Статья "Как создать благоприятный климат обучения"
Валентина Титова
29.07.2015
5628
41
Научно-исследовательская деятельность учителя
Титова Валентина Николаевна,
учитель математики, высшая квалификационная категория,
Симеизский учебно-воспитательный комплекс,
г. Ялта, Республика Крым
учитель математики, высшая квалификационная категория,
Симеизский учебно-воспитательный комплекс,
г. Ялта, Республика Крым
Как создать благоприятный климат обучения
« Того, кто кричит, плохо слышно. »
Свами Вивекананда
Свами Вивекананда
Ученик— существо очень уязвимое. В работе с ним успешен тот, кто умеет владеть собой, кто может руководить и управлять своими эмоциями и поступками, кто обладает достойной педагогической этикой, кто научился действовать конструктивно в любых жизненных ситуациях. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших учеников и к этому нас обязывает выбранная нами профессия –учитель.
Предъявляемые в настоящее время требования современным обществом к учителю, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать ее в профессиональной деятельности и личной жизни. «Учитель должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества». Руссо.
Создать благоприятный климат обучения- это одна из главных составляющих в работе учителя. Считаю, что в успехе этой составляющей лежит педагогическая этика.
Педагогическая этика - это наука о педагогической нравственности. Доброжелательность, гуманность, честность, глубокая заинтересованность в успехах своих питомцев, уважение их личности, чувство ответственности за результаты труда, соблюдение дисциплины — вот далеко не полный перечень качеств педагога, наделенного правом не только передавать знания, формировать умения, но и проверять их.
Наша жизнь выдвигает свои требования к педагогической этике. Вот некоторые критерии соблюдения педагогической этики:
-Соблюдай такт в общении с учеником; - Знание возможностей ученика- главное достоинство и преимущество учителя; - Благодари всегда учеников за хорошую работу на уроке; - Критикуй плохую работу, а не человека; -Не кричи, кричащего плохо слышно;
- Не раздражайся;
- Умей говорить «нет»;
- Не повторяй критических замечаний в адрес ученика несколько раз;
- Умей отказаться от своего неверного решения;
- Убеждая, не пользуйся своим положением;
- Не делай замечаний в присутствии посторонних;
- Не стыдись элегантности;
- Здоровайся первым;
- Будь внимателен к чужому мнению;
- Будь краток в распоряжениях;
- Не бойся талантливых учеников, гордись ими и их работой;
- Будь самокритичен;
- Сомнительные источники информации (сплетни, пересуды) вредны прежде всего тебе;
- Требуя выполнения правил, проверь, выполняешь ли ты их сам;
- Относись к приятному, безынициативному ,''ершистому'', и инициативному ученику одинаково;
- Не раздражайся;
- Умей говорить «нет»;
- Не повторяй критических замечаний в адрес ученика несколько раз;
- Умей отказаться от своего неверного решения;
- Убеждая, не пользуйся своим положением;
- Не делай замечаний в присутствии посторонних;
- Не стыдись элегантности;
- Здоровайся первым;
- Будь внимателен к чужому мнению;
- Будь краток в распоряжениях;
- Не бойся талантливых учеников, гордись ими и их работой;
- Будь самокритичен;
- Сомнительные источники информации (сплетни, пересуды) вредны прежде всего тебе;
- Требуя выполнения правил, проверь, выполняешь ли ты их сам;
- Относись к приятному, безынициативному ,''ершистому'', и инициативному ученику одинаково;
Педагогическая этика основана не только на любви к детям, но и на глубоком знании их внутреннего мира, интересов, стремлений, особенностей характеров каждого обучаемого.
Благоприятный климат обучения -это важный фактор в педагогической этике.
Назову шесть основных, по моему мнению, важных условий, обеспечивающих благоприятный климат обучения.Первым условием, обеспечивающим благоприятный климат, является установка, вселяющая веру в успех. Стремитесь помочь, не требуя благодарности, какую бы важную услугу ни оказали. Покажите, что вы сделали это с удовольствием, без расчета на ответный шаг. Будьте терпимы к иным мнениям и вкусам, не допускайте унижения человека. Ваша сдержанность в поведения не допустит никаких угроз кому бы то ни было, тем более применение физических наказаний.
