Статья "Патриотическое воспитание подростков"
Татьяна Образцова
13.05.2015
12419
7
Патриотическое воспитание
Образцова Татьяна Ивановна,
преподаватель информатики
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск, 2015 г.
преподаватель информатики
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск, 2015 г.
Патриотическое воспитание подростков
Россия, ты у нас одна,
И за тебя мы все в ответе.
На карте мы едины, мы – страна,
В сердцах и мыслях мы –
России дети.
Картавенко Ксения
На карте мы едины, мы – страна,
В сердцах и мыслях мы –
России дети.
Картавенко Ксения
Сегодня эта тема очень актуальна. Ещё совсем недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитали понятия “Родина”, “великая держава”, “мы, советский народ” ... Раньше подросток смотрел на карту СССР и думал: “Я живу в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране”. Такое сознание закладывалось в нас не только при советской власти, оно круто замешивалось веками и вдруг – шок. На сегодняшний день картина изменилась и наши подростки видят совершенно другую страну.
В наших ребятах практически полностью атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всём: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки и т.п.
Бесстрастные социологические срезы фиксируют деформацию у молодежи глубинных человеческих ценностей. 15-летние юноши и девушки на вопрос, что, по их мнению, является для молодёжи самым важным в жизни, на первое место ставят: деньги, деловая карьера и образование, получить от жизни побольше удовольствия. Извечные же ценности стоят гораздо ниже: любовь, действия ради будущего России, идеалы и вера.
Можно сделать вывод, что чувство патриотизма у подростков ослабло, личностные заботы наших обучающихся лежат, в основном, в области собственного “я”. А, тем не менее, воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно – родителями, чтением “классики”, просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях.
Подростки очень часто, слышат из разных источников СМИ: телевидение, газеты и Интернет о том, что миром правят деньги. СМИ. Что же делать педагогу в такой ситуации? Что противопоставить губительной для ума и души информации и страшной действительности, лезущей во все окна и двери? Как сделать высшим элементом национального сознания идею служения Отечеству, научить “Отчизне посвящать души прекрасные порывы ... ”? Эту непростую проблему в меру своих сил и возможностей мы должны решать.
Что такое “патриотизм”?
Бесстрастные социологические срезы фиксируют деформацию у молодежи глубинных человеческих ценностей. 15-летние юноши и девушки на вопрос, что, по их мнению, является для молодёжи самым важным в жизни, на первое место ставят: деньги, деловая карьера и образование, получить от жизни побольше удовольствия. Извечные же ценности стоят гораздо ниже: любовь, действия ради будущего России, идеалы и вера.
Можно сделать вывод, что чувство патриотизма у подростков ослабло, личностные заботы наших обучающихся лежат, в основном, в области собственного “я”. А, тем не менее, воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно – родителями, чтением “классики”, просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях.
Подростки очень часто, слышат из разных источников СМИ: телевидение, газеты и Интернет о том, что миром правят деньги. СМИ. Что же делать педагогу в такой ситуации? Что противопоставить губительной для ума и души информации и страшной действительности, лезущей во все окна и двери? Как сделать высшим элементом национального сознания идею служения Отечеству, научить “Отчизне посвящать души прекрасные порывы ... ”? Эту непростую проблему в меру своих сил и возможностей мы должны решать.
Что такое “патриотизм”?
- Патриотизм (от греческого patris) – Родина, Отечество и преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от врагов.
- Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с её историей, природой, достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.
- Патриотизм это формирование гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.
Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795 была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Что такое патриотическое воспитание?
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Основными задачами патриотического воспитания являются:
1.Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защите.
2.Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
3.Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества.
4.Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.
5.Передача и развитие лучших традиций российского воинства.
6.Физическое развитие подростков, формирование здорового образа жизни.
Эта разноплановая и интересная работа в нашем техникуме проведится в различных направлениях деятельности:
1.Пропаганда отечественной истории и культуры.
2.Разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в системе общеобразовательных школ и дополнительного образования.
3.Развитие системы взаимосвязей армии и молодежи.
4.Развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование клубов по месту жительства.
5.Поддержка деятельности объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, мемориальных комплексов.
6.Воспитание у подрастающего поколения любви к Отечеству, гордости за победы и достижения старших поколений по обеспечению безопасности и стабильного развития государства, ответственности за будущее Отчизны.
7.Поддержка и развитие молодёжной инициативы в деле освоения воинских профессий, изучения военной истории и военного дела.
8.Подготовка молодежи к военной службе, поднятие престижа профессии защитника Отечества.
