Статья "Адаптация первоклассников к школьной жизни"
Наталья Шумилова
24.08.2014
2338
1
В помощь учителю
Шумилова Н.К.
МБОУ «Школа № 44», г.Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
Адаптация первоклассников к школьной жизни
Начало учёбы – значимый момент в жизни каждого ребёнка. Если ребёнок физически здоров, то он справляется со всеми обязанностями без лишней усталости.
Учителя и родители должны сделать так, чтобы школа стала для детей другом, помощником в развитии личности, а не обузой. Необходимо так организовать воспитательно-образовательный процесс, чтобы он способствовал благоприятному росту, развитию ученика, укреплению его здоровья (физического и психологического). Современная медицина утверждает, что 30-40% хронических заболеваний имеют психогенную основу. Поэтому особо актуальным становится понимание того, что позволяет ученику в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.
Социальная адаптация как процесс активного приспособления первоклассника к школьной жизни значима и необходима именно в первые дни пребывания в образовательном учреждении. Эффективным средством для воспитания психологической культуры учеников, создания благоприятных условий формирования успешности каждого ребёнка и коллектива в целом являются адаптационные тренинги.
В социологическом словаре термин тренинг определён как обучение, тренировка, а также совокупность методов организации коллективного взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений.
В ходе проведения тренингов педагог формирует конструктивные взаимоотношения между учителем и ребёнком, между ребёнком и ребёнком, между ребёнком и группой детей. Умелое использование эффективных воспитательных технологий, исключающих стрессогенные факторы, провоцирующие нервозность, тревожность и другие негативные проявления, позволяет создать комфортную среду общения между первоклассниками. Очень важно наладить коммуникативные контакты при освоении коллективных форм взаимодействия в период адаптации.
Адаптационные тренинги способствуют развитию толерантности, пониманию личностных особенностей других, умению понимать тех, кто находится рядом.
Цель программы «Адаптационные тренинги» состоит в создании условий для адаптации первоклассников к школьной жизни. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
-обеспечить психологический комфорт для первоклассников;
- сохранить душевное и эмоциональное благополучие ребёнка;
- способствовать взаимопониманию между детьми, сплочению классного коллектива.
При использовании адаптационных тренингов формируются чувства и эмоции, совместно переживаемые детьми и облегчающие их сближение и объединение. Открываясь навстречу другим, дети начинают лучше понимать самих себя, при этом каждый участник тренинга может проявить свои личностные качества в активной форме. Всё это способствует формированию благоприятной психологической атмосферы в классном коллективе, повышению эффективности воспитательно-образовательной деятельности.
Программа включает десять тренингов на следующие темы: «Здравствуйте, это Я!», «Улыбнись!», «Наше настроение», «Мы – дружные ребята», «Мы – волшебники», «Любимые сказки», «Дарим добро», «Путешествие», «Мы в лесу», «Приятные воспоминания».
Тренинги проводятся в первые школьные дни и укладываются в 20 минут. Занятия осуществляются по следующей структуре:
Адаптационные тренинги позволяют школьникам войти в детско-взрослую общность в качестве полноправного её члена.
В качестве примера привожу второй день занятий.
2 день «Улыбнись!»
Задачи: создать комфортные условия для работы ребят; снять эмоциональное напряжение; развивать наблюдательность, взаимопонимание.
Мимика – движение мышц лица.
Дети стоят в кругу, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
Упражнение «Улыбка»
Ребята сидят, закрыв глаза. При этом на лице обязательно должна быть улыбка. «Держать» улыбку 7-10 минут, и дети почувствуют, как улучшилось настроение, даже если улыбка была вымученной. (Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц своего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляет их в нужное русло).
Релаксационное упражнение «Ручеёк радости»
- Мысленно представьте себе, что внутри у каждого поселился добрый, весёлый ручеёк. Водичка в ручейке чистая, прозрачная, тёплая. Ручеёк совсем маленький и очень озорной. (Озорной – шаловливый, балованный). Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, тёплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. (Дети, взявшись за руки, совершают волнообразные движения руками).
3. Заключительная часть
Упражнение «Ладошки»
- Наше занятие мы закончим необычным рукопожатием.
Дети стоят в кругу, и каждый прикасается ладошкой к соседу слева и справа. После того, как все ученики соединятся ладошками, ребята поднимают руки вверх и опускают их.
Литература
МБОУ «Школа № 44», г.Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
Адаптация первоклассников к школьной жизни
Начало учёбы – значимый момент в жизни каждого ребёнка. Если ребёнок физически здоров, то он справляется со всеми обязанностями без лишней усталости.
Учителя и родители должны сделать так, чтобы школа стала для детей другом, помощником в развитии личности, а не обузой. Необходимо так организовать воспитательно-образовательный процесс, чтобы он способствовал благоприятному росту, развитию ученика, укреплению его здоровья (физического и психологического). Современная медицина утверждает, что 30-40% хронических заболеваний имеют психогенную основу. Поэтому особо актуальным становится понимание того, что позволяет ученику в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.
