Статья "Методические рекомендации по обследованию ребенка специалистами внутришкольного медико-психолого-педагогического консилиума"
Ольга Даниловская
07.06.2015
2041
1
В помощь учителю
Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области
учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области
Методические рекомендации по обследованию ребенка специалистами внутришкольного медико-психолого-педагогического консилиума
Психологическое обследование
Основные методы обследования
Психологическому изучению детей принадлежит ведущая роль в получении сведений об уровне их умственного развития, личностных и индивидуально-психологических особенностях. Результативность психологического обследования детей и степень обоснованности выводов находятся в тесной зависимости от того, насколько используемый комплекс экспериментальных методик адекватен объекту и задачам психологического изучения.
Круг важнейших вопросов, подлежащих выяснению средствами психологической диагностики, может быть ограничен выяснением актуального уровня развития, потенциальных возможностей и причинных взаимозависимостей процессов, относящихся к познавательной сфере.
Исчерпывающе полные сведения о психическом развитии ребенка могут быть получены лишь в результате всестороннего обследования его познавательной деятельности.
В связи с этим с проведением психологического обследования ребенка психологами используются следующие основные методы:
1. Изучение документации с целью сбора анамнестических данных и получения представления о причинах отклонений в развитии.
Изучение документации позволяет психологу определить, в каких направлениях следует строить дальнейшее обследование ребенка.
2. Метод беседы. С помощью беседы выясняются особенности психических проявлений ребенка в процессе личного общения с его родителями, с самим ребенком, с лицами из его микросоциального окружения. Беседа проводится по специально составленной программе. С ее помощью можно выяснить, как ребенок развивался в раннем и дошкольном детстве, каковы его интересы, способности, особенности характера, поведения. Содержание беседы варьируется в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей. Большое значение имеет беседа для установления контакта с ребенком.
Основные методы обследования
Психологическому изучению детей принадлежит ведущая роль в получении сведений об уровне их умственного развития, личностных и индивидуально-психологических особенностях. Результативность психологического обследования детей и степень обоснованности выводов находятся в тесной зависимости от того, насколько используемый комплекс экспериментальных методик адекватен объекту и задачам психологического изучения.
Круг важнейших вопросов, подлежащих выяснению средствами психологической диагностики, может быть ограничен выяснением актуального уровня развития, потенциальных возможностей и причинных взаимозависимостей процессов, относящихся к познавательной сфере.
Исчерпывающе полные сведения о психическом развитии ребенка могут быть получены лишь в результате всестороннего обследования его познавательной деятельности.
В связи с этим с проведением психологического обследования ребенка психологами используются следующие основные методы:
1. Изучение документации с целью сбора анамнестических данных и получения представления о причинах отклонений в развитии.
Изучение документации позволяет психологу определить, в каких направлениях следует строить дальнейшее обследование ребенка.
2. Метод беседы. С помощью беседы выясняются особенности психических проявлений ребенка в процессе личного общения с его родителями, с самим ребенком, с лицами из его микросоциального окружения. Беседа проводится по специально составленной программе. С ее помощью можно выяснить, как ребенок развивался в раннем и дошкольном детстве, каковы его интересы, способности, особенности характера, поведения. Содержание беседы варьируется в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей. Большое значение имеет беседа для установления контакта с ребенком.
3. Изучение результатов деятельности детей. Анализу подвергается конечный результат деятельности ребенка. (Детские рисунки, различные поделки, письменные контрольные и творческие работы и т.д.)
Цель этого метода – сбор фактического материала для изучения особенностей психического развития детей. Анализ результатов детского творчества позволяет судить также о таких качествах ребенка, как воображение, особенности зрительного представления, развитие мелкой моторики. В этих результатах отражается отношение детей к действительности, уровень развития их сенсорных, моторных навыков, наличие патологических проявлений.
4. Метод наблюдения. Психологическое наблюдение позволяет определить наличие различных проявлений психики ребенка в условиях его естественной деятельности при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наблюдение должно быть целенаправленным и определяться задачей исследования.
Ценность метода состоит в том, что исследователь в течение относительно короткого промежутка времени может изучить особенности и возможности развития ребенка, определения его «зоны ближайшего развития». Психолог наблюдает за игрой ребенка, поведением, общением и состоянием работоспособности.
