Статья "Категории «технология», «педагогическая технология», «технология обучения»"
Татьяна Образцова
15.06.2015
3326
6
Научно-исследовательская деятельность учителя
Образцова Татьяна Ивановна,
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск Московской области
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск Московской области
Категории «технология», «педагогическая технология», «технология обучения»
Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология». Слово «технология» образованно от латинских слов «технос» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука.
В психолого-педагогической литературе можно встретить несколько сильно отличающихся друг от друга взглядов на понятие «технология». Одни под технологией часто подразумевают частную методику по достижению отдельно поставленной цели. Другие под технологией подразумевают педагогическую систему в целом. Однако необходимо заметить, что важнейшими элементами педагогической системы, согласно трактовке В.П. Беспалько, являются обучающиеся и педагоги. Технология же является характеристикой того способа обучения, который заложен в педагогической системе и не может включать в себя обучающихся и педагогов в явном виде. Несмотря на несоответствие понятий «технология» и «педагогическая система», данная трактовка технологии более близка к её первоначальному смыслу, т.к. технология включает в себя не только методику, но и такой важнейший элемент педагогической системы, как система средств обучения. Не случайно появился термин «современные технологии», подразумевающий наиболее эффективные и быстрые способы получения результатов на данном уровне развития общества. Технология - это не оптимальный и наиболее эффективный способ, а любой способ обучения, отвечающий требованиям технологичности процесса.
Понятие «технология» употребляется еще в трёх смыслах:
1. Как синоним понятия «методика» или «форма организации обучения»;
2. Как совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм (технология В.В. Давыдова, традиционная технология обучения и т.п.);
3. Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными параметрами и свойствами.
Впервые термин «технология» появился несколько столетий назад, в период становления промышленности, это период перехода от ремесленничества к машинному производству. Рассмотрение истории развития производства позволяет предположить, что развитие любой сферы деятельности человека происходит по цепочке: случайный опыт - ремесло - технология.
В педагогике термин «технология» появился относительно недавно, в 60-е годы XIX в., под технологией обучения подразумевается определённый способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. При технологии обучения преподаватель не обучает ребят, а выполняет функцию управления средствами обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности обучающихся.
Структура технологии обучения включает в себя следующие основные компоненты:
1. Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта (необходимо в большинстве случаев при начале изучения какого-либо курса, предмета).
2. Мотивация и организация учебной деятельности обучающихся. Взаимодействие обучающегося со средством обучения не всегда может приносить радость и удовольствие. Поэтому основная задача педагога при внедрении технологии обучения - привлечение обучающихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса.
3. Действие средств обучения. Этот этап и есть собственно процесс обучения. На этом этапе происходит усвоение учебного материала обучающимся при взаимодействии не с преподавателем, как при фронтальном или индивидуальном обучении, а со средством обучения.
4. Контроль качества усвоения материала. Технология уделяет значительное внимание процессу контроля. В технологии компоненты организации деятельности и контроля равнозначны - это два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга блока.
Необходимо заметить, что использование средств обучения возможно на любом этапе учебного процесса, однако технологией процесс обучения становится только в том случае, когда средство обучения используется на ключевом этапе - этапе учебной деятельности. Использование средств обучения на всех других этапах говорит только о той или иной степени полноты используемой технологии.
В некоторых случаях процесс обучения, содержащий значительный элемент общения и взаимодействия людей, можно назвать технологичным процессом. Это становится возможным, если средства обучения играют ведущую роль, а цель обучения ставится диагностичной.
Взгляд на технологию как на процесс обучения, построенный на основе средств обучения, ставит ряд принципиальных ограничений на его использование в педагогике. Ввиду того, что технология предполагает предварительное определение диагностичной цели, в первую очередь необходимо рассмотреть, возможна ли установка диагностичной цели в образовании. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992г.) образование представляет собой совокупность процессов обучения и воспитания. Для обучения можно определить диагностичную цель. В качестве таковой может выступать определенный объём учебного материала, способов действий, которые необходимы человеку в дальнейшем при подготовке к профессиональной деятельности. Таким образом, в обучении возможно построение и использование на практике технологий.
Во-первых, они повышают производительность труда преподавателя.
Во-вторых, контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера.
В-третьих, перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает время преподавателя, в результате он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития обучающихся.
В-четвёртых, так как для любой технологии цель определяется очень точно (диагностично), то использование объективных методов контроля даёт возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля (предвзятость или предрасположенность преподавателя).
В-пятых, создание технологии обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации преподавателя, что открывает возможности для выравнивания уровней освоения учебных дисциплин обучающимися во всех образовательных учреждениях.
В-шестых, технологизация создаёт предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ школьного и профессионального образования.
