С нами 17149 учителей, 7296 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Эстетическое развитие на уроках математики"
 Титова Валентина Николаевна,
учитель математики,
Симеизский учебно-воспитательный комплекс,
г. Ялта, Республика Крым
2015 г.
 
                                                Эстетическое развитие на уроках математики
 
        Общие цели образования в соответствующий исторический момент в каждой стране, очевидно, зависят от социальной и политической ситуаций и предполагаемых путей развития страны. Понятно, что в стране со стабильной и высокоразвитой экономикой, с высоким уровнем жизни большей части населения важнейшей задачей образования является воспроизводство социальной системы. При этом сам уровень образования может и не быть высоким и общая образованность, необходимая в производстве, может поддерживаться за счёт импорта специалистов. В странах же менее развитых экономически, единственным способом осуществить такое развитие, является путь через развитие системы образования.
       Актуальность выбранной темы вижу в том, что выпускники наших школ должны быть вооружены основами объективного мировоззрения, опирающегося на прочную интеллектуальную основу, которая, прежде всего, зависит от воспитательного потенциала математики, как средства познания и осознания окружающего мира.
       Новизна и своеобразие опыта проявляется в использовании путей и методов для реализации эстетического потенциала математики, в изучении её как части искусства. Эта тема волновала умы учёных издревле, красота математических открытий сделала мир, созданный творениями человечества прекрасным (об этом в следующих главах).
        Математика – феномен мировой общечеловеческой культуры, инструмент, который в равной мере может быть использован как тоталитарным режимом для развития военно-промышленного комплекса, так и государством с рыночной экономикой для развития сферы обслуживания и производств.
         С изменившимися реалиями нашей жизни математические стандарты приобретают новую форму, в которой учащиеся, оканчивающие школу, должны понимать, что их личный успех в жизни, их будущее, карьера зависят от их математической культуры, математической образованности. Поэтому, начиная с пятого класса, на своих уроках я пытаюсь развить интерес к предмету, помогаю увидеть красоту его и внушить исключительную роль математики в научном познании мира, в непосредственном участии математики в изучении других предметов.
         Поскольку система образования имеет дело с отдельными личностями, то развитие социальной системы возможно прежде всего через развитие личности. Таким образом, развитие ученика является важнейшей целью образования. Образовательный стандарт никак не может сводиться к списку минимальных требований к подготовке учащегося. Особо опасен минималистический  подход к образовательным  стандартам именно в отношении математики. Ведь математика является важнейшим системообразующим предметом. Чтобы развивать современное производство, управлять им, необходимы не только глубокие математические знания, но и в первую очередь владение математическим методом.
        Существует мнение, что высокий уровень «математического» населения может  ограничиться минимальным уровнем. Это опасная точка зрения. Во-первых, хорошее  математическое образование полезно представителям разных специальностей, а во- вторых на школьной скамье невозможно определить, кто войдёт в будущем в упомянутую элиту, а кто нет. И в – третьих, если представить систему образования в виде горы, вершина которой соответствует элите, то, эта вершина находилась на высоте, соответствующей современным требованиям, необходимо правильно выстроить эту гору. Опуская подножие горы, мы опускаем и её вершину. На минимальном уровне невозможно развитие культуры. Нельзя хорошо освоить математику и при перегруженной программе. Чрезмерное обилие тем приводит к тому, что они изучаются формально, эстетика преподавания падает, развитие познавательных способностей учащихся, и формирование эстетического вкуса школьников средствами эстетического потенциала урока осуществляется недостаточно.
         Хорошо известно, что только наличие интереса является необходимым условием процесса обучения, фактором успеха, который зависит от личностно – ориентированного подхода к каждому ученику. Уровень положительной мотивации учения и самообразования должен быть на уроке достаточно высоким, тогда усвоение математики будет сопровождаться эмоциями, наслаждением и результатом. Выбрав данную тему, я ставлю следующие цели и задачи выполнения работы, решение которых необходимо для их достижения:
  •    раскрыть достоинства эстетического развития учащихся как средства способствующего привитию интереса к предмету;
  •    показать нетрадиционные подходы эстетического развития учащихся на уроках и во внеклассной работе, пути и методы реализации потенциала математики как части искусства;
  •    раскрыть воспитательное воздействие математики в культурном развитии учащихся;
  •    помочь учителям в разъяснении учащимся целесообразности и необходимости изучения математики как одной из составляющих эстетики.
