Статья " Методика проведения индивидуального коррекционно – развивающего занятия в начальной школе с детьми с задержкой психического развития в специальной (коррекционной) школе – интернате №4"
Наталья Чубаева
14.08.2015
5215
0
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Чубаева Наталья Николаевна.
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
Методика проведения индивидуального коррекционно – развивающего занятия в начальной школе с детьми с задержкой психического развития в специальной (коррекционной) школе – интернате №4
В настоящее время увеличился рост детей в начальной школе, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития (ЗПР), ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не могут освоить программу по основным предметам.
Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.
Для всех детей с ЗПР характерны следующие особенности:
- ребёнок испытывает затруднения в организации собственной целенаправленной деятельности, так как не осознаёт себя в полной мере учеником, не понимает мотивов учебной деятельности и её целей;
- у детей с ЗПР наблюдаются частые конфликты со сверстниками;
- они не воспринимают и не выполняют школьных требований, однако очень хорошо чувствует себя в игровой деятельности;
- детям с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания;
- у большинства детей наблюдаются трудности с восприятием, что значительно замедляет процесс переработки информации;
- многие из них быстро утомляются, что и является основной причиной низкого уровня работоспособности;
- для детей с ЗПР характерны неустойчивость внимания;
- у детей на низком уровне развиты все виды запоминания: непроизвольного и произвольного, долговременного и кратковременного;
- такие дети, как правило, очень медлительны, пассивны, с замедленной речью;
- у детей с ЗПР сильно снижена познавательная активность;
- они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности;
- значительное отставание обнаруживается в развитии у этих детей мыслительной деятельности, что выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения.
В связи с переходом коррекционных школ на ФГОС появляются новые подходы к обучению таких детей. Одним из таких подходов является организация и проведение индивидуальных коррекционных развивающих занятий.
Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по основным предметам в начальной школе.
ИКЗ проводятся в начальной школе 3 часа в неделю с подгруппой не более 4-х человек, по 20 минут, индивидуально – 15 минут.
Основной целью индивидуальных коррекционных занятий (ИКЗ)является повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего обучения и развития, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, подготовка к восприятию нового учебного материала, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков.
ИКЗ проводится в начальной школе учителем и преследует задачи:
- коррекция и развитие восприятия
- увеличение объёма и распределения внимания
- коррекция и развитие зрительной памяти
- совершенствование моторики
- обогащение словаря
- коррекция пространственной ориентации
- развитие каллиграфии
- подготовка к изучению трудных тем
- ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях
- формирование адекватной самооценки
- воспитание мотивации произвольной деятельности
- повышение работоспособности
- развитие мыслительной деятельности.
Главное в ИКЗ – создать условия, в максимальной степени способствующие развитию учащихся. Основное внимание учителя, воспитателя, специалистов школы направлено на источник и причины отклонений в развитии. Для этого принимаются во внимание следующие показатели:
- физическое состояние и развитие ребёнка
- особенности и уровень развития познавательной сферы
-отношение к учебной деятельности, особенности мотивации
-особенности эмоционально-личностной сферы
-особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.
Для успешной реализации задач в рамках проведения ИКЗ учителю необходимы:
- индивидуальные коррекционные программы, составленные по итогам диагностики
- индивидуальные планы развития учащихся
- детские тетради для ИКЗ
- мониторинг результативности (эффективность проведённой коррекционной работы). Он составляется в виде графика, где в каждом занятии фиксируется результат. Для определения динамики развития целесообразно 1 раз в четверть проводить контрольные срезы – так осуществляется мониторинг пробелов в знаниях. Развитие ВПФ диагностируется методиками 3 раза за учебный год – IX-XII-V.
Наиболее целесообразными принято считать комбинированный тип ИКЗ, где решаются задачи и ликвидации пробелов в знаниях, и коррекция, развитие высших психических функций, и психокоррекция.
Структура такого ИКЗ включает в себя:
Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.
