Статья "Эстетическое воспитание подростков на медиаматериале"
Тамара Спиридонова
04.01.2016
1580
0
Дополнительное образование
Спиридонова Тамара Ивановна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
ДТО"ТЕЛЕ-КИНО"
г.Москва
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
ДТО"ТЕЛЕ-КИНО"
г.Москва
Эстетическое воспитание подростков на медиаматериале
Один из этапов процесса восприятия кино как самого синтетичного искусства - обучение расшифровке символического ряда. Ассоциативность и многозначность киноязыка позволяет научиться работать с символами, которые используются в фильме.
Суть используемого в кино принципа синтетичного преобразования одних ощущений в другие зрительных - в слуховые, двигательные и пр., их взаимодействия заключается в том, что объект, снятый в специальных условиях на кинопленку, превращается в образ, значительно более емкий по сравнению с изначальным.
Такое обращение к символическому ряду фильма, совершенствуя творческое восприятие в целом, позволяет сделать кинотерапию не только более глубокой и познавательной, но и увидеть собственные проблемы под другим углом, научиться замечать символику в повседневной жизни.
Как мы видим, возможностей у кинотерапии очень много. Но их реализация зависит не только от профессионального мастерства педагога, но и от правильного подбора фильма. Отметим несколько существующих здесь нюансов.
Во-первых, выбранный фильм в своем замысле должен обладать жизненной правдой, органичностью и глубиной сюжетного и образного ряда, вызывать эстетические переживания.
Фильм должен нести в себе гуманистические идеалы, и ставить перед зрителем нравственные вопросы.
Во-вторых, фильм должен соответствовать целям и задачам кинотерапии, а также учитывать возраст, уровень подготовки, личностные особенности и по возможности социально-психологическую ситуацию в жизни каждого зрителя, особенно, если это трудный подросток со склонностью к риску.
В основе методического обеспечения кинотренинга лежит технология ведения групповой дискуссии, опирающаяся на тактичное, уважительное отношение собеседников друг к другу, активное слушание и эмпатию. Заранее принимаются определенные «правила поведения» в группе, учитывающие ценность суждений каждого участника тренинга.
Все мысли и чувства, высказанные вслух, не оцениваются как правильные или неправильные, истинные или ложные, а служат грамотному развитию спонтанности и раскрепощенности.
Прежде, чем вынести фильм для обсуждения в классе, педагог - должен просмотреть его несколько раз сам, чтобы свободно ориентироваться в последовательности сцен и эпизодов , репликах героев, представлять эмоционально-смысловую композицию, трактовать основные символы. Важно, чтобы он мог восстановить фильм с любого момента.
Во время групповой беседы на обсуждение выносятся впечатления, мысли и чувства от просмотренного фильма, анализируются образы героев, их поступки, символические коды. Особое место следует уделять нравственным проблемам и наиболее актуальным в фильме темам (любовь к матери, преступление, раскаяние и т.д.).
Для достижения более эффективных результатов желательно использовать не только беседу - дискуссию. Это могут быть схематичные зарисовки своих ассоциаций, героев фильма и их поступков, - в том числе, экспликации (раскадровки) значимых для каждого участника сцен, мысленное перемонтирование отдельных сцен, создание promo к фильму.
А также ролевые игры, где члены группы, становясь героями фильма, разыгрывают эти сцены по-своему, дополняя либо полностью пересматривая их. Наличие видеокамеры поможет создать собственный проект - вариации на «заданные» темы. В конце обсуждения можно предложить всем членам группы поделиться своими впечатлениями, рассказать о чувствах, вызванных как самим фильмом, так и работой над его восприятием и «поиском автора».
Безусловно, главным критерием успешности таких тренингов является экранная культура и медиаграмотность, плюс некоторые технические навыки работы с видео самого педагога-психолога, не позволяющие допускать досадных просчетов в деликатном процессе воспитания и образования средствами кино.