        Представлю свой взгляд на эстетическое развитие учащихся на уроках математики.
Математические знания, умения их применять на практике, методы, факты, формы – всё это образует цельный и непротиворечивый мир, заполненный удивительными творениями человеческого гения, способствует эстетическому развитию человека.
Молодые люди, оканчивающие школу, должны понимать наличие прямой связи  между уровнем их знаний, математической культурой, образованностью и личным успехом в жизни. Необходимо, чтобы упомянутые молодые люди, по окончании школы вспомнили о математике как об одном из самых необходимых, интересных, а также как о самом живом, веселом и красивом предмете школьного образования.
                              Теоретическая интерпретация опыта
        «Красоту математики (её простоту, симметрию, сжатость и полноту) можно и следует дать почувствовать даже очень малым детям. Когда этот предмет излагают должным образом и притом конкретно, то усвоение математики сопровождается эмоциями и наслаждением красотой». Юнг
        Сущность опыта заключается в развитии познавательных способностей, креативной деятельности обучающихся, в формировании эстетического вкуса школьников с помощью использования эстетического потенциала уроков математики, который призван повысить интерес обучающихся к предмету и формировать ценностный потенциал воспитанников, то есть их эмоциональную сферу и творческие способности через восприятие математики как тонкой изящной науки.
          Потребность, которая вызвала необходимость обратиться к данному вопросу, обусловлена различным восприятием математики  учащимися и учителем. Говоря об учениках, следует понимать, что сложность предмета влечёт за собой не только прагматическое отношение к нему, но и нежелание увидеть красоту там, где её можно и нужно увидеть. Зачастую, предлагая учащимся оригинальное решение задачи или изображая график интересной функции, учитель ожидает всплеск эмоций со стороны учащихся, а в ответ на это видит безразличие, отсутствующий взгляд и притупленный интерес к тому, что происходит на уроке. Предложенный учителем материал не имел силы эмоционального воздействия, что подтверждает мысль о том, что у учителя и учеников различные восприятия математики. Если изобразить высказанное схематически, то будет видно, какие главные проблемы учитель должен поставить перед собой, чтобы сделать математику более доступной через видение её красоты.
       Итак, математика глазами и чувствами  учителей и учащихся выглядит примерно так:
       Математика глазами учащихся: 1. Математика-это точная наука. Ученики чувствуют силу эмоционального воздействия и красоту математики. 2. Математика – это сложная наука. При изучении нет места красоте и творчеству. Выучить, чтобы сдать экзамены и поступить в ВУЗ. 3. Математика - это скучная наука. Происходит притупление интереса к математике, как к предмету, так и к науке.
        Математика глазами учителя: 1. Математика – главное звено, направленное на  интеллектуальное развитие учащихся, на воспитание нравственно-эстетических ценностей каждого человека, на формирование логического и аналитического мышления, пространственного воображения. 2. Математику нужно представлять не как систему  истин, которые надо заучивать, а как систему  рассуждений, требующих творческого мышления, что в свою очередь приводит к развитию личности. 3. Необходимо заинтересовать предметом, сделать математику более доступной через видение внутренней красоты математики, через занимательность и привлекательность задач.
         Успешность процесса изучения математики зависит, прежде всего, от желания обучающихся овладеть основами науки, а это возможно лишь при заинтересованности предметом. Математика начинается вовсе не со счёта, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил возникшие потребности фактором успеха в обучении является интерес к предмету, следовательно, и учебник, и урок должны быть увлекательными. Обучение должно вызывать удовольствие. «Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, их нужно употреблять их с большим аппетитом» (А. Франц). Математику можно представить в виде рассуждений, требующих творческого мышления, в процессе такого обучения появляется интерес, то есть желание учиться, а «где есть желание, найдется путь» (Д. Пойа).
         В настоящее время главной целью этапа образовательного процесса является гуманизация системы образования, одна из частей которой есть гуманитаризация процесса обучения. Один из основных принципов обучения математике и состоит в гуманитаризации образования. Математика должна выступать в качестве необходимого звена, направленного на интеллектуальное развитие обучающихся и, прежде всего, на формирование абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умению работать с неосязаемыми объектами.
