересной деятельности, совместной заботы о делах класса, школы.
       Понимание твёрдости как способности стальным голосом призывать класс к порядку является распространенным заблуждением. Твердость преподавателя в общении с учениками - это четкое определение границ дозволенного, установление правил поведения, которые обязан соблюдать каждый.
Дети могут сказать об обстановке в коллективе больше, чем вам кажется. Попросите каждого ученика написать, что должно исчезнуть из класса, а что должно появиться, чтобы обучение было комфортным. Этот прием работает как в младших, так и в старших классах. Правил должно быть немного, а все, что ими не запрещено, должно разрешаться. Необходимо регулярно говорить об этом детям.
        Стиль общения на основе дружеского расположения тесно связан с первым. Его основу составляют духовное родство, уважение человеческого достоинства, реальное признание права ребёнка и студента на уникальность, любовь к человеку. Сущность этого стиля общения хорошо отразил И.Е. Синица: «...к ученикам нужно относиться, как к своим ближайшим друзьям.  А друзьям мы говорим правду, не замалчиваем их недостатков, но стараемся не обижать их, не унижать их достоинства, не отталкивать от себя, подбираем слова искренние, но не режущие, слова, которые, может быть, и приносят временную боль, но ведут к быстрому и надежному выздоровлению»
         Стиль общения-дистанции характеризуется установкой педагога на сохранение определённой дистанции между ним и учениками, а также наличием различного рода психологических барьеров в общении, препятствующих налаживанию духовных контактов между партнерами по общению (смысловых, пространственных, ролевых, ценностных и др.). 
        Психологической основой такого стиля общения является ориентация на ложное понимание учителем того, что ему можно позволить с детьми, а что нельзя, а также ориентация на использование ложных путей поддержания авторитета учителя, престижа педагогической профессии. Часто в основе такого стиля общения лежит эффект сдвига мотивов, когда основную ценность педагогической деятельности учитель видит не в духовном общении с учениками, в возможности повторения самого себя в личности ученика, а в возможности властвовать над детьми, повелевать ими, чувствовать себя интеллектуально и морально (по собственным меркам) выше.  других.
    Общение-устрашение соединяет в себе отрицательное отношение к детям и авторитарность в способах воздействия на них.  Основные характерные черты этого стиля — ориентация педагога на различные ограничения, запреты, выискивание худших качеств личности и управление детьми на основе манипулирования данной информацией, запугивание, борьба с любыми оплошностями в поведении и деятельности детей. Такой стиль создаёт атмосферу нервозности, эмоционального дискомфорта, блокирует возможность создания нормальных отношений между учителем и детьми. А скованный, угнетенный страхом ребенок, по мнению В.А. Сухомлинского, не может нормально мыслить.
     Стиль общения-заигрывания характеризуется стремлением завоевать любовь и уважение детей, авторитет сомнительными средствами — проявлением нетребовательности, укрывательством их неблаговидных поступков, лестью и др. Такой стиль общения наносит большой вред воспитанию детей и, в конечном счете, отталкивает от них педагога. Кроме того, можно выделить еще две разновидности стиля общения учителя с учащимися: монологический и диалогический.
    В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон — учащихся. Инициатива в общении принадлежит педагогу. В таком общении до минимума сведена активность ученика, он выступает чаще в роли слушателя.
      В диалогическом общении инициатива в равной степени принадлежит педагогу и ученику.  В ходе такого общения происходит обмен собственным видением проблем, взглядами, идеями, переживаниями, осуществляется совместный поиск решения задач. Как правило, в диалогическом общении педагог говорит мало (чаще дети).
     При проведении занятий с учащимися учитель в процессе общения не удовлетворяется верными ответами кого-то из учащихся на поставленный вопрос, а стимулирует размышление, стараясь выявить разные мнения, решения, проявляет терпение, выдержку в общении и организовывает размышление детей. Часто на поставленный перед учащимися вопрос учителя отвечают сами, не дождавшись от ученика ответа. 
       В таких случаях надо не спешить переходить к новым вопросам и не отвечать за учеников, а обратиться за помощью к другим ученикам; поставить вопрос в иной речевой формулировке; дать время на размышление; использовать наводящие вопросы.
Необходимо формировать у педагогов установку — меньше говорить на уроке самим и больше активизировать учащихся. 
      Важное  значение в профессиональном общении имеет умение педагога эмоционально поддерживать ученика в учебной деятельности, вселять уверенность в своих силах, снимать эмоционально-психическое напряжение во время ответов. Поэтому особое внимание следует уделять реакциям учителя на действия учащихся: обращать внимание на состояние ученика при ответах; проявлять различными способами активность при ответах: восхищаться идеями, мыслями; удивляться; подбадривать ученика; показывать ученику, что он правильно, хорошо отвечает, выражением глаз, утвердительным покачиванием головой, жестами.
