С нами 17168 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Информационно – коммуникативные технологии как средство повышения учебной мотивации детей с задержкой психического развития в начальной школе в классно – урочной системе"
Наталья Чубаева   20.07.2015   3534   3   ИКТ
Чубаева Наталья Николаевна.
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
 
Информационно – коммуникативные технологии как средство повышения учебной мотивации детей с задержкой психического развития в начальной школе  в классно – урочной системе
 
    Становление мотивационной сферы ребенка с ЗПР является основополагающим фактором на момент его обучения в коррекционном учреждении, проблемой психического развития. Существует мнение, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Низкая мотивация к учению, узнавание чего – то нового – одна из злободневных проблем, с которой сталкиваются учителя в школе, психологи, родители.
Низкий уровень или отсутствие учебной мотивации детей с задержкой психического развития обуславливается рядом причин:
- повышена утомляемость;
- непонимание и непринятие концепции «Я – ученик»;
- наличие отрицательных мотивов, негативно влияющие на познавательные интересы;
- низкий уровень развития эмоционально – волевой сферы;
- бедность словарного запаса.
Исследователями доказано, что дети с ЗПР подвержены стрессовым реакциям и в ситуации повышенной тревоги (опасности не успеть выполнить задание, подвергнуться наказанию) их продуктивность в большинстве своем падает, хотя у некоторой части детей возникает восстановление и приобретение сил. В связи с последним отметим факт повышенной значимости для дошкольников и младших школьников с ЗПР (вплоть до подросткового возраста) положительных поддержива­ющих отношений со стороны близких взрослых (Л.В. Кузнецова, Г.Д. Тригер). Это, с одной стороны, обусловливает их повышенную чувствительность и ранимость в ситуации критических замечаний со стороны взрослых, а с другой — в этом заключен определенный потенциал познавательного и социального развития де­тей данной категории.
     Для повышения учебной мотивации и познавательной активности учащихся с ЗПР в коррекционной школе используется весь арсенал средств организации и осуществления процесса обучения — словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, разнообразные, как традиционные и нетрадиционные технологии.
На сегодняшний день наиболее эффективными средствами обучения в классно - урочной системе широко используются информационно-коммуникативные технологии.
      В начальной школе невозможно провести урок без применения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Дети с ЗПР имеют отставание в развитии всех форм мышления, более низкий уровень восприятия, неустойчивость внимания, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.
Показателями выраженности учебной мотивации и познавательной активности с использованием ИКТ являются:
- эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);
- целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);
- степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).
Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
  1. создание презентаций к урокам;
  2. работа с ресурсами Интернет;
  3. использование готовых обучающих программ.
  4. Цифровые образовательные ресурсы
Создание презентаций к урокам.
    Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать всем нам известное создание мультимедийных презентаций.  Мультимедийная презентация Power Point -  классический вариант мультимедийной презентации, основанной на демонстрации слайд-шоу.
    В зависимости от выступления преподаватель или учащийся включают в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение, что делает урок более насыщенным, иллюстративным.
    Применение компьютерных презентаций в процессе обучения детей имеет следующие плюсы:
- осуществление полисенсорного восприятия материала, что  дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.
- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного -  проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка. Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).
      Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Презентации позволяют учителю:
наглядно представлять материал ученику;
сопровождать процесс объяснения нового материала показом;
регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
Использование электронных образовательных ресурсов:
С введением контрольно-измерительных материалов  в виде тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Учащиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учебного материала, но также умения работать с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. В связи с этим начинать работу над этой формой контроля нужно еще в начальной школе. Это будет в значительной степени результативной подготовкой детей в перспективе к экзаменам.
      В своей работе использую следующие готовые программные продукты (тренажеры):
«Математика. Устный счет. Интерактивные тренажеры»  (компакт-диск) – Волгоград, «Учитель», 2014г.
«Русский язык 2 класс. Универсальный мультимедийный тренажер» - Екатеринбург, «Экзамен», 2014г.
«Окружающий мир 3-4 классы. База дифференцированных заданий» - Волгоград, «Учитель», 2014г.
Помимо тренажеров  также используются для подготовки к урокам следующие компакт-диски:
Электронные приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир 2 класс» - Москва, «Просвещение» 2013г.
Электронные приложения к учебнику М.И. Моро «Математика  2 класс» - Москва, «Просвещение» 2013г.