         Через учебный материал и технологию обучения гуманитаризация учебного процесса предполагает максимум внимания развитию личности, её правильному восприятию, совершенствованию нравственно-эстетических ценностей каждого человека. И это приводит к «очеловечиванию» действия обучения, а ученик ставится в центр процесса обучения.    Современный учитель должен глубоко усвоить, что важнейшей целью педагогического процесса являются личностно ориентированные педагогические технологии, которые включают возрастные и индивидуально-психологические особенности учащихся. Главная задача учителя – не только вооружить учеников глубокими и прочными знаниями, сделать процесс усвоения знаний эмоциональным, а и научить школьников  самостоятельно добывать знания, чтобы с удовольствием использовать их в жизни.
        Новизна и своеобразие опыта проявляется в использовании путей и методов для реализации эстетического потенциала математики на уроках и во внеурочной деятельности, в изучении математики как части искусства, культуры.
        Исходя из всего вышесказанного, я вижу свою задачу в создании оптимальных условий для развития у учащихся интереса к математике через восприятие её как красивой и увлекательной науки.
        Умение заинтересовать математикой – дело непростое, и в этом смысле личного мастерства учителя нельзя недооценивать. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех обучающихся в обсуждение сложившейся ситуации. Перед учителем математики стоит ряд задач: как привить вкус, интерес, видение красоты в математических задачах, как развивать творческую деятельность обучающихся. Творческая активность учеников, успех урока, целиком зависят от методических приемов, которые выбирает учитель.
         При этом очень важно, что учитель вкладывает в слова: "изложить материал", "преподать его". По-моему, преподавание начинается тогда, когда мы начинаем ощущать, воспринимать предмет сердцем и глазами ученика. В это время сами как бы раздваиваемся на знающего учителя и незнающего, непонимающего ученика. Тогда учитель с учеником вместе постигают проблему, «вживаясь» в мир друг друга: ребенок идет впереди, а преподаватель исподволь «открывает» ему глаза на «дорогу к вершине познаний». Получается, что ученик идет по ней самостоятельно, покоряя эту вершину сам.
         В результате такого преподавания «новое» постигается с блеском, интересом в глазах учеников, да и учителя тоже. Да и как может быть иначе! Ведь и учитель, и ученик «погружены» в освоение материала «посредством разных индивидуальностей». В это время проявляется активность каждого ученика и класса в целом, практически никто не «выпадает» из урока ни от непонимания, ни от скуки.
          Свои методы работы я ориентирую, в первую очередь, на природу, психологические особенности восприятия ребенка, уделяя особое внимание развитию активного, творческого участия учеников в уроке, развитию их нравственно-эстетических взглядов.
          Психолого-педагогические условия связаны с формированием личностных психологических механизмов развития интереса к математике как к предмету и науке: ощущение чувства удовлетворения от обучения, компетентности в различных вопросах, понимание цели выполняемой работы, эмоциональная окраска обучения, эстетическое восприятие мира, ощущение чувства успеха, адекватная оценка себя в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
          Мои принципы педагогической деятельности, обусловленные идеей нравственно-эстетического воспитания обучающихся на уроках математики - это:
  •       системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов; создание целостности математических знаний; видение математики через призму эстетики;
  •       организация совместной работы учителя и обучающихся, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
  •        креативность обучения,  предполагающая реализацию творческих возможностей учителя и ученика;
  •       опора на имеющийся ценностный потенциал обучающихся;
  •        развитие познавательных потребностей, предполагающее выявление наличия устойчивого интереса к изучению математики, что способствует осознанному усвоению математических знаний, умений, навыков, приводящее, в свою очередь, к высокому уровню освоения учебного материала;
  •       гуманизация и гуманитаризация математического образования, предполагающие максимум внимания развитию личностных качеств каждого ученика, воспитанию нравственно-эстетических ценностей каждого человека;
  •       демократизация отношений, учитывающая соблюдение принципа диалога "учитель – ученик", а также протекание процесса обучения в атмосфере сотрудничества, соуправления  всех участников педагогического процесса;
  •        природосообразность обучения и воспитания, обусловленная культурологическим подходом.