Вторым условием является обоюдная вера (учителя и ученика) в успех. Людвиг Фейербах сказал: «Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы. Вера порождает энтузиазм, увлеченность, которые захватывают детей и делают их восприимчивыми к учению.
Значит, от установки учитель-ученик зависит конечный результат. Но ведь учитель может и ошибаться. Примеров тому больше, чем достаточно:
Значит, от установки учитель-ученик зависит конечный результат. Но ведь учитель может и ошибаться. Примеров тому больше, чем достаточно:
Шаляпина дьяк выгнал из хора, заявив, что он не имеет ни слуха, ни голоса;
Бутлерова выставили из класса в коридор, повесив ему на шею дощечку «Великий химик». В 26 лет он стал профессором Московского университета, а затем и великим химиком;
Бутлерова выставили из класса в коридор, повесив ему на шею дощечку «Великий химик». В 26 лет он стал профессором Московского университета, а затем и великим химиком;
Третьим условием благоприятного климата является создание в детском коллективе правильных взаимоотношений между учителем и классом, для чего необходимо исходить из «Золотого правила нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».
Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий и античной философии и является основополагающим мировым этическим принципом.
Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий и античной философии и является основополагающим мировым этическим принципом.
Четвертым условием благоприятного климата является ровное, уважительное и доброжелательное отношение к каждому ученику. Это значит быть внимательным к каждому ученику, верить в его возможности, видя перед собой только злого человека, искать, где он добр, видя слабого, думать, где он силен. На практике этого добиться сложно, но возможно, главное иметь желание.
«В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность». К. Д. Ушинский.
«В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность». К. Д. Ушинский.
Пятым условием благоприятного климата является спокойное и доброжелательное речевое общение, не допускающее грубости и бестактности, памятуя русскую пословицу «Как аукнется, так и откликнется». Проявлять больше внимание к собеседнику, стремиться больше спрашивать и слушать, чем говорить самому, не навязывать ему тему разговора о себе как самую интересную. Важно ни при каких сложившихся обстоятельствах, не повышать голос. Доказывать свою точку зрения, топать ногами, орать – бессмысленно. Люди не слышат крик, они от него глохнут.
Если учитель перешёл на крик, ни о какой этике больше речи не может быть. Учись решать проблемы конструктивно. Относись к чужому разгильдяйству медитативно. Не трать свою энергию на крик. Каждому из нас нужно не забывать слова Вольтера: «Только тот, кто владеет собой, может повелевать миром».
Шестым условием является сам облик учителя, его внешний вид. Не стыдись элегантности!
Задача не привлекать к себе внимания экстравагантностью внешнего вида, помнить, что неряшливость и невнимательность к себе – это факт неуважения и к окружающим, пренебрежение их мнением.
«Педагогическая этика без поддержки не достигает цели. Чрезвычайно важны витамины «в» и «ч» —выдержка, вежливость, вера, честность, чуткость, человечность».
Задача не привлекать к себе внимания экстравагантностью внешнего вида, помнить, что неряшливость и невнимательность к себе – это факт неуважения и к окружающим, пренебрежение их мнением.
«Педагогическая этика без поддержки не достигает цели. Чрезвычайно важны витамины «в» и «ч» —выдержка, вежливость, вера, честность, чуткость, человечность».
Источники
1. Искусство воспитывать. М, 1978 5. Э. Гришин. Книга для учителя.
2. Педагогическая этика. Я. Котигер, В. Чамлер Кишинев, 1984.
http://mufilm.ru/viewtopic.php?id=418 http://nkozlov.ru/library/psychology/d1255/ ru.wikipedia.org/wiki/Золотое_правило_нравственности
1. Искусство воспитывать. М, 1978 5. Э. Гришин. Книга для учителя.
