Статья "Возродим ли детское кино в эпоху Интернета"
Тамара Спиридонова
13.01.2016
1724
1
Дополнительное образование
Спиридонова Тамара Ивановна
педагог дополнительного образования высшей категории
ДТО "Теле-Кино", города Москва
Возродим ли детское кино в эпоху Интернета
Информационные источники:
Л.Ягунова "Где ты золотой век отечественного кино?" 2016 http://kprf.ru/activity/culture/150566.html
педагог дополнительного образования высшей категории
ДТО "Теле-Кино", города Москва
Возродим ли детское кино в эпоху Интернета
Указом президента РФ наступивший 2016-й объявлен Годом российского кино. Из первых лиц государства сформирован оргкомитет по осуществлению этого проекта. В конце года состоялся пленум Союза кинематографистов, посвящённый тому же событию. Речь шла о развитии и продвижении отечественного кино, об укреплении его позиций в обществе.
Много лет подряд занимаюсь с подростками экранной культурой, экранной грамотностью, экранной образованностью на созданных фильмах в творческом объединении "Теле-Кино". Начиная с 2008 года запущен авторский "Масштабный кинопроект "Возрождение детского кино в России", который зарекомендовал себя как методическое пособие по обучению учащихся киновидеотворчеству, включающивший в себя: кинообразование, кинообучение, кинопроцесс.
Всем конечно известно, что по инициативе Никиты Михалкова должны были ввести в школах курс кинообразования, призванный наряду с уроками литературы формировать эстетические взгляды детей. В январе с.г. Министерство культуры разместило список из ста фильмов, рекомендованных для просмотра в школах.
Об этой идее многие спорили. Возникло множество вопросов: где взять столько преподавателей, где добыть техническое оборудование, кто возьмет на себя тиражирование фильмов, найдутся ли для этого немалые средства?
Наконец, как "раздвинуть" и без того перегруженное расписание школьников, чтобы найти время для коллективного просмотра картин и для их обсуждения? Чем в этом расписании можно еще пожертвовать, если и так до предела ужаты курсы важнейших дисциплин?
Многие вообще полагают, что "навязывание" школьникам фильмов только отвратит их от кино, и пишут о новой затее с нескрываемой иронией.
Вопросы резонные. Особенно неясной кажется проблема педагогов: знатоков кино, способных работать с детьми, на все школы не хватит даже в Москве и крупнейших мегаполисах, не говоря о малых городах и поселках. Впрочем, практика показывает: если есть инициативные, творчески мыслящие люди, все становится реальным и без "разнарядок" свыше.
Вопросы резонные. Особенно неясной кажется проблема педагогов: знатоков кино, способных работать с детьми, на все школы не хватит даже в Москве и крупнейших мегаполисах, не говоря о малых городах и поселках. Впрочем, практика показывает: если есть инициативные, творчески мыслящие люди, все становится реальным и без "разнарядок" свыше.
Об этом, в частности, говорится в электронных и печатных публикациях, которые нашли положительный отклик о том, что такие занятия у нас уже идут, и учеников они явно интересуют.
А сейчас все чаще задаю себе вопрос нужны ли кинозалы в эпоху Интернета, когда любой фильм можно посмотреть у себя дома, не вставая с дивана? Казалось бы, новые времена диктуют новые правила: современная эпоха ведёт к индивидуальному «потреблению кинопродукта» в Интернете и, стало быть, меняет природу восприятия фильма.
А сейчас все чаще задаю себе вопрос нужны ли кинозалы в эпоху Интернета, когда любой фильм можно посмотреть у себя дома, не вставая с дивана? Казалось бы, новые времена диктуют новые правила: современная эпоха ведёт к индивидуальному «потреблению кинопродукта» в Интернете и, стало быть, меняет природу восприятия фильма.
Но не проигрывает ли от этого само кино — искусство по своей природе массовое и демократичное? Зрительный образ на киноэкране — мощный источник эмоционального воздействия, который заставляет нас забыть о себе и полностью отдаться коллективному чувству.
Нередко приходится слышать, что художественный фильм — это всегда миф. На самом деле мыслящий кинематограф ближе других искусств к реальной жизни.
Пример тому — бывшее советское кино, которое было теснейшим образом связано с действительностью, открывая в ней такие явления и события, которые говорили о преобразовании мира и человека. Оно было источником позитивной энергии, веры в человека, любви к жизни.
Нередко приходится слышать, что художественный фильм — это всегда миф. На самом деле мыслящий кинематограф ближе других искусств к реальной жизни.
Пример тому — бывшее советское кино, которое было теснейшим образом связано с действительностью, открывая в ней такие явления и события, которые говорили о преобразовании мира и человека. Оно было источником позитивной энергии, веры в человека, любви к жизни.
Именно поэтому кинематограф в СССР быстро поднялся до высот подлинного искусства, приняв на себя воспитательную и просветительную миссию литературы и вместе с тем освоив те средства экранной выразительности, которые формируют язык кино. Отсюда и громадный авторитет советского кино во всём мире. В антологию мирового искусства вошли выдающиеся фильмы: С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, А. Довженко, Г. и С. Васильевых, Г. Козинцева и Л. Трауберга, С. Герасимова.
Ранее кино было не безделкой и не развлечением, а окном в жизнь для каждого зрителя, от мала до велика. И люди стремились жить такой же полной и насыщенной жизнью, как герои любимых фильмов. Кем были эти герои? Тружениками, созидателями своей страны и своей судьбы, неотъемлемой от судьбы народной.