Для всех детей с ЗПР характерны следующие особенности:
- ребёнок испытывает затруднения в организации собственной целенаправленной деятельности, так как не осознаёт себя в полной мере учеником, не понимает мотивов учебной деятельности и её целей;
- у детей с ЗПР наблюдаются частые конфликты со сверстниками;
- они не воспринимают и не выполняют школьных требований, однако очень хорошо чувствует себя в игровой деятельности;
- детям с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания;
- у большинства детей наблюдаются трудности с восприятием, что значительно замедляет процесс переработки информации;
- многие из них быстро утомляются, что и является основной причиной низкого уровня работоспособности;
- для детей с ЗПР характерны неустойчивость внимания;
- у детей на низком уровне развиты все виды запоминания: непроизвольного и произвольного, долговременного и кратковременного;
- такие дети, как правило, очень медлительны, пассивны, с замедленной речью;
- у детей с ЗПР сильно снижена познавательная активность;
- они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности;
- значительное отставание обнаруживается в развитии у этих детей мыслительной деятельности, что выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения.
В связи с переходом коррекционных школ на ФГОС появляются новые подходы к обучению таких детей. Одним из таких подходов является организация и проведение индивидуальных коррекционных развивающих занятий.
Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по основным предметам в начальной школе.
ИКЗ проводятся в начальной школе 3 часа в неделю с подгруппой не более 4-х человек, по 20 минут, индивидуально – 15 минут.
Основной целью индивидуальных коррекционных занятий (ИКЗ)является повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего обучения и развития, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, подготовка к восприятию нового учебного материала, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков.
ИКЗ проводится в начальной школе учителем и преследует задачи:
- коррекция и развитие восприятия
- увеличение объёма и распределения внимания
- коррекция и развитие зрительной памяти
- совершенствование моторики
- обогащение словаря
- коррекция пространственной ориентации
- развитие каллиграфии
- подготовка к изучению трудных тем
- ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях
- формирование адекватной самооценки
- воспитание мотивации произвольной деятельности
- повышение работоспособности
- развитие мыслительной деятельности.
Главное в ИКЗ – создать условия, в максимальной степени способствующие развитию учащихся. Основное внимание учителя, воспитателя, специалистов школы направлено на источник и причины отклонений в развитии. Для этого принимаются во внимание следующие показатели:
- физическое состояние и развитие ребёнка
- особенности и уровень развития познавательной сферы
-отношение к учебной деятельности, особенности мотивации
-особенности эмоционально-личностной сферы
-особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.
Для успешной реализации задач в рамках проведения ИКЗ учителю необходимы:
- индивидуальные коррекционные программы, составленные по итогам диагностики
- индивидуальные планы развития учащихся
- детские тетради для ИКЗ
- мониторинг результативности (эффективность проведённой коррекционной работы). Он составляется в виде графика, где в каждом занятии фиксируется результат. Для определения динамики развития целесообразно 1 раз в четверть проводить контрольные срезы – так осуществляется мониторинг пробелов в знаниях. Развитие ВПФ диагностируется методиками 3 раза за учебный год – IX-XII-V.
Наиболее целесообразными принято считать комбинированный тип ИКЗ, где решаются задачи и ликвидации пробелов в знаниях, и коррекция, развитие высших психических функций, и психокоррекция.
Структура такого ИКЗ включает в себя:
- Организационная, вводная часть
Цель: снятие плохого самочувствия, поднятие мышечного тонуса, поднять интерес к занятию, настроить на активную работу и контакт друг с другом.
задачи:
Концентрация, сосредоточенность внимания
Формирование произвольности психических процессов
Упражнения, задания 1-ой части:
«Покажи мимикой настроение»
«Подарим друг другу улыбку»
Перекрёстные движения рук и ног
Синхронное рисование в воздухе предметов
«Точки мозга»
«Продолжи ряд»
Мимические и пантомимические этюды на выражение основных эмоций и черт характера
Игры с правилами.