Ведущим звеном любой технологии является средство обучения, это позволяет сделать вывод, что технологии обучения формируются на этих же уровнях. В соответствии с классификацией средств обучения по 3-м уровням (учебное занятие, предмет, весь процесс обучения) технологии обучения также можно разделить на 3 уровня:
- технология занятия;
- технология предмета;
- технология процесса обучения.
Из занятий, проводимых в учебных заведениях, к технологичным в полной мере относятся:
- занятия или элементы занятий по контролю усвоения знаний с использованием различных технических средств контроля, позволяющих сразу оценить качество знаний;
- лабораторные и практические работы, проводимые обучающимися самостоятельно с использованием разработок.
В системе общего профессионального образования, «технология» формирует у обучающихся систему технологических знаний и умений, закладывающую основы для успешной профессиональной деятельности, теоретические знания превращает в деятельность, в конкретное действие, которые воплощаются в созданных предметах окружающего мира.
В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Литература:
1.Коротаева Е.В. Директор-учитель-ученик: пути взаимодействия.- М.: Сентябрь, 2000.
2.Скобелева Т.М. Современные технологии обучения в профессиональных образовательных учреждениях. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.
3.Современные требования к новой модели профессионального образования (материалы педагогических чтений) / Под ред. Н.Б. Мухориной – Коломна: ГОУ ВПО МО «КГПИ», 2009.
В психолого-педагогической литературе можно встретить несколько сильно отличающихся друг от друга взглядов на понятие «технология». Одни под технологией часто подразумевают частную методику по достижению отдельно поставленной цели. Другие под технологией подразумевают педагогическую систему в целом. Однако необходимо заметить, что важнейшими элементами педагогической системы, согласно трактовке В.П. Беспалько, являются обучающиеся и педагоги. Технология же является характеристикой того способа обучения, который заложен в педагогической системе и не может включать в себя обучающихся и педагогов в явном виде. Несмотря на несоответствие понятий «технология» и «педагогическая система», данная трактовка технологии более близка к её первоначальному смыслу, т.к. технология включает в себя не только методику, но и такой важнейший элемент педагогической системы, как система средств обучения. Не случайно появился термин «современные технологии», подразумевающий наиболее эффективные и быстрые способы получения результатов на данном уровне развития общества. Технология - это не оптимальный и наиболее эффективный способ, а любой способ обучения, отвечающий требованиям технологичности процесса.
Понятие «технология» употребляется еще в трёх смыслах:
1. Как синоним понятия «методика» или «форма организации обучения»;
2. Как совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм (технология В.В. Давыдова, традиционная технология обучения и т.п.);
3. Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными параметрами и свойствами.
Впервые термин «технология» появился несколько столетий назад, в период становления промышленности, это период перехода от ремесленничества к машинному производству. Рассмотрение истории развития производства позволяет предположить, что развитие любой сферы деятельности человека происходит по цепочке: случайный опыт - ремесло - технология.
В педагогике термин «технология» появился относительно недавно, в 60-е годы XIX в., под технологией обучения подразумевается определённый способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. При технологии обучения преподаватель не обучает ребят, а выполняет функцию управления средствами обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности обучающихся.
Структура технологии обучения включает в себя следующие основные компоненты:
1. Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта (необходимо в большинстве случаев при начале изучения какого-либо курса, предмета).
2. Мотивация и организация учебной деятельности обучающихся. Взаимодействие обучающегося со средством обучения не всегда может приносить радость и удовольствие. Поэтому основная задача педагога при внедрении технологии обучения - привлечение обучающихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса.
3. Действие средств обучения. Этот этап и есть собственно процесс обучения. На этом этапе происходит усвоение учебного материала обучающимся при взаимодействии не с преподавателем, как при фронтальном или индивидуальном обучении, а со средством обучения.
4. Контроль качества усвоения материала. Технология уделяет значительное внимание процессу контроля. В технологии компоненты организации деятельности и контроля равнозначны - это два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга блока.
Необходимо заметить, что использование средств обучения возможно на любом этапе учебного процесса, однако технологией процесс обучения становится только в том случае, когда средство обучения используется на ключевом этапе - этапе учебной деятельности. Использование средств обучения на всех других этапах говорит только о той или иной степени полноты используемой технологии.
В некоторых случаях процесс обучения, содержащий значительный элемент общения и взаимодействия людей, можно назвать технологичным процессом. Это становится возможным, если средства обучения играют ведущую роль, а цель обучения ставится диагностичной.
