С нами 14637 учителей, 5114 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Современный подход к проведению урока в коррекционной школе в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов"

Чубаева Наталья Николаевна.
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
 
Современный подход к проведению  урока в коррекционной школе в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов
 
      Что такое урок? Принято считать, что урок — это система воздействия учителя на учащихся, ограниченная смысловым, вре­менным, организационным показателями учебного процесса. Это целостная динамичная и вариативная фор­ма организации процесса целенаправленного воздействия учителя на учащихся, включающихся в образовательный про­цесс.
    А что такое современный урок на сегодняшний день? Каким должен быть современный урок? Нужно ли на первое место поставить развитие ребёнка, его личностное "Я", а на второе обучение? Нужно ли максимально индивидуализировать процесс обучения? Нужно ли сообщить ребенку только те знания, которые ему понадобятся в жизни, и как узнать, что понадобится ему в жизни? Нужно ли превратить урок в игру или просто использовать элементы игры? Имеет ли смыл постановка проблемной ситуации? Однозначных ответов на эти вопросы нет, и по каждому из них можно очень много рассуждать.
     Проблеме урока в специальной (коррекционной) школе всегда уделялось и уделяется достаточно большое внимание.
Какие же требования предъявляются к современному уроку в специальном (коррекционном) образовательном учреждении? Этот вопрос всегда волновал педагогов коррекционных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
       Итак, можно полагать, что основными требованиями, которые предъявляются к уроку в специальной школе, являются:
- реализация на уроке всех дидактических принципов, как об­щедидактических, так и коррекционных;
- создание условий для продуктивной деятельности учителя и учащихся;
- использование достижений современной педагогической (кор­рекционной) теории и практики;
- умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся;
 - учет индивидуальных и психологических особенностей уча­щихся;
- научность и достоверность сообщаемых знаний, их практи­ческая направленность;
- рациональное использование на уроках наглядности;
- формирование необходимых знаний, умений и навыков, фор­мирование умения учиться.
     В рамках введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов современный урок в специальной (коррекционной) школе определяет цель, которая  должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные следующие задачи: дидактическую (общеобразователь­ную), воспитательную и коррекционную.
Планируя интересный и содержательный  урок,  учителю целесообразно придерживаться следующих правил:
· конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в рамках учебной программы.
· определить содержание учебного материала, его объем, установить связь с ранее изученным материалом, систему упражнений для дифференцированной работы и домашнего задания
· выбрать разнообразные, наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, сочетать разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
· определить эффективные формы контроля за учебной деятельностью школьников.
· продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
· разнообразить формы рефлексии (подведения итогов урока: фронтальные, индивидуальные)
·  продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
       Обратим особое внимание на тот факт, что эффективность урока зависит от того на сколько грамотно и чётко определены задачи урока, выбраны методы и технологии обучения.
Итак, готовясь к уроку, учитель должен определить тип урока. В нашей школе в рамках введения ФГОС НОО особое значение придается следующим типам урока:
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
- предъявление контролируемого варианта;
- наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
- сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
- оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
      Определившись с темой и типом урока, учитель формулирует цель (одну - две) и задачи (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитывающие). Сформулированных к уроку задач должно быть столько, сколько действительно реально выполнить в течение урока. Как правило, готовясь к уроку, учитель формулирует три блока задач: образовательные, коррекционно-развивающие и воспитывающие. Последнее время стало актуально писать задачи для учителя и задачи, которые должны выполнить на уроке дети. Записывать задачи для учителя или для учителя и учащихся - это на усмотрение педагога. Главное, чтобы учитель четко понимал, какие задачи он ставит перед собой, а какие перед детьми.
       Формулируя образовательные задачи,  необходимо помнить о том, чему
нужно учить на уроке и что для этого нужно сделать.
Во первых- это рассказать о..., познакомить с ...,  дать понятие о….        
Наиболее сложная  проблема заключается в формулировке коррекционных задач. В конспекте урока педагоги часто пишут: коррекция и развитие памяти, внимания, мышления или ВПФ. Это неверно. Ведь все эти понятия являются очень обширными и ошибочными. Например, мышление включает в себя:
Виды: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое;
Операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
Формы: понятие, суждение, умозаключение.
   Коррекционно-развивающие задачи нужно конкретизировать. Что мы корригируем и как, с помощью чего, посредством чего. Например, корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе работы с предложениями деформированного текста.
Говоря о формулировке воспитывающих задач, хотелось бы отметить, что очень часто педагоги ставят «высокие» нравственные задачи, которые на уроке достаточно сложно реализовать. Бывает, что воспитывающие задачи просто «притянуты» к теме урока.
