Статья "Детям нужны воспитатели"
Ольга Шамшина
02.08.2015
1533
2
Эссе
Шамшина Ольга Викторовна учитель химии и биологии
1 квалификационной категории МОУ "Шелтозерская СОШ"
с. Шелтозеро Республика Карелия
1 квалификационной категории МОУ "Шелтозерская СОШ"
с. Шелтозеро Республика Карелия
Детям нужны воспитатели
Я листаю фотоальбом с пожеланиями выпускников: «В жизни каждого из нас вы оставили свой неповторимый след…», «Мы запомним Вас веселой и жизнерадостной…», «Вы всегда умели превратить обиды в смех... Пусть Ваша жизнь никогда не сворачивает со счастливой тропы…»
Мне повезло, что в самом начале моей педагогической деятельности меня назначили классным руководителем именно этого – десятого – класса. До меня классным руководителем у этих ребят была Нина Николаевна Егорова, учитель математики, долгое время работавшая в нашей школе завучем. Она сумела сдружить детей, сформировать коллектив, и мне, молодому специалисту, было очень комфортно вместе с ними. Два года пролетели незаметно… Кто кого учил?..
И вот уже почти 20 лет я работаю в школе. За эти годы выросло два выпуска…Дважды я поднималась с ребятами по ступенькам знаний – с пятой до одиннадцатой. Вырастив их от пятиклашек до старшеклассников, понимаешь, какой это большой труд!
Ребенок – горящий факел, живое пламя, горючим материалом которого является дружба, взаимопонимание, деловое сотрудничество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, погаснет факел или будет гореть все ярче и ярче. Он должен поддерживать «огонь» в каждом ребенке.
Я считаю себя человеком творческим, мне интересны и близки коллективные формы работы с классом: конкурсы, спектакли, концерты, походы… Однажды мои пятиклассницы не согласились участвовать в школьном танцевальном фестивале без меня – пришлось идти на сцену. В следующем году я вместе с ребятами уже выступала в театральном фестивале, в 10-м классе – на школьном новогоднем вечере.
Французский писатель Ромен Роллан сказал: «Ценнейшее в жизни качество – вечно юное любопытство, не утоленное годами и возрождающееся каждое утро». Как мне кажется, я обладаю этим качеством: мне интересно все делать вместе со своими воспитанниками.
Но не надо забывать, что классный руководитель – взрослый человек, учитель – является наставником детей, всегда стоит на ступеньку выше и участвует в их жизни с позиций воспитания. В этой связи приведу известные слова великого русского ученого и педагога Дмитрия Ивановича Менделеева: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего».
Проблема воспитания актуальна и для сегодняшней школы, и для общества. В обществе с социально-экономическими проблемами одна лишь семья с воспитанием не справится, поэтому перед школой и перед учителем сейчас стоят сложнейшие, серьезнейшие задачи.
«Детям нужны воспитатели» - под таким названием состоялся круглый стол на межрайонном фестивале «Мастер-класс классных руководителей», в котором я участвовала пять лет назад. Тогда мы обсуждали лучшие традиции отечественного воспитания и современные педагогические идеи.
С 2009 г. года реализуется новый ФГОС начального общего образования, разработанный Институтом стратегических исследований в образовании РАО, и его методологическую основу составляет Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В деле воспитания гражданина России учителю отводится главная роль. От него требуется положительный пример, знание родной истории, обладание навыками работы с семьями своих учеников, умение взаимодействовать с общественными организациями.
Образование сегодня – это в том числе и умение вести активную оборону от потока средств массовой информации. Люди встревожены агрессией антикультуры, и защиту от ее мутной лавины общество ищет именно в классных стенах. Необходимо создать в школе кулькультуросберегающую среду, чтобы воспитанный на высококлассных образцах ребенок мог распознать низкопробную передачу, вовремя отвернуться и не позволить манипулировать своим сознанием – тогда у него будет шанс вырасти свободным гражданином.
Наверное, нет труднее миссии учителя… Но зато каждый раз, глядя на школьные фотографии, вспоминаешь, как многому научили тебя твои воспитанники и сколько хорошего пережито вместе с ними, а когда видишь их состоявшимися людьми, чувствуешь радость за них и свою – пусть и небольшую – причастность к будущему.
И вот уже почти 20 лет я работаю в школе. За эти годы выросло два выпуска…Дважды я поднималась с ребятами по ступенькам знаний – с пятой до одиннадцатой. Вырастив их от пятиклашек до старшеклассников, понимаешь, какой это большой труд!