Взгляд на технологию как на процесс обучения, построенный на основе средств обучения, ставит ряд принципиальных ограничений на его использование в педагогике. Ввиду того, что технология предполагает предварительное определение диагностичной цели, в первую очередь необходимо рассмотреть, возможна ли установка диагностичной цели в образовании. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992г.) образование представляет собой совокупность процессов обучения и воспитания. Для обучения можно определить диагностичную цель. В качестве таковой может выступать определенный объём учебного материала, способов действий, которые необходимы человеку в дальнейшем при подготовке к профессиональной деятельности. Таким образом, в обучении возможно построение и использование на практике технологий.
Во-первых, они повышают производительность труда преподавателя.
Во-вторых, контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера.
В-третьих, перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает время преподавателя, в результате он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития обучающихся.
В-четвёртых, так как для любой технологии цель определяется очень точно (диагностично), то использование объективных методов контроля даёт возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля (предвзятость или предрасположенность преподавателя).
В-пятых, создание технологии обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации преподавателя, что открывает возможности для выравнивания уровней освоения учебных дисциплин обучающимися во всех образовательных учреждениях.
В-шестых, технологизация создаёт предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ школьного и профессионального образования.
Ведущим звеном любой технологии является средство обучения, это позволяет сделать вывод, что технологии обучения формируются на этих же уровнях. В соответствии с классификацией средств обучения по 3-м уровням (учебное занятие, предмет, весь процесс обучения) технологии обучения также можно разделить на 3 уровня:
- технология занятия;
- технология предмета;
- технология процесса обучения.
Из занятий, проводимых в учебных заведениях, к технологичным в полной мере относятся:
- занятия или элементы занятий по контролю усвоения знаний с использованием различных технических средств контроля, позволяющих сразу оценить качество знаний;
- лабораторные и практические работы, проводимые обучающимися самостоятельно с использованием разработок.
В системе общего профессионального образования, «технология» формирует у обучающихся систему технологических знаний и умений, закладывающую основы для успешной профессиональной деятельности, теоретические знания превращает в деятельность, в конкретное действие, которые воплощаются в созданных предметах окружающего мира.
В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Литература:
1.Коротаева Е.В. Директор-учитель-ученик: пути взаимодействия.- М.: Сентябрь, 2000.
2.Скобелева Т.М. Современные технологии обучения в профессиональных образовательных учреждениях. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.
3.Современные требования к новой модели профессионального образования (материалы педагогических чтений) / Под ред. Н.Б. Мухориной – Коломна: ГОУ ВПО МО «КГПИ», 2009.
Другие статьи
- Творчество-основа успеха
- Я – учитель!
- Профессиональный путь
- Формы и методы работы в классах компенсирующего обучения (КО). Из опыта работы
- Возможности использования авторского сайта в образовательном процессе.
- Я работаю с детством
- Организация работы с одаренными детьми
- Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
- Учитель – ученик: характер взаимодействий в современных социокультурных условиях
- Система работы школьного ученического самоуправления (из опыта работы)
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Серьёзная научно-методическая работа представлена на обсуждение.«Методика» или «форма организации обучения»- это персональный профессионализм учителя, только его лично и больше никто его никогда не повторит. Можно копировать, что-то использовать на своих занятиях, применять на практике, но добиться того, что накоплено опытом, трудом, самой личностью преподавателя, его профессиональным эго невозможно.Ура Вам, Татьяна Ивановна!
Валентина Титова, дата: 15.06.2015 в 14:44
#2 Да, серьезную и актуальную тему Вы здесь затронули.
Ольга Даниловская, дата: 16.06.2015 в 9:43
#3 Среди технологий обучения, используемых в настоящее время в системе среднего профессионального образования наиболее часто применяются технологии, ориентированные на знаниево-информационный и поведенческий аспекты.
Татьяна Образцова, дата: 28.07.2015 в 20:59
#4 Достаточно широко используется технология развивающего обучения, позволяющая развивать профессиональные, личностные качества обучающихся техникума. Вместе с тем, это не является достаточным для дальнейшего профессионального становления, поскольку требуется целостный опыт, компетентное владение определёнными практическими умениями.
Татьяна Образцова, дата: 28.07.2015 в 21:01
#5 В Концепции модернизации Российского образования отражена идея об изменениях требований к подготовке специалиста - профессионала, которому необходимо объединить в себе профессиональную и социальную компетентности. В связи с этим, возрастает интерес к гуманистически ориентированным образовательным технологиям, осуществляется разработка диалоговой модели образования (Д. Дьюн, М. Бубер, М. Бахтин, А. Ухтомский).
Татьяна Образцова, дата: 28.07.2015 в 21:02
#6 Спасибо большое за статью. Вы профессионал и мастер своего дела! Без использования технологий невозможен системно-деятельностный подход в обучении.О педагогических технологиях у меня тоже есть статья, при возможности ознакомьтесь, пожалуйста.
Галина Борискина , дата: 29.07.2015 в 17:42
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.