          Исследуя красоту математики, В.Г. Болтянский, Б.Г. Зив, Г. Биркгоф и другие учёные, выводили формулы  «математической эстетики». В них красота математического объекта обусловлена взаимодействием его обобщенного образа, созданного нашей психикой, и оригинальности, выделяющей этот объект из множества прочих. Например, Г. Биркгоф дал следующую формулу: М=О/С, где М – мера красоты объекта, О – порядка, С-мера усилий, затрачиваемых для понимания сущности объекта. У В.Г. Болтянского своя формула «математической эстетики»: красота=наглядности + неожиданности + простоте+… И та, и другая формулы созвучны: в них красота математического объекта  зависит от средств, методов обучения, приёмов, используемых учителем. Красота обусловлена взаимодействием  изучаемого материала с возможностями нашей психики, и оригинальностью, выделяющей этот материал, с усилиями, затрачиваемыми для понимания и усвоения изучаемого на уроке, а также  с порядком, простотой. В качестве источников эстетической привлекательности математических объектов (понятий, теорем, задач, доказательств и т.д.) выступают категория порядка. Проявляются они в гармонии отдельных частей, их симметрии, в логической стройности, и категория простоты, раскрывающаяся в неожиданности, обусловленной контрастом между трудностью проблемы и простотой методов, используемых для её решения.
        В результате такой работы  реализуются профессиональные возможности учителя, имеющийся творческий потенциал учеников, а результаты оцениваются через призму эстетики.
Существует множество познавательной информации из области искусства, науки, из практической сферы, способной удивить учащихся, показать им целесообразность математики как одну из составляющих эстетики. Особенно наглядно это проявляется в задачах прикладного характера, в которых раскрывается связь математики с искусством, природой, литературой, музыкой.
       Творческий поиск, изучение опыта лучших учителей, требования времени привели меня к новым, нетрадиционным подходам решения задач эстетического развития учащихся на уроках.
       История математики – благодатный материал для развития эстетического вкуса школьников Математика своей богатейшей и интереснейшей историей, совершенством языка, высоким уровнем логики и другими аспектами имеет огромный потенциал эстетического воздействия на учащихся. На наличие эстетических возможностей  предмета указывали известные математики во все времена от Евклида и Пифагора до А. Колмогорова и  Н. Винера.  Учителя – математики в своей практической деятельности на уроках используют различные источники эстетического воздействия на учащихся. Примеры этого мы видим в опыте В.Ф. Шаталова (Украина),  А.А. Окунева (Санкт-Петербург),  Р.Г. Хазанкина (Башкортостан) и многих других. Как уже выше отмечалось, эстетическое воспитание является существенным компонентом педагогического процесса вообще. На протяжении веков пути математики и различных видов искусства нередко переплетаются (живопись и математика, музыка и математика, архитектура и математика). Поэтому исторические сведения о знаменитых людях – это благодатный материал для развития эстетического вкуса школьников. Можно рассказать, например, что великий русский писатель Л.Н.Толстой написал учебник по арифметике для деревенских детей, а величайший физик И.Ньютон придумывал арифметические задачи. Вот одна из них: трава на лугу растёт одинаково быстро и густо. Известно, что 60 коров съели бы траву за 24 дня, а 30 коров за 60 дней. Сколько коров съели бы всю траву за 100 дней?
         На уроках, с целью эстетического воспитания, мною привлекается различный исторический материал. Большой интерес и хорошее настроение  вызывают старинные задачи разных народов, по разным темам.
        Старинная греческая задача. На вопрос:  сколько учеников обучается у Пифагора в школе, он ответил, что половина всех его учеников изучает математику, четверть – музыку, седьмая часть – молчит и, кроме того, есть ещё три женщины. Сколько учеников у Пифагора?
       Старинная китайская задача. Несколько человек покупают барана. Если каждый внесёт по 5 монет, то не хватит до стоимости 45 монет, если же каждый внесёт по 7 монет, то не хватит 3-х монет. Сколько стоит баран?