 
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.
Редьярд Киплинг
 
           Для овладения диалогическим общением с детьми необходимо научить педагога  разговаривать вопросами;  научить его умению поддерживать порядок при коллективном обсуждении проблем с детьми, акцентировать внимание учащихся на наиболее интересных мыслях, предложениях; создавать возможность, высказаться каждому ученику; включать в разговор наиболее стеснительных, менее развитых учащихся; видеть в коллективном разговоре каждого ученика, его реакции, угадывать его желание высказаться, согласие или несогласие с выступающими, общающимися.
Необходимо, чтобы в общении учителей с детьми присутствовала шутка, но она не превращала бы всего дела в шутку, проявлялась ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма.
      Кроме того, необычайно важно для учителя умение  чувствовать ученика, осуществлять ориентировку в условиях общения, ибо он иногда не понимает, не чувствует, что можно сказать ученику в той или иной ситуации, а чего нельзя говорить; где удобнее поговорить с учеником по тому или иному вопросу; как убедить ребенка, успокоить его, как выразить ему свое сочувствие.
       Важнейшее значение для техники педагогического общения имеют овладение учителем культурой речи (в том числе дикцией, интонацией, орфоэпией), выработка правильного дыхания, постановка голоса. Совершенствовать мастерство устной речи необходимо не только потому, что по самой специфике работы учителю приходится много говорить и объяснять, но и потому, что выразительное слово помогает лучше применять методы педагогического воздействия
     Педагогу нужно научиться управлять своим голосом, своим лицом, уметь держать паузу, позу, мимику, жест. Д.С. Макаренко искренне считал, что он «...сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15—20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса». Выдающийся поэт советской эпохи Эдуард Асадов очень хорошо высказался об общении:
«Не кричите, говорите шепотом,
Может быть, поменьше будет лжи,
Собственным готов поклясться опытом:
Шепот — самый громкий крик души».
Эдуард Асадов

Невербальное педагогическое общение.
Кроме главного оружия педагога — слова.  В его арсенале целый набор невербальных (неречевых) средств общения:
— экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт);
— просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, пауза, вздох, смех, кашель);
 — такесика (рукопожатие, похлопывание, поглаживание, прикосновение);
— проксемика (ориентация, дистанция).
           Экспрессивно-выразительные движения — зрительно воспринимаемое поведение учителя, где особую роль в передаче информации играют поза, мимика, жест, взгляд. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице учителя теряется до 10—15% информации.
Дети очень чувствительны к взгляду учителя. С помощью глаз передаются самые точные сведения о состоянии, поскольку сужение и расширение зрачков не поддаются сознательному контролю. Сердитое, мрачное состояние учителя заставляет зрачки сужаться. Лицо его становится неприветливым, учащиеся чувствуют дискомфорт, эффективность работы снижается.
        Установлено, что «закрытые» позы учителя (когда он как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещённые на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики.
     «Открытые»  же  позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия,  доброжелательности, психологического  комфорта.  Всё это учащимися воспринимается  бессознательно.
         Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом; гнев, страх — довольно высоким; горе, печаль, усталость; обычно передаются мягким и приглушенным голосом. Вспомните, как раздражали вас в школе визгливые или скрипучие голоса некоторых наставников, и вы поймете, что и голос может стать препятствием для занятия педагогическим делом, Кое-чего можно достичь самовоспитанием, но радикально помочь нельзя. Скорость речи также отражает учительские чувства: быстрая речь — взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.
Учитесь, товарищи, уступать,
Учитесь по совести поступать
И где бы ни пить - не упиться.
Не просто быть честным всегда и везде,
И чтобы быть верным в любой беде,
Трижды не грех учиться!
Эдуард Асадов
        К такесическим средствам общения относятся поглаживания, прикосновения, рукопожатия, похлопывания. Доказано, что они являются биологически необходимой формой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, которым педагог замещает недостающего родителя. Погладив по голове шалуна или обиженного, вы иногда достигаете большего, чем всеми выбранными средствами, вместе взятыми. Право на это имеет только тот педагог, кто пользуется доверием воспитанников. Использование динамических прикосновений определяется рядом таких факторов, как статус, возраст, пол учащихся и учителей.
         К проксемическим средствам общения относится ориентация учителя и учащихся в момент обучения и дистанция между ними. Норма педагогической дистанции определена следующими расстояниями:
— персональное общение учителя с учащимся — от 45 до 120 см;
— официальное общение в классе — 120 — 400 см;
— публичное общение при выступлении перед аудиторией — 400— 750 см
 
       Одной из особенностей педагогического труда является постоянное изменение дистанции общения, что требует от педагога многократного учёта изменяющихся условий и большого напряжения.     
