Статья " Методика проведения индивидуального коррекционно – развивающего занятия в начальной школе с детьми с задержкой психического развития в специальной (коррекционной) школе – интернате №4"
Чубаева Наталья Николаевна.
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
Методика проведения индивидуального коррекционно – развивающего занятия в начальной школе с детьми с задержкой психического развития в специальной (коррекционной) школе – интернате №4
В настоящее время увеличился рост детей в начальной школе, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития (ЗПР), ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не могут освоить программу по основным предметам.
Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.
Для всех детей с ЗПР характерны следующие особенности:
- ребёнок испытывает затруднения в организации собственной целенаправленной деятельности, так как не осознаёт себя в полной мере учеником, не понимает мотивов учебной деятельности и её целей;
- у детей с ЗПР наблюдаются частые конфликты со сверстниками;
- они не воспринимают и не выполняют школьных требований, однако очень хорошо чувствует себя в игровой деятельности;
- детям с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания;
- у большинства детей наблюдаются трудности с восприятием, что значительно замедляет процесс переработки информации;
- многие из них быстро утомляются, что и является основной причиной низкого уровня работоспособности;
- для детей с ЗПР характерны неустойчивость внимания;
- у детей на низком уровне развиты все виды запоминания: непроизвольного и произвольного, долговременного и кратковременного;
- такие дети, как правило, очень медлительны, пассивны, с замедленной речью;
- у детей с ЗПР сильно снижена познавательная активность;
- они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности;
- значительное отставание обнаруживается в развитии у этих детей мыслительной деятельности, что выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения.
В связи с переходом коррекционных школ на ФГОС появляются новые подходы к обучению таких детей. Одним из таких подходов является организация и проведение индивидуальных коррекционных развивающих занятий.
Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по основным предметам в начальной школе.
ИКЗ проводятся в начальной школе 3 часа в неделю с подгруппой не более 4-х человек, по 20 минут, индивидуально – 15 минут.
Основной целью индивидуальных коррекционных занятий (ИКЗ)является повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего обучения и развития, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, подготовка к восприятию нового учебного материала, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков.
ИКЗ проводится в начальной школе учителем и преследует задачи:
- коррекция и развитие восприятия
- увеличение объёма и распределения внимания
- коррекция и развитие зрительной памяти
- совершенствование моторики
- обогащение словаря
- коррекция пространственной ориентации
- развитие каллиграфии
- подготовка к изучению трудных тем
- ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях
- формирование адекватной самооценки
- воспитание мотивации произвольной деятельности
- повышение работоспособности
- развитие мыслительной деятельности.
Главное в ИКЗ – создать условия, в максимальной степени способствующие развитию учащихся. Основное внимание учителя, воспитателя, специалистов школы направлено на источник и причины отклонений в развитии. Для этого принимаются во внимание следующие показатели:
- физическое состояние и развитие ребёнка
- особенности и уровень развития познавательной сферы
-отношение к учебной деятельности, особенности мотивации
-особенности эмоционально-личностной сферы
-особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.
Для успешной реализации задач в рамках проведения ИКЗ учителю необходимы:
- индивидуальные коррекционные программы, составленные по итогам диагностики
- индивидуальные планы развития учащихся
- детские тетради для ИКЗ
- мониторинг результативности (эффективность проведённой коррекционной работы). Он составляется в виде графика, где в каждом занятии фиксируется результат. Для определения динамики развития целесообразно 1 раз в четверть проводить контрольные срезы – так осуществляется мониторинг пробелов в знаниях. Развитие ВПФ диагностируется методиками 3 раза за учебный год – IX-XII-V.
Наиболее целесообразными принято считать комбинированный тип ИКЗ, где решаются задачи и ликвидации пробелов в знаниях, и коррекция, развитие высших психических функций, и психокоррекция.
Структура такого ИКЗ включает в себя:
Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.