       Индийский мыслитель Бхаскара (1114-1178), решая  квадратное уравнение х2 – 45х =250 находит впервые два корня: 50 и -5 и делает замечаниеи, что второе значение брать не следует   «…ведь люди не воспринимают отрицательных, абстрактных чисел». Алгебраические задачи на составление квадратных уравнений индийские учёные записывали в стихотворной форме и рассматривали их как особый вид искусства.
       Задача Бхаскара:
        Забавляясь, обезьяны на две группы разделились:
        Часть восьмая их в квадрате в роще весело резвились,
        А двенадцать хором пели, на любимом сидя месте,
        Сосчитайте, сколько в роще обезьянок было вместе?
         При рассмотрении темы "Формулы сокращенного умножения" привожу примеры доказательства  двух известных алгебраических формул. Предварительно провожу вступительную беседу, в ходе которой поясняю, что алгебра сформировалась намного позже геометрии. Однако алгебраические формулы фактически существовали еще тогда, когда не было самой алгебры. Формулы записывались не символами,  проговаривались словами, иногда стихами, а доказательством служил чертеж, например, в работах Пифагора, Омар Хайяма. Такая геометрическая алгебра и сейчас поставляет остроумные наглядные доказательства. Некоторые из них даже проще, чем современные символические обоснования.
          Эстетическое воздействие на обучающихся оказывает история создания некоторых терминов и символов, например, таких, как «абак» - счётная доска у древних греков и римлян, применявшаяся для арифметических вычислений. Принцип его устройства подобен счётам.   Старинные русские меры длины,  веса, история их появления и использования учащиеся 5-го класса с удовольствием могут самостоятельно выяснить и рассказать в классе. Интерес вызывают сведения о роли природного инструмента человека, его пальцев и рук. Эти инструменты не могли длительно хранить результаты счёта, но всегда были налицо и отличались большой подвижностью.  Можно рассказать детям, что язык первобытного человека был беден, жесты возмещали недостаток слов, и числа, для которых ещё не было названий «показывались» на пальцах. История математики привлекает внимание учащихся, создаёт эмоциональный фон урока, расширяет кругозор. Нередко, однако, о можно услышать высказывания о том, что математика – «сухая наука», а «сами математики похожи на отлаженные механизмы с весьма ограниченными интересами».  С этим, естественно, можно поспорить, приведя примеры из биографий  известных людей. Истинный гений, блестящий художник, философ, скульптор, математик  Леонардо да Винчи искал и находил внутренние связи между наукой и искусством, доказывая единство двух направлений человеческой мысли. Омар Хайям - персидский и таджикский поэт, философ, последователь Аристотеля в философии, он был выдающимся учёным – математиком, давшим в геометрической форме обоснования решений уравнений третьей степени. Он написал трактат «Об искусстве», в котором удачно рассмотрел классическую задачу Архимеда. Лирический поэт, Омар Хайям получил всемирную известность. Софья Ковалевская - русский математик, первая женщина-член-корреспондент Петербургской академии наук, доктор философии, писатель, публицист, автор драматических произведений и повестей, ею написана семейная хроника. Этот список можно продолжить.
           Последовательная работа на уроках по использованию исторического материала показывает обучающимся, что ценность науки определяется не только тем, что она помогает создать какие-либо материальные блага, среди которых мы живем.  Природа совершенна, и у неё есть свои законы, выраженные с помощью математики и проявляющиеся в различных видах искусства. Наука формирует  интеллектуальную атмосферу, а задача учителя заключается в том, что такую атмосферу необходимо создать на каждом уроке математики.
           Изучая в течение нескольких лет вопрос, связанный с темой своей работы, я накопила достаточный материал, который  подтверждает результаты многих теоретических выкладок, связанных с понятием красоты в математике и эстетическим потенциалом уроков математики. Важной мерой красоты является порядок, который выступает в различных формах. Наиболее распространенной из них является симметрия. С детства человек видит зеркальную симметрию. Он видит её в листьях деревьев, цветах, телах животных и людей. Поворотную симметрию мы видим в стройных елях и кипарисах, в волшебных узорах снежинок. Переносную симметрию с удовольствием и радостью наблюдаем в ажурных оградах парков, решетках мостов и балконов. Трансляционной симметрией любуемся, рассматривая рисунки на обоях, кружевах на воротниках и манжетах, на причудливом, играющем на солнце узоре на  шкуре змеи. Цветную симметрию наблюдаем в шахматных фигурах, расставленных в одинаковом порядке на шахматной доске. Симметрия  воспринимается человеком как проявление закономерного порядка, царящего в природе. «Порядок освобождает мысль», - любил повторять великий французский математик и философ Рене Декарт. Симметрия воспринимается человеком слишком статично, скованно, и только единство симметрии и асимметрии создаёт подлинную гармонию красоты.