Эти упражнения особенно полезны детям с неустойчивым настроением, с повышенной тревожностью, с пониженной мотивацией к обучению, с замкнутостью.
задачи:
Концентрация, сосредоточенность внимания
Формирование произвольности психических процессов
Упражнения, задания 1-ой части:
«Покажи мимикой настроение»
«Подарим друг другу улыбку»
Перекрёстные движения рук и ног
Синхронное рисование в воздухе предметов
«Точки мозга»
«Продолжи ряд»
Мимические и пантомимические этюды на выражение основных эмоций и черт характера
Игры с правилами.
Эти упражнения особенно полезны детям с неустойчивым настроением, с повышенной тревожностью, с пониженной мотивацией к обучению, с замкнутостью.
- Основная, содержательная
Вторая часть ИКЗ зависит от индивидуальной программы для группы учащихся, включает в себя коррекцию и развитие высших психических функций на учебном материале.
В зависимости от целей подбираются упражнения, задания по предмету. В этой части ИКЗ может быть от 1 до 4 заданий.
В зависимости от целей подбираются упражнения, задания по предмету. В этой части ИКЗ может быть от 1 до 4 заданий.
- Заключительная часть
Третья часть ИКЗ – заключительная направлена на подведение итогов, рефлексию, оценку деятельности учащихся.
Примерное тематическое планирования ИКЗ в 4 классе
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Обследование | 1 |
2 | Обследование | 1 |
3 | Обследование | 1 |
4 | Текст и предложение | 1 |
5 | Устная нумерация чисел от 1-100 | 1 |
6 | Письменная и устная речь | 1 |
7 | Предложение и слово | 1 |
8 | Письменная нумерация в пределах 1000 | 1 |
9 | Устная и письменная нумерация чисел | 1 |
10 | Слово. Слог | 1 |
11 | Десятичный состав чисел | 1 |
12 | Десятичный состав чисел | 1 |
13 | Деление слов на слоги | 1 |
14 | Сложение многозначных чисел | 1 |
15 | Классы и разряды, запись чисел | 1 |
16 | Слоги и звуки | 1 |
17 | Вычитание многозначных чисел | 1 |
18 | Сложение многозначных чисел | 1 |
19 | Звуко-буквенный анализ слова | 1 |
20 | Сложение многозначных чисел | 1 |
21 | Сложение многозначных чисел | 1 |
22 | Гласные звуки, слогообразование | 1 |
23 | Сложение многозначных чисел | 1 |
24 | Согласные звуки и буквы | 1 |
25 | Вычитание многозначных чисел | 1 |
26 | Согласные твёрдые и мягкие | 1 |
27 | Вычитание многозначных чисел | 1 |
28 | Вычитание многозначных чисел | 1 |
29 | Согласные твёрдые, мягкие | 1 |
30 | Умножение многозначных чисел | 1 |
31 | Звонкие и глухие согласные | 1 |
32 | Умножение многозначных чисел | 1 |
33 | Умножение многозначных чисел | 1 |
34 | Дифференциация п-п` | 1 |
35 | Деление многозначных чисел | 1 |
36 | Деление многозначных чисел | 1 |
37 | Дифференциация б-б` | 1 |
38 | Упражнение в закреплении алгоритма деления | 1 |
39 | Дифференциация б-б` | 1 |
40 | Упражнения в дифференциации п-п`, б-б` | 1 |
41 | Упражнения в закреплении алгоритма деления | 1 |
42 | Деление многозначных чисел на однозначное | 1 |
43 | Деление с проверкой | 1 |
44 | Дифференциация т-т` | 1 |
45 | Деление многозначных чисел на однозначное | 1 |
46 | Упражнения в совершенствовании примеров на деление | 1 |
47 | Нахождение существительных в лексике | 1 |
48 | Упражнения в закреплении алгоритма деления | 1 |
49 | Упражнения в закреплении алгоритма деления | 1 |
50 | Определение рода и числа существительных | 1 |
51 | Решение примеров на деление | 1 |
52 | Решение примеров на деление | 1 |
53 | Связь слов в предложении | 1 |
54 | Решение примеров в несколько действий | 1 |
55 | Определение порядка действий 1 и 2 степени | 1 |
56 | Решение примеров на порядок действия | 1 |