2. Педагогическая этика. Я. Котигер, В. Чамлер Кишинев, 1984.
http://mufilm.ru/viewtopic.php?id=418 http://nkozlov.ru/library/psychology/d1255/ ru.wikipedia.org/wiki/Золотое_правило_нравственности
Другие статьи
- Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников.
- Компетентностно-ориентированные задания как средство мониторинга ключевых и предметных компетенций школьника (из опыта работы)
- Популяризация народных традиций через изучение истории малой родины
- Общие вопросы организации и методики проведения внеклассной работы по математике с младшими школьниками
- «Я в «Гармонии», гармония во мне»
- Информационно-коммуникационные технологии в работе классного руководителя
- Развитие презентационной культуры обучающихся изостудии "Радуга"
- Подготовка и проведение урока биологии с использованием интерактивной доски
- Сущность, функции и принципы профессионального обучения
- Семейное чтение, как одно из направлений духовно-нравственного развития школьников.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Удачи вам, сельские и городские
Уважаемые учителя!
Добрые, злые и никакие
Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!
Особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы,
Одни - как в клетку,
Другие - как в храм.
Валентина Титова, дата: 29.07.2015 в 19:43
#2 Удачи вам, занятые делами,
Которых не завершить всё равно.
Крепко скованные инструкций кандалами
И окриками из РОНО.
Удачи вам, по-разному выглядящие,
С затеями и без всяких затей,
Любящие или же ненавидящие
Этих - будь они трижды! - детей...
Валентина Титова, дата: 29.07.2015 в 19:44
#3 .Вы знаете,
Мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить земля, -
Высшим достоинством Человечества
Станут когда-нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать,
Учителем надо будет родиться.
И только после этого стать!
Он, даже если захочет, не спрячется:
На него, идущего ранней Москвой,
Валентина Титова, дата: 29.07.2015 в 19:45
#4 Станут прохожие оборачиваться,
будто на оркестр духовой!
В нём будет мудрость талантливо-дерзкая.
Он будет солнце нести на крыле...
Учитель - профессия дальнего действия,
Главная на Земле.
Валентина Титова, дата: 29.07.2015 в 19:54
#5 Это стихи Роберта Рождественского, спасибо ему за понимание значимости нашей профессии.
Валентина Титова, дата: 29.07.2015 в 19:56
#6 Атмосфера общения становиться сегодня ведущей чертой урока.Создание этой атмосферы не очередная мода, а требование, которое вытекает из программных целей и закономерностей обучения, поскольку целью является обучение общению, а успешно обучаться можно лишь в адекватных условиях, то создание атмосферы общения оказывается насущной необходимостью. При отсутствии должного психологического климата ученик вправе не отвечать на вопросы: он либо молчит, либо выдаёт безжизненные ответы. Самое парадоксальное то, что учитель довольствуется такими ответами и даже оценивает их положительно.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 29.07.2015 в 20:09
#7 Валентина Николаевна, спасибо Вам такую интересную статью! Перечисленные Вами условия я в своей практике использую давно!
Ольга Даниловская, дата: 29.07.2015 в 20:16
#8
Благоприятный климат определяет общий положительный эмоциональный настрой ребёнка на учебную деятельность.
Благоприятный климат не является изначально заданным, он формируется в ходе воспитания концепции «Я – ученик»
При всём этом благоприятный климат создают:
- доброжелательность со стороны учителя
- мотивация на учебную деятельность
- взаимопомощь друг другу;
- творческая инициатива;
- желание и оптимизм;
- организованность классного коллектива на получение знаний. Спасибо за приглашение
Наталья Чубаева, дата: 29.07.2015 в 21:24
#9 Учитель должен быть хорошо информирован о психологических особенностях учащихся, современных, наиболее эффективных методах и подходах к работе с ними, но для того, чтобы быть по-настоящему результативным, важно уметь применять эти знания.
