С нами 17282 учителя, 7323 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Методические рекомендации по обследованию ребенка специалистами внутришкольного медико-психолого-педагогического консилиума"
Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области
 
Методические рекомендации по обследованию ребенка специалистами внутришкольного медико-психолого-педагогического консилиума
 
         Психологическое обследование
Основные методы обследования
         Психологическому изучению детей принадлежит ведущая роль в получении сведений об уровне их умственного развития, личностных  и индивидуально-психологических особенностях. Результативность психологического обследования детей и степень обоснованности выводов  находятся в тесной зависимости от того, насколько используемый  комплекс экспериментальных методик адекватен объекту и задачам психологического изучения.
         Круг важнейших вопросов, подлежащих выяснению средствами психологической  диагностики, может быть ограничен выяснением актуального уровня развития, потенциальных  возможностей и причинных взаимозависимостей процессов, относящихся к познавательной  сфере.
         Исчерпывающе полные сведения о психическом развитии ребенка могут быть получены  лишь в результате всестороннего обследования  его познавательной деятельности.
         В связи с этим с проведением психологического обследования  ребенка психологами используются следующие основные методы:
1. Изучение документации с целью сбора анамнестических данных и получения представления о причинах отклонений в развитии.
Изучение документации  позволяет психологу определить, в каких  направлениях следует строить дальнейшее обследование ребенка.
2. Метод беседы. С помощью  беседы выясняются особенности психических проявлений  ребенка в процессе личного общения с его родителями, с самим ребенком, с лицами из его  микросоциального окружения. Беседа проводится по специально составленной программе. С ее  помощью можно выяснить, как ребенок развивался в раннем и дошкольном детстве, каковы его интересы, способности, особенности характера, поведения. Содержание беседы варьируется в  зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей.  Большое значение имеет беседа для установления контакта с ребенком.
3. Изучение результатов  деятельности детей. Анализу подвергается конечный результат деятельности  ребенка. (Детские рисунки, различные поделки, письменные контрольные и творческие работы и т.д.)
         Цель этого метода – сбор фактического материала для изучения особенностей психического  развития детей. Анализ результатов детского творчества позволяет судить также о таких качествах  ребенка, как воображение, особенности зрительного представления, развитие мелкой моторики. В  этих результатах отражается отношение детей к действительности, уровень развития их  сенсорных, моторных навыков, наличие патологических проявлений.
4. Метод наблюдения. Психологическое наблюдение  позволяет определить наличие различных проявлений психики ребенка в условиях его естественной деятельности при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наблюдение должно быть целенаправленным и определяться задачей исследования.
         Ценность метода состоит в том, что исследователь в течение относительно короткого промежутка времени может изучить особенности и возможности развития ребенка, определения его «зоны ближайшего развития». Психолог наблюдает  за игрой ребенка, поведением, общением и состоянием работоспособности.
5. Метод эксперимента  предполагает сбор фактического материала в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Метод применяется при изучении различных проявлений деятельности ребенка и выявлении особенностей развития  его личности.
         Общими требованиями к проведению психологического эксперимента являются:  доступность заданий для ребенка данного возраста; обеспечение адекватности понимания того,  что он должен сделать; моделируемая ситуация должна быть представлена в виде игрового или  учебного задания. Эксперимент проводится после того, как  изучены анамнестические и медицинские данные, проведена беседа и наблюдение за ребенком,  что позволяет исследователю ставить конкретные задачи и в соответствии  с ними выбирать те или иные методики исследования.
         Проведение эксперимента осуществляется поэтапно. Вначале устанавливается контакт с ребенком, получается согласие ребенка на проведение заданий. При негативной реакции ребенка эксперимент не проводится.  Результат количественного и качественного анализа эксперимента интерпретируются.  Протокол исследования с датой его проведения и названием методики хранится в личной  карте ребенка.
6. Метод тестирования.  Для сравнительной  оценки уровня развития каких-либо психических проявлений, возможностей, способностей, умственного развития человека, применяются разнообразные тесты, опросники, тесты-задания.
        
      Литература:
  1. «Психологические тесты» Москва «Лист» - 1996 – 320 с.
  2. Немов Р.С. Психология, 3 том, М.: «Владос» - 1995 – 512 с.
  3. Марциновская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.: «Линна-пресс», 1998 – 176 с.
  4. Психологическая диагностика при поступлении детей в школу. Чел. Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995 – 28 с.
  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: «Владос» , 1996, 529 с. 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Ольга Николаевна, каждая Ваша статья - большое подспорье в работе для молодого специалиста. Подробно освещена каждая тема, рекомендации, примеры практического применения. Спасибо за Ваш труд.
Татьяна Образцова, дата: 14.06.2015 в 21:18  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