9.Выявление инновационных форм и направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.
10.Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при исполнении воинского долга.
11.Про ведение мероприятий, связанных с памятными днями, событиями истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и Флота.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов. Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе.
Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в учебном коллективе – это всё формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.
Велика в наше время роль родителей в воспитании у молодёжи любви к Отчизне. Рассказы об участии бабушек и дедушек, других родственников, знакомых семьи в жизни страны, города, района, двора - это то, что формирует отношение подростка к своей Родине. Он невольно задается вопросом: «Если они так много сделали для Родины, значит, они её действительно любят?» И когда родители найдут эти яркие примеры из жизни, то они внесут невероятно большой вклад в патриотическое воспитание своих детей. Ведь ещё Ф. Бэкон говорил: «Любовь к Родине начинается с семьи».
Семья дает ребёнку первый жизненный опыт, именно в ней закладываются основы характера человека и его представления о морали. Но нельзя уменьшать роль педагогов в патриотическом воспитании. Именно педагогу, непосредственно работающему с группой подростков и каждым из них в отдельности по силам воспитывать личность, гражданина и патриота, включая их в деятельность по преобразованию окружающей социальной действительности.
Одним из направлений моей работы, как классного руководителя, с учебной группой является гражданско – патриотическое, правовое.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
способствовать воспитанию у обучающихся патриотизма, любви к своему народу, интереса к истории своей Родины; государственной символике своей страны;
совершенствование нравственных качеств личности: формирование сознательной дисциплины, культуры поведения, чувства гуманизма, ответственности, готовности к нравственному самовоспитанию, умение пользоваться полученными знаниями в межличностном общении;
формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок, правосознания, гражданской ответственности обучающихся.
В этом учебном году особое место занимает тема «70-летие Великой Победы в ВОв». С 1 сентября систематически проводим встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, выпускниками бывших лет, прошедшими службу в рядах Российской армии, взрослыми, работающими в техникуме – профессиональными военными в запасе. Согласно плану воспитательной работы техникума проходят беседы, посвящённые Дням воинской славы России. По традиции приняли участие в городском мероприятии «День памяти жертв фашизма» (10.10), митингах, посвящённых битве под Москвой (05.12), Дню защитника Отечества у Мемориала Воину-освободителю (23.02), митинге-скорби на городском кладбище у Мемориала воинам, умершим от ран и болезней в госпиталях города (08.05), митинге-шествии «Бессмертный полк» (09.05). Активисты группы поздравляли ветеранов с Новым 2015 годом, Днём защитника Отечества, с Днём Победы - акции «Подарок незнакомому человеку», периодически участвовали в волонтёрском движении «Помощь пожилому человеку», 7 обучающихся стали победителями Всероссийской блиц-олимпиады «70-летию Победы посвящается», 9 человек – победители Международной викторины «Я – будущий защитник Отечества». Наши ребята участвовали в акции-эстафете «Знамя Победы» (30.01), общетехникумовском смотре-конкурсе художественной самодеятельности «И помнит мир спасённый» (15.04), городском фестивале «Война глазами молодых» (23.04), областном тематическом мероприятии «Далёкое эхо Победы» (29.04), общетехникумовских Днях здоровья, городских спортивных соревнованиях, в 1-ом полугодии на уроне техникума приняли участие в конкурсе сочинений «Спасибо деду за Победу!», во 2-ом полугодии – в конкурсе мультимедийных презентаций «Победе – 70!». Все обучающиеся группы приняли активное участие во Всероссийском экологическом проекте «Лес Победы» в апреле. Ребята отдали дань памяти воинам-освободителям, труженикам тыла, узникам концлагерей, приняв участие в интернет-проектах «Передай свечу памяти и скорби по погибшим» и «Георгиевская лента онлайн».
Это только часть работы, которая проводилась мною с обучающимися моей учебной группы по данному направлению в этом учебном году на 1 курсе. Работа будет продолжаться и дальше, так как воспитание патриотизма, любви к своей Родине – это не разовая акция, не только сегодняшнего дня. Это длительная работа на последующие годы, прежде всего с учётом сложившейся в настоящее время в мире непростой политической обстановки.
Известно, что наше государство считает приоритетными направлениями гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения. И это понятно, потому что без патриотизма, как государственной политики, без патриотического воспитания не может добиться успеха ни одна страна.
“Образование, дополнительное образование, СМИ, армия, религиозные организации, здоровье, спорт и т.д. и т.п. – всё это, так или иначе, связано с патриотическим воспитанием”, – заявил В.В. Путин на встрече с представителями общественности по вопросам духовного состояния молодёжи и ключевым аспектам нравственного и патриотического воспитания.
