С нами 14969 учителей, 5186 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Причины интереса детей к настольным играм"

Воронина Ирина Леонидовна,
воспитатель
высшей квалификационной категории,
Муниципального казенного
дошкольного образовательного учреждения
детского сада «Рябинка – центр развития ребенка»
город Омутнинск,
Кировская область.

 
Причины интереса детей к настольным играм

 
     Каждому из нас по собственному детству хорошо знакомы занятия с настольными играми. И хотя прежде эти занятия не рассматривались в категории «культурных практик», их связь с культурной традицией всегда осознавалась.
      Может показаться, что значение настольных игр в досуге ребенка 21 века стало снижаться. На самом деле происходит обратный процесс – родители охотно приобретают для своих детей настольные игры. Причин возрастающего интереса к настольным играм несколько.
  1. Стремление взрослого обеспечить детям речевое и эмоциональное общение в процессе игры.
   Правила настольных игр позволяют равноправно взаимодействовать детям и взрослым, что способствует сближению всех членов семьи. Помехой такому контакту служит занятость родителей  как реальная, так и мнимая, а так же отсутствие традиций совместного досуга. Отрадно, когда ребенок говорит «Это мама меня научила» или «Эту игру я узнала от дедушки». Согласитесь, что некоторые вспоминают такое общение как самые счастливые минуты детства. Оказывается, что в эти игры детям трудно играть одним, без взрослых, как только взрослый садится играть вместе с ними, скучная прежде игра становится привлекательной.
        Практика показывает, часто инициаторами занятий с настольными играми становятся папы, мамам же поручается чтение книг. Такое гендерное разделение вполне оправдано, так как папы играют с особым азартом. Уже сама обстановка – расположение всех вокруг одного стола, передача кубиков или карточек по кругу – является соединяющим фактором.
  1. Возможности тактильной функции настольных игр.
     Наличие таких предметов как карточки, фигуры, кубики, фишки, мозаика, которые раскладывают на поверхности стола – отличительное свойство настольных игр.
      Манипуляция лежит в основе многих современных игр – нужно создать постройку из разнообразных предметов или наоборот, аккуратно ее разобрать, не рассыпав детали. Однако важна не только манипуляция, но и само прикосновение рук к игровым предметам. В современных играх их изготавливают из приятных на ощупь материалов – хорошего дерева или качественного картона. Прикосновение к натуральным предметам обогащает тактильный мир ребенка и дает ему ощущение настоящего. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев…»
  1. Интересен изобразительный ряд настольных игр.
   Удовольствие ребенку доставляет изобразительный ряд. В процессе игры ребенок знакомится с культурой рисунка и печатной графики. Современные дизайнеры создают яркие и выразительные изображения, некоторые из изданий игр не уступают по качеству иллюстрированным книгам.
  1. Создание условной схемы мирового пространства.
     Детское сознание склонно создавать собственные схемы как основу автономного мира. «Глобальной схемой» является и настольная игра, с условной топографией и условными изображениями (цифр, людей, животных, предметов)
      Игровые миры создаются на поверхности стола с помощью больших развернутых карт или маленьких карточек. Игровые миры имеют, как правило, историческую и топографическую маркировку. Особенно популярным является эпоха Средневековья с ее замками, рыцарями, драконами. Взрослые используют такие игры для первоначального ознакомления ребенка с древней историей.
  1. Заинтересованность фольклорно-мифологической или литературной основой.
     Такие настольные игры притягательны для человека с глубокого детства и запоминаются ему на всю жизнь. Большинство сюжетов настольных игр строится из «плавания», «пути» «сражения», «поединка». Ребенок дополняет их своими смыслами, импровизируяс сюжетом и персонажами. В этом заключается важный культурный потенциал настольной игры.
      Значительную часть настольных игр составляют игры, в которых элементы объединяются по принципу одинаковых звеньев. Это так называемые «гуськи», передвигаться по которым надо с помощью показания кубика. Известно, что дети сами с удовольствием рисуют игровые поля, которые состоят из цепочки одинаковых элементов. Дошкольники глубоко погружаются в процесс создания и прохождения игрового маршрута, проживая в игре универсальный путь человечества.
  1. Наличие системы правил.
     Смена штрафов и бонусов всегда неожиданно, что составляет эмоциональное содержание игры. Правила, прописанные в каждой настольной игре, помогают детям устанавливать социальные контакты и регулировать конфликты, возникающие в процессе игры. Игра дает ребенку возможность проявить себя в соревновании с ровесниками и старшими. При этом очень важна этика поведения, которую осваивает ребенок в игре. Взрослые знают, как тяжело переживает ребенок проигрыш и сколько сил ему требуется на то, чтобы его успокоить или отвлечь. Опыт переживания неудачи тоже необходим, поэтому взрослые используют игровую ситуацию для разговора о терпимости и умении владеть собой.
  1. Повторение сюжетов из книг, мультфильмов.
      В основе многих игр – сюжеты из книг, мультфильмов. Такая взаимосвязь книги, фильма и игры – характерная черта современной массовой культуры. При этом настольная игра не становится пересказом книги или фильма. Здесь каждый герой имеет равные шансы на награду, будь то Буратино или Карабас-Барабас. Вариативность итога позволяет избежать назидательности и делает игру ближе к жизни. Это не значит, что настольная игра лишена морали. Даже самая простенькая из настольных игр напоминает маленьким игрокам о необходимости вновь начинать «путь», верить в удачу и не отчаиваться.
       Таким образом, настольные игры являются одной из культурных практик, которую ребенок осваивает в дошкольном возрасте. Занятия настольными играми помогают установлению контактов в семье и детском коллективе, развивают тактильную и художественную культуру, способствуют овладению поведенческими нормами, знакомят с литературно-историческими сюжетами и помогают сориентировать ребенка в предметно-бытовой социальной обстановке.
       Максим Горький писал: «Ребенок до 10-летнего возраста требует забав и требование его биологически законно. Он хочет играть, и играет всем и познает окружающий мир, прежде всего в игре».


