С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Развитие мышления как одной из составляющей интеллектуального развития подростков"
Онищук Елена Маратовна,
учитель математики
МОБУ Новобурейской СОШ №1
п.Новобурейского Бурейского района
Амурской области
 
Развитие мышления как одной из составляющей интеллектуального развития подростков
 
Если говорить об особенностях подросткового мышления, то следует признать, что у подростков преобладает абстрактное мышление, некоторыми формами которого являются понятия, суждения, умозаключения. Существенные признаки предмета отражаются именно в понятии. Понятия могут быть конкретными и абстрактными. Например, маленький ребенок, синий платок – конкретные понятия, а красота, привлекательность, время – абстрактные понятия. В процессе учебной деятельности вся эта информация о понятиях должна быть усвоена подростками. Основными логическим приемами формирования понятий  являются: анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.
Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков. Например, вода имеет следующие связи или отношения:
- как продукт питания;
- как среда химической реакции;
- как среда происхождения жизни на Земле;
- как средство гигиены и т.д.
Подросток обязательно должен уметь находить отношения между понятиями. Наиболее часто встречаются отношения: род – вид – причина – следствие. Например, радость – улыбка,  зима – снег, солнце – жажда.
В мыслительной деятельности учащихся в подростковом возрасте происходят существенные изменения. Логика построения учебных курсов в школе требует нового характера мыслительной деятельности, нового уровня мышления. У подростков должна развиваться способность к конкретизации, раскрытию содержания понятия, но с этим возникают трудности.
Известно, что активная самостоятельная работа начинается тогда, когда перед человеком возникает какая-то проблема, вопрос. Поэтому учителя должны так организовать работу с подростком, чтобы перед ним чаще возникали проблемы, побуждающие к самостоятельному решению.
 
Диагностики степени сформированности мыслительных процессов
Способность выделять существенное
Эту методику можно использовать в работе с учениками 6 – 7 классов
Подростками предлагается ряд слов, в котором 5 слов даются в скобках, а одно -  перед ними. За 20 секунд нужно выделить из скобок 2 слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками. Например,
Задания Ответы
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля) Растение, земля
Река (берег, тина, рыба, рыболов, вода) Берег, вода
Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки) Глаза, печать
Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказание) Игроки, правила
Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник) Дерево, кустарник
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) Здание, улица
Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты) Голос, мелодия
Больница (сад, врач, помещение, радио, больные) Помещение, больные
Любовь (розы, чувство, человек, город, природа) Чувство, человек
Для диагностики можно предложить любые 5 заданий из предложенных.
Обработка данных:
Ученики, которые правильно выполнили задание обладают умением выделять существенные признаки предметов (3 задания – удовлетворительная сформированность мыслительной операции).
 
Способность обобщать
Даны 2 слова. Подростку нужно определить, что между ними общего.
Ученику можно предложить 5 пар слов. Время – 3-4 минуты.
Задания:
Дождь – град; сказка – былина; сумма – произведение; жидкость – газ; нос – глаз; школа – учитель;  история – математика; предательство – трусость.
Три верных ответа из пяти говорят об удовлетворительной степени развития мыслительной операции.
 
К подобным диагностикам относится и методика Айзенка.
 
Некоторые задания по развитию мышления у подростков
Шестиклеточный логикон
Инструкция: сравнивая информацию в верхних клетках и в нижних, найдите в ней логическую связь. Это даст возможность заполнить пустую клетку.
Пример:
2 5 10
Б Д ?
Ответ: в пустой клетке должна быть буква «И», т.к. цифры сверху соответствуют местам букв в алфавите.
1)
7 45 654
О Д ?
Ответ: буква «Т» - в верхнем ряду стоят числа: однозначное, двузначное, трехзначное.
2)
жук человек лошадь
4 2 ?
Ответ: цифра 4 – у жука 6 лап, у человека – 2 ноги, у лошади – 4.
3)
белый нос сел
п с ?
Ответ: буква «Г» - белый – прилагательное, нос – существительное, сел – глагол.
4)
рука нож лук
ж м м
Ответ: буква «М»,т.к. рука – женского рода, нож - мужского рода, лук – мужского рода.
 
Анаграммы
Из каждой пары приведенных слов путем перестановки букв нужно составить название крупного города. Все буквы должны быть обязательно использованы.
  1. Мера + ноль   (Монреаль)
  2. Мак + сад  (Дамаск)
  3. Жар + пи  (Париж)
  4. Вьюн + лис  (Вильнюс)
  5. Арест + бук  (Бухарест)
  6. Сом + ква  (Москва)
  7. Пар + га  (Прага)
  8. Нил + лат  (Таллин)
 
Литература:
Л.Ф.Тихомирова. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль, «Академия развития», 1996 г.
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Ваша статья актуальна, рассмотрены нестандартные приёмы мышления у детей подросткового возраста. Спасибо за материал
Наталья Чубаева, дата: 02.08.2015 в 8:52  
#2 Спасибо за комментарий! Я все эти методики и диагностики использую в работе и, нужно сказать, что результат есть. Мои не совсем сильные дети просто стали лучше общаться, стараются объяснить свою мысль.
Елена Маратовна Онищук, дата: 02.08.2015 в 9:00  
#3 Я пожалуй воспользуюсь некоторыми вашими методиками, потому что мне необходимо продолжать учебный процесс во второй половине дня (ГПД). Ваш материал мне поможет совершенствовать приёмы на этапе "Вступительная часть самоподготовки", послужит толчком на активизацию мыслительной деятельности учащихся
Наталья Чубаева, дата: 02.08.2015 в 9:10  
#4 И самое главное, в вашем материале прослежена верная методика работы как учителя математики
Наталья Чубаева, дата: 02.08.2015 в 9:14  
#5 Хорошая, продуманная статья. Я согласна, что на уроке необходимо создать условия для того, чтобы учащиеся сами пришли к тому или иному выводу, правилу или алгоритму, а ведь именно в этом случае необходимо осуществлять такие мыслительные операции как сравнение и обобщение, анализ, синтез и классификацию материала, что и у Вас в статье отражено. Вы правы, что в 5–6-х классах на уроках математики необходимо придавать большое значение работе с задачами, так как решение задач является важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических знаний и развитием математического мышления.
Валентина Титова, дата: 04.08.2015 в 19:13  
#6 Вы правильно подбираете и используете задания, которые составлены на математическом материале и имеют психологическую подоплеку. Они направлены на развитие таких умений: как устанавливать закономерности, причинно-следственные связи, выделять общее в ряду схожих математических понятий. И, всё-таки, задача является основным средством развития математического мышления, формирования способности к самостоятельному, творческому мышлению у обучающихся.
Валентина Титова, дата: 04.08.2015 в 19:17  
#7 Коллеги, больше спасибо за комментарии!
Елена Маратовна Онищук, дата: 07.08.2015 в 17:41  
#8 Елена Маратовна, я попробовала предложенные Вами приёмы развития мышления на своих уроках, результаты превзошли все мои ожидания.
Людмила Хохрякова, дата: 03.04.2018 в 16:39  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