С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом введения ФГОС НОО в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната № 4"
Чубаева Наталья Николаевна.
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области

 
Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом введения ФГОС НОО в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната № 4
 
        Проблема духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому немало:
- отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины;
- тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психическому и нравственному здоровью человека.
          Бороться с этим нехорошим влиянием необходимо всем просвещённым членам общества, особенно тем, которые имеют возможность оказывать непосредственное воздействие на подрастающее поколение - учителям, психологам, воспитателям.
       Перед общеобразовательной школой на сегодняшний день  ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии со своими интересами и  интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных качеств личности школьника.
         Особенно актуален этот процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать активную жизненную позицию, найти место в социуме, жить  полноценной жизнью, дали ему право быть полноправным хозяином собственной жизни, членом общества. У этих детей не развито чувство ответственности за себя, своих близких, а значит за свою Родину. Такие дети нуждаются в создании специальных условий для усвоения основных социальных знаний, приобретения нравственных и духовных ценностей, необходимых для полноценной жизни в обществе.
         Поэтому все действия педагогов должны быть направлены на создание условий, в которых ребенок с ограниченными возможностями мог бы чувствовать себя личностью, участвовать в культурной, экономической и политической жизни страны.
       МОУ «С(К)ОШИ №4 осуществляет свою деятельность в рамках реализации ФГОС НОО, который в свою очередь требует формирование разносторонней личности, поэтому вся воспитательная  работа планируется и реализуется по следующим направлениям:
·  воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
·   воспитание нравственных качеств и этического сознания;
·   воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
·  воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
· воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) 
        Как показывает практика, по каждому  направлению есть эффективные и результативные формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата. К таким формам относятся:
благотворительные акции,
диспуты,
круглые столы
тематические нравственные классные часы;
этические беседы;
тренинги нравственного самосовершенствования;
дискуссии по нравственной тематике;
организация цикла нравственных бесед;
праздничные поздравления одноклассникам, педагогам;
посещение театров, музеев, выставок и др.
      Одной из эффективных и результативных форм духовного развития и нравственного сознания являются этическая беседа и фольклорные праздники
Этическая беседа – это форма разъяснения школьникам норм и принципов нравственного опыта человечества, это систематическое и последовательное обсуждение той или иной темы между учениками и учителем. Этическая беседа выступает одновременно как форма просвещения учащихся по той или иной проблеме и как метод нравственного воспитания. Такая беседа сильно отличается от рассказа или инструктажа. Беседуя со своими учениками, учитель выслушивает и учитывает их мнения по какому – либо поводу, и выстраивает своё отношение с ними в этой беседе на равных.
       Почему такая беседа называется именно « этической?» Потому что предметом такой беседы чаще всего становится обсуждение нравственных, моральных и этических проблем.
Назначение этической беседы заключается:
- в обучении учащихся разбираться в вопросах морали;
- в формировании у школьников собственной нравственной позиции;
- в отработке учащимися своего опыта нравственного поведения;
- в привитии умения вырабатывать свой взгляд на факты, своего суждения по тем или иным вопросам морали на основе полученных знаний.
Этические беседы могут быть:
Программными ( в их основе лежит система работыпедагога, определённая планом воспитательной работы школы или класса);
Групповыми ( в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем с определённой группой учащихся);
Индивидуальными ( в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем с отдельными учащимися);
Тематическими (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем, связанных с ситуацией, сложившейся в классном коллективе)
Условия эффективности этических бесед с младшими школьниками:
1.Беседа должна иметь проблемный характер и предполагать борьбу мнений и взглядов. При этом учитель задает нестандартные вопросы, стимулирует учеников на поиски ответов.
2.Этическая беседа не должна развиваться по заранее составленному сценарию с готовыми ответами. Дети должны говорить именно то, что они на самом деле думают. Учитель же может высказывать свою точку зрения, если не согласен с мнением своих учеников, но обязательно аргументировать свою точку зрения.
3.Главная тема беседы должна быть близка к эмоциональному опыту учеников. Нельзя требовать от них активности в обсуждении сложных вопросов, пока им не понятным.
4.В ходе беседы должны высказаться все желающие. Нельзя игнорировать чье-то мнение. Нужно сохранять атмосферу справедливости и культуру общения.
Примерная тематика этических бесед:
Наша страна и люди, которые в ней живут.
Учимся правильно общаться и жить в коллективе.
О товариществе и дружбе.
О справедливости.
О честности и умении держать слово.
О доброте, отзывчивости и скромности.
О непримиримости к равнодушию и злу.
О сознательной дисциплине и культуре поведения.
      Фольклорные праздники обладают большими воспитательными возможностями для становления культуры человека. Через фольклорные праздники ребенок может развиваться, проявлять свои творческие способности, умения, фантазию. Проведение народных праздников способствует эстетическому воспитанию учащихся , расширению их кругозора в области фольклора и культуры нашего народа.
Функции фольклорных праздников:
- развивающая
- информационно-просветительная
- культурно-творческая
- рекреативно-оздоровительная.
Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции праздников.
 Информационно-просветительная функция народных праздников основана на самостоятельности самих людей, она обеспечивает наиболее полное удовлетворение разнообразных интересов, запросов и предпочтений людей.
     Особенность духовно-нравственного воспитания в том, что его «результат», как таковой, очень сложно зафиксировать. В самом деле, не существует таких методик, с помощью которых объективно и со стопроцентной точностью можно было бы определить уровень духовно-нравственного развития учащегося. Представление о духовном развитии человека может сформироваться путем живого общения с ним, причем продолжительного, охватывающего разные этапы его жизни и развития, а также с помощью комплексного применения самых различных методов изучения, проективных и диагностических методик.
    Однако существует несколько методик, применяемых в современной педагогической диагностике для фиксирования некоторых отдельных качеств личности, систем ценностей учащихся, которые, в совокупности с различными психологическими методами (наблюдения, изучения продуктов деятельности и т.п.) позволяют получить примерное представление о стадии духовно-нравственного развития учащегося на данный момент. Это необходимо педагогам для отслеживания эффективности принятых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости, последующей их корректировки.
       Ниже приведены несколько методик, которые в практике педагогической диагностики целесообразно  применять комплексно, т. к. одна методика дополняет другую. Подобные методики базируются на различных критериях оценки уровня нравственности, которые в большинстве своем перекликаются и, в свою очередь, основаны на одних и тех же категориях.
Анкета «Нравственные понятия»
Как ты понимаешь следующие слова?
· Мудрость
· Добро
· Зло
· Совесть
· Душа
· Любовь
· Гордыня
· Счастье
· Свобода
· Дружба
· Милосердие
· Долг
· Вина
Интерпретация полученных данных производится педагогом-психологом, ответы детей оцениваются и классифицируются по следующим уровням:
1) понятие не сформировано, ребенок не понимает, о чем идет речь
2) смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные
3) четкие представления о понятии, достаточно глубокое (на доступном для возраста анкетируемого уровне) понимание значения предложенного слова
Следующая методика предназначена для выявления уровня нравственной самооценки учащихся.
Методика №1: диагностика нравственной самооценки
Инструкция: 4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием,
3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны
2 балла - если вы немножко согласны
1 балла - если вы совсем не согласны
Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Для диагностики толерантного поведения учащихся применяется методика «Незаконченные предложения».
Методика №2: Диагностика этики поведения
«Незаконченные предложения»
Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-и - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Завершает данный комплекс методика изучения нравственной мотивации учащихся.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция: "Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
А) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее подсчитать сумму положительных ответов, данных учеником.
4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень 0, 1 бал - низкий уровень
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.
      Для изучения уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся в современной психолого-педагогической диагностике применяются различные методики, которые в сочетании с психологическими средствами изучения личности образуют комплексы, позволяющие получить целостное представление о воспитанности учащегося на данный момент. В нашей работе мы привели пример такого комплекса, широко используемый современными педагогами школы
         Периодическая диагностика и оценка качества духовно-нравственного воспитания учащихся позволяет в некоторой степени повысить его эффективность, вовремя исправить допущенные ошибки, скорректировать недочеты. Это очень важно для каждого педагога, который реально заботиться о том, какую личность он воспитает для общества, какие ценности будут отстаивать его воспитанники, став взрослыми людьми.
 
