Статья "Технология интегрированного обучения"
Татьяна Образцова
29.04.2015
14061
8
Научно-исследовательская деятельность учителя
Образцова Татьяна Ивановна,
преподаватель информатики
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск, 2015 г.
преподаватель информатики
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск, 2015 г.
Технология интегрированного обучения
Аннотация: данная статья посвящена использованию технологии интегрированного обучения в профессиональных образовательных организациях, готовящих рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Цели использования данной технологии: содействовать активизации познавательной деятельности обучаемых, использованию информационных технологий в овладении знаниями по предметам профессионального цикла, воспитание самостоятельности, внимательности, аккуратности в работе.
Ключевые слова: технология, обучение, преподаватель, мастер производственного обучения, обучающиеся, повар, слесарь, интегрированный урок, информационные технологии.
Ключевые слова: технология, обучение, преподаватель, мастер производственного обучения, обучающиеся, повар, слесарь, интегрированный урок, информационные технологии.
Одной из основных стратегических задач развития российского образования является задача повышения его качества. Важнейшим результатом образования должна быть разносторонне развитая личность, способная адаптироваться к изменяющимся социальным и экономическим условиям, обладающая мобильностью, коммуникабельностью в современном жизненном пространстве.
Прогрессивные педагоги разных эпох и стран, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщённого познания и целостности познавательного процесса. К ним отнесём следующее методическое положение: преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных предметов идей, сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений.
Общим компонентом для всех наук является информация. Лишь она связывает между собой различные по характеру и содержанию науки, поэтому информационные процессы, изучаемые информатикой, имеют место практически во всех предметных областях.
Мало того, информатика, сравнительно молодая наука, сама является интеграцией практически всех других наук. Это и математика, и биология, и физика, и языки, и логика, и химия, и история.
Интеграция информатики и информационных технологий с другими дисциплинами общеобразовательного и профессионального циклов в СПО является реальной необходимостью. Интеграция является средством расширения возможностей профессионального образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.
Интегрированный урок – особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов. Такие уроки используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности вопросов, задач при изучении другого предмета. Интегрированный урок проводят обычно два преподавателя взаимосвязанных предметов или преподаватель с преподавателем специального предмета.
Формы интегрированных уроков могут быть различны. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых раскрываются проблемы двух или нескольких предметов.
Интегрированные уроки – комплексная проблема современной дидактики. Дидактика интегрированного урока имеет структуру, состоящую из трёх элементов:
знания и умения из первой предметной области,
знания и умения из второй предметной области,
интеграция этих знаний и умений в процессе обучения.
Интеграцию учебных дисциплин мы строим по принципу сотрудничества, на добровольной и взаимовыгодной основе. Здесь учитываем общие интересы всех участников интеграции.
Принцип компьютеризации является фундаментальным принципом профессионального обучения. Компьютерное обучение занимает ведущее место в общей теории и практики педагогического и производственного процесса. Обучающийся должен знать ответ на вопрос, где, когда и как можно использовать приобретённые знания и в жизни, и на производстве. Учебно-воспитательный процесс должен иметь профессиональную направленность.
По моему мнению, интегрированные уроки развивают потенциал обучающихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей.
Интегрированные уроки позволяют организовывать повторение, закрепление полученных знаний, формировать умения и навыки в практической деятельности, контролировать приобретённые знания, осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к обучающимся в процессе учебно-воспитательной работы.
Именно такая подготовка обеспечивает конкурентоспособного специалиста в интегрированном информационном пространстве современного общества.
В своей работе я активно использую методику проведения интегрированных уроков, внеклассных мероприятий совместно с преподавателями спецдисциплин и мастерами производственного обучения по профессии «Повар, кондитер», «Слесарь», на которых использую различный материал изучаемых тем дисциплин для применения в будущей профессиональной деятельности:
текстовый процессор MS Word – оформление письменных квалификационных экзаменационных работ (работа с текстом, таблицами, рисунками, векторной графикой), составление и оформление меню, рекламы блюд, слесарных изделий, предприятий общественного питания, слесарных цехов, оформление отчёта по производственной практике, написание резюме и т.д. (информатика + спецтехнология + русский язык);
Прогрессивные педагоги разных эпох и стран, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщённого познания и целостности познавательного процесса. К ним отнесём следующее методическое положение: преемственность в содержании отдельных дисциплин, опора при изучении и закреплении материала на знания по другим предметам, развитие общих для разных предметов идей, сближение родственных предметов, формирование обобщенных познавательных умений.
Общим компонентом для всех наук является информация. Лишь она связывает между собой различные по характеру и содержанию науки, поэтому информационные процессы, изучаемые информатикой, имеют место практически во всех предметных областях.
Мало того, информатика, сравнительно молодая наука, сама является интеграцией практически всех других наук. Это и математика, и биология, и физика, и языки, и логика, и химия, и история.
Интеграция информатики и информационных технологий с другими дисциплинами общеобразовательного и профессионального циклов в СПО является реальной необходимостью. Интеграция является средством расширения возможностей профессионального образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.
