Статья "Дистанционное обучение детей-инвалидов - открытый мир образования для каждого"
Татьяна Волкова
15.02.2016
6282
4
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Волкова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории,
МАОУ СОШ № 22
г. Тамбова, Тамбовской области
Дистанционное обучение детей-инвалидов – открытый мир образования для каждого
Каждому человеку в течение дня представляется не менее десяти возможностей изменить свою жизнь. Успех приходит к тому, кто умеет их использовать.
Андре Моруа
Андре Моруа
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление, играют люди, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь: родители, братья и сестры, родственники, сверстники, учителя.
В процессе социализации ребёнок усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества.
Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, недостаточном общении со сверстниками и взрослыми, в недоступности ряда культурных ценностей. Нельзя подготовить ребенка к самостоятельной трудовой деятельности, к жизни в обществе, не научив правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому в целях совершенствования процесса социализации детей с ограниченными возможностями, считаем наиболее целесообразным использование социально-педагогического потенциала не только общего, но и дополнительного образования, ведь именно здесь включаются механизмы творческого воспитания, потому что имеет место труд не по необходимости или по принуждению, а по велению души.
На основании статьи 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Одним из ключевых в современной системе образования является изменение отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в пользу данной категории обучающихся. Мы говорим о возросшей роли социальной защиты, которая в первую очередь должна заключаться в создании благоприятных условий для получения такими детьми полноценного образования по любым предметам школьного курса. Актуальность проблемы дистанционного образования заключается также в том, что из года в год происходит снижение количества полностью здоровых детей, заметен рост числа инвалидов с детства и детей с отклонениями в здоровье.
Развитие дистанционного образования детей-инвалидов Министерство образования и науки РФ включило в программу реализации приоритетного национального проекта «Образование». В рамках проекта предусматривается поэтапное создание в каждом российском регионе условий для дистанционного обучения детей-инвалидов. На базе Института повышения квалификации работников образования Тамбовской области был открыт Центр дистанционного образования детей-инвалидов. Здесь оборудованы специальные кабины, в каждой из которых учителя с помощью современных средств связи ведут уроки по предметам, входящим в образовательную программу. Следует отметить, что для дистанционного обучения выбраны не только обязательные предметы, но и курсы по программе дополнительного образования. Ребенок или его родители могут выбрать несколько предметов для дистанционного обучения. Кстати, сами педагоги, в том числе и мы, прошли обучение в ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» по программе «Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием дистанционных образовательных технологий», получили оборудование для работы. На наш взгляд, педагогу для работы с такой ранимой категорией детей требуется намного больше тепла, терпения, самоконтроля по сравнению с детьми, которые учатся в школе. Необходимо понимание того, как научить такого ребёнка, чтобы не навредить, как способствовать адаптации в современном обществе.
Так как дистанционное обучение невозможно без знания компьютера и использования современных информационных технологий, ребёнок-инвалид уже фактически получает профессиональные навыки, которые в дальнейшем могут обеспечить ему работу и независимую жизнь.
На необходимость использования ДО указывают противоречия между традиционным способом индивидуального обучения детей-инвалидов и возможностью погрузиться им в современную среду обучения с применением современных электронно-компьютерных технологий; урочной системой обучения и обучения в определенное время с целью сохранения здоровья ребенка (для учащегося, имеющего проблемы со здоровьем, крайне важно продолжительность изучения материала и время обучения определять самому с учетом самочувствия; ученик должен учиться в своем темпе; ограниченными возможностями жизнедеятельности детей-инвалидов и желанием соответствовать требованиям современного общества.
Основная цель внедрения дистанционного обучения - создание условий детям-инвалидам для получения качественного образования в соответствии с их интересами и склонностями через развитие системы дистанционного образования с использованием Internet-технологий.
Задачи:
В процессе социализации ребёнок усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества.
Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, недостаточном общении со сверстниками и взрослыми, в недоступности ряда культурных ценностей. Нельзя подготовить ребенка к самостоятельной трудовой деятельности, к жизни в обществе, не научив правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому в целях совершенствования процесса социализации детей с ограниченными возможностями, считаем наиболее целесообразным использование социально-педагогического потенциала не только общего, но и дополнительного образования, ведь именно здесь включаются механизмы творческого воспитания, потому что имеет место труд не по необходимости или по принуждению, а по велению души.
На основании статьи 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Одним из ключевых в современной системе образования является изменение отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в пользу данной категории обучающихся. Мы говорим о возросшей роли социальной защиты, которая в первую очередь должна заключаться в создании благоприятных условий для получения такими детьми полноценного образования по любым предметам школьного курса. Актуальность проблемы дистанционного образования заключается также в том, что из года в год происходит снижение количества полностью здоровых детей, заметен рост числа инвалидов с детства и детей с отклонениями в здоровье.
Развитие дистанционного образования детей-инвалидов Министерство образования и науки РФ включило в программу реализации приоритетного национального проекта «Образование». В рамках проекта предусматривается поэтапное создание в каждом российском регионе условий для дистанционного обучения детей-инвалидов. На базе Института повышения квалификации работников образования Тамбовской области был открыт Центр дистанционного образования детей-инвалидов. Здесь оборудованы специальные кабины, в каждой из которых учителя с помощью современных средств связи ведут уроки по предметам, входящим в образовательную программу. Следует отметить, что для дистанционного обучения выбраны не только обязательные предметы, но и курсы по программе дополнительного образования. Ребенок или его родители могут выбрать несколько предметов для дистанционного обучения. Кстати, сами педагоги, в том числе и мы, прошли обучение в ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» по программе «Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием дистанционных образовательных технологий», получили оборудование для работы. На наш взгляд, педагогу для работы с такой ранимой категорией детей требуется намного больше тепла, терпения, самоконтроля по сравнению с детьми, которые учатся в школе. Необходимо понимание того, как научить такого ребёнка, чтобы не навредить, как способствовать адаптации в современном обществе.
Так как дистанционное обучение невозможно без знания компьютера и использования современных информационных технологий, ребёнок-инвалид уже фактически получает профессиональные навыки, которые в дальнейшем могут обеспечить ему работу и независимую жизнь.
На необходимость использования ДО указывают противоречия между традиционным способом индивидуального обучения детей-инвалидов и возможностью погрузиться им в современную среду обучения с применением современных электронно-компьютерных технологий; урочной системой обучения и обучения в определенное время с целью сохранения здоровья ребенка (для учащегося, имеющего проблемы со здоровьем, крайне важно продолжительность изучения материала и время обучения определять самому с учетом самочувствия; ученик должен учиться в своем темпе; ограниченными возможностями жизнедеятельности детей-инвалидов и желанием соответствовать требованиям современного общества.
Основная цель внедрения дистанционного обучения - создание условий детям-инвалидам для получения качественного образования в соответствии с их интересами и склонностями через развитие системы дистанционного образования с использованием Internet-технологий.
Задачи:
- создать условия для получения дистанционного образования на дому (поставка оборудования, установка рабочих мест для детей и педагогов, подключение к сети Интернет);
- разработать методики удовлетворения образовательных запросов детей-инвалидов, способствующих сохранению их здоровья, с использованием современных электронно-компьютерных технологий;
- создать условия для успешной презентации продуктов своего труда;
- создать условия для удовлетворения потребности в общении со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты:
- повышение интереса к предмету
- формирование и совершенствование ключевых компетенций
- повышение уровня и качества знаний (в том числе и соотношение количества выпускников, получивших по результатам ЕГЭ, ГИА отметки "хорошо" и "отлично" к общему количеству выпускников, сдававших ЕГЭ, ГИА)
- формирование навыка работы с дополнительной информацией в сети Интернет
- создание банка индивидуальных заданий и проектов для организации и проведения занятий
- учащиеся принимают на себя ответственность за своё учение; авторитет педагога создается за счет его личностных качеств и саморазвития профессиональных и личностных компетенций
- увлеченность формой обучения с использованием компьютера.
