С нами 17282 учителя, 7323 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья " Методика проведения индивидуального коррекционно – развивающего занятия в начальной школе с детьми с задержкой психического развития в специальной (коррекционной) школе – интернате №4"
Чубаева Наталья Николаевна.
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
 
Методика проведения индивидуального коррекционно – развивающего занятия в начальной школе с детьми с задержкой психического развития в специальной (коррекционной) школе – интернате №4
 
 
       В настоящее время  увеличился рост  детей в  начальной школе, которые  в силу своих индивидуальных  психологических особенностей развития (ЗПР),  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не  могут освоить программу по основным предметам.
       Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала.  Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.
         Для всех детей с ЗПР характерны следующие особенности:
- ребёнок испытывает затруднения в организации собственной целенаправленной деятельности, так как не осознаёт себя в полной мере учеником, не понимает мотивов учебной деятельности и её целей;
- у детей с ЗПР наблюдаются частые конфликты со сверстниками;
- они  не воспринимают и не выполняют школьных требований, однако очень хорошо чувствует себя в игровой деятельности;
- детям с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания;
- у большинства детей наблюдаются трудности с восприятием, что значительно замедляет процесс переработки информации;
- многие из них быстро утомляются, что и является основной причиной низкого уровня работоспособности;
- для детей с ЗПР характерны неустойчивость внимания;
- у детей на низком уровне развиты все виды запоминания: непроизвольного и произвольного, долговременного и кратковременного;
- такие дети, как правило, очень медлительны, пассивны, с замедленной речью;
- у детей с ЗПР сильно снижена познавательная активность;
- они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности;  
- значительное отставание обнаруживается  в развитии у этих детей мыслительной деятельности, что выражается в несформированности  таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения.
        В связи с переходом коррекционных школ на ФГОС появляются новые подходы к обучению таких детей. Одним из таких подходов является организация и проведение индивидуальных коррекционных развивающих занятий.
Коррекционно-развивающие занятия   особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по основным предметам в начальной школе.
ИКЗ проводятся в начальной школе 3 часа в неделю с подгруппой не более 4-х человек, по 20 минут, индивидуально – 15 минут.
       Основной целью индивидуальных коррекционных занятий (ИКЗ)является повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего обучения и развития, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, подготовка к восприятию нового учебного материала, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков.
        ИКЗ проводится в начальной школе учителем и преследует задачи:
- коррекция и развитие восприятия
- увеличение объёма и распределения внимания
- коррекция и развитие зрительной памяти
- совершенствование моторики
-  обогащение словаря
- коррекция пространственной ориентации
- развитие каллиграфии
- подготовка к изучению трудных тем
- ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях
- формирование адекватной самооценки
- воспитание  мотивации произвольной деятельности
- повышение работоспособности
- развитие мыслительной деятельности.
Главное в ИКЗ – создать условия, в максимальной степени способствующие развитию учащихся. Основное внимание учителя, воспитателя, специалистов школы направлено на источник и причины отклонений в развитии. Для этого принимаются во внимание следующие показатели:
- физическое состояние и развитие ребёнка
- особенности и уровень развития познавательной сферы
-отношение к учебной деятельности, особенности мотивации
-особенности эмоционально-личностной сферы
-особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.
Для успешной реализации задач в рамках проведения ИКЗ учителю необходимы:
- индивидуальные коррекционные программы, составленные по итогам диагностики
- индивидуальные планы развития учащихся
 - детские тетради для ИКЗ
- мониторинг результативности (эффективность проведённой коррекционной работы). Он составляется в виде графика, где в каждом занятии  фиксируется результат. Для определения динамики развития целесообразно 1 раз в четверть проводить контрольные срезы – так осуществляется мониторинг пробелов в знаниях. Развитие ВПФ диагностируется методиками 3 раза за учебный год – IX-XII-V.
Наиболее целесообразными принято считать комбинированный тип ИКЗ, где решаются задачи и ликвидации пробелов в знаниях, и коррекция, развитие высших психических функций, и психокоррекция.

Структура  такого ИКЗ включает в себя:
  1. Организационная, вводная часть
Цель: снятие плохого самочувствия, поднятие мышечного тонуса, поднять интерес к занятию, настроить на активную работу и контакт друг с другом.
задачи:
Концентрация, сосредоточенность внимания
Формирование произвольности психических процессов
Упражнения, задания 1-ой части:
«Покажи мимикой настроение»
«Подарим друг другу улыбку»
Перекрёстные движения рук и ног
Синхронное рисование в воздухе предметов
«Точки мозга»
«Продолжи ряд»
Мимические и пантомимические этюды на выражение основных эмоций и черт характера
Игры с правилами.
Эти упражнения особенно полезны детям с неустойчивым настроением, с повышенной тревожностью, с пониженной мотивацией к обучению, с замкнутостью.
  1. Основная, содержательная
Вторая часть ИКЗ  зависит  от индивидуальной программы для группы учащихся, включает в себя  коррекцию и развитие высших психических функций на учебном материале.
В зависимости от целей подбираются упражнения, задания по предмету. В этой части ИКЗ может быть от 1 до 4 заданий.
  1. Заключительная часть
Третья часть ИКЗ – заключительная направлена на подведение итогов, рефлексию, оценку деятельности учащихся.
 