Источники:
Костюхина М. С. Культура детской настольной игры // Детский сад: теория и практика. – 2015. - № 5. - с.68-76.;
Анастасия Белоусова Настольная игра как культурная практика [Электронный ресурс]. Режим доступа: 
 
https://www.maam.ru/detskijsad/nastolnaja-igra-kak-kulturnaja-praktika.html

 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Ирина Леонидовна. Актуальная статья о значении настольных игр, во время пандемии. У многих родителей возник и завис вопрос как и чем занять ребенка. Для организации настольных игр не требуются затраты, только желание пообщаться, поиграть с ним.
Ирина Алексеева, дата: 06.04.2020 в 19:17  
#2 Ирина Леонидовна, статья очень интересная о настольных играх, такие игры действительно сближают играющих. Спасибо!
Вера Мирошина, дата: 14.04.2020 в 22:02  
#3 Ирина Леонидовна, очень своевременная работа. Все находятся дома, дети сейчас, в большинстве своём, гиперактивные. Настольные игры позволяют снизить некоторую такую гиперактивность. Также они только сближают и особенно радуют детей, когда с ними вместе играют родители. Тогда пределу их счастья нет! С одной стороны сегодняшний карантин позволяет родителям и детям больше общаться. Вот настольные игры - одна из разновидность такого общения, идущего на пользу всем сторонам.
Татьяна Медведева, дата: 22.04.2020 в 12:26  
#4 Да, Ирина Леонидовна, я согласна с тем, что Вы написали. На личном опыте проверяю, с сыном решаем в данный момент проблемы, по совету психолога, с помощью настольных игр-ходилок.
Алена Шабанова, дата: 16.07.2020 в 11:06  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.