С нами 17167 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Современные образовательные технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Трачук Наталья Михайловна,
зам. директора по УВР
ГБОУ АО «Савинская СКОШИ», п. Савинский
Плесецкого района Архангельской области
 
Современные образовательные технологии в специальной
(коррекционной) школе VIII вида
 
       В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания   детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, направленные на обеспечение обучающихся необходимым багажом знаний и умений, подготовку к жизни в современных социально-экономических условиях.  Одним из возможных путей повышения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса является использование современных педагогических технологий. В ГБОУ АО «Савинская СКОШИ» наиболее активно педагогами применяются следующие  педагогические технологии (или их элементы): информационно-коммуникационные, проектные, игровые, проблемного обучения, личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, здоровьесберегающие. В данной статье  кратко обобщен опыт педагогов по применению следующих педагогических технологий:
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
       Информационно-коммуникационные  технологии в коррекционной школе приобретают ценность не только  как предмет  изучения, но и как мощное  и эффективное  средство  коррекционного  воздействия; как помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из  способов  социализации, что особенно актуально в условиях школы-интерната.
       Применение ИКТ  расширяет возможность соблюдения основных  принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений (при изучении нового материала всегда идет повторение или опора на ранее изученный материал, что предполагает использование большого количества таблиц, схем и т.д., а использование ИКТ  позволяет заменить их  1-2  слайдами), выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций. 
       При обучении в коррекционной школе  большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ. Кроме этого, применение ИКТ позволяет:
- регулировать темп предъявления информации в соответствии с возможностями школьников с интеллектуальной недостаточностью;
- регулировать объем информации, что способствует лучшему усвоению материала;
- включать задания, тесты, вопросы, дидактические игры разного уровня сложности, чтоспособствует актуализации имеющихся знаний, закреплению и обобщению полученных в ходе урока сведений, осуществляя индивидуальный подход);
- в случае затруднений  есть возможность неоднократного возвращения  к нужному слайду (для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа);
- осуществлять самопроверку при показе на экране правильного ответа;
- осуществлять коррекцию речи обучающихся, что облегчает работу с основными понятиями и словарными словами. Трудные орфограммы выделяются в словах цветом или увеличиваются в размере. Обучающиеся могут переписать словарные слова с экрана в рабочие тетради, а затем придумать с ними  словосочетания или предложения. Усваивая и запоминая специальную терминологию, школьники с интеллектуальной недостаточностью  пополняют свой словарный запас, закрепляют навыки грамотного написания терминов.
         Обучающимся при работе с мультимедийной учебной презентацией  отводится активная роль: опираясь на зрительные образы конкретных объектов  и явлений, дети с интеллектуальной недостаточностью под руководством учителя учатся сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения. Таким образом, учитель сможет  организовать единый процесс развития образного восприятия и мыслительной деятельности обучающихся.
Технология проблемного обучения.
         Проблемное обучение формирует познавательную активность  обучающихся,  способствует выработке психологической установки  на преодоление познавательных трудностей, развитию творческих способностей. Идею проблемного обучения развивали Ушинский К.Д., Занков Л.В. Особый вклад в развитие проблемного обучения внесли Матюшкин А.Н. и Махмутов М.И.
         Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности  обучающихся с учителем.
         Для обеспечения развития познавательной деятельности  обучающихся в проблемном обучении необходима оптимальная последовательность проблемных ситуаций, их определенная система. Сущность уровней проблемности заключается в следующем:
- проблемная задача, сформулированная на самом высоком уровне, не содержит подсказки;
- на высоком уровне, содержит одну подсказку;
- на среднем «а» уровне – содержит две подсказки;
- на среднем «б» уровне  - содержит три подсказки;
- на низком уровне, содержит ряд последовательно предлагаемых заданий и вопросов, которые постепенно подводят обучающихся к выводу.
         Рассмотрим применение элементов проблемного обучения на уроках русского языка в начальных классах. Программа русского языка начальных классов коррекционных учреждений VIII вида содержит достаточное количество орфографических правил, при изучении которых возможно применение элементов проблемного обучения. Такая организация работы отнимает немало времени, однако она рациональна по следующим причинам:
  1. Учитель имеет возможность проанализировать попытки, ход открытия  правила каждым обучающимся, т.е. выявить индивидуальные особенности мыслительной деятельности;
  2. Каждый обучающийся убеждается в том, что его внимательность и применение имеющихся знаний обязательно приведут к успеху;
  3. Подсказки педагога направляют мысль ученика, помогают овладеть мыслительными операциями: сравнением, анализом, синтезом, обобщением, при этом, дети, которые овладели мыслительными операциями, упражняются в них, а другие обучатся им постепенно;
  4. Воспитываются ценные качества личности – самостоятельность, трудолюбие, пытливость;
  5. Формируются орфографическая зоркость, устойчивые орфографические навыки.
