Статья "Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся"
Наталия Артамонова
11.08.2014
7380
0
Мотивация учащихся
Артамонова Наталия Викторовна, учитель филиала МБОУ Ржаксинской СОШ № 1.
Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности
по повышению мотивационной сферы учащихся
Древняя мудрость гласит:
«Можно привести коня к водопою,
но заставить его напиться нельзя»
«Можно привести коня к водопою,
но заставить его напиться нельзя»
Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность учащихся? Над этой проблемой настойчиво работают педагоги, ученые, методисты, психологи. «Психологический закон гласит: прежде призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», - писал Л.С. Выгодский. Другой известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельность без мотива не бывает».
Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки) – это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.
Доктор медицины В.Ф. Базарный, исследующий проблемы «школьного нездоровья», задается вопросом: «Что такое «неинтересно на уроке?» - это когда чувство выведено из-под интеллекта», - отвечает он.
Еще Павлов показал, что когда информация подается вне интереса, в коре головного мозга формируется центр ее активного отторжения. Работать вне интереса – значит вне чувства, воли, вне смыслов.
Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.
Процесс формирования и закрепления у учащихся положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности.
И именно мотивация обучения и стимулирования учебной деятельности является одной из основных задач педагогов, в том числе и меня.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности являются:
· содержание учебного материала;
· стиль общения педагога и учащихся;
· характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
Дети, обучающиеся в одном классе общеобразовательной школы, имеют разный уровень подготовки, индивидуальны в восприятии учебного материала, скорости выполнения заданий, глубины, на которой способны освоить материал. Чтобы сформировать и поддерживать интерес к изучению математики у всех учащихся, в том числе и у одаренных, образовательный процесс необходимо дифференцировать. Дифференциация лежит в основе личностно ориентированного подхода в образовании, вовлекающего детей в общий труд учения, вызывающего у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития.
Остановлюсь более подробно на содержании учебного материала.
Само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей учащегося не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности. И поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у учащихся эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы. Для этого необходим особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения. В связи с этим я на своих уроках применяю методы проблемного обучения, так как проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учащихся. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить элемент противоречий, иногда неожиданности. Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос КАК, а раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать, научиться. А это желание – залог успешного освоения нового. Некоторые обучающиеся справляются с заданием быстро, а справиться с решением может каждый. КАК? Глаза у всех горят любопытством.
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, побуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. На своих уроках я часто применяю игру «Математические гонки», суть которой заключается в том, что класс делится на команды, каждая из которых, двигаясь к цели по выбранному маршруту, выполняет определенные математические вычисления. Чья команда первой пришла к финишу с правильным результатом – тот и победитель. Эту игру целесообразно применять на уроках закрепления материала.
Очень нравится игра «Математическое лото», которую я использую для закрепления и повторения материала, а также отработки формул. Правила игры таковы: в специальном конверте каждой группе предлагается набор карточек (обычно делаю 10 карточек). Это - карточки-задания. Имеется другой набор карточек. Это - карточки-ответы, которых больше, так как среди ответов есть ложные ответы. Решая пример, ученик находит ответ, и эту карточку (ответ) накрывает соответствующий номер в специальной карте. Если все задания выполнены правильно, то обратные стороны карточек-ответов составляют какую-то картинку или рисунок. Каждый ученик в группе решает по несколько заданий.
Развитию творческих способностей обучающихся способствует использование на уроках математики ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – педагогики.
Например, в самом начале урока для «настройки» учащихся на определенный тип работы, деятельности можно применить интеллектуальную разминку – два-три не слишком сложных вопроса на размышление. На этапе объяснения нового материала очень хорош прием «Удивляй!». Ведь известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Даже домашнее задание вызывает у детей желание его выполнить, если задано оно в необычной форме, например, составить шпаргалку по изученной теме.
Для повышения мотивации обучения на уроках математики я широко использую компьютерные технологии (КТ). Во-первых, изложение новой темы в сопровождении презентации значительно больше концентрирует внимание, во-вторых, дает возможность раскрыть творческий потенциал, стимулирует их умственную деятельность.