57 | Решение примеров на порядок действия | 1 |
58 | Определение падежей существительных | 1 |
59 | Умножение на двузначное число | 1 |
60 | Умножение на двузначное число | 1 |
61 | Деление на двузначное число | 1 |
62 | Отработка алгоритма деления | 1 |
63 | Упражнения на определение падежей | 1 |
64 | Деление на трёхзназчное число | 1 |
65 | Деление на трёхзназчное число | 1 |
66 | Склонение существительных | 1 |
67 | Отработка алгоритма деления | 1 |
68 | Связь слов в предложении | 1 |
69 | Деление на двузначное и трёхзначное число | 1 |
70 | Умножение на двузначное число | 1 |
71 | Разбор по членам предложения | 1 |
72 | Деление на двузначное и трёхзначное число | 1 |
73 | Умножение на трёхзначное число | 1 |
74 | Определение частей речи в предложении | 1 |
75 | Умножение и деление на двузначные числа | 1 |
76 | Разбор частей речи | 1 |
77 | Умножение и деление на двузначные и трёхзначные числа | 1 |
78 | Деление на двузначное число | 1 |
79 | Роль предлогов в предложении | 1 |
80 | Порядок действий | 1 |
81 | Деление на двузначное и трёхзначное число | 1 |
82 | Роль прилагательных в речи. Синонимы | 1 |
83 | Решение примеров на все действия | 1 |
84 | Умножение и деление на двузначные и трёхзначные числа | 1 |
85 | Роль глаголов в речи. Антонимы | 1 |
86 | Решение примеров на все действия | 1 |
87 | Все случаи деления и умножения | 1 |
88 | Все случаи деления и умножения | 1 |
89 | Решение уравнений | 1 |
90 | Упражнения в определении склонений прилагательных | 1 |
91 | Упражнения в определении склонений прилагательных | 1 |
92 | Родовые окончания имён прилагательных | 1 |
93 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных м.р. и с.р. | 1 |
94 | Определение падежных окончаний прилагательных | 1 |
95 | Решение уравнений | 1 |
96 | Арифметические действия | 1 |
97 | Нумерация | 1 |
98 | Умножение и деление с 0 | 1 |
99 | Решение задач изученных видов | 1 |
100 | Решение задач изученных видов | 1 |
101 | Решение задач на время, скорость, расстояние | 1 |
102 | Правописание безударной гласной в корне слов | 1 |
На мой взгляд, только при условии осуществления целенаправленного систематизированного подхода к обучению детей с ЗПР, осуществление комплексной коррекционной работы в рамках проведения ИКЗ способствует нормальному развитию ребёнка, учёту всех индивидуальных и личностных особенностей, даёт возможность ребёнку успешно восполнить проблемы предшествующего обучения, преодолеть негативные особенности эмоционально – волевой сферы, повысить работоспособность и активизацию познавательной деятельности.
Источники
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/02/06/programma-po-ikz-1-4-klassy
myschool50.ucoz.ru›doc2/trikp.doc
http://pandia.ru/text/78/532/13117.php
tvov.ru/docs/100/index-23949.html
odtdocs.ru/informatika/20731/index.html
Другие статьи
- Возможность для самореализации
- Методы реализации воспитательных задач на уроках информатики
- ВВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
- Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика
- «Занимательный словарик русского языка для начальной школы»: развивающий и образовательный потенциал
- "Путешествие в мир химии" или Как принять участие в образовательном Интернет-проекте?
- ЕГЭ как современная форма проверки знаний (на примере дисциплины «Английский язык»)
- Биологическая обратная связь - зеркало здоровья
- Электронное портфолио - перспективы использования в персональной деятельности
- Мир добра в творчестве омского художника Евгения Дорохова
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.