Фильмы ставят вопросы: возможно ли старому и новому, традиционному и новаторскому, дисциплине и свободомыслию уживаться вместе? Всегда ли борьба - единственный выход из положения? Как разным поколениям услышать, понять друг друга, договориться?
- Когда вы считаете, что в чем-то разбираетесь, посмотрите на это с другой точки зрения. Постарайтесь обрести собственный голос. И чем дольше это откладывать, тем менее вероятно, что вы вообще его обретете. Большинство людей живут в тихом отчаянье. Не поддавайтесь этому! Наберитесь смелости - отыщите новый взгляд!
1. Проведенный анализ позволил определить медиаобразование как необходимый компонент процесса повышения эффективности эстетического воспитания подростков.
2. Высокий уровень эстетического воспитания подростков является показателем эффективности эстетического воспитания и характеризуется следующими критериями: наличием системы знаний в области эстетики; способностью эстетически реагировать на произведения искусства и окружающую действительность; интересом к общению с прекрасным; потребностью и способностью вносить гармонию во все сферы жизнедеятельности; направленностью на саморазвитие; индивидуальной продуктивной активностью.
3. Выявлены факторы повышения качества эстетического воспитания подростков: интегративный подход к организации и содержанию эстетического воспитания подростков; гибкие учебные планы с учётом индивидуальных особенностей ребёнка; обеспечение педагогов и обучающихся методической литературой в основном и дополнительном эстетическом образовании.
Литература:
1. Л.М. Баженова В мире экранных искусств. Книга для учителей начальных классов, воспитателей, родителей. - Изд-во ВИПК, ВИКИНГ, Ассоциация деятелей кинообразования, 1992. - 71 с.
2.О.А. Баранов Экран становится другом. - М.: Просвещение, 1979. - 96 с.
3. Ю.Н. Усов Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Дис. д-ра. пед. наук. - М., 1989.
Суть используемого в кино принципа синтетичного преобразования одних ощущений в другие зрительных - в слуховые, двигательные и пр., их взаимодействия заключается в том, что объект, снятый в специальных условиях на кинопленку, превращается в образ, значительно более емкий по сравнению с изначальным.
Такое обращение к символическому ряду фильма, совершенствуя творческое восприятие в целом, позволяет сделать кинотерапию не только более глубокой и познавательной, но и увидеть собственные проблемы под другим углом, научиться замечать символику в повседневной жизни.
Как мы видим, возможностей у кинотерапии очень много. Но их реализация зависит не только от профессионального мастерства педагога, но и от правильного подбора фильма. Отметим несколько существующих здесь нюансов.
Во-первых, выбранный фильм в своем замысле должен обладать жизненной правдой, органичностью и глубиной сюжетного и образного ряда, вызывать эстетические переживания.
Фильм должен нести в себе гуманистические идеалы, и ставить перед зрителем нравственные вопросы.
Во-вторых, фильм должен соответствовать целям и задачам кинотерапии, а также учитывать возраст, уровень подготовки, личностные особенности и по возможности социально-психологическую ситуацию в жизни каждого зрителя, особенно, если это трудный подросток со склонностью к риску.
В основе методического обеспечения кинотренинга лежит технология ведения групповой дискуссии, опирающаяся на тактичное, уважительное отношение собеседников друг к другу, активное слушание и эмпатию. Заранее принимаются определенные «правила поведения» в группе, учитывающие ценность суждений каждого участника тренинга.
Все мысли и чувства, высказанные вслух, не оцениваются как правильные или неправильные, истинные или ложные, а служат грамотному развитию спонтанности и раскрепощенности.
Прежде, чем вынести фильм для обсуждения в классе, педагог - должен просмотреть его несколько раз сам, чтобы свободно ориентироваться в последовательности сцен и эпизодов , репликах героев, представлять эмоционально-смысловую композицию, трактовать основные символы. Важно, чтобы он мог восстановить фильм с любого момента.