      Если материал урока не позволяет сформулировать воспитывающую задачу типа: показать школьникам важность правильного поведения в лесу, то можно ограничиться задачей, прививать интерес к предмету и процессу обучения.
Для педагога не мало важно  определить, с помощью каких методов предстоит достигать поставленные задачи. Метод от греческого «methodos» - «путь к чему – то».Использовать один метод изолированно невозможно. При работе комбинируется несколько методов, и, используются они одновременно. Методы – это бусы. Каждая бусина в бусах может существовать и использоваться сама по себе, но все вместе бусины составляют единое целое. Главное – учитель должен умело комбинировать разные методы и четко понимать, что использование того или иного метода зависит от этапа и цели этапа.
Как правило, учителя используют классическую классификацию методов по источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
   Существует классификация методов по характеру познавательной деятельности: объяснительно – иллюстрированный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично – поисковый, исследовательский.
В данной классификации в методы изначально заложены больше возможностей. Ведь наиболее интересным и продуктивным было и будет создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
Применяя на уроке различное сочетание методов, педагог использует разнообразные приемы. Приемы – это часть методов. Прием не имеет самостоятельной задачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется с помощью метода. Одинаковые приемы могут быть использованы в разных методах и наоборот.
     Выстраивая урок, учитель четко определяет его этапы. Наличие того или иного этапа зависит от типа урока. Каждый этап должен быть интересным и продуктивным. Для этого необходимо использовать разнообразные методические приемы, постоянно изменять формы и виды деятельности
Цель первого этапа – настроить школьников на работу. Заинтересовать их. Этот этап задает тон всему уроку.
Ни в коем случае нельзя начинать урок со слов: я жду. Я буду ждать пока наступит тишина. Не все глаза на меня смотрят и т. д.
Этап проверки домашнего задания не обязателен. Если же он проводится на уроке, то формы проведения следует периодически менять.
Этап повторения и актуализации знаний является обязательным, именно на нем будет базироваться новый материал.
     На этапе изучения нового материала важно показать практическую значимость материала. Интересным и продуктивным для учащихся является тот урок, на котором учитель использует для изложения нового материала метод проблемного обучения, частично – поисковый или исследовательский.
Для отработки полученных знаний используют разные приемы.
На последнем этапе урока необходимо обратить внимание на форму задаваемых учащимся вопросов. Если спрашиваем детей, что мы делали на уроке, то получаем типичные ответы, читали, писали, считали. Вопрос, что нового узнали на уроке, подчас является затруднительным для учащихся. Целесообразней задавание вопросов типа:
·  Какое задание было самым интересным (сложным, легким)?
·  Кто сегодня на уроке работал у доски? Какое задание выполнял? Как справился (самооценка, оценка класса)?
Что касается устного счета, словарной работы, пальчиковой или артикуляционной гимнастики, то они не являются отдельным этапом, эти виды работ – часть какого – то этапа. Выделение физминутки как отдельного этапа вполне возможно.
Очень многое зависит на уроке от умения учителя правильно задавать вопрос учащемуся. Здесь уместно вспомнить, разработанную М. Ф. Гнездиловым классификацию вопросов.
1. Вопросы, требующие названия (Кто это? Что это?).
2. Вопросы, требующие воспроизведения фактов (Что делает? Как делает?).
3. Вопросы, требующие сопоставления предметов или явлений (Как делает,
медленно или быстро? Чем отличается круг от квадрата?).
4. Вопросы, требующие выяснение причинно – следственных отношений (Почему?
Зачем?).
5. Вопросы, требующие обсуждения и приведения доводов ( Нужно ли беречь
природу? Докажите, почему вы так считаете?).
      Весьма продуктивным является прием проговаривания алгоритмов действия. Это начало думания. На уроке ребенок должен говорить. Если педагог запрещает ему это, постоянно делая замечания: «Замолчи, закрой рот, тишина в классе и т. д.», то, как развивать речь ученика? Порой педагог своими вопросами подталкивает ребенка к шаблонным высказываниям. На вопросы типа: «Какой рассказ вы читали дома?» ученик дает ответ «Акула». «Ты сказал не полностью», - возмущается учитель. Ученик исправляется: «Дома мы читали рассказ Л. Н. Толстого «Акула». Ответы подобного рода не свойственны живому диалогическому общению, это варианты для письменной речи. Идет смешение понятий устная речь и письменная речь. Более внимательно нужно подходить к задаванию вопросов школьникам. Если педагог хочет получить не односложный ответ, а развернутый, то нужно спрашивать соответствующим образом. Например, вопрос «Какое сейчас время года?» подразумевает односложный ответ, или же дети отвечают « Сейчас время года весна». Такой ответ удовлетворяет учителя. А если мы просим ученика: «Расскажи о весне, какая она, чем тебе нравится весна и т. п., то подобного рода задания заставляет ребенка думать, рассуждать, говорить. При таком общении на уроке учитель становится для ученика партнером и собеседником.