Для всех детей с ЗПР характерны следующие особенности:
- ребёнок испытывает затруднения в организации собственной целенаправленной деятельности, так как не осознаёт себя в полной мере учеником, не понимает мотивов учебной деятельности и её целей;
- у детей с ЗПР наблюдаются частые конфликты со сверстниками;
- они не воспринимают и не выполняют школьных требований, однако очень хорошо чувствует себя в игровой деятельности;
- детям с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания;
- у большинства детей наблюдаются трудности с восприятием, что значительно замедляет процесс переработки информации;
- многие из них быстро утомляются, что и является основной причиной низкого уровня работоспособности;
- для детей с ЗПР характерны неустойчивость внимания;
- у детей на низком уровне развиты все виды запоминания: непроизвольного и произвольного, долговременного и кратковременного;
- такие дети, как правило, очень медлительны, пассивны, с замедленной речью;
- у детей с ЗПР сильно снижена познавательная активность;
- они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности;
- значительное отставание обнаруживается в развитии у этих детей мыслительной деятельности, что выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения.
В связи с переходом коррекционных школ на ФГОС появляются новые подходы к обучению таких детей. Одним из таких подходов является организация и проведение индивидуальных коррекционных развивающих занятий.
Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по основным предметам в начальной школе.
ИКЗ проводятся в начальной школе 3 часа в неделю с подгруппой не более 4-х человек, по 20 минут, индивидуально – 15 минут.
Основной целью индивидуальных коррекционных занятий (ИКЗ)является повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего обучения и развития, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, подготовка к восприятию нового учебного материала, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков.
ИКЗ проводится в начальной школе учителем и преследует задачи:
- коррекция и развитие восприятия
- увеличение объёма и распределения внимания
- коррекция и развитие зрительной памяти
- совершенствование моторики
- обогащение словаря
- коррекция пространственной ориентации
- развитие каллиграфии
- подготовка к изучению трудных тем
- ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях
- формирование адекватной самооценки
- воспитание мотивации произвольной деятельности
- повышение работоспособности
- развитие мыслительной деятельности.
Главное в ИКЗ – создать условия, в максимальной степени способствующие развитию учащихся. Основное внимание учителя, воспитателя, специалистов школы направлено на источник и причины отклонений в развитии. Для этого принимаются во внимание следующие показатели:
- физическое состояние и развитие ребёнка
- особенности и уровень развития познавательной сферы
-отношение к учебной деятельности, особенности мотивации
-особенности эмоционально-личностной сферы
-особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.
Для успешной реализации задач в рамках проведения ИКЗ учителю необходимы:
- индивидуальные коррекционные программы, составленные по итогам диагностики
- индивидуальные планы развития учащихся
- детские тетради для ИКЗ
- мониторинг результативности (эффективность проведённой коррекционной работы). Он составляется в виде графика, где в каждом занятии фиксируется результат. Для определения динамики развития целесообразно 1 раз в четверть проводить контрольные срезы – так осуществляется мониторинг пробелов в знаниях. Развитие ВПФ диагностируется методиками 3 раза за учебный год – IX-XII-V.
Наиболее целесообразными принято считать комбинированный тип ИКЗ, где решаются задачи и ликвидации пробелов в знаниях, и коррекция, развитие высших психических функций, и психокоррекция.
Структура такого ИКЗ включает в себя:
- Организационная, вводная часть
Цель: снятие плохого самочувствия, поднятие мышечного тонуса, поднять интерес к занятию, настроить на активную работу и контакт друг с другом.
задачи:
Концентрация, сосредоточенность внимания
Формирование произвольности психических процессов
Упражнения, задания 1-ой части:
«Покажи мимикой настроение»
«Подарим друг другу улыбку»
Перекрёстные движения рук и ног
Синхронное рисование в воздухе предметов
«Точки мозга»
«Продолжи ряд»
Мимические и пантомимические этюды на выражение основных эмоций и черт характера
Игры с правилами.
Эти упражнения особенно полезны детям с неустойчивым настроением, с повышенной тревожностью, с пониженной мотивацией к обучению, с замкнутостью.