Будущему учителю весьма полезно знать и учитывать в работе с детьми Принципы диалогового взаимодействия учителя с детьми:
— ненасилие (право ребенка быть тем, кто он есть);
— паритетность взаимоотношений;
— уважение познавательного труда ребенка;
— уважение неудач и слез ребенка;
— уважение тяжелой работы роста;
— уважение самобытности ребенка;
— уважение ребенка как объекта-субъекта педагогического процесса;
— безусловная любовь воспитателя к воспитаннику;
— оптимальная требовательность и уважение;
— опора на положительное в ребёнке;
— компромиссность спорных решений.
         Педагогическое общение должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы условия оптимального педагогического общения? Во-первых, это высокий авторитет педагога. Проявление и критерий авторитетности педагога у школьников — их любовь к нему. Есть немало педагогов, рассуждающих примерно так: любят меня — хорошо, не любят — тоже не беда, позже поймут, что я делаю для них. Это в корне неправильная точка зрения.
           Любовь воспитанников к своему воспитателю — не одно из благих пожеланий, а могучий позитивный фактор педагогического процесса. Если проанализировать творческую мастерскую известных педагогов, то объединяет этих очень разных людей и специалистов то обстоятельство, что все они очень любимы  своими учениками, которые, как правило, проносят эту любовь через всю свою жизнь.
          Часто говорят и пишут о такой любви как о награде мастеру, но это еще и могучее средство, и важнейшее условие успеха педагогического общения, всего педагогического дела.
             Второе условие успешности педагогического общения — владение психикой и приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог. К сожалению, эта подготовка оставляет желать много лучшего. Когда студентов-педагогов после первой практики спросили, что им было труднее всего, 80% из них ответили: найти общий язык с детьми   (Соловейчик С. Педагогика  для всех. — М., 1989, С. 306)
              И, наконец, третье составляющее успеха — это накопленный опыт, это то, что в обыденной практике и называется «сначала умение, а потом мастерство». Нужно анализировать чужой опыт, а главное, накапливать свой.
 
 
        Источники
 
http://сезоны-года.рф/как%20разговаривать%20с%20учениками.html
http://www.vostok-online.ru/articles.php?showArtDetails=1&artId=17
http://famearth.ru/razvitie-rebenka/7-fraz-kotorye-nelzya-govorit-shkolniku.html
http://styllzhizni.ru/systemno-vectornaya-psycologya/otkuda-rastut-nogi-u-hamstva-v-shkole
http://studentam.net/content/view/1189/120/
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 В ходе беседы надо постараться, опираясь на имеющиеся знания о личностных особенностях учащихся деликатно вывести на тот вывод, который будет необходим. Не нужно говорить самой, пусть этот вывод оформят сами ребята. Учителя часто используют фразы «Я-реплики»: «Я сейчас объясню», «Я недовольна вами», «Я сказала, будет именно так», «Мне стыдно за вас».
Татьяна Образцова, дата: 06.07.2015 в 8:58  
#2 Педагогу важно быть творчески подготовленным, владеть различными техниками речи, современными знаниями в своей области и техническими средствами обучения. Также педагог должен чувствовать ответственность за свои действия, слова, поведение, результаты труда, а также за жизнь и здоровье детей.
Татьяна Образцова, дата: 06.07.2015 в 9:02  
#3 Валентина Николаевна, спасибо за статью. Её нужно прочитать всем и молодым педагогам, и со стажем. Если приминить относительно к себе, то что изложено в статье происходит в повседневной рабочей обстановке. Другое дело как я реагирую на того или иного ученика, на ту или иную ситуацию. Мне понравились слова Эдуарда Асадова Не кричите, говорите шёпотом, Может быть, поменьше будет лжи Собственным готов покляться опытом: ШЁПОТ-САМЫЙ ЛУЧШИЙ КРИК ДУШИ. Нужно опытным учителям передовать свой опыт, а молодым его впитывать, будет проявление преемственности. Но это ещё большой ?
нина гунькина, дата: 06.07.2015 в 9:03  
#4 Валентина Николаевна, спасибо за статью. Насколько эффективным будет общение зависит и от педагогического опыта педагога, коммуникативной культуры, такта, от внутренней интуиции учителя. Вроде бы всем знакомые правила, а вот умение применить в зависимости от ситуации - мастерство педагога.
Наталья Трачук, дата: 06.07.2015 в 12:13  
#5 Спасибо, Валентина Николаевна! Ваши статьи, Ваш педагогический опыт стоят того, чтобы в каждом педколлективе изучали и внедряли в практику.