 
Источники
s3.kirovskaya.ro.fcior.edu.ru/learning/facultatives/
levashov.edu.yar.ru/nachalnaya_shkola/programma_du...ravstvennogo_53.html
http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/10/19/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2015/03/22/doklad-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-detey-s
http://paidagogos.com/?p=7713
http://odiplom.ru/pedagogika/sposoby-nravstvennogo-vospitaniya-v-nachalnoi-shkole-vo-vneurochnoe-vremya
http://psychology-msk.ru/kursovaya-2/studentu/eticheskaia-beseda-odno-iz-sredstv-nravstvennogo-vospitaniia-mladshikh-shkolnikov/
http://festival.1september.ru/articles/622349/
http://konkina.ucoz.ru/publ/doklad_folklornye_prazdniki_v_nachalnoj_shkole_priobshhenie_detej_k_rodnoj_kulture_quot/1-1-0-3
http://www.bestreferat.ru/referat-137952.html
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Интересная статья, полезно познакомиться не только учителям специализированных школ, но и тем, кто работает в общеобразовательных школах, так как у нас в каждом классе есть дети, к которым можно применить методику автора по диагностике нравственной самооценке, диагностике этики поведения.Спасибо и дерзайте!
Валентина Титова, дата: 13.08.2015 в 10:40  
#2 Методики исследования, представленные в статье, интересны. Подобную диагностику можно провести и в нашей школе. Некоторые вопросы из диагностики попробую использовать на уроках литературы при изучении произведений на нравственную тему. Спасибо за статью
Галина Борискина , дата: 14.08.2015 в 8:57  
#3 Тесты, анкеты для диагностики уровня нравственности воспитанников интересны. Статья содержательная. Особенно полезен материал начинающим педагогам.
Татьяна Образцова, дата: 14.08.2015 в 10:07  
#4 Духовно-нравственное воспитание - это так сложно, но так понятно для нас педагогов. Я думаю, что как раз с детьми с ограниченными возможностями работа в этом направлении более продуктивна. Только сегодня смотрела сюжет, связанный с сестрой Водяновой... Есть над чем подумать
Елена Маратовна Онищук, дата: 14.08.2015 в 15:30  
#5 Наталья Николаевна,с интересом прочитала Вашу статью.Понравились анкеты, диагностика.Можно проводить в любом классе в начальной школе.Духовно-нравственное воспитание-это очень объемная и широкая тема.Поток различной информации, который льется на молодежь огромен. Роль и последствия очень различны.А влияние на неокрепшее психическое и нравственное здоровье подрастающего поколения иногда непредсказуемо.Насколько педагог должен подготовлен и вооружен знаниями и методикой во многих областях, чтобы были положительные плоды труда.
Александра Андреева, дата: 17.08.2015 в 16:54  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