Например, методика и технология использования программы Skype для проведения дистанционного урока позволяет видеть собеседника, а при проведении аудиоконференции мы можем добавлять до четырех-пяти участников. В Skype мы можем пересылать друг другу прикрепленные файлы, например, задания к уроку. Таким образом можно проводить групповой урок. У данной программы еще есть плюс – можем одному участнику предоставить свой экран во время урока. Учитель может использовать дидактические материалы, иллюстрации, карты, видео и аудио сюжеты, выделив цветом, шрифтом, то есть при применении специальных технологий стираются различия между обучением в очной и дистанционной форме.
Дистанционное обучение детей-инвалидов на дому регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, которые разработаны и утверждены образовательным учреждением в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и с учётом его индивидуальных особенностей и психофизических возможностей. Уроки проводятся в специальной учебной среде – «i-классе» www.iclass.home-edu.ru Центра образования «Технологии обучения» (г. Москва), где каждому курсу выделен виртуальный учебный кабинет. Ученик и учитель видят друг друга через веб-камеру. У обоих под рукой и принтер, чтобы распечатать текст, и ксерокс, чтобы отсканировать написанный текст для отправки его по электронной почте.
Познакомившись с возможностями I-школы, можно с уверенностью сказать, что эффективность обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья может быть достигнута за счет осуществления индивидуализированного подхода. Учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся является средством реализации идей личностно ориентированного обучения.
Перспективными направлениями для оптимизации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья считаем следующие:
Дистанционное обучение детей-инвалидов на дому регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, которые разработаны и утверждены образовательным учреждением в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и с учётом его индивидуальных особенностей и психофизических возможностей. Уроки проводятся в специальной учебной среде – «i-классе» www.iclass.home-edu.ru Центра образования «Технологии обучения» (г. Москва), где каждому курсу выделен виртуальный учебный кабинет. Ученик и учитель видят друг друга через веб-камеру. У обоих под рукой и принтер, чтобы распечатать текст, и ксерокс, чтобы отсканировать написанный текст для отправки его по электронной почте.
Познакомившись с возможностями I-школы, можно с уверенностью сказать, что эффективность обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья может быть достигнута за счет осуществления индивидуализированного подхода. Учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся является средством реализации идей личностно ориентированного обучения.
Перспективными направлениями для оптимизации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья считаем следующие:
- опора на медицинские, социальные и психологические службы
- построение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся
- разработка гибкой системы оценивания, учитывающей требования стандартов образования и особенности каждого ребенка
- обязательное рецензирование работ учащихся
- изучение возможностей учебно-дидактического комплекса при организации учебного процесса
- совершенствование технологий при обучении данного ученика
- гибкое сочетание обучения в процессе совместной деятельности (коллаборативный подход) и самостоятельного учения
- свободная коммуникация всех участников образовательного процесса по учебным и неучебным вопросам
- виртуальная медиатека как средство доставки контента учащимся и как средства творческого самовыражения учащихся
- совершенствование педагогического мастерства при работе с детьми-инвалидами.
На сегодняшний день информационные компьютерные технологии соответствует качественно новому содержанию обучения и развития талантливого ребёнка, воспитывают самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивают дисциплину интеллектуальной деятельности. Обучение проводится с помощью новейших информационных и телекоммуникационных технологий, современных дистанционных форм обучения (Интернет-проекты, сетевые образовательные программы), телеконференций, online-лекций, интерактивных тренажеров, творческих Интернет-форумов и мастерских. Обучение на основе компьютерных телекоммуникаций обеспечивает возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объёма, любого вида; хранения информации в памяти компьютера, возможность её редактировать, распечатывать; интерактивности и оперативной обратной связи с преподавателем и сверстниками; организации совместных проектов, аудио- и видеоконференций. Все это позволит талантливому ребенку реализовать себя.
Принципы, лежащие в основе проекта, сориентированы на личность ребенка, на создание условия для развития его способностей, на сотрудничество педагогов и учащихся, педагогов и родителей (см. Приложение 2), на взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам.