5. Метод эксперимента предполагает сбор фактического материала в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Метод применяется при изучении различных проявлений деятельности ребенка и выявлении особенностей развития его личности.
Общими требованиями к проведению психологического эксперимента являются: доступность заданий для ребенка данного возраста; обеспечение адекватности понимания того, что он должен сделать; моделируемая ситуация должна быть представлена в виде игрового или учебного задания. Эксперимент проводится после того, как изучены анамнестические и медицинские данные, проведена беседа и наблюдение за ребенком, что позволяет исследователю ставить конкретные задачи и в соответствии с ними выбирать те или иные методики исследования.
Проведение эксперимента осуществляется поэтапно. Вначале устанавливается контакт с ребенком, получается согласие ребенка на проведение заданий. При негативной реакции ребенка эксперимент не проводится. Результат количественного и качественного анализа эксперимента интерпретируются. Протокол исследования с датой его проведения и названием методики хранится в личной карте ребенка.
6. Метод тестирования. Для сравнительной оценки уровня развития каких-либо психических проявлений, возможностей, способностей, умственного развития человека, применяются разнообразные тесты, опросники, тесты-задания.
Литература:
Цель этого метода – сбор фактического материала для изучения особенностей психического развития детей. Анализ результатов детского творчества позволяет судить также о таких качествах ребенка, как воображение, особенности зрительного представления, развитие мелкой моторики. В этих результатах отражается отношение детей к действительности, уровень развития их сенсорных, моторных навыков, наличие патологических проявлений.
4. Метод наблюдения. Психологическое наблюдение позволяет определить наличие различных проявлений психики ребенка в условиях его естественной деятельности при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наблюдение должно быть целенаправленным и определяться задачей исследования.
Ценность метода состоит в том, что исследователь в течение относительно короткого промежутка времени может изучить особенности и возможности развития ребенка, определения его «зоны ближайшего развития». Психолог наблюдает за игрой ребенка, поведением, общением и состоянием работоспособности.
5. Метод эксперимента предполагает сбор фактического материала в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Метод применяется при изучении различных проявлений деятельности ребенка и выявлении особенностей развития его личности.
Общими требованиями к проведению психологического эксперимента являются: доступность заданий для ребенка данного возраста; обеспечение адекватности понимания того, что он должен сделать; моделируемая ситуация должна быть представлена в виде игрового или учебного задания. Эксперимент проводится после того, как изучены анамнестические и медицинские данные, проведена беседа и наблюдение за ребенком, что позволяет исследователю ставить конкретные задачи и в соответствии с ними выбирать те или иные методики исследования.
Проведение эксперимента осуществляется поэтапно. Вначале устанавливается контакт с ребенком, получается согласие ребенка на проведение заданий. При негативной реакции ребенка эксперимент не проводится. Результат количественного и качественного анализа эксперимента интерпретируются. Протокол исследования с датой его проведения и названием методики хранится в личной карте ребенка.
6. Метод тестирования. Для сравнительной оценки уровня развития каких-либо психических проявлений, возможностей, способностей, умственного развития человека, применяются разнообразные тесты, опросники, тесты-задания.
Литература:
- «Психологические тесты» Москва «Лист» - 1996 – 320 с.
- Немов Р.С. Психология, 3 том, М.: «Владос» - 1995 – 512 с.
- Марциновская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.: «Линна-пресс», 1998 – 176 с.
- Психологическая диагностика при поступлении детей в школу. Чел. Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995 – 28 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: «Владос» , 1996, 529 с.
Другие статьи
- Из опыта работы кружка
- Гражданско-патриотический клуб "Бурейский навигатор" (скаутское движение)
- Семейное чтение, как одно из направлений духовно-нравственного развития школьников.
- Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира через внедрение информационно – коммуникационных технологий
- Использование активных методов обучения в системе урока
- Проектная деятельность на уроках музыки
- Формирование УУД на этапах проектно-исследовательской деятельности
- Ах, лето!
- Профессиональный путь
- Оценивание владения учащимися иностранным языком: из опыта работы в средней школе
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Ольга Николаевна, каждая Ваша статья - большое подспорье в работе для молодого специалиста. Подробно освещена каждая тема, рекомендации, примеры практического применения. Спасибо за Ваш труд.
Татьяна Образцова, дата: 14.06.2015 в 21:18
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.