Многие учителя математики используют компьютерные презентации на уроках. Мы создаём презентации сами или пользуемся готовыми, находя их в интернет - пространстве. Для того чтобы компьютерная презентация стала хорошим условием творческого процесса учащихся на уроке, необходимо, чтобы учитель владел техникой создания данного электронного продукта.
Хорошо подготовленная компьютерная презентация повышает эффективность урока за счёт:
• экономии времени в погружение учащихся в проблему урока,
• яркости и наглядности образов (картинок, схем, выделенного цветом текста),
• четкости и простоты изложения.
В своей работе использую презентации на различных видах уроков: уроки повторения и закрепления изученного ранее, уроки объяснения нового материала, уроки постановки и проведения исследований, уроки практической работы, интегрированные уроки и т.д.
Использование обучающих и контролирующих тестов в электронном виде очень полезны для усвоения определений, формул, свойств и т.д. После прохождения теста сразу видны ошибки, а многократное его прохождение дает возможность получить хорошие результаты. При регулярном использовании тестирования повышается активность работы на занятиях, усиливается дух состязательности, желание самоутвердиться.
Способствуют формированию устойчивого интереса к математике и творческие презентации, выполненные на заданную тему, которые делают урок более привлекательным, зрелищным и интересным.
И, конечно же, существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности оказывают положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата. Большое внимание я уделяю подведению итогов урока так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познавания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем. Следовательно, этот этап служит своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приводит к формированию ее устойчивости.
Внеклассная работа по предмету способствует развитию учащихся, т.к. является наиболее занимательной и вызывает интерес каждого ученика. Вот уже несколько лет учащиеся принимают участие в общероссийской олимпиаде по математике «Олимпус»:
- весенняя сессия (2012 г) – 5 класс - Д. Чаплыгина - Диплом лауреата; М. Горностаева, С. Великанова, А. Белова, С. Васильев – дипломы участника; 7 класс – Е. Пугачёва – Диплом лауреата;
- зимняя сессия (2013 г) – 5 класс – Н. Пугачёва – Диплом лауреата 1 м, Д. Колодич - Диплом лауреата 5 м; 6 класс – А. Абрамов - Диплом лауреата 5 м; 9 класс – Е. Пугачёва - Диплом лауреата и всем книги в подарок;
- осенняя сессия (2013 г) – 6 класс – Н. Пугачёва – Диплом лауреата, 7 м; Н. Черновалов – Диплом лауреата, 9 м; 7 класс – Д. Чаплыгина – Диплом лауреата, 10 м; А. Белова – Диплом участника, 11 м; А. Ивлиева – Диплом участника, 12 м.
Дарья Колодич в 2012 – 2013 учебном году приняла участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде по математике, по заданиям «Центра развития мышления и интеллекта» в г. Самара (www.vot-zadacka.ru), где получила диплом победителя I степени. Современные информационные системы Центра дистанционной сертификации учащихся «ФГОСТЕСТ» позволили выявить победителей Всероссийской олимпиады по математике (20.03.2014 г): Н. Пугачёва - 97 баллов, 2 место по России, 1 место по региону; Н. Черновалов – 70 баллов, 26 место по России, 5 место по региону; А. Белова – 89 баллов, 9 место по России, 3 место по региону; Д. Чаплыгина - 89 баллов, 9 место по России, 3 место по региону. Участие в VI Всероссийском математическом конкурсе «Ребус» 2014.
Считаю, что такие мероприятия полезны, т.к. способствуют поддержанию интереса к предмету, учат мыслить нестандартно, развивают творческую активность и инициативу.
Другие статьи
- Изучение миротворчества через исследование биографии подполковника запаса Геннадия Марленовича Камынина (род. в 1960 г., г. Владимир).
- Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
- Электронное портфолио - перспективы использования в персональной деятельности
- МЕТАМОРФОЗЫ ИСТОРИИ: СОВЕТСКАЯ ШКОЛА - В КНЯГИНИНОМ МОНАСТЫРЕ
- Нужны ли педагогам профессиональные сообщества?
- ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ
- Моё призвание
- От компьютерных технологий к природе
- Роль проектной технологии в формировании современного школьника
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.