 «Природоведение для самых маленьких» (подборка из 7 фильмов о растениях, животных и внешней среде).
Использование интернет-ресурсов
Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.
     Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда.
Интернет в повышении учебной мотивации детей с ЗПР :
  1. Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
  2. Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
  3. Дает возможности для профессионального роста;
  4. Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
  5. Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.
       На слайде я выставила наиболее часто мною посещаемые сайты. Кроме того, у многих педагогов есть персональные сайты, на которых они делятся своим опытом работы. У меня есть своя страничка на портале «Социальная сеть работников образования»
Кроме этого в  2013 году школой было получено новое компьютерное оборудование, которое дает новые возможности. Так, например, документ - камера
Документ-камера
Документ-камеры - это особый класс устройств, предназначенных для передачи реальных изображений страниц учебников или школьных тетрадей, иллюстраций или нарисованных схем, трехмерных предметов или даже препаратов с микроскопа на телевизор, монитор или через видеопроектор на большой экран.
Ведь довольно  типичная ситуация: обычно учитель показывает что-то на рисунке в своем учебнике, а дети ищут это «что-то», которое они толком не разглядели, у себя в книге. Нередко ребята не могут понять, на какой именно фрагмент нужно смотреть, и учитель вынужден подходить к каждому. При такой схеме работы немало времени тратится впустую. Используя документ-камеру, педагог может быть уверен, что, во-первых, все действительно смотрят на рисунок, во-вторых, видят именно тот фрагмент, о котором идет речь.
Какие же её свойства и качества так привлекают учителя и учащихся?
Первое и, наверное, основное – её  технические возможности.
   Самая простая функция документ-камеры – демонстрация стационарных изображений и объектов. Причём, если под изображениями понимать двумерные, то есть плоские, отображения реальных предметов (фотографии) или рисунки, то объекты – это трёхмерные отображения реальных предметов, которые из стационарных превращаются в движущиеся, когда мы вращаем их, пытаясь рассмотреть со всех сторон. А документ-камера помогает транслировать изображения этих плоских или объёмных предметов на экран для всеобщего обозрения.
      Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Использование ИКТ на уроках в начальной школе в целях повышения качества знания и учебной мотивации помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
    Применение ИКТ на уроках обеспечивает
- положительную мотивацию обучения
 - активизирует познавательную деятельность обучающихся.
   Использование ИКТ на уроке позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной активности детей с ЗПР:
Принцип равенства позиций
Принцип доверительности
Принцип обратной связи
Принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
  Применение ИКТ на уроках с детьми в коррекционной школе:
расширяет возможность самостоятельной деятельности;
формирует навык исследовательской деятельности;
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
Особенностью повышения учебной мотивации и качества успеваемости посредством применения информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
    Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы. Учителем используются развивающие методы и приемы:
метод анализа
метод сравнения
метод обобщения
метод классификации
формулировка понятий
внутренний план действий
   При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.
      Таким образом, труд учителя,  затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
повышает качество знаний
продвигает ребенка в общем развитии
помогает преодолеть трудности
вносит радость в жизнь ребенка
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
 
Источники
http://www.logos-cds.ru/stati/igrovaya-motivaciya-kak-sredstvo-povysheniya-poznavatelnoj-aktivnosti-detej-s-zaderzhkoj-psixicheskogo-razvitiya-na-logopedicheskix-zanyatiyax-s-ispolzovaniem-geroev-sovremennyx-multiplikacionnyx-fi/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/03/24/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-v-nachalnoy-shkole
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/22/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-v-nachalnoy-shkole-umk-shkola
http://taktil.tosbs.ru/index.php/confer/139
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/03/24/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-v-nachalnoy-shkole
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и значительно повысить эффективность педагогической работы в целом. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне.
Татьяна Образцова, дата: 28.07.2015 в 20:16  
#2 Применение компьютерных технологий позволяет: использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными; задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые файлы – дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал; оптимизировать процесс формирования правильной речи, психических процессов и коррекции их недостатков; повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей.
Татьяна Образцова, дата: 28.07.2015 в 20:18  
#3 Безусловно, совершенно верно, я полностью согласна с вашим дополнением к содержанию статьи. Спасибо огромное
Наталья Чубаева, дата: 28.07.2015 в 20:18  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