задачи:
Концентрация, сосредоточенность внимания
Формирование произвольности психических процессов
Упражнения, задания 1-ой части:
«Покажи мимикой настроение»
«Подарим друг другу улыбку»
Перекрёстные движения рук и ног
Синхронное рисование в воздухе предметов
«Точки мозга»
«Продолжи ряд»
Мимические и пантомимические этюды на выражение основных эмоций и черт характера
Игры с правилами.
Эти упражнения особенно полезны детям с неустойчивым настроением, с повышенной тревожностью, с пониженной мотивацией к обучению, с замкнутостью.
- Основная, содержательная
Вторая часть ИКЗ зависит от индивидуальной программы для группы учащихся, включает в себя коррекцию и развитие высших психических функций на учебном материале.
В зависимости от целей подбираются упражнения, задания по предмету. В этой части ИКЗ может быть от 1 до 4 заданий.
В зависимости от целей подбираются упражнения, задания по предмету. В этой части ИКЗ может быть от 1 до 4 заданий.
- Заключительная часть
Третья часть ИКЗ – заключительная направлена на подведение итогов, рефлексию, оценку деятельности учащихся.
Примерное тематическое планирования ИКЗ в 4 классе
| № п/п | Тема | Кол-во часов |
| 1 | Обследование | 1 |
| 2 | Обследование | 1 |
| 3 | Обследование | 1 |
| 4 | Текст и предложение | 1 |
| 5 | Устная нумерация чисел от 1-100 | 1 |
| 6 | Письменная и устная речь | 1 |
| 7 | Предложение и слово | 1 |
| 8 | Письменная нумерация в пределах 1000 | 1 |
| 9 | Устная и письменная нумерация чисел | 1 |
| 10 | Слово. Слог | 1 |
| 11 | Десятичный состав чисел | 1 |
| 12 | Десятичный состав чисел | 1 |
| 13 | Деление слов на слоги | 1 |
| 14 | Сложение многозначных чисел | 1 |
| 15 | Классы и разряды, запись чисел | 1 |
| 16 | Слоги и звуки | 1 |
| 17 | Вычитание многозначных чисел | 1 |
| 18 | Сложение многозначных чисел | 1 |
| 19 | Звуко-буквенный анализ слова | 1 |
| 20 | Сложение многозначных чисел | 1 |
| 21 | Сложение многозначных чисел | 1 |
| 22 | Гласные звуки, слогообразование | 1 |
| 23 | Сложение многозначных чисел | 1 |
| 24 | Согласные звуки и буквы | 1 |
| 25 | Вычитание многозначных чисел | 1 |
| 26 | Согласные твёрдые и мягкие | 1 |
| 27 | Вычитание многозначных чисел | 1 |
| 28 | Вычитание многозначных чисел | 1 |
| 29 | Согласные твёрдые, мягкие | 1 |
| 30 | Умножение многозначных чисел | 1 |
| 31 | Звонкие и глухие согласные | 1 |
| 32 | Умножение многозначных чисел | 1 |
| 33 | Умножение многозначных чисел | 1 |
| 34 | Дифференциация п-п` | 1 |
| 35 | Деление многозначных чисел | 1 |
| 36 | Деление многозначных чисел | 1 |
| 37 | Дифференциация б-б` | 1 |
| 38 | Упражнение в закреплении алгоритма деления | 1 |
| 39 | Дифференциация б-б` | 1 |
| 40 | Упражнения в дифференциации п-п`, б-б` | 1 |
| 41 | Упражнения в закреплении алгоритма деления | 1 |
| 42 | Деление многозначных чисел на однозначное | 1 |
| 43 | Деление с проверкой | 1 |
| 44 | Дифференциация т-т` | 1 |
| 45 | Деление многозначных чисел на однозначное | 1 |
| 46 | Упражнения в совершенствовании примеров на деление | 1 |
| 47 | Нахождение существительных в лексике | 1 |
| 48 | Упражнения в закреплении алгоритма деления | 1 |
| 49 | Упражнения в закреплении алгоритма деления | 1 |
| 50 | Определение рода и числа существительных | 1 |
| 51 | Решение примеров на деление | 1 |
| 52 | Решение примеров на деление | 1 |
| 53 | Связь слов в предложении | 1 |
| 54 | Решение примеров в несколько действий | 1 |
| 55 | Определение порядка действий 1 и 2 степени | 1 |
| 56 | Решение примеров на порядок действия | 1 |
