
Статья "«Занимательный словарик русского языка для начальной школы»: развивающий и образовательный потенциал"
Пасынок Юлия Юрьевна,
заместитель директора,
учитель начальных классовМБОУ НОШ № 21г. Южно-Сахалинска
«Занимательный словарик русского языка для начальной школы»:
развивающий и образовательный потенциал
развивающий и образовательный потенциал
В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
Основными принципами, решающими современные образовательные задачи с учётом запросов будущего, становятся:
- принцип деятельности;
- принцип целостного представления о мире;
- принцип непрерывности;
- принцип минимакса;
- принцип вариативности;
- принцип творчества (креативности).
Таким образом, для современного этапа развития школьного образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Актуальными становятся проблемы развития интуиции, образного мышления, коммуникации, а также способности мыслить творчески.
В практике обучения русскому языку в настоящее время привлекает огромный развивающий и образовательный потенциал словарной работы. Одной из узловых проблем методики преподавания русского языка в школе первой ступени является содержание и методика работы над непроверяемыми написаниями. Анализ приёмов словарной работы в начальной школе привёл к выводу, что всё её многообразие в большинстве случаев сводится к отработке правописания конкретной языковой единицы, учителя делают акцент на орфографию, пренебрегая лексической стороной. Педагоги избегают употребления сложных лексических терминов и понятий, делая главной целью словарной работы на уроках русского языка - умение правильно писать слова и не делать ошибок в предложениях. Несмотря на бесспорную необходимость формирования орфографической грамотности учащихся, нельзя всю словарную работу превращать в словарно-орфографическую. Работа над правописанием учащихся приобретает смысл лишь в общем контексте развития их речи. А наиважнейший элемент развития речи – обогащение словарно-лексического запаса.
Анализ перечисленных выше проблем говорит о том, что в современной школе отсутствует система в организации словарной работы на уроках русского языка.
Исходя из изложенных положений, было разработано учебно-методическое пособие под названием «Занимательный словарик русского языка для начальной школы». Цель пособия - предложить учителям всесторонний систематизированный материал для организации работы учащихся школы первой ступени со словарём. «Занимательный словарик» для второго класса был выпущен издательством СОИУУ в 2004 году. В настоящее время готовятся к выходу «Словарики» для третьего и четвертого классов.
.jpg)
.jpg)
.jpg)
Языковой материал по каждой лексической единице, внесённой в «Словарик», включает в себя несколько разделов:
ребус;
- толкование лексемы и иллюстрация;
- этимологическая справка;
- однокоренные слова;
- синонимические связи;
- антонимические связи;
- фразеологические отношения;
- практический материал (загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты).
Творческая деятельность учащихся в работе со «Словариком» состоит в следующем:
- исследовательская деятельность;
- моделирование лексических отношений и структур;
- конструирование;
- критический анализ;
- творческие работы;
- составление собственных словариков.
.jpg)
В процессе работы со «Словариком» у школьников формируется внимание к слову, к его значению и оттенкам значения, к его уместности в предложении и в тексте; вырабатывается быстрота выбора слова, точность выбора. Систематическое использование «Словарика» на уроках не только повышает орфографическую грамотность, обогащает и активизирует запас слов ребёнка, но и постепенно формирует понятие о языке как функционирующей системе.
Практическая значимость состоит в том, что «Словарик» поможет любому педагогу с минимальными затратами времени на подготовку интересно и с пользой организовать повседневную словарную работу, создаст основу для последующей языковой практики учащихся, поможет разнообразить работу на уроке, обеспечит богатство переживаний школьника, связанных с познанием самого слова, употреблением его в речи в разных значениях, что в свою очередь повысит внимание к слову. А первоначальное ознакомление младших школьников с элементами лексикологии (синонимия, антиномия, фразеология) поможет учителю среднего звена проводить углубленную и систематическую работу над словом, как лексической единицей, обеспечит систему преемственности двух ступеней обучения.
Такой подход к работе над словарными словами повышает интерес к родному языку, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию учения, снимает тормозящие факторы.
Источники:
Пасынок Ю.Ю. Занимательный словарик русского языка для начальной школы: 2 класс. - Ю.-Сах.: Изд-во СахИУУ. – 2004
Пасынок Ю.Ю. Занимательный словарик русского языка для начальной школы: 3 класс. - Ю.-Сах.: Изд-во СахИУУ. – 2004
Пасынок Ю.Ю. Занимательный словарик русского языка для начальной школы: 4 класс .- Ю.-Сах.: Изд-во СахИУУ. – 2004
Пасынок Ю.Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами (Серия «Я иду на урок»), 1 – 4 классы. - М.: Изд-во «Первое сентября». – 2005
Другие статьи
- Метод проектирования
- Фёдор Фёдорович Кокошкин (1871-1918) и Владимирский край
- Возможности введения разновозрастного обучения в рамках ФГОС
- Современные проблемы в преподавании ДПИ и пути их решения
- Межобразовательная среда: “Опыт Швеции и Норвегии”
- "Моя педагогическая философия"
- Международное сотрудничество в области школьного образования - живые примеры
- Предоставление равных возможностей образования для детей со специальными потребностями – приоритетная задача российского образования
- «Использование информационных технологий на современном уроке истории в условиях введения ФГОС».
- Организация работы с одаренными детьми
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии

#1 Работаю со словариками уже более десяти лет. Ребятам очень нравится! Стали практиковать самостоятельное составление словариков. В ходе такой работы ребята учатся самостоятельно добывать информацию из различных источников, учатся анализировать материал, а также оформлять результаты своих исследований. "Заразившись" однажды словарно-лексической работой, я, думаю, мне удалось "заразить" ею и своих учеников! А о коллегах я просто молчу...
Юлия Пасынок, дата: 13.09.2016 в 16:51
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.