Статья "Причины интереса детей к настольным играм"
Ирина Воронина
05.04.2020
2593
4
Дошкольное образование
Воронина Ирина Леонидовна,
воспитатель
высшей квалификационной категории,
Муниципального казенного
дошкольного образовательного учреждения
детского сада «Рябинка – центр развития ребенка»
город Омутнинск,
Кировская область.
воспитатель
высшей квалификационной категории,
Муниципального казенного
дошкольного образовательного учреждения
детского сада «Рябинка – центр развития ребенка»
город Омутнинск,
Кировская область.
Причины интереса детей к настольным играм
Каждому из нас по собственному детству хорошо знакомы занятия с настольными играми. И хотя прежде эти занятия не рассматривались в категории «культурных практик», их связь с культурной традицией всегда осознавалась.
Может показаться, что значение настольных игр в досуге ребенка 21 века стало снижаться. На самом деле происходит обратный процесс – родители охотно приобретают для своих детей настольные игры. Причин возрастающего интереса к настольным играм несколько.
Практика показывает, часто инициаторами занятий с настольными играми становятся папы, мамам же поручается чтение книг. Такое гендерное разделение вполне оправдано, так как папы играют с особым азартом. Уже сама обстановка – расположение всех вокруг одного стола, передача кубиков или карточек по кругу – является соединяющим фактором.
Манипуляция лежит в основе многих современных игр – нужно создать постройку из разнообразных предметов или наоборот, аккуратно ее разобрать, не рассыпав детали. Однако важна не только манипуляция, но и само прикосновение рук к игровым предметам. В современных играх их изготавливают из приятных на ощупь материалов – хорошего дерева или качественного картона. Прикосновение к натуральным предметам обогащает тактильный мир ребенка и дает ему ощущение настоящего. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев…»
Игровые миры создаются на поверхности стола с помощью больших развернутых карт или маленьких карточек. Игровые миры имеют, как правило, историческую и топографическую маркировку. Особенно популярным является эпоха Средневековья с ее замками, рыцарями, драконами. Взрослые используют такие игры для первоначального ознакомления ребенка с древней историей.
Значительную часть настольных игр составляют игры, в которых элементы объединяются по принципу одинаковых звеньев. Это так называемые «гуськи», передвигаться по которым надо с помощью показания кубика. Известно, что дети сами с удовольствием рисуют игровые поля, которые состоят из цепочки одинаковых элементов. Дошкольники глубоко погружаются в процесс создания и прохождения игрового маршрута, проживая в игре универсальный путь человечества.
Таким образом, настольные игры являются одной из культурных практик, которую ребенок осваивает в дошкольном возрасте. Занятия настольными играми помогают установлению контактов в семье и детском коллективе, развивают тактильную и художественную культуру, способствуют овладению поведенческими нормами, знакомят с литературно-историческими сюжетами и помогают сориентировать ребенка в предметно-бытовой социальной обстановке.
Максим Горький писал: «Ребенок до 10-летнего возраста требует забав и требование его биологически законно. Он хочет играть, и играет всем и познает окружающий мир, прежде всего в игре».
Источники:
Костюхина М. С. Культура детской настольной игры // Детский сад: теория и практика. – 2015. - № 5. - с.68-76.;
Анастасия Белоусова Настольная игра как культурная практика [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/nastolnaja-igra-kak-kulturnaja-praktika.html
Может показаться, что значение настольных игр в досуге ребенка 21 века стало снижаться. На самом деле происходит обратный процесс – родители охотно приобретают для своих детей настольные игры. Причин возрастающего интереса к настольным играм несколько.
- Стремление взрослого обеспечить детям речевое и эмоциональное общение в процессе игры.
Практика показывает, часто инициаторами занятий с настольными играми становятся папы, мамам же поручается чтение книг. Такое гендерное разделение вполне оправдано, так как папы играют с особым азартом. Уже сама обстановка – расположение всех вокруг одного стола, передача кубиков или карточек по кругу – является соединяющим фактором.
- Возможности тактильной функции настольных игр.