Социальная адаптация как процесс активного приспособления первоклассника к школьной жизни значима и необходима именно в первые дни пребывания в образовательном учреждении. Эффективным средством для воспитания психологической культуры учеников, создания благоприятных условий формирования успешности каждого ребёнка и коллектива в целом являются адаптационные тренинги.
В социологическом словаре термин тренинг определён как обучение, тренировка, а также совокупность методов организации коллективного взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений.
В ходе проведения тренингов педагог формирует конструктивные взаимоотношения между учителем и ребёнком, между ребёнком и ребёнком, между ребёнком и группой детей. Умелое использование эффективных воспитательных технологий, исключающих стрессогенные факторы, провоцирующие нервозность, тревожность и другие негативные проявления, позволяет создать комфортную среду общения между первоклассниками. Очень важно наладить коммуникативные контакты при освоении коллективных форм взаимодействия в период адаптации.
Адаптационные тренинги способствуют развитию толерантности, пониманию личностных особенностей других, умению понимать тех, кто находится рядом.
Цель программы «Адаптационные тренинги» состоит в создании условий для адаптации первоклассников к школьной жизни. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
-обеспечить психологический комфорт для первоклассников;
- сохранить душевное и эмоциональное благополучие ребёнка;
- способствовать взаимопониманию между детьми, сплочению классного коллектива.
При использовании адаптационных тренингов формируются чувства и эмоции, совместно переживаемые детьми и облегчающие их сближение и объединение. Открываясь навстречу другим, дети начинают лучше понимать самих себя, при этом каждый участник тренинга может проявить свои личностные качества в активной форме. Всё это способствует формированию благоприятной психологической атмосферы в классном коллективе, повышению эффективности воспитательно-образовательной деятельности.
Программа включает десять тренингов на следующие темы: «Здравствуйте, это Я!», «Улыбнись!», «Наше настроение», «Мы – дружные ребята», «Мы – волшебники», «Любимые сказки», «Дарим добро», «Путешествие», «Мы в лесу», «Приятные воспоминания».
Тренинги проводятся в первые школьные дни и укладываются в 20 минут. Занятия осуществляются по следующей структуре:
- Вводная часть (приветствие, 3 мин).
- Основная часть (упражнения адаптационного периода, 15 мин.).
- Заключительная часть (ритуал общения, 2 мин.).
Адаптационные тренинги позволяют школьникам войти в детско-взрослую общность в качестве полноправного её члена.
В качестве примера привожу второй день занятий.
2 день «Улыбнись!»
Задачи: создать комфортные условия для работы ребят; снять эмоциональное напряжение; развивать наблюдательность, взаимопонимание.
- Вводная часть
- Основная часть
Мимика – движение мышц лица.
Дети стоят в кругу, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
Упражнение «Улыбка»
Ребята сидят, закрыв глаза. При этом на лице обязательно должна быть улыбка. «Держать» улыбку 7-10 минут, и дети почувствуют, как улучшилось настроение, даже если улыбка была вымученной. (Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц своего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляет их в нужное русло).
Релаксационное упражнение «Ручеёк радости»
- Мысленно представьте себе, что внутри у каждого поселился добрый, весёлый ручеёк. Водичка в ручейке чистая, прозрачная, тёплая. Ручеёк совсем маленький и очень озорной. (Озорной – шаловливый, балованный). Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, тёплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. (Дети, взявшись за руки, совершают волнообразные движения руками).
3. Заключительная часть
Упражнение «Ладошки»
- Наше занятие мы закончим необычным рукопожатием.
Дети стоят в кругу, и каждый прикасается ладошкой к соседу слева и справа. После того, как все ученики соединятся ладошками, ребята поднимают руки вверх и опускают их.
Литература
- Гвишиани, Д.М. Краткий словарь по социологии / Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М. : Изд-во политической литературы, 1989. – С. 479.
- Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – С. 240.
- Петровский, В.А. Учимся общаться с ребёнком: руководство для воспитателя детского сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина, Л.П. Стрелкова, К.Н. Поливанова, Г.А. Цукерман. – М. : Просвещение, 1993. – С.191.
Другие статьи
- Семейное чтение, как одно из направлений духовно-нравственного развития школьников.
- Воспитательная работа с одаренными детьми в МБОУ СОШ № 7 п. Реконструктор
- Система работы по организации дистанционного обучения с детьми – инвалидами в 2009 – 2011 учебном году в Гатчинском районе
- Публикации омского искусствоведа Г. Ю. Мысливцевой и исследовательская деятельность учащихся
- Ах, лето!
- Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах.
- Компетентностный подход в профессиональном музыкально-педагогическом обазовании
- «Организация проектной деятельности на уроках технологии с целью выявления и развития одаренных детей»
- Преподавание наглядно-практической геометрии (раннее изучение геометрии)
- Сайт школьного Методического Объединения как новый ресурс организации методической работы в школе
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Прекрасный тренинг по адаптации первоклассников к школе, очень доступный, целеноправленный, содержательный, а значит должен быть эффективным и результативным. Взяла примеры занятий на заметку. Спасибо за статью. Она носит практическо-рекомендательный характер
Наталья Чубаева, дата: 23.08.2015 в 10:30
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.