Татьяна Образцова, дата: 29.07.2015 в 22:18
#10 Гуманный тип ориентации установок – свидетельство того, что педагог внимателен и к интересам, и к личности учащихся, учитывает характер творческого и интеллектуального развития, способен на сотворчество. Спокойная и крепкая уверенность в своих профессиональных способностях, доброжелательность и бережное отношение ко всем сторонам, участвующим в образовательном процессе - путь достижения должного результата.
Татьяна Образцова, дата: 29.07.2015 в 22:26
#11 Спасибо за интересную статью. В своей работе стараюсь большинство из Ваших правил применять. Но, не всегда получается.
Эльвие Алимова, дата: 29.07.2015 в 22:30
#12 Одно из условий создания коллектива – это благоприятный климат. Когда есть взаимопонимание, поддержка, царит доброта в сочетании с требовательностью, тогда учитель достигает поставленных целей перед учениками. Нельзя сравнивать посредственные результаты с достижениями более успешных ребят. Обязательно нужно хвалить за улучшение в работе. Эта оценка должна быть искренней и без иронии. Надо каждому найти такую деятельность, в которой он способен самоутверждаться.
Татьяна Образцова, дата: 29.07.2015 в 22:33
#13 Валентина Николаевна, спасибо за приглашение ознакомиться со статьей. Думаю, что прочитавшие статью вспомнили основные правила, которые каждый педагог должен применять в своей профессиональной деятельности!
Наталья Трачук, дата: 29.07.2015 в 23:19
#14 Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от учителя, понимания психологии учеников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
Елена Перепелицина, дата: 30.07.2015 в 1:03
#15 Валентина Николаевна, спасибо за приглашение, за статью. Всё нужно использовать в своей практике о чём сказано в статье.
нина гунькина, дата: 30.07.2015 в 3:02
#16 Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при
благоприятном психологическом климате, являются:
Доброжелательность;
Защищенность;
Мобильность;
Креативность;
Оптимизм;
Инициативность;
Работоспособность;
Свобода своего «я».
При неблагоприятном климате:
Незащищенность;
Леность;
Агрессивность;
Пессимизм;
Зажатость;
Пассивность.
Галина Пожарова, дата: 30.07.2015 в 6:44
#17 Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного
материала школьником, и полноценному развитию его личности, следовательно, создание
благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом
педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих
силах люди представляют особую ценность для современного общества
Галина Пожарова, дата: 30.07.2015 в 6:46
#18 Валентина Николаевна, спасибо Вам за полезную статью!
Галина Пожарова, дата: 30.07.2015 в 7:03
#19 Валентина Николаевна, с удовольствие прочитала статью. Спасибо вам!
Елена Маратовна Онищук, дата: 30.07.2015 в 10:17
#20 Благодарю Вас, уважаемые коллеги за участие в обсуждении статьи"Как создать благоприятный климат обучения"., мне приятно, что статья заинтересовала Вас.
Валентина Титова, дата: 30.07.2015 в 15:55
#21 Валентина Николаевна! Спасибо за интересную и очень правильную статью. Как не в наше неустойчивое время видеть, слышать и слушать детей. Учитель, который соблюдает эти правила всегда любим и уважаем детьми и их родителями. Удачи всем учителям, уважающих детей, как себя!
Надежда Горячева, дата: 30.07.2015 в 16:23
#22 Валентина Николаевна,с большим интересом и внимательно прочла Вашу статью.Тема полезна и актуальна, особенно сейчас.Учитель всегда должен соблюдать пед.этику, в любой ситуации владеть собой.
Александра Андреева, дата: 31.07.2015 в 0:09
#23 Учитель - это и тонкий психолог,и мудрый дипломат. А самое главное - любить и уважать учеников. Они это чувствуют и платят взаимностью.
