С нами 14072 учителя, 5009 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Самостоятельная работа выпускников - путь к повышению качества образования"
Татьяна Волкова   21.03.2016   508   2   ФГОС

Волкова Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории,
МАОУ СОШ № 22
г. Тамбов,
Тамбовская область
 
Самостоятельная работа выпускников – путь к повышению
качества образования
 
Знание только тогда становится знанием,
 когда оно приобретено усилиями своей
 мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
 
          Главная задача учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция - учитель-помощник, учитель-партнёр. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.
          Показателем качества образования является внешняя экспертиза – Единый государственный экзамен.
      Не вызывает сомнения, что в старших классах основным мотивом школьников в изучении русского языка  является качественная подготовка к ЕГЭ.
          Урок, безусловно, является главным средством для этого, и в его рамках в старших классах особое значение приобретает самостоятельная работа.
         Во-первых, повышается ответственность ученика за результат своего образования, во-вторых, развиваются навыки  самоорганизации и самоконтроля.
              Во-вторых, истина известная: самостоятельно добытые знания  - самые прочные.
         Поэтому убеждена, что  большое значение приобретает организация самостоятельной работы старшеклассников по коррекции пробелов и совершенствованию знаний, умений и навыков по русскому языку. Поэтому учителю необходимо решить следующие задачи:
  1. Структурировать учебно-дидактические материалы по русскому языку в 10 – 11 классах в соответствии со спецификацией и стандартом.
  2. Создать эффективную систему мониторинга результатов образования, отражающую как индивидуальную динамику, так и успешность усвоения по темам и разделам.
  3. Отработать механизм организации  самостоятельной работы с учащимися по коррекции пробелов.
  4. Обеспечить учащимся грамотную поддержку со стороны родителей, через своевременное информирование о результатах учебной деятельности учащихся, а также методические рекомендации.
          Самостоятельная работа будет успешна тогда, когда ученик очень чётко понимает, что нужно делать, как это следует выполнять и, прежде всего, зачем.  Необходимым условием также является и видимый результат его действий. Поэтому  для каждого учащегося я предлагаю  картину его успехов и пробелов (после диагностической работы), предлагаю способы устранения этих пробелов: либо самостоятельно, либо индивидуально с учителем, либо в группе. Ученик, разобравшись в теоретическом материале, тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык, контрольные задания по разделу или теме позволяют мне определить качество его усвоения.  Промежуточная диагностика, как правило, показывает ученику его продвижение вперёд относительно самого себя, что внушает ему уверенность в своих силах и стимулирует к дальнейшей работе по ликвидации пробелов. Таким образом, мониторинг является основой для управления процессом повышения качества образованности по русскому языку.
     Процесс организации самостоятельной работы учащихся проходит в несколько этапов: подготовительный (диагностика), организационный (групповые и индивидуальные консультации), аналитический (анализ качества усвоения каждой темы)
         Дальнейшая работа носит цикличный характер.
       Для организации самостоятельной работы учащихся по каждому заданию Единого государственного экзамена составлена  программа.
         Программа самостоятельной работы представляет собой алгоритм работы над каждым заданием: тема, справка, где в учебнике можно найти материал по этой теме, номера упражнений, которые следует выполнить, чтобы научиться применять знания, а также задания–тренажёры из сборника заданий  банка Федерального института педагогических измерений (такой сборник в кабинете есть для каждого ученика) или задания на сайте.
     Считаю одним из самых эффективных видов работы – групповую. В группе учащиеся лучше усваивают материал, обсуждая и анализируя задания и языковой материал, общаясь  друг с  другом, они делятся приёмами запоминания правил, создают опорные схемы.
       Для части учащихся предлагаю составлять электронные презентации по темам, вызывающим у них наибольшие затруднения, это позволяет и углубиться в тему, и выбрать наиболее эффективный способ её презентации для одноклассников и, естественно, лучше усвоить изучаемый материал. На мой взгляд, эта форма самостоятельной работы позволяет не только структурировать информацию в алгоритмическом порядке, но и облегчить усвоение и запоминание материала
        На часах дополнительного образования  я обязательно учитываю, что ребятам необходимо  отрабатывать навыки работы с бланками ответов,  умения внимательно читать инструкции при выполнении работы и формулировки заданий,  рационально распределять время.
             Одним из важнейших условий организации эффективной работы по усвоению материала учащимися является мониторинг результатов качества обучения по русскому языку.
      Данные мониторинга позволяют составить объективную картину уровня усвоения тем и разделов и скорректировать рабочую программу, календарно-тематический план и организацию работы на уроке. Комплексная работа с текстом стала необходимым условием почти каждого урока, а на те разделы, в которых ребята, по данным мониторинга, затрудняются больше всего, выделено больше часов. 
              В ближайшей  перспективе необходимо  решить следующие задачи:
  1. Внедрить критериальный  подход к оценке всех творческих работ учащихся.
  2. Совершенствовать систему мониторинга в основной школе.
  3. Создать банк методических и справочных материалов для подготовки к ГИА для учащихся и педагогов.
  4. Обеспечить эффективное взаимодействие с родителями учащихся по предъявлению единых требований и оказанию поддержки и сопровождения каждого. 
          Таким образом, педагогу необходимо определить через диагностическую стандартизированную работу пробелы и правильно мотивировать учащихся и родителей на систематическую работу по ликвидации пробелов.
           Индивидуальное сопровождение самостоятельной работы  каждого ученика,  конкретный алгоритм действий по подготовке к экзаменам, грамотный контроль и поддержка родителей – это эффективные механизмы повышения качества образования по любому предмету. Важно, чтобы перед учеником стояли чёткие достижимые цели, а не пугающий океан незнаний, из которого ему не представляется возможным выбраться.
          Итак, результативность качества знаний учащихся по русскому языку и литературе в большей степени зависит от качества работы педагога, от творческого отношения к труду, от своевременного выявления одарённых учащихся и слабоуспевающих, организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочное время.
Рекомендации:
  1. Учителям русского языка и литературы регулярно осуществлять мониторинг достижений учащихся с целью повышения качества образовательного процесса.
  2. Формировать интерес  учащихся к предметам «Русский язык» и «Литература» через урок, книгу, внеклассную работу.
  3. Использовать современные педагогические технологии в обучении русскому языку и литературе.
 
Информационные источники.
  1. Жарова Л.В. "Управление самостоятельной деятельностью учащихся" -Л., 2009.
  2. Кралевич И.Н. «Педагогические аспекты овладения обобщенными способами самостоятельной учебной деятельность» / Мн. – 2011. 
  3. Тебенькова Е.Н. Самостоятельная работа на уроках русского языка. http://pedsovet.su/publ/164-1-0-4216
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Татьяна Анатольевна, думаю, следует говорить не только о самостоятельности выпускников, но и о самостоятельности всех обучающихся, как об одном из факторов повышения качества образования. Наблюдая за своими учениками, я могу с уверенностью сказать, что навыки самостоятельной работы в урочное и внеурочное время достаточно хорошо "работают" уже во втором классе. И, главное, что ребятам нравится быть самостоятельными, ведь для них - это некий показатель "взрослости".
Юлия Пасынок, дата: 06.06.2019 в 7:33  
#2 Спасибо за внимание к работе и комментарий! Полностью с Вами согласна, Юлия Юрьевна,безусловно, чем раньше дети начнут работать самостоятельно, тем выше будут их результаты в урочной и внеурочной деятельности.
Татьяна Волкова, дата: 06.06.2019 в 20:21  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.