Интегрированный урок – особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов. Такие уроки используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности вопросов, задач при изучении другого предмета. Интегрированный урок проводят обычно два преподавателя взаимосвязанных предметов или преподаватель с преподавателем специального предмета.
Формы интегрированных уроков могут быть различны. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых раскрываются проблемы двух или нескольких предметов.
Интегрированные уроки – комплексная проблема современной дидактики. Дидактика интегрированного урока имеет структуру, состоящую из трёх элементов:
знания и умения из первой предметной области,
знания и умения из второй предметной области,
интеграция этих знаний и умений в процессе обучения.
Интеграцию учебных дисциплин мы строим по принципу сотрудничества, на добровольной и взаимовыгодной основе. Здесь учитываем общие интересы всех участников интеграции.
Принцип компьютеризации является фундаментальным принципом профессионального обучения. Компьютерное обучение занимает ведущее место в общей теории и практики педагогического и производственного процесса. Обучающийся должен знать ответ на вопрос, где, когда и как можно использовать приобретённые знания и в жизни, и на производстве. Учебно-воспитательный процесс должен иметь профессиональную направленность.
По моему мнению, интегрированные уроки развивают потенциал обучающихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей.
Интегрированные уроки позволяют организовывать повторение, закрепление полученных знаний, формировать умения и навыки в практической деятельности, контролировать приобретённые знания, осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к обучающимся в процессе учебно-воспитательной работы.
Именно такая подготовка обеспечивает конкурентоспособного специалиста в интегрированном информационном пространстве современного общества.
В своей работе я активно использую методику проведения интегрированных уроков, внеклассных мероприятий совместно с преподавателями спецдисциплин и мастерами производственного обучения по профессии «Повар, кондитер», «Слесарь», на которых использую различный материал изучаемых тем дисциплин для применения в будущей профессиональной деятельности:
текстовый процессор MS Word – оформление письменных квалификационных экзаменационных работ (работа с текстом, таблицами, рисунками, векторной графикой), составление и оформление меню, рекламы блюд, слесарных изделий, предприятий общественного питания, слесарных цехов, оформление отчёта по производственной практике, написание резюме и т.д. (информатика + спецтехнология + русский язык);
графические редакторы – работа с растровой и векторной графикой – создание рисунков для оформления готовых кондитерских блюд, слесарных изделий, инструментов и оборудования, рисование схем цехов, рекламных листков (информатика + спецтехнология + черчение + компьютерная графика);
табличный процессор MS Excel – оформление технико-технологических карт, технологических карт, расчётных таблиц по изготовлению изделий (информатика + спецтехнология);
табличный процессор MS Excel – оформление технико-технологических карт, технологических карт, расчётных таблиц по изготовлению изделий (информатика + спецтехнология);
сеть Интернет – работа с поисковыми системами, сайтами и программами, связанными с профессиями повара-кондитера, слесаря: Сборник рецептур и блюд, Справочник слесарных инструментов и т.д. (онлайн);
редактор презентаций MS PowerPoint - создание интерактивных тематических презентаций, проектов (информатика + спецтехнология + организация производства + охрана труда + русский язык и литература + химия и биология + физика + история), создание презентаций к защите выпускной практической квалификационной работы.
Некоторые возможности при интегрированном построении учебного процесса, позволяют качественно решать задачи обучения и воспитания обучающихся:
1.Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет обучающемуся переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира.
2.Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность обучающихся.
3.Интеграция увеличивает информативную ёмкость урока.
4.Интеграция является средством мотивации обучения подростков, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.
5.Интеграция учебного материала способствует развитию творчества обучающихся.
Виды интегрированных уроков могут быть различные: объяснение нового материала, закрепление и обобщение знаний, урок-практикум, урок-игра и т.д. Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.
Ускоренно развивающиеся процессы информатизации и интеграции различных сфер деятельности, рост информационных потоков и инноваций в области производства и образования обусловливают необходимость постоянного обновления знаний выпускников и повышения качества их подготовки.
Формирование современной профессиональной компетентности становится одной из основных функций всего процесса подготовки будущих рабочих в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Всё это вызывает необходимость дальнейшего совершенствования содержания образования и повышения качества образовательного процесса в системе СПО на основе интеграции образования, науки и производства.
1.Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет обучающемуся переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира.
2.Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность обучающихся.
3.Интеграция увеличивает информативную ёмкость урока.
4.Интеграция является средством мотивации обучения подростков, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.
5.Интеграция учебного материала способствует развитию творчества обучающихся.
Виды интегрированных уроков могут быть различные: объяснение нового материала, закрепление и обобщение знаний, урок-практикум, урок-игра и т.д. Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.
Ускоренно развивающиеся процессы информатизации и интеграции различных сфер деятельности, рост информационных потоков и инноваций в области производства и образования обусловливают необходимость постоянного обновления знаний выпускников и повышения качества их подготовки.
Формирование современной профессиональной компетентности становится одной из основных функций всего процесса подготовки будущих рабочих в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Всё это вызывает необходимость дальнейшего совершенствования содержания образования и повышения качества образовательного процесса в системе СПО на основе интеграции образования, науки и производства.