Основные принципы:
Принципы, лежащие в основе проекта, сориентированы на личность ребенка, на создание условия для развития его способностей, на сотрудничество педагогов и учащихся, педагогов и родителей (см. Приложение 2), на взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам.
Основные принципы:
- Принцип развития (стимулирование духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, создание условий для проявления творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач)
- Принцип успешности обучения (чтобы обучение было успешным, необходима индивидуальная образовательная траектория)
- Принцип гуманизации (соблюдение прав, уважение личности ребенка и педагога)
- Принцип междисциплинарной интеграции (интенсификация учебной деятельности ребенка без повышения учебной нагрузки)
- Принцип вариативности (осуществление различных подходов к отбору содержания и технологий обучения, при этом сохранение инвариантного минимума образования).
При реализации проекта дистанционного обучения возможно возникновение следующих проблем:
1. Проблема методов, средств, показателей мониторинга успешности учащихся в рамках индивидуальных образовательных траекторий.
2. Проблема сбалансированности онлайн, оффлайн и очных занятий при разработке индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
3. Проблема сочетания индивидуального обучения и обучения в группах. 4. Проблема методов и средств повышения учебной мотивации детей при изучении базовых предметов и предметов дополнительного образования.
4. Проблема самооценки учащихся.
Образовательная среда должна быть гибкой и адаптируемой, оперативно реагировать на потребности участников образовательного процесса. Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами (мотивы учения, учебные действия, контроль и оценка) в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей.
Учебная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья содержит в своей структуре те же элементы, однако формирование их протекает с задержкой и отличается некоторым своеобразием, что успешно корригируется в процессе специально организованного обучения. Примеры (см. Приложение 1).
Задача учителя - обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья. Нам стоит задуматься о том, что ребенок, который сидит перед монитором компьютера, подвергается дополнительному негативному воздействию на здоровье. Мы не можем полностью защитить ребенка, но у нас есть возможность провести с ним небольшую зарядку для глаз, которая отнимет от урока не более 3-5 минут. А для тех детей, которые могут ходить, можно проводить небольшие физкультминутки. С детьми постарше можно обсудить тему сбережения здоровья. Предложите своим ученикам придерживаться следующих правил здоровьесбережения: двигаться больше! соблюдать режим дня! не впадать в уныние! радоваться успехам, пусть даже незначительным! желать себе и окружающим только добра!
Успех в учении – один из источников сил и положительной мотивации школьника. К. Д. Ушинский основной заповедью воспитания считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении. Действительно, дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха. Технологически эта помощь осуществляется в психологической атмосфере радости и одобрения: подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность обращений, доброжелательная мимика создают в сочетании благоприятный психологический фон. У нас уже имеется небольшой опыт работы с детьми-инвалидами. И не стоит говорить, как они ценят каждое ласковое слово и ловят улыбки и подбадривающие интонации учителя.
Дистанционное обучение позволяет:
1. Проблема методов, средств, показателей мониторинга успешности учащихся в рамках индивидуальных образовательных траекторий.
2. Проблема сбалансированности онлайн, оффлайн и очных занятий при разработке индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
3. Проблема сочетания индивидуального обучения и обучения в группах. 4. Проблема методов и средств повышения учебной мотивации детей при изучении базовых предметов и предметов дополнительного образования.
4. Проблема самооценки учащихся.
Образовательная среда должна быть гибкой и адаптируемой, оперативно реагировать на потребности участников образовательного процесса. Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами (мотивы учения, учебные действия, контроль и оценка) в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей.
Учебная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья содержит в своей структуре те же элементы, однако формирование их протекает с задержкой и отличается некоторым своеобразием, что успешно корригируется в процессе специально организованного обучения. Примеры (см. Приложение 1).
Задача учителя - обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья. Нам стоит задуматься о том, что ребенок, который сидит перед монитором компьютера, подвергается дополнительному негативному воздействию на здоровье. Мы не можем полностью защитить ребенка, но у нас есть возможность провести с ним небольшую зарядку для глаз, которая отнимет от урока не более 3-5 минут. А для тех детей, которые могут ходить, можно проводить небольшие физкультминутки. С детьми постарше можно обсудить тему сбережения здоровья. Предложите своим ученикам придерживаться следующих правил здоровьесбережения: двигаться больше! соблюдать режим дня! не впадать в уныние! радоваться успехам, пусть даже незначительным! желать себе и окружающим только добра!