     Современный урок в коррекционной школе строится на основе использования технических и компьютерных средств с использованием как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
     Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в коррекционной школе:
1.технология разноуровневого обучения
2.технология проблемного обучения
3.метод проектов
4.игровые технологии
5.информационно-коммуникационные технологии
6.нравственная технология
7.здоровьесберегающие технологии
Технология разноуровневого обучения.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Технология проблемного обучения
Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого ребёнка. Процесс создания проблемной ситуации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной проблемной задачи зависит результативность всего урока. Например, при изучении темы «Лекарственные растения» на этапе актуализации опорных знаний, сообщении темы и целей урока, прежде чем объявить тему урока, учащимися предлагаю проблемную ситуацию. Тему нашего урока мы определим после анализа ситуации.
Игровые технологии
Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.
Метод проектов
Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Технология нравственного воспитания способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у учащихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На уроках необходимо воспитывать правильное отношение учащихся к сверстникам, обучать «мастерству общения».
Здоровьесберегающие технологии
Их цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. Для снижения роста утомляемости используются физкульт – минутки, валеопаузы, приёмы релаксации.
Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья. А у них, кроме системного недоразвития всех компонентов языковой системы, имеется недостаточное развитие познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, деффицит представления об окружающем мире.
ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия, а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок.
 Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель коррекционных школ  владеет всеми необходимыми навыками и умеет:
Обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки, и т.п.), чтобы работать с ними на уроке;
Создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;
Использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
Применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
6. Осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
7. Организовать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
8.  Работать на уроке с материалами web-сайтов;
9. Создавать web-страницы по интересующему вопросу учебного материала;
10.Разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.
Применяя современные технологии в режиме  моделирования и проектирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются  у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Таким образом, урок многогранен и динамичен; многоплано­вый и конкретизированный; специально организованный и за­вершенный. На каждом уроке, на каждом его отдельном этапе решаются конкретные задачи, раскрываются темы программы, определяются формы учебно-познавательной деятельности. «Чет­кий, размеренный порядок работы, строгая дозировка умствен­ной и физической нагрузок, наличие постоянно действующих педагогических стимулов, побуждающих к активной деятельно­сти, свойственных хорошо организованному уроку, создают бла­гоприятные и щадящие условия для обучения умственно отстало­го ребенка, предупреждают нервно-психические перенапряже­ния»
Источники:
http://infourok.ru/material.html?mid=130901
http://apsuasosh.ru/uchrezhdenie/municipalnoe-kazennoe-obrazovatelnoe-u/fgos/metodicheskaja-rekomendacija-struktura-ur/
http://pandia.ru/text/79/045/1058.php
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/01/15/sovremennyy-urok-v-spetsialnoy-korrektsionnoy
http://gigabaza.ru/doc/31426.html
http://studopedia.org/1-116165.html
fullref.ru/job_93d2641dc9b9bfc506986533d396cbfa.html

 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Творческий подход к проведению каждого урока, подбор интересного материала, использование нестандартных типов урока, создание на уроке ситуаций речевого общения, безусловно, будет способствовать более успешному обучению школьников.
Татьяна Образцова, дата: 28.05.2015 в 22:52  
#2 Статья актуальная,чувствуется Ваш высокий профессионализм, научность статьи и практический потенциал.Вы правы,к уроку нужно серьёзно готовиться, учитель должен умело комбинировать разные методы и четко понимать, что использование того или иного метода зависит от этапа и цели этапа и умения учителя быть на уроке великим артистом.
Валентина Титова, дата: 29.05.2015 в 2:00  
#3 Очень серьёзная статья, много новой информации, всё изложено доступно, профессионально
Татьяна Шиляева, дата: 20.07.2015 в 17:55  
#4 Провести современный урок, да еще и в в специальной (коррекционной) школе не просто.Современный урок – это хороший урок, на котором царит деловая творческая обстановка, где ребята охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом. Это урок, насыщенный многообразием учебных ситуаций, и каждая из них вызывает у учащихся вопросы и удивление. Это урок, на котором ученика не унижают за то, что он чего-то не знает, не понимает, не умеет, а поправляют и учат. Современный урок – это педагогическое произведение. Учитель вносит в него свое творчество, свой методический почерк.
Светлана Староверова, дата: 24.04.2016 в 21:23  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.