Александра Андреева, дата: 31.07.2015 в 0:14
#24 Каждый педагог стремится стать профессионалом. Существующие эталоны педагогического профессионализма позволяют создать некую модель учителя-мастера. Ряд таких черт, безусловно, ориентирован на общечеловеческие ценности и обусловлен исторически передачей опыта от старшего поколения к младшему.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 4:13
#25 Современный преподаватель, несомненно, должен быть профессионалом, мастером, интеллектуалом, психологом, социологом, технологом, организатором, куратором, новатором, нравственным наставником, вдохновителем, другом. Эталоны и аксиомы педагогического профессионализма - это то, что должно неотъемлемо приниматься теми людьми, кто посвятил себя нелегкому труду: воспитанию и обучению подрастающего поколения.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 4:14
#26 Манера выражений требований учителем должна быть также достойной, уважительной, тактичной. Необходимо избегать крика, скороговорок, исключать назидательный тон. Уважение воспитанника педагогом обнаруживается в его способности удивляться уникальной одаренностью детской натуры, доверять внутренним духовным силам учащихся.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 4:20
#27 «Эффект человеческой притягательности возникает в учителе не только благодаря его эрудиции и интеллектуальной развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса, любви учителя к другому человеку.
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 4:21
#28 Это талант уважения личности ребенка, сочувствие его проблемам и переживаниям, требовательной помощью ему в развитии духовности, интеллигентности, достоинства и самоуважения».
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 4:22
#29 Учительский стол возвышает взрослого над детьми. Он не только диктует стиль, формы общения, но и обязывает уважать и оберегать личность ребенка. Я. Корчак остроумно заметил: «Высокий рост человека не есть свидетельство его превосходства над окружающими».
Тамара Спиридонова, дата: 31.07.2015 в 4:25
#30 Позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение обучающихся к изучаемому предмету. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова - неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления. Этот аспект обучения самый сложный, и требует от учителя трезвой самооценки.
Гульнара Айтуганова, дата: 31.07.2015 в 11:04
#31 Валентина Николаеана, спасибо Вам за очень интересную и актуальную во все времена статью!
Гульнара Айтуганова, дата: 31.07.2015 в 11:07
#32 Валентина Николаевна, здравствуйте. Спасибо за советы.И очень полезную статью.
светлана тигиева, дата: 31.07.2015 в 11:52
#33 Валентина Николаевна! Статья очень интересная и полезная! Спасибо!
Владимир Баранов, дата: 01.08.2015 в 6:56
#34 Общаться с учеником на равных - это искусство. Скоро новый учебный год. Всем нам не лишним будет вспомнить еще раз все эти правила. Коллегам желаю удачи, терпения, выдержки, творчества!
Евгения Брашко, дата: 05.08.2015 в 13:58
#35 Очень интересная статья, спасибо.
Татьяна Киреева, дата: 22.08.2015 в 21:21
#36 кричащего плохо слышно... Как классно сказано! Хотя я и не считаю, что учитель сверхчеловек и ему не свойственно то, что живым людям, статья мне понравилась - она искренне написана и носит дискуссионный характер - что может быть лучше?
Наталья Владимировна Ершова, дата: 08.11.2015 в 18:18
#37 Спасибо большое, Наталья Владимировна,за оценку и комментарий к статье "Как создать благоприятный климат обучения"
Валентина Титова, дата: 09.11.2015 в 17:59
#38 Того, кто кричит, плохо слышно. Видимо, этим всё сказано. Отличные советы. Рада, что побыла здесь.
Ольга Степанова, дата: 19.11.2015 в 19:05
#39 Валентина Николаевна, огромное спасибо, статья интересная,полезная
Елена Юрьевна Уварова, дата: 15.01.2019 в 14:59
#40 Замечательные советы, спасибо.
Людмила Петровна Трифонова, дата: 15.01.2019 в 16:40
#41 Каждый из нас, учителей, наверное, хотел бы, чтобы в его классе была благополучная психологическая атмосфера.
Обязательным условием благополучного развития личности ребенка, становление его как ученика, полноценного формирования у него учебной деятельности является состояние комфорта, чувство защищенности, без которых усилия ребенка не будут направлены на учебную деятельность.
Олеся Фёдорова, дата: 13.02.2019 в 14:04
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.