Успех в учении – один из источников сил и положительной мотивации школьника. К. Д. Ушинский основной заповедью воспитания считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении. Действительно, дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха. Технологически эта помощь осуществляется в психологической атмосфере радости и одобрения: подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность обращений, доброжелательная мимика создают в сочетании благоприятный психологический фон. У нас уже имеется небольшой опыт работы с детьми-инвалидами. И не стоит говорить, как они ценят каждое ласковое слово и ловят улыбки и подбадривающие интонации учителя.
Дистанционное обучение позволяет:
- получить полноценное школьное образование в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования, независимо от места проживания и материальных условий;
- дистанционные технологии дают доступ к богатейшим информационным ресурсам, размещенным в Интернете;
- обучаться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, используя специализированное новейшее компьютерное оборудование, рассчитанное на детей-инвалидов;
- развить творческие способности детей и участвовать в проектной, исследовательской деятельности;
- получить навыки коллективной работы;
- подготовиться к поступлению в ВУЗ или получить дополнительное образование;
- получить квалифицированные консультации психологов, дефектологов, логопедов и других специалистов Центра дистанционного образования
- повысить уровень образовательного потенциала общества и качества образования.
Основным показателем оценки эффективности внедрения дистанционного обучения детей-инвалидов является количество детей, обучающихся на дому, которые успешно прошли итоговую аттестацию в форме ГИА и ЕГЭ, стали участниками и победителями творческих конкурсов и предметных олимпиад. Для детей-инвалидов образование, полученное дистанционным методом, - это уникальная возможность для успешной и полной интеграции детей в общество сверстников через развитие, коррекцию и реабилитацию! В дальнейшем они могут получить высшее или среднее профессиональное образование таким же методом.
Приложение 1
Мотивационный компонент (неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия). Для детей с особыми потребностями в образовании наиболее значимой является мотивация, связанная с получением высоких отметок, — это сильные, реально действующие мотивы. На втором месте по степени выраженности у детей с особыми образовательными потребностями находится престижная мотивация — «хочу учиться лучше всех». Это обусловлено отставанием в развитии такого ядерного личностного образования, как самооценка.
Задачи: 1. Формирование познавательных мотивов - создание проблемных учебных ситуаций; стимулирование активности ребенка на занятии.
Приёмы: в процессе работы необходимо отмечать успехи школьника, показывать его продвижение вперед. Делать это надо очень осторожно.
Если учитель похвалит ученика за решение простой задачи, которая никакого труда для него не составила, то это может обидеть его. Если учитель отметит его успехи при решении трудной задачи, – это вселит в него дух уверенности. Важно дать ученику нестандартные задания. Так, можно предложить составить тематический тест, кроссворд.
Учебные действия. В связи с особенностями умственного развития детей с особыми образовательными потребностями (чаще с отставанием в развитии мышления и речи), у них наблюдаются значительные трудности в формировании всех учебных действий. Один из наиболее существенных недостатков учебной деятельности детей заключается в том, что они часто выполняют учебные действия, которые диктуются не самой задачей, а стремлением удовлетворить требования учителя. Наблюдается неумение планировать свою деятельность по времени и содержанию.
Задачи:
1.Обучение ребенка планированию деятельности во времени.
2.Предварительная организация ориентировки в задании.
3.Предварительный анализ с ребенком используемых средств деятельности.
Приёмы: 1. Совместное изучение плана сетевого урока. Тренировка усвоения последовательности событий с помощью следующих формулировок: Как называется раздел, который мы изучим сначала?
Как ты думаешь, о чем говорится в этом разделе?
2. Обозначение каждого пройденного этапа словесно, контроль усвоения изученной информации при помощи вопросов по содержанию (составляются заранее). 3. В случае выполнения задания с открытым ответом, следует перед началом выполнения обсудить с учащимся, как и с помощью чего будет выполняться задание.
