Статья "Особенности психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья"
Ольга Муравьева
09.12.2014
2496
0
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Муравьева Ольга Юрьевна
социальный педагог
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Хакасия
Хакасский колледж профессиональных технологий,
экономики и сервиса
Г. Абакан
Республика Хакасия
Особенности психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
социальный педагог
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Хакасия
Хакасский колледж профессиональных технологий,
экономики и сервиса
Г. Абакан
Республика Хакасия
Особенности психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
С 2001 года ГБОУ РХ НПО «Профессиональное училище №3» наряду с набором обучающихся в группы начального профессионального образования производит набор на обучение подростков, из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, окончивших специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения VIII вида. В 2014 году Училище прекращает свою деятельность путем присоединения к ГБОУ РХ СПО «Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса», но обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья продолжается.
Особые социально – экономические и психолого – педагогические условия становления личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в период детства и юношества затрудняют процесс их социализации, успешной личностной и профессиональной интеграции в социум.
Проблема подготовки к жизни и труду обуславливается ограниченными возможностями и психофизическими особенностями в освоении профессиональной деятельности, что необходимо учитывать при профессиональном обучении данной категории подростков. Такие особенности характеризуются недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности, отмечается интеллектуальная пассивность, сниженная мотивация, равнодушное, зачастую отрицательное эмоциональное отношение к учению у подростков.
Отмечается неадекватная оценка собственных сил и возможностей. По этой причине они легко попадают под чужое влияние, что усугубляется эмоционально-волевыми нарушениями. Наиболее значимыми признаками их выраженности являются склонность к частым спонтанным расстройствам настроения, к неадекватным аффективным реакциям со склонностью к импульсивной агрессии, нарушение социальной адаптации
Основанная часть таких детей – это дети – сироты, дети, уже состоящие на различных учетах в органах профилактики. Поэтому данная категория обучающихся нуждается в пристальном внимании со стороны всех педагогических работников и в связи с этим в Коллеже создана и успешно функционирует Служба социально – психолого – педагогического сопровождения.
Главной ее целью является содействие в обеспечении социально-психолого-педагогических условий, способствующих поэтапному профессиональному становлению и успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Работа ведется со всеми участниками педагогического процесса, а также осуществляется планомерное взаимодействие с органами системы профилактики. В соответствии с личностными особенностями, уровнем сформированности жизненных компетенций и общеучебных умений и навыков выстраивается весь образовательный и воспитательный процесс.
С целью создания условий, способствующих личностному развитию и эффективному усвоению учебного материала, в обучении подростков с ограниченными возможностями здоровья используется особый методический инструментарий коррекционно-развивающего обучения.
Материал включает в себя задания по степени нарастающей трудности; задания со сменой доминантного анализатора, разнообразные типы структур урока, обеспечивающие смену видов деятельности; задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; дозированную, поэтапную направляющую помощь преподавателя; использование коротких, чётких, поэтапных инструкций выполнения заданий; включение в урок материалов современной жизни, профессиональных производственных ситуаций.
Повышение методической, образовательной и коммуникативной компетентностей педагогов, а именно внедрение современных образовательных технологий, активных методов обучения, соответствующих образовательным и личностно – эмоциональным потребностям данной категории обучающихся способствует повышению учебной мотивации, формированию познавательного интереса к профессии, адаптивных возможностей личности и стабилизации эмоциональных состояний подростков.
Таким образом, построение эффективной системы психолого-педагогической помощи в образовательной организации позволяет решить проблемы развития и обучения подростков внутри образовательной среды, повысить адаптационные возможности участников образовательного процесса и стабилизировать процесс успешной социализации и интеграции обучающегося в социум.
Литература:
Давыдов В.В. / Проблемы развивающего обучения. – М.: Academia, 2004. – 283с.
Левченко И.Ю., Киселева Н.А. / Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 160с.
Особые социально – экономические и психолого – педагогические условия становления личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в период детства и юношества затрудняют процесс их социализации, успешной личностной и профессиональной интеграции в социум.
Проблема подготовки к жизни и труду обуславливается ограниченными возможностями и психофизическими особенностями в освоении профессиональной деятельности, что необходимо учитывать при профессиональном обучении данной категории подростков. Такие особенности характеризуются недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности, отмечается интеллектуальная пассивность, сниженная мотивация, равнодушное, зачастую отрицательное эмоциональное отношение к учению у подростков.
Отмечается неадекватная оценка собственных сил и возможностей. По этой причине они легко попадают под чужое влияние, что усугубляется эмоционально-волевыми нарушениями. Наиболее значимыми признаками их выраженности являются склонность к частым спонтанным расстройствам настроения, к неадекватным аффективным реакциям со склонностью к импульсивной агрессии, нарушение социальной адаптации
Основанная часть таких детей – это дети – сироты, дети, уже состоящие на различных учетах в органах профилактики. Поэтому данная категория обучающихся нуждается в пристальном внимании со стороны всех педагогических работников и в связи с этим в Коллеже создана и успешно функционирует Служба социально – психолого – педагогического сопровождения.
Главной ее целью является содействие в обеспечении социально-психолого-педагогических условий, способствующих поэтапному профессиональному становлению и успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Работа ведется со всеми участниками педагогического процесса, а также осуществляется планомерное взаимодействие с органами системы профилактики. В соответствии с личностными особенностями, уровнем сформированности жизненных компетенций и общеучебных умений и навыков выстраивается весь образовательный и воспитательный процесс.
С целью создания условий, способствующих личностному развитию и эффективному усвоению учебного материала, в обучении подростков с ограниченными возможностями здоровья используется особый методический инструментарий коррекционно-развивающего обучения.
Материал включает в себя задания по степени нарастающей трудности; задания со сменой доминантного анализатора, разнообразные типы структур урока, обеспечивающие смену видов деятельности; задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; дозированную, поэтапную направляющую помощь преподавателя; использование коротких, чётких, поэтапных инструкций выполнения заданий; включение в урок материалов современной жизни, профессиональных производственных ситуаций.
Повышение методической, образовательной и коммуникативной компетентностей педагогов, а именно внедрение современных образовательных технологий, активных методов обучения, соответствующих образовательным и личностно – эмоциональным потребностям данной категории обучающихся способствует повышению учебной мотивации, формированию познавательного интереса к профессии, адаптивных возможностей личности и стабилизации эмоциональных состояний подростков.
Таким образом, построение эффективной системы психолого-педагогической помощи в образовательной организации позволяет решить проблемы развития и обучения подростков внутри образовательной среды, повысить адаптационные возможности участников образовательного процесса и стабилизировать процесс успешной социализации и интеграции обучающегося в социум.
Литература:
Давыдов В.В. / Проблемы развивающего обучения. – М.: Academia, 2004. – 283с.
Левченко И.Ю., Киселева Н.А. / Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 160с.
Другие статьи
- Современные проблемы в преподавании ДПИ и пути их решения
- Обобщение опыта работы учителя музыки по теме "Взаимосвязь всех видов искусств"
- Сравнительный анализ реализации модуля «Алгоритмизация и программирование. Алгоритмизация» в УМК Босовой Л.Л. и Макаровой Н.В.
- Первое родительское собрание в 1 классе (из опыта работы)
- "Роль коллективно - творческих дел в формировании личности"
- Современный школьный музей
- Фольклорный ансамбль "Читинская слобода".
- Пассивное внимание
- Сотрудничество педагога-исследователя и членов школьного научного общества как залог успешности исследовательской деятельности учащихся.
- Развитие логического мышления учащихся 5-6 классов на основе системы развивающих заданий.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.