Во время групповой беседы на обсуждение выносятся впечатления, мысли и чувства от просмотренного фильма, анализируются образы героев, их поступки, символические коды. Особое место следует уделять нравственным проблемам и наиболее актуальным в фильме темам (любовь к матери, преступление, раскаяние и т.д.).
Для достижения более эффективных результатов желательно использовать не только беседу - дискуссию. Это могут быть схематичные зарисовки своих ассоциаций, героев фильма и их поступков, - в том числе, экспликации (раскадровки) значимых для каждого участника сцен, мысленное перемонтирование отдельных сцен, создание promo к фильму.
А также ролевые игры, где члены группы, становясь героями фильма, разыгрывают эти сцены по-своему, дополняя либо полностью пересматривая их. Наличие видеокамеры поможет создать собственный проект - вариации на «заданные» темы. В конце обсуждения можно предложить всем членам группы поделиться своими впечатлениями, рассказать о чувствах, вызванных как самим фильмом, так и работой над его восприятием и «поиском автора».
Безусловно, главным критерием успешности таких тренингов является экранная культура и медиаграмотность, плюс некоторые технические навыки работы с видео самого педагога-психолога, не позволяющие допускать досадных просчетов в деликатном процессе воспитания и образования средствами кино.
Фильмы ставят вопросы: возможно ли старому и новому, традиционному и новаторскому, дисциплине и свободомыслию уживаться вместе? Всегда ли борьба - единственный выход из положения? Как разным поколениям услышать, понять друг друга, договориться?
- Когда вы считаете, что в чем-то разбираетесь, посмотрите на это с другой точки зрения. Постарайтесь обрести собственный голос. И чем дольше это откладывать, тем менее вероятно, что вы вообще его обретете. Большинство людей живут в тихом отчаянье. Не поддавайтесь этому! Наберитесь смелости - отыщите новый взгляд!
1. Проведенный анализ позволил определить медиаобразование как необходимый компонент процесса повышения эффективности эстетического воспитания подростков.
2. Высокий уровень эстетического воспитания подростков является показателем эффективности эстетического воспитания и характеризуется следующими критериями: наличием системы знаний в области эстетики; способностью эстетически реагировать на произведения искусства и окружающую действительность; интересом к общению с прекрасным; потребностью и способностью вносить гармонию во все сферы жизнедеятельности; направленностью на саморазвитие; индивидуальной продуктивной активностью.
3. Выявлены факторы повышения качества эстетического воспитания подростков: интегративный подход к организации и содержанию эстетического воспитания подростков; гибкие учебные планы с учётом индивидуальных особенностей ребёнка; обеспечение педагогов и обучающихся методической литературой в основном и дополнительном эстетическом образовании.
Литература:
1. Л.М. Баженова В мире экранных искусств. Книга для учителей начальных классов, воспитателей, родителей. - Изд-во ВИПК, ВИКИНГ, Ассоциация деятелей кинообразования, 1992. - 71 с.
2.О.А. Баранов Экран становится другом. - М.: Просвещение, 1979. - 96 с.
3. Ю.Н. Усов Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Дис. д-ра. пед. наук. - М., 1989.
Другие статьи
- Педагогическая этика учителя
- Сотрудничество семьи, школы и социума в воспитании здоровой гармоничной личности
- Самообразование преподавателя – путь к повышению профессионального мастерства
- Воплощение идей ФГОС 2 поколения, как учитель физики .
- Развитие логического мышления учащихся 5-6 классов на основе системы развивающих заданий.
- Роль проектной деятельности учащихся в краеведческой работе
- Модель киновоспитания подростков на примере создания Межрегионального кинофестиваля «И сказала Кроха»
- Организация самоподготовки как формы учебного процесса в группе продлённого дня с учётом ФГОС НОО с учащимися с задержкой психического развития на примере школы – интерната №4
- Школьный дискуссионный клуб на английском языке как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции учащихся
- Учебная экскурсия как средство профессионального становления специалиста
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.