Статья "Одаренные дети и особенности работы с ними"
Кривцова Оксана Викторовна
заместитель директора по воспитательной работе
МКОУ "СОШ ст. Приближной"
Прохладненского муниципального района
Кабардино-Балкарской Республики
Одаренные дети и особенности работы с ними
Одаренность человека — это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий
к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в школе закладываются основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Педагогический коллектив нашей школы активно работает с одаренными детьми, выявляя их из общего числа учащихся. Основной направляющей в работе с одарёнными детьми - является программа воспитания и социализации учащихся школы, в состав которой входит подпрограмма «Одаренные дети 2013 – 2017г.г.» составленная на основе районной программы «Одаренные дети».
В нашей программе одаренность - это стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.
При работе с одаренными детьми мы учитываем следующие принципы:
- у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.
Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;
- работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;
- необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.
Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться. Что и делают педагоги нашей школы.
Одна из важнейших целей нашей программы — создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.
Мы развиваем основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОД
1. Создана система выявления ОД:
— психолого-педагогическое исследование первоклассников;
— системное наблюдение за детьми из класса в класс,
— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,
— системное диагностирование.
2. Организация учебного процесса:
— нестандартные уроки,
— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,
— работа с дополнительной литературой,
— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,
— предпрофильное обучение,
— выставка творческих работ
3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету
— организация исследовательской работы учащихся,
— опережающие задания творческого плана,
— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,
— обеспечение базового дополнительного образования:
(организация факультативов, внеурочная деятельность),
— проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах,
4. Общеразвивающие мероприятия
— традиционные мероприятия в школе
— предметные декады
Работа по развитию творческих способностей может быть организована при проведении предметных декад, которые в системе проводятся в нашей школе. По окончанию учебного года руководители предметных МО определяют сроки декад и 1–2 крупных мероприятия, которые заносятся в общешкольный план работы. Многие, но далеко не все мероприятия проводятся на высоком уровне. Поэтому не надо работать на количество, лучше стремиться к качеству. С кем работает учитель-предметник, готовясь к мероприятию? Конечно, с самым способным, надёжным, творческим. В чём сложность – выбор среди детей – небольшой, поэтому приходиться учителям работать часто с одними и теми же учениками. Мы их перезагружаем? Да! Отнимаем у них свободное время? Да! Но мы их раскручиваем, помогаем им и себе выявить, развивать и реализовать академические, художественно-артистические, лидерские способности.
Большую работу проводят наставники, помогая учащимся освоить азы написания исследовательских работ, с которыми они выступают на школьных, а затем и районных, и республиканских конференциях .
В прошлом учебном году наставничество принесло много положительных результатов – это победы и призовые места в районных и республиканских конкурсах, а так же победы в заочных всероссийских конкурсах и олимпиадах. Результаты достижений наших одаренных детей мы фиксируем в школьной базе одаренных детей и в республиканской базе одаренных детей. На данный момент, в школьную БОД внесено 32 учащихся по 5 основным направлениям: спорт, краеведение,точные науки образовательное и художественное. Некоторые из ребят внесены победителями и призерами в двух и более конкурсах разных направлений. Агошко Елена (6 кл.), Зыбинский Андрей (7 кл.), Сиушко Дмитрий (9 кл.), Болдырева Валентина (10 кл.), Кривцов Станислав (11 кл.), Романенко Злата (11 кл.)
В республиканскую БОД внесено 5 учащихся.
Сейчас в жизни нужны не только сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения. Для того чтобы оживить их, надо научить почувствовать свои творческие возможности.
Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию.
- Детям нужны воспитатели
- «Я в «Гармонии», гармония во мне»
- Экологическая культура в русле ноосферного образования
- Использование куклы на уроках английского языка.
- Пассивное внимание
- Возможности использования авторского сайта в образовательном процессе.
- Организация внеклассной деятельности обучающихся
- Использование коррекционно-развивающих игр на уроках
- Игровые технологии на уроках русского языка
- Организация работа с одаренными детьми. Проблемы педагогического сопровождения