| 57 | Решение примеров на порядок действия | 1 |
| 58 | Определение падежей существительных | 1 |
| 59 | Умножение на двузначное число | 1 |
| 60 | Умножение на двузначное число | 1 |
| 61 | Деление на двузначное число | 1 |
| 62 | Отработка алгоритма деления | 1 |
| 63 | Упражнения на определение падежей | 1 |
| 64 | Деление на трёхзназчное число | 1 |
| 65 | Деление на трёхзназчное число | 1 |
| 66 | Склонение существительных | 1 |
| 67 | Отработка алгоритма деления | 1 |
| 68 | Связь слов в предложении | 1 |
| 69 | Деление на двузначное и трёхзначное число | 1 |
| 70 | Умножение на двузначное число | 1 |
| 71 | Разбор по членам предложения | 1 |
| 72 | Деление на двузначное и трёхзначное число | 1 |
| 73 | Умножение на трёхзначное число | 1 |
| 74 | Определение частей речи в предложении | 1 |
| 75 | Умножение и деление на двузначные числа | 1 |
| 76 | Разбор частей речи | 1 |
| 77 | Умножение и деление на двузначные и трёхзначные числа | 1 |
| 78 | Деление на двузначное число | 1 |
| 79 | Роль предлогов в предложении | 1 |
| 80 | Порядок действий | 1 |
| 81 | Деление на двузначное и трёхзначное число | 1 |
| 82 | Роль прилагательных в речи. Синонимы | 1 |
| 83 | Решение примеров на все действия | 1 |
| 84 | Умножение и деление на двузначные и трёхзначные числа | 1 |
| 85 | Роль глаголов в речи. Антонимы | 1 |
| 86 | Решение примеров на все действия | 1 |
| 87 | Все случаи деления и умножения | 1 |
| 88 | Все случаи деления и умножения | 1 |
| 89 | Решение уравнений | 1 |
| 90 | Упражнения в определении склонений прилагательных | 1 |
| 91 | Упражнения в определении склонений прилагательных | 1 |
| 92 | Родовые окончания имён прилагательных | 1 |
| 93 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных м.р. и с.р. | 1 |
| 94 | Определение падежных окончаний прилагательных | 1 |
| 95 | Решение уравнений | 1 |
| 96 | Арифметические действия | 1 |
| 97 | Нумерация | 1 |
| 98 | Умножение и деление с 0 | 1 |
| 99 | Решение задач изученных видов | 1 |
| 100 | Решение задач изученных видов | 1 |
| 101 | Решение задач на время, скорость, расстояние | 1 |
| 102 | Правописание безударной гласной в корне слов | 1 |
На мой взгляд, только при условии осуществления целенаправленного систематизированного подхода к обучению детей с ЗПР, осуществление комплексной коррекционной работы в рамках проведения ИКЗ способствует нормальному развитию ребёнка, учёту всех индивидуальных и личностных особенностей, даёт возможность ребёнку успешно восполнить проблемы предшествующего обучения, преодолеть негативные особенности эмоционально – волевой сферы, повысить работоспособность и активизацию познавательной деятельности.
Источники
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/02/06/programma-po-ikz-1-4-klassy
myschool50.ucoz.ru›doc2/trikp.doc
http://pandia.ru/text/78/532/13117.php
tvov.ru/docs/100/index-23949.html
odtdocs.ru/informatika/20731/index.html
Другие статьи
- НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
- Карта индивидуального роста как инструмент формирующего оценивания
- Духовно - нравственное воспитание на уроках информатики
- От компьютерных технологий к природе
- Формы контроля знаний обучающихся техникума по информатике
- Деятельностный подход в обучении физике
- Инновации в преподавании физики.
- Формирование понятия о длине. Обучение измерению длины
- Моё призвание - учитель
- Использование ИКТ на уроках физики
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.

14.08.2015
5564
0