           В качестве меры соотношения симметричного и асимметричного часто выступает пропорция. В эстетике пропорция, как и симметрия,  является составным элементом категории меры и выражает закономерность структуры эстетического образа. Учителю надо стремиться к тому, чтобы дети осознали и приняли эти кажущиеся простыми и очевидными идеи. Такой подход означает шаг на пути эстетического воспитания учащихся. Остановлюсь на таких понятиях как «золотая пропорция», «золотое сечение» и «паркеты», которые учитель успешно может использовать в работе на уроке и на факультативных занятиях.
           О красоте математики написано немало. Многие авторы видят её в гармонии чисел и форм, геометрической выразительности, стройности математических формул, решении задач различными способами, изяществе математических доказательств, порядке, универсальности математических методов. Под понятие красоты подводится широкий спектр различных объектов, начиная от схем зверушек, составленных из отрезков, до представления красивой модели, удовлетворяющей требованиям простоты, неожиданности, изоморфизма.
          В качестве источников эстетической привлекательности математических объектов (понятий, теорем, задач, доказательств и т.д.) выступают категория порядка, проявляющаяся в гармонии отдельных частей, их симметрии, в логической стройности, и категория простоты, раскрывающаяся в неожиданности, обусловленной контрастом между трудностью проблемы и простотой методов, используемых для её решения.
          Эффективное раскрытие эстетического потенциала математики возможно лишь в процессе творческой деятельности учащихся. А в этой деятельности ведущая роль принадлежит задаче, «красивой» задаче, её изящному решению.
           Красивое решение должно нас чем-то удивить, должно быть в чем-то неожиданным. Если мы хотим понять некоторое явление, яснее его представить, то мы прибегаем к наглядной модели изучаемого явления. Наглядная модель должна правильно отражать те основные черты явления, которые следует изучить.
          Основным требованием к модели является её простота для восприятия, для оперирования с нею. Благодаря простоте модели, можно легче сделать необходимые выводы. При решении любой непростой задачи обучающиеся составляют для себя наглядную модель описываемого в задаче явления. В этот момент и происходит проявление творческого подхода к решению задачи. Удачный выбор наглядной модели нередко предопределяет успех дела, а необычность этой модели, её неожиданность воспринимаются как красота и изящество решения.
          Каждая математическая задача служит конкретным целям обучения, но основная её роль – развитие творческого и математического мышления обучающихся, повышение их интереса к математике. Для того, чтобы обучающиеся осознали эстетику задачи, необходимо знакомить их с различными способами её решения, различными приемами доказательства одной и той же теоремы. Восприятие эстетической стороны задачи начинается с условия и чертежа. Поэтому содержание условия должно вызывать интерес, чертеж должен соответствовать значению слова «красивый», то есть доставляющий наслаждение, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью.
          Итак, математическая задача способствует формированию и развитию эстетического вкуса учеников в том случае, если она отвечает определенным требованиям, а именно:
  •       условие задачи должно быть интересно школьнику, если задача геометрическая, она должна сопровождаться красивым рисунком;
  •      задача должна обладать большой степенью общности;
  •      задача может устанавливать интересный факт, порой неожиданный;
  •      в решение задачи обязательно нужно спрятать "изюминку", чтобы оно было наглядно и удивительно просто;
  •      желательно, чтобы было несколько способов решения задачи.
          Формируя и развивая эстетический вкус при решении "красивых" задач, учитель помогает школьникам более полно воспринять красоту математики вообще, старается повысить их математическую и общую культуру.