Контроль и оценка. Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.
Задачи:
1.Обучение контролю по результатам деятельности.
2.Обучение контролю по способу деятельности.
3. Обучение контролю по ходу выполнения деятельности.
Приёмы: Проверка выполненного теста, использование функции «показать правильные ответы», сравнение своих ответов с правильными, внесение коррективов: поиск ответов в тексте урока.
Очень важна систематичность контроля.
Если действия выполняются правильно, то его постепенно переводят на умственный этап: учащийся и сам выполняет, и сам контролирует действие.
Задачи: 1. Формирование познавательных мотивов - создание проблемных учебных ситуаций; стимулирование активности ребенка на занятии.
Приёмы: в процессе работы необходимо отмечать успехи школьника, показывать его продвижение вперед. Делать это надо очень осторожно.
Если учитель похвалит ученика за решение простой задачи, которая никакого труда для него не составила, то это может обидеть его. Если учитель отметит его успехи при решении трудной задачи, – это вселит в него дух уверенности. Важно дать ученику нестандартные задания. Так, можно предложить составить тематический тест, кроссворд.
Учебные действия. В связи с особенностями умственного развития детей с особыми образовательными потребностями (чаще с отставанием в развитии мышления и речи), у них наблюдаются значительные трудности в формировании всех учебных действий. Один из наиболее существенных недостатков учебной деятельности детей заключается в том, что они часто выполняют учебные действия, которые диктуются не самой задачей, а стремлением удовлетворить требования учителя. Наблюдается неумение планировать свою деятельность по времени и содержанию.
Задачи:
1.Обучение ребенка планированию деятельности во времени.
2.Предварительная организация ориентировки в задании.
3.Предварительный анализ с ребенком используемых средств деятельности.
Приёмы: 1. Совместное изучение плана сетевого урока. Тренировка усвоения последовательности событий с помощью следующих формулировок: Как называется раздел, который мы изучим сначала?
Как ты думаешь, о чем говорится в этом разделе?
2. Обозначение каждого пройденного этапа словесно, контроль усвоения изученной информации при помощи вопросов по содержанию (составляются заранее). 3. В случае выполнения задания с открытым ответом, следует перед началом выполнения обсудить с учащимся, как и с помощью чего будет выполняться задание.
Контроль и оценка. Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.
Задачи:
1.Обучение контролю по результатам деятельности.
2.Обучение контролю по способу деятельности.
3. Обучение контролю по ходу выполнения деятельности.
Приёмы: Проверка выполненного теста, использование функции «показать правильные ответы», сравнение своих ответов с правильными, внесение коррективов: поиск ответов в тексте урока.
Очень важна систематичность контроля.
Если действия выполняются правильно, то его постепенно переводят на умственный этап: учащийся и сам выполняет, и сам контролирует действие.
Приложение 2
Рекомендации для родителей
по организации дистанционного обучения ребенка на дому
Уважаемые родители!
по организации дистанционного обучения ребенка на дому
Уважаемые родители!
Обучение ребенка в дистанционной форме требует от Вас учета некоторых правил и создания особого учебного пространства в условиях Вашей квартиры. Еще до получения и настройки оборудования, Вам необходимо подумать, где лучше всего расположить рабочее место ученика. Мы считаем, что оно должно удовлетворять некоторым важным требованиям:
- рабочий стол с оборудованием должен находиться недалеко от естественного освещения;
- лучше, если это будет отдельный стол с прямой столешницей, чтобы можно было поставить не только компьютер, но и сканер с принтером в безопасном и устойчивом положении;
- рабочее место с учебным оборудованием должно располагаться далеко от доступа маленьких детей, если они есть в доме;
- все технические средства должны быть расположены недалеко друг от друга, на расстоянии вытянутой руки от ребенка;
- оборудование должно быть недоступно домашним животным;
- для освещения применять обычные светильники (люминесцентные желательно не использовать). Свет должен падать на клавиатуру сверху;
- со стороны ведущей руки (обычно справа) должно быть оставлено место для ручной работы ребенка на столе, для записей на бумаге;
- хорошо если Вы так организуете учебное место своего ребенка, чтобы можно было убрать оборудование, или лучше прикрыть его, когда ребенок не работает.