Применение технологии интегрированных уроков в моей работе имеет определённый результат:
- в эмоциональном развитии обучающихся, основанном на привлечении различных видов искусства;
- в повышении уровня знаний по предмету;
- в изменении уровня интеллектуальной деятельности, установлении естественных взаимосвязей между изучаемыми предметами;
- в росте познавательного мышления обучающихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
- во включении обучающихся в творческую, исследовательскую деятельность, результатом которой могут быть их собственные рефераты, доклады и проекты;
- происходит подготовка обучающихся к жизни в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации и самоактуализации личности.
Интегрированное обучение имеет принципиальное значение как для процесса формирования профессиональной компетентности будущих рабочих, так и для последующей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 2010.
2. Карпова Т.И. Исследование инновационных процессов в образовательной деятельности. М., 2010.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Ярославль, 2008.
4. Семушина Л.Г. Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в профессиональных учебных заведениях М., 2001.
5. Щепотин А.Ф., Федоров В.Д.. Современные технологии обучения в профессиональном образовании. М., 2005.
Литература:
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 2010.
2. Карпова Т.И. Исследование инновационных процессов в образовательной деятельности. М., 2010.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Ярославль, 2008.
4. Семушина Л.Г. Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в профессиональных учебных заведениях М., 2001.
5. Щепотин А.Ф., Федоров В.Д.. Современные технологии обучения в профессиональном образовании. М., 2005.
Другие статьи
- Проведение экологических акций как одно из условий работы по достижению личностных результатов
- Организация работы с одаренными детьми
- Использование технологии критического мышления на уроках химии
- Система работы по организации дистанционного обучения с детьми – инвалидами в 2009 – 2011 учебном году в Гатчинском районе
- «Использование информационных технологий на современном уроке истории в условиях введения ФГОС».
- Работа над методическим конструктором по формированию универсального учебного действия "Работа с текстовым материалом"
- Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания, способствующая формированию толерантных убеждений и взглядов детей, молодёжи и их родителей.
- Преподавание наглядно-практической геометрии (раннее изучение геометрии)
- Оптимизация военно-патриотического воспитания в условиях модернизации Российского образования
- Анализ миссий образовательных организация среднего пофессионального образования
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Замечательная статья, полезная для разных специалистов, многое можно взять для работы. Я тоже провожу интегрированные уроки и согласна с Вами, что подобная работа способствует эмоциональному развитию обучающихся и включает их в творческую, исследовательскую деятельность.
Валентина Титова, дата: 02.05.2015 в 7:02
#2 Интегрированный урок - это нескучность подачи материала, многотонность темы, что позволяет учащимся быстрее и глубже вникнуть в тему урока, понять суть поставленной проблемы. Сейчас, когда мы имеем дело с компьютерными технологиями, интегрированные уроки проводить весьма целесообразно. Ваша статья, Татьяна Ивановна, актуальна и лично для меня представила большой интерес. Спасибо.
Ольга Степанова, дата: 02.05.2015 в 7:11
#3 Очень интересный опыт работы. Спасибо.что делитесь своими наработками. Каждый учитель длясебя найдет что-то интересное. Спасибо большое.
Алла Дзарасова, дата: 03.05.2015 в 14:48
#4 Татьяна Ивановна! Материал интересный! Я работаю в малокомплектной школе, поэтому интеграция для нас необходима, иначе никак не построишь учебный процесс. Спасибо большое!
Нина Анатольевна Сухорукова, дата: 04.05.2015 в 0:42
#5 Наверняка опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя. И хоть это требует большой подготовки, эффективность таких уроков довольна высока. Взаимосвязь двух учебных дисциплин в рамках 45 минут должна выглядеть гармонично и быть понятной ученику.Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.
Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока побуждает его интерес и стимулирует активность.Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики.
Помимо вышеперечисленного, уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.
Ирина Беломывцева, дата: 21.05.2015 в 21:32
#6 Татьяна Ивановна, спасибо за очень интересную статью и за Ваш труд! Подготовка рабочих кадров в СПО в настоящее время очень актуальна, в период производства собственных отечественных товаров. Применяемая в педагогической деятельности технология интегрированного обучения еще больше развивает межпредметные связи общеобразовательных дисциплин и связь спецдисциплин с общеобразовательными предметами.Студенты применяют знания, полученные по программам общеобразовательных предметов для углубления знаний на уроках спецпредметов. В результате процесс обучения становится еще более интересным, увлекательным. Спасибо Вам! Дальнейших успехов Вам во внедрении новых технологий в системе СПО!
Гульнара Айтуганова, дата: 23.05.2015 в 23:45
#7 Этот тип урока - очень сложный, требует очень тщательной подготовки со стороны учителя, но очень хорош и удобен в достижении и реализции посталенных целей и задач.
Наталья Чубаева, дата: 15.06.2015 в 11:08
#8 Спасибо за статью. Мне и детям нравятся интегрированные уроки. Проводить их сложнее, чем другой урок. Запомнились уроки: литература и английский язык о Байроне, литература и история "Битва за Москву". На следующий год планируем провести урок с биологом по рассказу "Хвостик" В. Астафьева
Галина Борискина , дата: 29.07.2015 в 14:48
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.