Ребенок – горящий факел, живое пламя, горючим материалом которого является дружба, взаимопонимание, деловое сотрудничество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, погаснет факел или будет гореть все ярче и ярче. Он должен поддерживать «огонь» в каждом ребенке.
Я считаю себя человеком творческим, мне интересны и близки коллективные формы работы с классом: конкурсы, спектакли, концерты, походы… Однажды мои пятиклассницы не согласились участвовать в школьном танцевальном фестивале без меня – пришлось идти на сцену. В следующем году я вместе с ребятами уже выступала в театральном фестивале, в 10-м классе – на школьном новогоднем вечере.
Французский писатель Ромен Роллан сказал: «Ценнейшее в жизни качество – вечно юное любопытство, не утоленное годами и возрождающееся каждое утро». Как мне кажется, я обладаю этим качеством: мне интересно все делать вместе со своими воспитанниками.
Но не надо забывать, что классный руководитель – взрослый человек, учитель – является наставником детей, всегда стоит на ступеньку выше и участвует в их жизни с позиций воспитания. В этой связи приведу известные слова великого русского ученого и педагога Дмитрия Ивановича Менделеева: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего».
Проблема воспитания актуальна и для сегодняшней школы, и для общества. В обществе с социально-экономическими проблемами одна лишь семья с воспитанием не справится, поэтому перед школой и перед учителем сейчас стоят сложнейшие, серьезнейшие задачи.
«Детям нужны воспитатели» - под таким названием состоялся круглый стол на межрайонном фестивале «Мастер-класс классных руководителей», в котором я участвовала пять лет назад. Тогда мы обсуждали лучшие традиции отечественного воспитания и современные педагогические идеи.
С 2009 г. года реализуется новый ФГОС начального общего образования, разработанный Институтом стратегических исследований в образовании РАО, и его методологическую основу составляет Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В деле воспитания гражданина России учителю отводится главная роль. От него требуется положительный пример, знание родной истории, обладание навыками работы с семьями своих учеников, умение взаимодействовать с общественными организациями.
Образование сегодня – это в том числе и умение вести активную оборону от потока средств массовой информации. Люди встревожены агрессией антикультуры, и защиту от ее мутной лавины общество ищет именно в классных стенах. Необходимо создать в школе кулькультуросберегающую среду, чтобы воспитанный на высококлассных образцах ребенок мог распознать низкопробную передачу, вовремя отвернуться и не позволить манипулировать своим сознанием – тогда у него будет шанс вырасти свободным гражданином.
Наверное, нет труднее миссии учителя… Но зато каждый раз, глядя на школьные фотографии, вспоминаешь, как многому научили тебя твои воспитанники и сколько хорошего пережито вместе с ними, а когда видишь их состоявшимися людьми, чувствуешь радость за них и свою – пусть и небольшую – причастность к будущему.
Другие статьи
- Школьный дискуссионный клуб на английском языке как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции учащихся
- Использование проктного метода в профессиональной деятельности преподавателя русского языка
- Вести из «Прекрасного далека»
- Формирование понятия времени. Обучение измерению времени
- Онлайн-доска в образовательном процессе
- «Золотая грядка» или поделки из овощей
- Духовная эстетика на уроке музыки в 5 классе как поиск духовного начала в самом себе
- Патриотизм казачества в годы Великой Отечественной войны
- Из опыта интеграции вопросов здоровьесбережения в предметную область «ФИЗИКА»
- Педагогическая этика учителя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Ольга Викторовна, важная тема, над которой стоит задуматься! "Всегда поступайте так, чтобы ваши дети достаточно уважали вас, но не боялись. Не навязывайте им тех добродетелей, которыми не обладаете сами. Ведь дети наблюдают за нами и делают выводы."
Андре Моруа "О воспитании детей"
Ольга Володина, дата: 05.08.2015 в 13:12
#2 Ольга Викторовна, проблема воспитания актуальна и для сегодняшней школы, и для общества. В обществе с социально-экономическими проблемами одна лишь семья с воспитанием не справится, поэтому перед школой и перед учителем сейчас стоят сложнейшие, серьезнейшие задачи. С этим никто не спорит, но у нас в обществе очень часто прослеживается совершенно другая тенденция. Почему - то воспитанием занимается только школа, общество, а главная роль в воспитании ребёнка родителей отходит на второй план. Такого не должно быть. Воспитанием должны в первую очередь заниматься родители, а мы им даны в помощь. Сколько бы вы не убеждали ребёнка, он сделает так, как скажет ему мать.Это проверено жизнью.
нина гунькина, дата: 10.08.2015 в 15:52
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.