Уважаемые родители!
Очень важно заинтересованно отнестись к урокам обучения ребенка на компьютере и в учебной оболочке электронного класса. Это позволит Вам помогать ребенку выполнять учебные действия на начальном периоде обучения.
Не забудьте, что во время чатов должен быть выключен телевизор в комнате, обеспечена тишина и рабочая обстановка.
Старайтесь первое время наблюдать за работой ребенка на компьютере, процессом обучения в целом и целевым использованием оборудования и Интернета. Это позволит избежать лишних проблем.
Обязательно контролируйте время работы ребенка на компьютере. Перерывы необходимо устраивать через каждые полчаса. Старайтесь снижать зрительную нагрузку ребенка при работе с компьютером.
Активно участвуйте в выборе ребенком предметных учебных курсов, постарайтесь помочь ему найти наиболее полезные для него курсы, отвечающие его способностям и интересам.
Если ребенок встречается с техническими трудностями при работе с оборудованием, помогите ему справиться с этим, обратившись в техническую службу за консультацией.
Постоянно поддерживайте интерес ребенка к обучению и мотивацию к изучению и познанию нового!
Помните о том, как вы любите своего ребенка, как вы нужны ему, а он - вам. Радуйтесь ему. Думайте о нем не как об «инвалиде», а прежде всего как о вашем ребенке, которого вы очень любите.
Живите настоящим и старайтесь не заглядывать слишком далеко в будущее. Воспринимайте своего ребенка таким, каков он сейчас, каким будет в ближайшие дни или недели. Можно ли сказать, каким станет ребенок через пять или десять лет?
Двигайтесь вперед. Каким бы медленным ни было продвижение вперед, сконцентрируйтесь на успехах ребенка и не мучайте себя, сравнивая его с «нормальными» сверстниками.
Принимайте любую помощь от семьи, друзей, социальных служб и т.д. Если вы оставляете ребенка с другим человеком, убедитесь, что он понимает особенности вашего ребенка и способен справиться с возможными проблемами. От нового опыта, новой обстановки и знакомства с новыми людьми ребенок только выигрывает.
Информационные источники:Не забудьте, что во время чатов должен быть выключен телевизор в комнате, обеспечена тишина и рабочая обстановка.
Старайтесь первое время наблюдать за работой ребенка на компьютере, процессом обучения в целом и целевым использованием оборудования и Интернета. Это позволит избежать лишних проблем.
Обязательно контролируйте время работы ребенка на компьютере. Перерывы необходимо устраивать через каждые полчаса. Старайтесь снижать зрительную нагрузку ребенка при работе с компьютером.
Активно участвуйте в выборе ребенком предметных учебных курсов, постарайтесь помочь ему найти наиболее полезные для него курсы, отвечающие его способностям и интересам.
Если ребенок встречается с техническими трудностями при работе с оборудованием, помогите ему справиться с этим, обратившись в техническую службу за консультацией.
Постоянно поддерживайте интерес ребенка к обучению и мотивацию к изучению и познанию нового!
Помните о том, как вы любите своего ребенка, как вы нужны ему, а он - вам. Радуйтесь ему. Думайте о нем не как об «инвалиде», а прежде всего как о вашем ребенке, которого вы очень любите.
Живите настоящим и старайтесь не заглядывать слишком далеко в будущее. Воспринимайте своего ребенка таким, каков он сейчас, каким будет в ближайшие дни или недели. Можно ли сказать, каким станет ребенок через пять или десять лет?
Двигайтесь вперед. Каким бы медленным ни было продвижение вперед, сконцентрируйтесь на успехах ребенка и не мучайте себя, сравнивая его с «нормальными» сверстниками.
Принимайте любую помощь от семьи, друзей, социальных служб и т.д. Если вы оставляете ребенка с другим человеком, убедитесь, что он понимает особенности вашего ребенка и способен справиться с возможными проблемами. От нового опыта, новой обстановки и знакомства с новыми людьми ребенок только выигрывает.