Примерное тематическое планирования ИКЗ в 4 классе
 
№ п/п Тема Кол-во  часов
1 Обследование 1
2 Обследование 1
3 Обследование 1
4 Текст и предложение 1
5 Устная нумерация чисел от 1-100 1
6 Письменная и устная речь 1
7 Предложение и слово 1
8 Письменная нумерация в пределах 1000 1
9 Устная и письменная нумерация чисел 1
10 Слово. Слог 1
11 Десятичный состав чисел 1
12 Десятичный состав чисел 1
13 Деление слов на слоги 1
14 Сложение многозначных чисел 1
15 Классы и разряды, запись чисел 1
16 Слоги и звуки 1
17 Вычитание многозначных чисел 1
18 Сложение многозначных чисел 1
19 Звуко-буквенный анализ слова 1
20 Сложение многозначных чисел 1
21 Сложение многозначных чисел 1
22 Гласные звуки, слогообразование 1
23 Сложение многозначных чисел 1
24 Согласные звуки и буквы 1
25 Вычитание многозначных чисел 1
26 Согласные твёрдые и мягкие 1
27 Вычитание многозначных чисел 1
28 Вычитание многозначных чисел 1
29 Согласные твёрдые, мягкие 1
30 Умножение многозначных чисел 1
31 Звонкие и глухие согласные 1
32 Умножение многозначных чисел 1
33 Умножение многозначных чисел 1
34 Дифференциация п-п` 1
35 Деление многозначных чисел 1
36 Деление многозначных чисел 1
37 Дифференциация б-б` 1
38 Упражнение в закреплении алгоритма деления 1
39 Дифференциация б-б` 1
40 Упражнения в дифференциации п-п`, б-б` 1
41 Упражнения в закреплении алгоритма деления 1
42 Деление многозначных чисел на однозначное 1
43 Деление с проверкой 1
44 Дифференциация т-т` 1
45 Деление многозначных чисел на однозначное 1
46 Упражнения в совершенствовании примеров на деление 1
47 Нахождение существительных в лексике 1
48 Упражнения в закреплении алгоритма деления 1
49 Упражнения в закреплении алгоритма деления 1
50 Определение рода и числа существительных 1
51 Решение примеров на деление 1
52 Решение примеров на деление 1
53 Связь слов в предложении 1
54 Решение примеров в несколько действий 1
55 Определение порядка действий 1 и 2 степени 1
56 Решение примеров на порядок действия 1
57 Решение примеров на порядок действия 1
58 Определение падежей существительных 1
59 Умножение на двузначное число 1
60 Умножение на двузначное число 1
61 Деление на двузначное число 1
62 Отработка алгоритма деления 1
63 Упражнения на определение падежей 1
64 Деление на трёхзназчное число 1
65 Деление на трёхзназчное число 1
66 Склонение существительных 1
67 Отработка алгоритма деления 1
68 Связь слов в предложении 1
69 Деление на двузначное и трёхзначное число 1
70 Умножение на двузначное число 1
71 Разбор по членам предложения 1
72 Деление на двузначное и трёхзначное число 1
73 Умножение на трёхзначное число 1
74 Определение частей речи в предложении 1
75 Умножение и деление на двузначные числа 1
76 Разбор частей речи 1
77 Умножение и деление на двузначные и трёхзначные числа 1
78 Деление на двузначное число 1
79 Роль предлогов в предложении 1
80 Порядок действий 1
81 Деление на двузначное и трёхзначное число 1
82 Роль прилагательных в речи. Синонимы 1
83 Решение примеров на все действия 1
84 Умножение и деление на двузначные и трёхзначные числа 1
85 Роль глаголов в речи. Антонимы 1
86 Решение примеров на все действия 1
87 Все случаи деления и умножения 1
88 Все случаи деления и умножения 1
89 Решение уравнений 1
90 Упражнения в определении склонений прилагательных 1
91 Упражнения в определении склонений прилагательных 1
92 Родовые окончания имён прилагательных 1
93 Правописание безударных окончаний имён прилагательных м.р. и с.р. 1
94 Определение падежных окончаний прилагательных 1
95 Решение уравнений 1
96 Арифметические действия 1
97 Нумерация 1
98 Умножение и деление с 0 1
99 Решение задач изученных видов 1
100 Решение задач изученных видов 1
101 Решение задач  на время, скорость, расстояние 1
102 Правописание безударной гласной в корне слов 1
 
    На мой взгляд, только при условии осуществления целенаправленного систематизированного подхода к обучению детей с ЗПР, осуществление комплексной коррекционной работы в рамках проведения ИКЗ способствует нормальному развитию ребёнка, учёту всех индивидуальных и личностных особенностей, даёт возможность ребёнку успешно восполнить проблемы предшествующего обучения, преодолеть негативные особенности эмоционально – волевой сферы, повысить работоспособность и активизацию познавательной деятельности.

Источники
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/02/06/programma-po-ikz-1-4-klassy
myschool50.ucoz.rudoc2/trikp.doc
http://pandia.ru/text/78/532/13117.php
tvov.ru/docs/100/index-23949.html
odtdocs.ru/informatika/20731/index.html
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