А в ходе так называемых реформ кино быстро утратило свою связь с жизнью, стало делом узкого круга профессионалов и ценителей. Зрители прикипели к Интернету и телевидению, и с культом кино было покончено. Публике стали так упорно внушать, что всякий фильм теперь — это только приложение к рекламе, что она перестала воспринимать кино как продукт духовной и умственной деятельности. Да и уровень телефильмов тому способствовал. В результате такой политики кино потеряло статус искусства в глазах зрителя.
И теперь, когда государство намеревается вернуться в сферу кинопоказа, оказалось, что всю инфраструктуру надо поднимать заново. Фонд кино, созданный несколько лет назад для оживления кинопроизводства, объявил сбор заявок от субъектов Федерации на финансирование и обустройство кинозалов в малых городах и крупных поселениях. Предварительный опрос показал, что таких заявок наберётся до тысячи.
Решено общими усилиями за год открыть в регионах 100—150 кинозалов. Объявлен конкурс на получение безвозвратных субсидий в размере 5 миллионов рублей на организацию или же модернизацию кинотеатров в городах с населением свыше 100 тысяч человек. Средства будут выделяться на установку нового цифрового и звукового оборудования, систем 3D-показа, киноэкранов и кресел.
Можно также предположить, что придётся выкупать здания бывших кинотеатров у собственников, завладевших ими когда-то. Так что расходы предстоят немалые.
Намеревалось, к примеру, министерство культуры ввести НДС на демонстрацию зарубежных фильмов, но отступилось. Удалось только подписать с прокатчиками соглашение о том, что доля российских фильмов в кинопрокате достигнет в этом году 20%. Но наберётся ли достаточно картин и какого они будут качества? Кстати, Фонд кино за качество не отвечает — это дело министерского департамента кинематографии.
Чем отмечено современное отечественное кино? Большое место занимают криминальные сюжеты. Возникло так называемое альтернативное кино, претендующее на художественное новаторство, но при этом противопоставившее себя гуманизму искусства и выходящее за рамки киноэстетики.
На другом месте — поделки режиссёров-ремесленников, использующих только зрелищную сторону кино и ориентированных на незамысловатые сюжеты.
Уровень массовой продукции, особенно в сфере телекино, удручает своей примитивностью. Целые эпизоды снимаются статичной камерой с одной точки. Крупные планы не несут никакой смысловой нагрузки.
Уровень массовой продукции, особенно в сфере телекино, удручает своей примитивностью. Целые эпизоды снимаются статичной камерой с одной точки. Крупные планы не несут никакой смысловой нагрузки.
О роли цвета и света, этих важнейших элементов экранной выразительности, нет ни малейшего понятия. Звуковое оформление небрежно и приблизительно. Во многих фильмах вообще не чувствуется режиссуры как организующей силы.
Что же касается сюжетов, они зачастую далеки от всякой логики, будь то логика жизни или жанра. Сказывается полное отсутствие редактуры, важнейшей составляющей кинопроизводства. Всё это возвращает нас к тем временам, когда сутью киносеанса была лишь сама по себе движущаяся картинка. Как сказал недавно один критик: «Кино началось как аттракцион и кончается как аттракцион».
Что же касается сюжетов, они зачастую далеки от всякой логики, будь то логика жизни или жанра. Сказывается полное отсутствие редактуры, важнейшей составляющей кинопроизводства. Всё это возвращает нас к тем временам, когда сутью киносеанса была лишь сама по себе движущаяся картинка. Как сказал недавно один критик: «Кино началось как аттракцион и кончается как аттракцион».
Когда-то киностудии страны воспринимались всеми как громадные художественные мастерские. Общий климат, несомненно, влиял на уровень всей продукции, поднимал планку.
В золотые времена советского кино всякий участник съёмочного процесса стремился к своему потолку. Люди творчески и духовно росли вместе со всей отраслью. Сейчас идёт обратный процесс: разрушается профессиональная среда — рушится и отдельная личность.
В золотые времена советского кино всякий участник съёмочного процесса стремился к своему потолку. Люди творчески и духовно росли вместе со всей отраслью. Сейчас идёт обратный процесс: разрушается профессиональная среда — рушится и отдельная личность.
Но тем не менее организаторы Года российского кино настроены оптимизмом. Рассуждают о подъёме отрасли, появлении новых шедевров и даже о возрождении золотого века российского кино. Очень хочется верить в осуществление этих планов.
Информационные источники:
Л.Ягунова "Где ты золотой век отечественного кино?" 2016 http://kprf.ru/activity/culture/150566.html
Другие статьи
- Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
- Использование активных методов обучения в системе урока
- Оценка эффективности модульно-рейтингового обучения
- Первое родительское собрание в 1 классе (из опыта работы)
- Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников
- Инновационная деятельность воспитателя в условиях группы продлённого дня в режиме специального (коррекционного) образовательного учреждения интернатного типа
- Модульное обучение в СПО
- Детям нужны воспитатели
- Информационно – коммуникативные технологии как средство повышения учебной мотивации детей с задержкой психического развития в начальной школе в классно – урочной системе
- Организационно-педагогические условия военно-патриотического воспитания в общеобразовательной организации с кадетскими казачьими классами (на примере МКОУ «СОШ№1» ГО Ревда Свердловской области)
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 На мой взгляд, даже в настоящую эпоху Интернета надо возрождать детское кино. И совершенно правильно решили, чтобы за год в некоторых регионах открыть кинозалы. А что касается Интернет- ресурсов, так я считаю, что ребёнка надо приучать правильно ими пользоваться, больше обращая внимание на то,что Интернет - это ресурс, который предназначен для получения новых знаний, дополнительной информации и сведений по предметам именно школьной программы. А фильмы смотреть в кино, так как там больше звуковых и зрительных эффектов, способствующие правильному восприятию, общению, приобщению к искусству "кино"
Наталья Чубаева, дата: 14.01.2016 в 15:45
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.