Гульнара Айтуганова, дата: 06.07.2015 в 13:34  
#6 Валентина Николаевна, спасибо за важную для каждого учителя информацию! Согласна с Натальей Трачук: все мы об этом знаем, но зачастую не каждый применяет на практике! А надо бы!
Людмила Запольских, дата: 06.07.2015 в 17:13  
#7 Спасибо, уважаемые коллеги, за комментарии и дополнения к моей статье.
Валентина Титова, дата: 06.07.2015 в 18:56  
#8 Учитель всегда должен помнить, что в каждом слове есть великая сила. Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушным холодом дышать. Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят(Я.Козловский)
Ирина Щербакова, дата: 06.07.2015 в 21:35  
#9 Статья сообщает не только , как нужно общаться с детьми, но и учит этому . Согласно ФГОС, действительно надо " меньше говорить на уроке самим и больше активизировать учащихся."
#10 Статья сообщает не только , как нужно общаться с детьми, но и учит этому . Согласно ФГОС, действительно надо " меньше говорить на уроке самим и больше активизировать учащихся."
#11 Спасибо за поучительную статью. Многое для себя отметила. Валентина Николаевна, Вы к своим статьям всегда подходите творчески. Столько высказываний! Мне всегда Ваши статьи интересно читать. Спасибо!
Эльвие Алимова, дата: 06.07.2015 в 22:52  
#12 Валентина Николаевна, согласна с вами и ещё раз согласна. Статья нужная достоверная, эффективная. Ещё бы не мешало бы увидеть мнения по поводу стиля общения между участниками портфолио, иногда на этом сайте некоторым участникам не помешало бы призадуматься как писать, кому писать и что писать в комментариях. некоторые педагоги могут отчитать коллегу необдуманно, не осознанно, надменно.
Наталья Чубаева, дата: 06.07.2015 в 22:52  
#13 Наталья Николаевна, спасибо за комментарии к статье.Относительно моего мнения о стиле общения участников портфолио, скажу Вам так: "Всё зависит от внутренней культуры, воспитанности и образованности человека.Я не ощущала по отношению к себе негативного обращения. Доброжелательные, тактичные руководители сайта, сдержанные и отзывчивые, всегда готовы оказать помощь. Коллеги, с которыми я общаюсь мне приятны, у меня появилось много друзей, среди них я не встретила тех, кто не может в вежливой и доброжелательной форме общаться со мной"
Валентина Титова, дата: 07.07.2015 в 8:44  
#14 Валентина Николаевна, прекрасный материал. Какую бы тему вы не взяли "из алмаза делаете бриллиант".
Галина Пожарова, дата: 07.07.2015 в 10:06  
#15 Валентина Николаевна,огромное спасибо.Много важного для себя почерпнула. Согласна с вами.
светлана тигиева, дата: 07.07.2015 в 11:51  
#16 Учитель и ученик -это две ветки одного дерева под названием воспитание.И еси они будут конфликтовать, то диалога не получится.Раньше учитель был в какой-то мере диктатор. Слово учителя было законом.Сейчас, в век демократии , отношения изменились.Учитель сейчас - наставник, товарищ .И это хорошо.Я проработала в школе 46 лет, и мне хорошо видны эти изменения.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 07.07.2015 в 12:36  
#17 Валентина Николаевна,огромное спасибо.Много важного для себя почерпнула. Согласна с вами.
Елена Перепелицина, дата: 09.07.2015 в 11:03  
#18 Валентина Николаевна, я с удовольствием прочитала Вашу статью! Читая каждую фразу, сразу соизмеряла со своим стилем общения. Всё зависит от ситуации когда, где с кем и как вести разговор. Каким голосом сказать. Как правильно произнести ту или фразу. Когда меняются учителя, то детям бывает трудно привыкнуть к новому учителю, если у предыдущего был авторитарный стиль общения! Спасибо, за интересный материал!
Ольга Даниловская, дата: 09.07.2015 в 13:26  
#19 Валентина Николаевна, прекрасный материал.Главная наша задача общения с ребенком-подростком – это создание атмосферы доверия. Каждый день ребенок должен убеждаться в том, что общение с учителем принесет для его душевного состояния только пользу, и ему не придется плакать в подушку после упреков,обвинений,насмешек.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 10.07.2015 в 21:14  
#20 Валентина Николаевна! Интересная статья! Спасибо! Творческих успехов, удачи!
Владимир Баранов, дата: 11.07.2015 в 6:21  
#21 Прекрасная статья. Как хорошо.что я ее прочитала. Эту статью нужно периодически перечитывать. Спасибо Вам за нее.
Алла Дзарасова, дата: 29.09.2015 в 2:57  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