Источники:
mskir.ru/путин-о-патриотическом-воспитании/
nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/05/20/vzglyad-na-patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi
Что такое патриотическое воспитание?
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Основными задачами патриотического воспитания являются:
1.Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защите.
2.Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
3.Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества.
4.Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.
5.Передача и развитие лучших традиций российского воинства.
6.Физическое развитие подростков, формирование здорового образа жизни.
Эта разноплановая и интересная работа в нашем техникуме проведится в различных направлениях деятельности:
1.Пропаганда отечественной истории и культуры.
2.Разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в системе общеобразовательных школ и дополнительного образования.
3.Развитие системы взаимосвязей армии и молодежи.
4.Развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование клубов по месту жительства.
5.Поддержка деятельности объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, мемориальных комплексов.
6.Воспитание у подрастающего поколения любви к Отечеству, гордости за победы и достижения старших поколений по обеспечению безопасности и стабильного развития государства, ответственности за будущее Отчизны.
7.Поддержка и развитие молодёжной инициативы в деле освоения воинских профессий, изучения военной истории и военного дела.
8.Подготовка молодежи к военной службе, поднятие престижа профессии защитника Отечества.
9.Выявление инновационных форм и направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.
10.Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при исполнении воинского долга.
11.Про ведение мероприятий, связанных с памятными днями, событиями истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и Флота.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов. Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе.
Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в учебном коллективе – это всё формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.
Велика в наше время роль родителей в воспитании у молодёжи любви к Отчизне. Рассказы об участии бабушек и дедушек, других родственников, знакомых семьи в жизни страны, города, района, двора - это то, что формирует отношение подростка к своей Родине. Он невольно задается вопросом: «Если они так много сделали для Родины, значит, они её действительно любят?» И когда родители найдут эти яркие примеры из жизни, то они внесут невероятно большой вклад в патриотическое воспитание своих детей. Ведь ещё Ф. Бэкон говорил: «Любовь к Родине начинается с семьи».
Семья дает ребёнку первый жизненный опыт, именно в ней закладываются основы характера человека и его представления о морали. Но нельзя уменьшать роль педагогов в патриотическом воспитании. Именно педагогу, непосредственно работающему с группой подростков и каждым из них в отдельности по силам воспитывать личность, гражданина и патриота, включая их в деятельность по преобразованию окружающей социальной действительности.
Одним из направлений моей работы, как классного руководителя, с учебной группой является гражданско – патриотическое, правовое.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
способствовать воспитанию у обучающихся патриотизма, любви к своему народу, интереса к истории своей Родины; государственной символике своей страны;
совершенствование нравственных качеств личности: формирование сознательной дисциплины, культуры поведения, чувства гуманизма, ответственности, готовности к нравственному самовоспитанию, умение пользоваться полученными знаниями в межличностном общении;
формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок, правосознания, гражданской ответственности обучающихся.
В этом учебном году особое место занимает тема «70-летие Великой Победы в ВОв». С 1 сентября систематически проводим встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, выпускниками бывших лет, прошедшими службу в рядах Российской армии, взрослыми, работающими в техникуме – профессиональными военными в запасе. Согласно плану воспитательной работы техникума проходят беседы, посвящённые Дням воинской славы России. По традиции приняли участие в городском мероприятии «День памяти жертв фашизма» (10.10), митингах, посвящённых битве под Москвой (05.12), Дню защитника Отечества у Мемориала Воину-освободителю (23.02), митинге-скорби на городском кладбище у Мемориала воинам, умершим от ран и болезней в госпиталях города (08.05), митинге-шествии «Бессмертный полк» (09.05). Активисты группы поздравляли ветеранов с Новым 2015 годом, Днём защитника Отечества, с Днём Победы - акции «Подарок незнакомому человеку», периодически участвовали в волонтёрском движении «Помощь пожилому человеку», 7 обучающихся стали победителями Всероссийской блиц-олимпиады «70-летию Победы посвящается», 9 человек – победители Международной викторины «Я – будущий защитник Отечества». Наши ребята участвовали в акции-эстафете «Знамя Победы» (30.01), общетехникумовском смотре-конкурсе художественной самодеятельности «И помнит мир спасённый» (15.04), городском фестивале «Война глазами молодых» (23.04), областном тематическом мероприятии «Далёкое эхо Победы» (29.04), общетехникумовских Днях здоровья, городских спортивных соревнованиях, в 1-ом полугодии на уроне техникума приняли участие в конкурсе сочинений «Спасибо деду за Победу!», во 2-ом полугодии – в конкурсе мультимедийных презентаций «Победе – 70!». Все обучающиеся группы приняли активное участие во Всероссийском экологическом проекте «Лес Победы» в апреле. Ребята отдали дань памяти воинам-освободителям, труженикам тыла, узникам концлагерей, приняв участие в интернет-проектах «Передай свечу памяти и скорби по погибшим» и «Георгиевская лента онлайн».