          В своей работе я привела лишь некоторые примеры, подтверждающие многие теоретические положения об эстетическом потенциале уроков математики. Сопровождая свои уроки различными методами и способами подачи математического материала, я стараюсь повышать его привлекательность. В результате такого обучения ученики начинают смотреть на задачи как на исследовательские объекты, в которых скрыта гармония и красота математики, наслаждаясь тем, что в процессе работы эти качества математики обнажаются, и красота математики становится для ребят доступной. Очень важна и эмоциональная сторона подачи учебного материала.
          Искренне считаю, что жизнь настоятельно требует сегодня сделать эстетику не гостьей на уроке, а эффективным средством превращения ученика в чувственного, гуманного, творческого человека.
 
                              Литература
 
   1.Болтянский В.Г. Математическая культура и эстетика.//Математика в школе, 1982. - № 2.-С.5-9.
   2.Болтянский В.Г. Математика. Курс лекций.- М.:Альфа,1994.-95с
   3.Василевский А.Б. Задания для внеклассной работы по математике. – Минск: «Народная асвета», 2008.-24с.
   4.Васютинский Н.А. Золотая пропорция. - М.:1990.-298с.
   5.Ведерникова Т.Н., Иванов О.А. Интеллектуальное развитие школьников на уроках математики. //Математика в школе, 2002.-№ 3.-С.4-9.
   6.Готт В.С. Симметрия и асимметрия. – М.:1965.-23с.
   7.Гусева Н.В., Зайкин Н.И. Дополнительные возможности красивых заданий. //Математика в школе, 1999. - № 1.-С.8-
   8.Зенкевич И.Г.Эстетика урока математики.– М.: Просвещение,- 1981.-127с.
   9.Саввина О.А. Эстетический потенциал истории математики. // Математика в школе, 2000. - № 3.-С.8-12.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой - красотой отточенной и строгой, возвышенно чистой и стремящейся к подлинному совершенству, которое свойственно лишь величайшим образцам искусства. (Б. Рассел). Валентина Николаевна, Вы актуальную тему затронули.
Татьяна Образцова, дата: 03.05.2015 в 17:27  
#2 А.Н. Туполев говорил, что хорошо летать могут только красивые самолеты. Так и в математике самые важные и интересные задачи и теоремы непременно красивы. Задача учителя - раскрыть эту красоту перед учениками. Валентина Николаевна. Вы успешно справляетесь с этой задачей. Желаю Вам любознательных учеников, готовых отзываться на все Ваши многочисленные идеи!
Ольга Михальская, дата: 03.05.2015 в 21:15  
#3 Спасибо, коллеги за комментарии и отзывы к моей статье
Валентина Титова, дата: 04.05.2015 в 21:19  
#4 Действительно, математика - совершенная наука: "Наука только тогда достигает совершенства, когда она начинает пользоваться математикой" (К. Маркс)" Валентина Николаевна, спасибо за интересный материал!
Гульнара Айтуганова, дата: 05.05.2015 в 21:57  
#5 С интересом прочитала статью. Спасибо!
Елена Маратовна Онищук, дата: 08.05.2015 в 16:14  
#6 Красота спасет мир! Вот и математика царица всех наук!!! Жаль, что нынешнее молодое поколение не видит эту красоту. Спасибо, Валентина Николаевна за интересную статью!!!
Ольга Даниловская, дата: 19.05.2015 в 21:10  
#7 Можно считать математику скучной, сухой, неинтересной, нудной, трудной, но если в ней есть элемент красоты, эстетика, то любой человек обратит на это внимание, а так как мы говорим об увлечении математикой, то внимание играет важнейшую роль. В связи с этим роль учителя состоит не только в преподавании математики как науки, но и преподнесении ее как некоего искусства, которое красиво, эстетично, всеобъемлюще, так как имеет связь с любым предметом школьного курса, так и с деятельностью человека за пределами школы.«Элемент изящества, элемент эстетики присутствует в творчестве ученого, несмотря на то, что конечный продукт часто выражен в сухих цифрах, в формулах, в непонятных для неподготовленного ума уравнениях» В.А. Энгельгардт
Ирина Беломывцева, дата: 19.05.2015 в 21:49  
#8 В математике самые важные и интересные задачи и теоремы непременно красивы. Задача учителя - раскрыть эту красоту перед учениками. Спасибо, коллеги за красивые комментарии
Валентина Титова, дата: 19.05.2015 в 22:15  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