Манипуляция лежит в основе многих современных игр – нужно создать постройку из разнообразных предметов или наоборот, аккуратно ее разобрать, не рассыпав детали. Однако важна не только манипуляция, но и само прикосновение рук к игровым предметам. В современных играх их изготавливают из приятных на ощупь материалов – хорошего дерева или качественного картона. Прикосновение к натуральным предметам обогащает тактильный мир ребенка и дает ему ощущение настоящего. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев…»
- Интересен изобразительный ряд настольных игр.
- Создание условной схемы мирового пространства.
Игровые миры создаются на поверхности стола с помощью больших развернутых карт или маленьких карточек. Игровые миры имеют, как правило, историческую и топографическую маркировку. Особенно популярным является эпоха Средневековья с ее замками, рыцарями, драконами. Взрослые используют такие игры для первоначального ознакомления ребенка с древней историей.
- Заинтересованность фольклорно-мифологической или литературной основой.
Значительную часть настольных игр составляют игры, в которых элементы объединяются по принципу одинаковых звеньев. Это так называемые «гуськи», передвигаться по которым надо с помощью показания кубика. Известно, что дети сами с удовольствием рисуют игровые поля, которые состоят из цепочки одинаковых элементов. Дошкольники глубоко погружаются в процесс создания и прохождения игрового маршрута, проживая в игре универсальный путь человечества.
- Наличие системы правил.
- Повторение сюжетов из книг, мультфильмов.
Таким образом, настольные игры являются одной из культурных практик, которую ребенок осваивает в дошкольном возрасте. Занятия настольными играми помогают установлению контактов в семье и детском коллективе, развивают тактильную и художественную культуру, способствуют овладению поведенческими нормами, знакомят с литературно-историческими сюжетами и помогают сориентировать ребенка в предметно-бытовой социальной обстановке.
Максим Горький писал: «Ребенок до 10-летнего возраста требует забав и требование его биологически законно. Он хочет играть, и играет всем и познает окружающий мир, прежде всего в игре».
Источники:
Костюхина М. С. Культура детской настольной игры // Детский сад: теория и практика. – 2015. - № 5. - с.68-76.;
Анастасия Белоусова Настольная игра как культурная практика [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/nastolnaja-igra-kak-kulturnaja-praktika.html
Другие статьи
- Организационно-педагогические условия военно-патриотического воспитания в общеобразовательной организации с кадетскими казачьими классами (на примере МКОУ «СОШ№1» ГО Ревда Свердловской области)
- Опыт использования персонального компьютера на уроках истории, обществознания и МХК
- Работа с текстом на уроках русского языка
- Безопасность детей в интернете
- Развитие интеллектуальных способностей ученика
- "Кроха" в Нагатино в Год Российского кино
- Формирование УУД на этапах проектно-исследовательской деятельности
- Понятие об игре и её видах
- Использование ТРИЗ - педагогики в начальной школе
- Организация работы с одаренными детьми в контексте повышения качества образования в школе: особенности, формы и методы
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Ирина Леонидовна. Актуальная статья о значении настольных игр, во время пандемии. У многих родителей возник и завис вопрос как и чем занять ребенка. Для организации настольных игр не требуются затраты, только желание пообщаться, поиграть с ним.
Ирина Алексеева, дата: 06.04.2020 в 19:17
#2 Ирина Леонидовна, статья очень интересная о настольных играх, такие игры действительно сближают играющих. Спасибо!
Вера Мирошина, дата: 14.04.2020 в 22:02
#3 Ирина Леонидовна, очень своевременная работа. Все находятся дома, дети сейчас, в большинстве своём, гиперактивные. Настольные игры позволяют снизить некоторую такую гиперактивность. Также они только сближают и особенно радуют детей, когда с ними вместе играют родители. Тогда пределу их счастья нет! С одной стороны сегодняшний карантин позволяет родителям и детям больше общаться. Вот настольные игры - одна из разновидность такого общения, идущего на пользу всем сторонам.
Татьяна Медведева, дата: 22.04.2020 в 12:26
#4 Да, Ирина Леонидовна, я согласна с тем, что Вы написали. На личном опыте проверяю, с сыном решаем в данный момент проблемы, по совету психолога, с помощью настольных игр-ходилок.
Алена Шабанова, дата: 16.07.2020 в 11:06
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.