Это только часть работы, которая проводилась мною с обучающимися моей учебной группы по данному направлению в этом учебном году на 1 курсе. Работа будет продолжаться и дальше, так как воспитание патриотизма, любви к своей Родине – это не разовая акция, не только сегодняшнего дня. Это длительная работа на последующие годы, прежде всего с учётом сложившейся в настоящее время в мире непростой политической обстановки.
Известно, что наше государство считает приоритетными направлениями гражданско-правовое, патриотическое воспитание подрастающего поколения. И это понятно, потому что без патриотизма, как государственной политики, без патриотического воспитания не может добиться успеха ни одна страна.
“Образование, дополнительное образование, СМИ, армия, религиозные организации, здоровье, спорт и т.д. и т.п. – всё это, так или иначе, связано с патриотическим воспитанием”, – заявил В.В. Путин на встрече с представителями общественности по вопросам духовного состояния молодёжи и ключевым аспектам нравственного и патриотического воспитания.
Источники:
mskir.ru/путин-о-патриотическом-воспитании/
nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/05/20/vzglyad-na-patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi
Другие статьи
- Методика совершенствования бега на скорость учащихся первых классов.
- МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
- Из опыта работы кружка
- "Народная музыка в творчестве русских композиторов" Из опыта работы учителя музыки
- Творчество-основа успеха
- ПОС и ФГОС
- Класс-музей "Растяпинской забавы"
- Оптимизация военно-патриотического воспитания в условиях модернизации Российского образования
- Моё призвание - учитель
- Истоки. Нравственность и искусство
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Поддерживаю и приветствую актуальность Вашего исследования в статье, Татьяна Ивановна! Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.
Валентина Титова, дата: 13.05.2015 в 20:27
#2 Патриотическое воспитание, несомненно, должно быть одним из главных направлений в воспитании подрастающего поколения. И мы должны это выполнять.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 21.05.2015 в 17:34
#3 Да, действительно, патриотическое воспитание подростков это актуальнейшая проблема современности. Вы в своей статье очень подробно изложили все направления деятельности учителя, родителей и всех институтов власти. Вы произвели глубокий анализ состояния этой проблемы на данный момент исторического развития нашей страны. Огромное спасибо за то, что вы в этом направлении сделали и еще больше планируете. Я лично все пункты Вашей исследовательской статьи и основные моменты воспитательной работы хотела бы перенять. Спасибо за статью.
Гульнара Айтуганова, дата: 21.05.2015 в 18:26
#4 Важность патриотического воспитания молодежи подчеркивает и наш Президент Н.А.Назарбаев. В своём ежегодном Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» он отметил: «что новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества. Наша главная цель в данном направлении проста и понятна: мы должны сохранить и укрепить общественное согласие. Это – непреложное условие нашего существования как государства, как общества, как нации.
Фундамент казахстанского патриотизма – это равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь Родины.»
Ирина Беломывцева, дата: 21.05.2015 в 21:28
#5 Да, тема достаточно актуально, потому что сейчас без патриотического воспитания невозможно формирование активной жизненной позиции
Наталья Чубаева, дата: 15.06.2015 в 10:59
#6 Программа патриотического воспитания, которая начнет работать в России с 2016 года, основывается на четырех праздниках, в числе которых и День воссоединения Крыма с Россией, сообщил в пятницу министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов на совещании во Владивостоке.
Ливанов провел во Владивостоке Всероссийское совещание руководителей органов исполнителей власти субъектов РФ в сфере образования. ria.ru/society/20150703/1111229576.html
Татьяна Образцова, дата: 03.07.2015 в 12:04
#7 МОСКВА, 2 июн – РИА Новости. В России стартует "Всероссийский творческий конкурс курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа", а также конкурс педагогического мастерства "Лучший по профессии". К участию в первом конкурсе приглашаются студенты — авторы курсовых и дипломных работ, связанных с исследованиями героического прошлого России. В фокусе внимания второго конкурса – методические разработки патриотической направленности, созданные молодыми педагогами. ria.ru/education/20150702/1109254890.html
Татьяна Образцова, дата: 03.07.2015 в 12:52
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.