Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики"
Татьяна Образцова
20.06.2015
3471
6
Системно - деятельностный подход в обучении
Образцова Татьяна Ивановна,
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск Московской области
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск Московской области
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики
Здоровье – это не всё,
но всё без здоровья – ничто.
Сократ
но всё без здоровья – ничто.
Сократ
Здоровье подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся.
Техникум как социальная среда, в которой подростки находятся значительное время, нередко создаёт для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью обучающегося, характером эмоционального фона и другими факторами. Обучающемуся приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Таким образом, одной из актуальных практических задач техникума является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для обучающихся путём внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации подростков.
В решении этой задачи может помочь внедрение в образовательный процесс коррекционно - развивающих пауз на уроках и новой обучающей, оздоровительной технологии игрового компонента посредством компьютерной техники.
Конечная цель: создание педагогических условий для сохранения и развития психофизиологического здоровья подростков на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.
Компоненты здоровья:
- физическое здоровье;
- духовно-нравственное здоровье;
- экологическое здоровье.
На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании навыков здорового образа жизни, а также снижение перегрузок учебным материалом и домашними заданиями.
Приведу примеры из своей практики. Я использую следующие темы уроков и содержание материала по здоровьесбережению.
Приведу примеры из своей практики. Я использую следующие темы уроков и содержание материала по здоровьесбережению.
- Медиобезопасность: инструктажи по охране труда при работе в кабинете информатики, при работе на ПЭВМ, по пожарной безопасности, электробезопасности.
- Хранение информационных объектов различных видов на различных носителях - анализ правил безопасного хранения информации.
- Алгоритм – модель деятельности - модель правильного поведения человека.
- Компьютер: аппаратное и программное обеспечение - проект «Виды компьютерной техники в жизни человека, её влияние на здоровье».
- Линии связи, их основные компоненты и характеристики - влияние состояния информационных ресурсов на организм человека.
- Создание документов средствами Microsoft Office - создание рисунков, открыток, плакатов с использованием растровой и векторной графики на темы «Здоровый образ жизни», «Компьютер», «Красные даты календаря», «Охрана окружающей среды»; создание презентаций на темы «Охрана труда на производстве», «Экология», «ЗОЖ», «Компьютер и здоровье», «Мир вокруг нас», «Безопасный Интернет» и т.д.
- Социальная информатика - социальные проекты « Жизнь без вредных привычек».
На своих уроках я стараюсь достаточно часто менять виды работ обучающихся: фронтальный опрос, компьютерное тестирование, выступление с докладами, работа за ПК (выполнение практической работы), работа с книгой, работа с опорным конспектом.
Содержание уроков информатики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание заданий, как помещённых в учебниках, так и тех, которые составляю я.
После проведения уроков, в которых чередуется и вид деятельности обучающихся, и способы преподнесения информации (зрительная, слуховая) с физкультурными паузами, я уверена перегрузок на уроке не будет. А создание благоприятной атмосферы в начале и в конце урока, через улыбку, будет способствовать хорошему настроению обучающихся, как на самом уроке, так и после него.
Применение на уроках физкультминутки, которая повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность, будет способствовать хорошему темпу урока, непереутомляемости и хорошему настроению.
Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление обучающихся.
Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, преподавателей, зависит состояние здоровья и душевного состояния обучающихся. Известно, что урок оказывает серьёзнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье обучающихся.
Содержание уроков информатики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание заданий, как помещённых в учебниках, так и тех, которые составляю я.
После проведения уроков, в которых чередуется и вид деятельности обучающихся, и способы преподнесения информации (зрительная, слуховая) с физкультурными паузами, я уверена перегрузок на уроке не будет. А создание благоприятной атмосферы в начале и в конце урока, через улыбку, будет способствовать хорошему настроению обучающихся, как на самом уроке, так и после него.
Применение на уроках физкультминутки, которая повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность, будет способствовать хорошему темпу урока, непереутомляемости и хорошему настроению.
Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление обучающихся.
Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, преподавателей, зависит состояние здоровья и душевного состояния обучающихся. Известно, что урок оказывает серьёзнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье обучающихся.
Литература
- Запрудский Н. И. Современные школьные технологии: Пособ. для учителей. – Мн., 2003. – 288 с.
- Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. – М.: Вентана-Графф, 2003.
- Вайнер Э.Н. Методология и практика формирования безопасной здоровьесберегающей образовательной среды: Методическое пособие. / Под ред. Э.Н. Вайнера. – М.: Просвещение, 2004. – 185 с.
Другие статьи
- Публичный доклад
- Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
- Семейное чтение, как одно из направлений духовно-нравственного развития школьников.
- Инновационные технологии в профессиональном образовании
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения и начального литературного образования на основе использования технологии коллективно–творческого этюда
- Использование активных методов обучения в системе урока
- Формирования интереса учащихся к национальной и зарубежной культуре на уроках и во внеклассной работе по английскому языку
- Результативность участия обучающихся и воспитанников во внеучебной деятельности
- Методологические требования к проведению диагностики детей с особенностями в развитии
- За что мы любим...
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Спасибо за интересную статью. Учитель должен осознавать приоритет здоровья, и, следовательно, тот факт, что успех в обучении возможен лишь в том случае, если ученик здоров и физически, и психически.
Эльвие Алимова, дата: 20.06.2015 в 16:21
#2 «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических нагрузок»
В. А Сухомлинский
Эльвие Алимова, дата: 20.06.2015 в 16:21
#3 Здоровье – это не всё,
но всё без здоровья – ничто.
Сократ.Какие точные слова, тем более накануне Дня медицинского работника. Статья очень интересная, главное,что она обдумана серьёзно.Действительно,задача учителя,как и врача не навредить.На любом уроке учитель обязан включать здоровьесберегающие элементы, я провожу музыкальные физкультминутки, детям нравится.
Валентина Титова, дата: 20.06.2015 в 17:11
#4 Полностью согласна с Вами:" Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление обучающихся"
Валентина Титова, дата: 20.06.2015 в 17:13
#5 Статья очень содержательна, познавательная, необходимая, важная. Спасибо за материал
Наталья Чубаева, дата: 24.06.2015 в 0:20
#6 Jрганизация учебного процесса может быть оптимальной с точки зрения обучения и оздоровления, если оба процесса — обучение и оздоровление — рассматривать как единое целое, тогда обучение будет иметь сберегающий здоровье характер.
Ольга Даниловская, дата: 30.07.2015 в 16:42
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.