С нами 12768 учителей, 4552 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Информационно-коммуникационные технологии в работе классного руководителя"

Образцова Татьяна Ивановна,
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск Московской области
 
Информационно-коммуникационные технологии в работе классного руководителя
 
      Научно-технический прогресс на протяжении последних десятилетий активно вторгается в жизнь мирового сообщества, проникая всё больше и больше в разные сферы человеческой жизнедеятельности. В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. Интернет – пространство информационных коммуникаций.
      Современные информационные технологии призваны помочь нам ориентироваться в бесконечном потоке информации, и, самое главное, экономить драгоценное время. Поэтому любой современный преподаватель, классный руководитель должен владеть компьютерной грамотностью. Освоив компьютер, программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access, Microsoft РоцукЗщште и многие другие, классный руководитель владеет мощным инструментом, который помогает ему провести интересный классный час, внеклассное мероприятие, проиллюстрировать наглядным материалом любое выступление на семинаре, педагогическом совете, доклад на заседании методической, родительском собрании. 
        У меня, как у классного руководителя, имеются огромные возможности применения ИКТ в  своей работе.
           1. Электронная документация классного руководителя.
        В компьютере  создаю банк данных необходимой информации, которую каждый год лишь обновляю, а не создаю заново. Например,
- План воспитательной работы;
- Социальный паспорт учебной группы;
- Социальные данные учебной группы;
- Календарно-тематический план работы с учебной группой;
- Анкеты;
- Психолого-педагогические характеристики обучающихся группы;
- Разработки тематических бесед, классных часов.
         В ежедневной работе классному руководителю часто приходится обращаться к многочисленным и, как правило, неупорядоченным данным об обучающихся группы, родителях, занятости обучающихся во внеурочное время и т.д.
         2. Мониторинг.
      Сведения о посещаемости по месяцам; сводные ведомости успеваемости за полугодия, учебный год, достижения обучающихся, участие обучающихся в мероприятиях за рамками классного руководства (городские, региональные и т.д.) я формирую с помощью электронных таблиц Microsoft Excel.
        3. Диагностирование, анкетирование.
     Как классный руководитель в своей работе я использую различные диагностики, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты формирую с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. Электронные таблицы позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм.
        4. Внеклассные мероприятия.
     Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприятий (соревнования, классные часы, диспуты и т.п.) способствуют повышению заинтересованности обучающихся к предложенной теме. Компьютерные варианты наглядных пособий легче сохранить в хорошем состоянии до следующего использования. Ежегодно пополняю электронный банк методических разработок с целью дальнейшего их использования на уроках и во внеурочное время. Так же использую готовые образовательные ресурсы.
         5. Ресурсы сети Интернет
      В организации воспитательной работы  использую ресурсы  сети Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация и фотоматериал для разработки и проведения внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий. Использую Интернет для самообразования, расширения кругозора. Владение электронной почтой помогает поддерживать общение с нужными пользователями и учреждениями.
       Интернет даёт большие возможности для общения с обучающимися и их родителями: электронная почта, страницы «Для обучающихся», «Родителям» на собственном мини-сайте. Привлекаю обучающихся к поиску информации для проведения различных мероприятий, политинформаций. Появилась  такая возможность для классного руководителя, как участие с обучающимися в различных тематических интернет-конкурсах, викторинах, олимпиадах, например,
http://videouroki.net,  http://infourok.ru, где и сам классный руководитель может также поделиться своим опытом работы. Размещаю свои разработки на различных сайтах.
        6. Методическая работа
- сопровождение выступления на педсовете, МО;
- для проведения семинаров;
- для обобщения собственного опыта.
     Таким образом, информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с обучающимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с обучающимися и их родителями. Внедрение ИКТ во внеурочную  деятельность - это повышение интереса к обучению, развитию собственного кругозора у обучающихся, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиаресурсы, в которых материал представлен различными способами: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации
    В любой современной образовательной организации преподаватель должен не только научить обучающегося учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. И в этом современным школе, колледжу, техникуму помогают электронные образовательные ресурсы ЭОР и образовательные интернет-ресурсы.
 
         Литература:
1.Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений (Приказ Минобрнауки России от 3.02.2006 №21)
http://mon.gov.ru/pro/pnpo/ruk/2234/
2.Панюкова С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. – М.: Изд-во РАО, 1998, с. 7.Селевко А.Г. Современные информационно-технические средства в школе. – М.: Народное образование, 2002.
3.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 

Комментарии

#1 Очень нужная статья, полезная для каждого учителя, который старается сделать свои уроки интересными, насыщенными новой информацией, а информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с обучающимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения на уроках.
Валентина Титова, дата: 05.07.2015 в 23:31  
#2 Татьяна Ивановна, полезная статья. Я тоже использую постоянно мониторинг в классной работе, он пригодится и для аттестации. Хотела бы спросить, вы говорите о специальной прграмме или Excel. Если в Excel, то не для информатика это трудоёмко, а если специальная прграмма, то это здорово. Если есть специальная прграмма - напишите какая, это заинтересует я думаю многих. С уважением Нина Алексеевна
нина гунькина, дата: 06.07.2015 в 4:06  
#3 Татьяна Ивановна, спасибо за полезную информацию о работе классного руководителя! раньше у меня была тоже такая отчетность по классному руководству! Сейчас у нас электронный журнал. Он немного упростил работу по отчетам, так как там при внесении информации заполняются многие отчеты автоматически! Желаю успехов в Вашем труде!
Ольга Даниловская, дата: 06.07.2015 в 12:49  
#4 Очень нужная, актуальная статья. Спасибо.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 07.07.2015 в 13:06  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.