При такой организации проблемного урока нет изначального деления обучающихся на «сильных», «средних» и «слабых» - задание одинаковое; конечный результат – формулировка правила на одном из уровней проблемности – показатель уровня самостоятельности и развития мыслительной деятельности обучающихся. В случаях, когда обучающиеся не справляются с заданием ни на одном уровне проблемности, учитель имеет возможность определить характер затруднений, их причины (отсутствие опоры на прежние знания, непоследовательность мыслительных операций и т.д.) и своевременно помочь.  После того, как обучающиеся записали формулировку правила правописания при постановке задания на низком  уровне проблемности, учитель выясняет, какое правило правописания они вывели, просит произнести правило в их формулировке. Вслед учитель формулирует правило так, как оно дано в учебнике, и только после этого сообщает, какое правило правописания изучено, записывая тему на доске. После изучения каждого правила на следующем уроке проводится проверка знания формулировки правила правописания и степени сформированности умения верного написания соответствующих орфограмм в виде словарного и связного диктантов.
       В начале учебного года учитель проводит входную диагностику, предлагая обучающимся различные  задания. По результатам диагностики выделяются основные показатели:
- активность (количество заданных вопросов, высказываний, имеющих познавательный характер)
- самостоятельность в выполнении заданий;
- отвлекаемость (количество действий, не связанных с учебной деятельностью).
После проведенной диагностики проводится оценка:
- если ученик задает вопросы, направленные на знание как фактического, так и теоретического материала, все его действия имеют целенаправленный познавательный характер, он редко отвлекается, выполняет задания самостоятельно – 10 баллов (высокий уровень)
- если ученик задает вопросы, направленные на знание только фактического материала, его активность и отвлекаемость примерно в равных количествах, при выполнении самостоятельной работы нуждается в помощи – 5 баллов (средний уровень)
- если ученик большую часть урока отвлекается, показывает низкий уровень активности, вопросы не имеют познавательного характера, не умеет выполнять задания самостоятельно – 0 баллов (низкий уровень).
Уровень сформированности умений и навыков  вычисляется по совокупности суммы баллов. Заключительная диагностика проводится в апреле-мае. Внедрение технологии проблемного обучения позволило повысить познавательную активность обучающихся, что положительно отражается на качестве обучения. 
Игровые технологии.
       Игровые технологии способствуют повышению познавательного интереса, развитию мышления; способствуют применению знаний в новой ситуации: являются естественной формой труда ребенка, а также способствуют объединению коллектива и формированию ответственности.  Вовлечение обучающихся в игру позволяет достичь эффекта раскрепощения, умения принимать решения, общаться.
       Игровые технологии активно применяются педагогами образовательной организации не только в начальных классах, но и на уроках математики, биологии, географии, истории и др. в среднем звене. Активное применение игровые технологии нашли на уроках социально-бытовой ориентировки (далее СБО), направленных на подготовку обучающихся 5-9 классов к самостоятельной  жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития.Приведу некоторые примеры ролевых игр на уроках СБО:
- «Железнодорожный транспорт» - «Покупка билета», «Посадка в вагон», «Разговор с проводником»
- «Питание» - «Прием гостей», «Сервировка стола»
- «Средства связи» - «На почте – отправка бандеролей, посылок»
- «Медицинская помощь» - «Уход за больным», «Вызов врача на дом», «Вызов скорой помощи»
- «Культура поведения» - «Я иду в гости», «У меня сегодня день рождения» и  др.
Проектные технологии.
       Используя проектные технологии в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, необходимо обязательное соблюдение следующих условий: проект должен быть посильным для выполнения детьми, должны быть созданы условия  для успешного выполнения проектов, в случае выполнения групповых (коллективных) проектов каждый обучающийся вносит свой вклад в выполнение проекта, а также обязательная презентация результатов работы по проекту.  Необходимо помнить, что проект – это продукт сотрудничества и сотворчества учителей, воспитателей, детей и их родителей. В условиях школы-интерната сотрудничество с родителями затруднено, поэтому большая часть работы ложится на педагога.
        За последние годы выполнены следующие проекты: «Как хлеб на стол пришел», «Каргопольская глиняная игрушка», «Народная кукла», «Береза – символ России», «Делу – время», «Макет квартиры», «Знаки Зодиака» и др. Защита проектов осуществляется в виде творческих отчетов, оформлении макетов, альбомов, оформлении стендов и выставок и др.
Здоровьесберегающие технологии.
       Здоровьесберегающие технологии (или их элементы) являются обязательным условием при организации учебно-воспитательного процесса. Для повышения работоспособности, предупреждения преждевременного утомления, снятия мышечного напряжения проводятся физкультминутки, зарядки для глаз. Организация уроков (занятий) предполагает частую смену видов деятельности (в норме 4-7 видов) и их продолжительность (не позже, чем через 7-10 минут), контроль за правильной рабочей позой. Важной составляющей является психологический климат на уроке, включающий наличие внешней (похвала, поддержка) и стимуляция внутренней (стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу) мотивации, наличие эмоциональных разрядок (музыкальная минутка, небольшое стихотворение, известные высказывания, уместная шутка  и др.), а также взаимоотношения между участниками образовательного процесса.
       Работа по изучению и применению современных педагогических технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида продолжается, а имеющийся опыт работы обобщен педагогами на районных и областных семинарах, на курсах повышения квалификации, на Региональных педагогических чтениях.
 
Список литературы:
  1. Кульневич С.В. Современный урок. Часть III. Проблемный урок.  Ростов-на-Дону.: «Учитель», 2006. – 288 с.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. /Под ред. В.В.Воронковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- Сб. 1
  3. Соколенко Г.В. Информационные технологии в образовании учащихся с ограниченными возможностями здоровья.//Коррекционная педагогика. Теория и практика.-2013.-№4.-С.83-87.
  4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.shishkova.ru/library/articles/items/a04.htm
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