1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 2007.
2. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2009.
3. Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование. - 2006. - №1.
4. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2008.
5. www.dist-edu.ru Новые информационные технологии в учебном процессе. Мультимедийные обучающие программы. Кручинина Г.А. Нижний Новгород, 2000
6. www.eidos.ru Интернет – журнал «Эйдос»
7. www.ito.ru Конгресс конференций Информационные технологии в образовании.
Другие статьи
- Методы реализации воспитательных задач на уроках информатики
- Сравнительный анализ реализации модуля «Алгоритмизация и программирование. Алгоритмизация» в УМК Босовой Л.Л. и Макаровой Н.В.
- Оценка эффективности модульно-рейтингового обучения
- Роль учителя в учебном процессе
- Интеллектуально-личностный марафон "Твои возможности -2014" (из опыта работы)
- Я - профессионал в библиотечном деле
- Самооценка - является важнейшим показателем развития личности первоклассников
- Обобщение опыта работы учителя музыки по теме "Взаимосвязь всех видов искусств"
- Работа по распространению собственного педагогического опыта
- Предвыборная кампания и выборы в Первую Государственную думу во Владимирской губернии (январь – март 1906 года). Первые думцы края.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 К сожалению, при всех преимуществах дистанционного обучения инвалидов, есть и ряд недостатков системы. Во-первых, при организации центров дистанционного образования в школах или высших учебных заведениях плохо проработана психологическая сторона обучения. Ведь не только дети, но и взрослые нуждаются в психологической помощи, поддержке, одобрении и мотивации.
Во-вторых, несмотря на стремительно развивающиеся технологии практических электронных учебников для обучения по-прежнему мало.
Наталья Фокина, дата: 16.02.2016 в 19:22
#2 Юных ребят необходимо в первую очередь учить обращаться с компьютером и другими техническими средствами. Иногда требуется подготовка родителей или родственников инвалидов, да и учителям требуется специальное обучение. Причем преподаватели должны обучиться не только компьютерным технологиям, но и ознакомиться с психологическими аспектами обучения инвалидов.
Далеко не каждая семья способна купить себе все необходимые устройства для получения дистанционного образования.
Дистанционное обучение в высшем учебном заведении стоит немалых денег, а добиться бесплатного обучения желаемой специальности даже в дистанционном виде бывает невозможно.
Наталья Фокина, дата: 16.02.2016 в 19:23
#3 Спасибо за интерес к статье и такой подробный комментарий, Наталья Николаевна. Те проблемы, которые Вы указываете, они, безусловно, есть, но часть из них в нашем регионе решена.Во-первых, все дети и учителя,задействованные в данном проекте, полностью обеспечены оборудованием для получения дистанционного образования(ноутбуки, сканеры, принтеры и т.д.), причём бесплатно. Родители и дети перед учебным годом проходят обучение по овладению техникой, а в течение учебного периода их усовершенствуют. Все педагоги проходят специализированные курсы повышения квалификации по работе с детьми данной категории, получают специальную литературу для работы с детьми-инвалидами, получают методическую поддержку в Центре дистанционного образования.На мой взгляд, в нашем регионе созданы все условия для получения детьми-инвалидами полноценного дистанционного образования. Родители о такой форме обучения оставляют только положительные отзывы.
Татьяна Волкова, дата: 16.02.2016 в 22:17
#4 Татьяна Анатольевна! Спасибо за интересную статью. В Ленинградской области с 2008 года идет реализация данного проекта. В моём блоге "Работа в проекте "Развитие дистанционного обучения детей - инвалидов" Вы найдёте много информации о том, как в Гатчинском районе проводятся различные мероприятия с участниками проекта. Так же приглашаю Вас в моё сообщество "Развитие инклюзивного образования в России", в котором мной размещены различные методические разработки. Приглашаю Вас познакомится в этими материалами!!! Мне очень важно Ваше мнение, как специалиста в данном направлении.
Ольга Мажарцева, дата: 20.02.2016 в 21:04
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.