Статья "«Дети дождя», или что такое детский аутизм?"
Наталья Трачук
07.07.2015
4072
3
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Трачук Наталья Михайловна,
заместитель директора ГБОУ АО «Савинская СКОШИ»
п. Савинский, Плесецкого района, Архангельской области
1. Никольская О. С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. Москва, Теревинф, 2007
2. http://www.sulamot.ru/autizm/autizm-u-detej.html
3. http://www.pupsek.com/zdorov-e-rebenka/detskie-bolezni/autizm-u-detej.html
4. http://ria.ru/spravka/20120402/615322608.html
5. http://www.krokha.ru/news/42317-o-chem-mojet-rasskazat-reakzia-rebenka-na-zapaxi.html
заместитель директора ГБОУ АО «Савинская СКОШИ»
п. Савинский, Плесецкого района, Архангельской области
«Дети дождя», или что такое детский аутизм?
Аутизм – психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга, характеризуется дефицитом социального контакта и общения, ограниченными интересами и однотипными, повторяющимися действиями.
Аутизм у детей, как самостоятельное расстройство, в 1942 г. был впервые описан Л.Каннером. Сходные признаки у старших детей в 1943 г. описал Г. Аспергер и С.С.Мнухин в 1947 г. В 1988 г. на экране вышел американский художественный фильм «Человек дождя», после показа которого аутичных детей стали называть «дети дождя».
Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от пяти до 26 случаев на 10 тысяч детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Мальчики страдают аутизмом чаще, чем девочки. У малышей это состояние формируется в возрасте 1-3 лет.
Причины аутизма у детей
Аутизм у детей, как самостоятельное расстройство, в 1942 г. был впервые описан Л.Каннером. Сходные признаки у старших детей в 1943 г. описал Г. Аспергер и С.С.Мнухин в 1947 г. В 1988 г. на экране вышел американский художественный фильм «Человек дождя», после показа которого аутичных детей стали называть «дети дождя».
Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от пяти до 26 случаев на 10 тысяч детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Мальчики страдают аутизмом чаще, чем девочки. У малышей это состояние формируется в возрасте 1-3 лет.
Причины аутизма у детей
Ученые до сих пор не могут установить причины возникновения аутизма у детей. Теорий по этому поводу существует много, однако ни одна из них так и не нашла подтверждения клинически. Большинство ученых считает, что аутизм детский – наследственное заболевание. Однако дети-аутисты рождаются в абсолютно благополучных семьях. Ученые выяснили, что чаще всего аутизм поражает первенцев. Не исключают, что причиной данного заболевания является вирусная инфекция (краснуха, корь, ветрянка) матери во время беременности. Она способствует органическим изменениям строения головного мозга ребенка, что в дальнейшем приводит к детскому аутизму.
Человека с типичным аутизмом не существует. Поведение и состояние больного по степени тяжести может быть разным. Все зависит от формы аутизма.
Никольская О. С. выделила 4 группы детей с аутизмом. У детей I группы речь будет идти об отрешенности от внешней среды, II - ее отвержения, III - ее замещения и IV сверхтормозимости ребенка окружающей его средой.
Дети I группы с аутистической отрешенностью от окружающего характеризуются наиболее глубокой агрессивной патологией, наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Наиболее тяжелые проявления аутизма: дети не имеют потребности в контактах, не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими, не овладевают навыками социального поведения. Нет и активных форм аффективной защиты от окружающего, стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к привычному постоянству окружающей среды. Они не только бездеятельны, но и полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания.
Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у них могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания; они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про себя, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.
Дети II группы с аутистическим отвержением внешней среды. Внешний рисунок их поведения - манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка, особые интонации речи. Эти дети обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. С гримасами, либо застывшей мимикой обычно диссоциирует осмысленный взгляд. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки, односложные речевые штампы-команды. У них часто наблюдается примитивная, но предельно тесная "симбиотическая" связь с матерью, ежеминутное присутствие которой - непреложное условие их существования.
Прогноз на будущее для детей данной группы лучше. При адекватной длительной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе (чаще - в массовой, реже - во вспомогательной).
Дети III группы с аутистическими замещениям окружающего мира характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Эти дети имеют более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребенком как стихийная психодрама, снимающая пугающие его переживания и страхи. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному. Характерны развернутая речь, более высокий уровень когнитивного развития. Эти дети менее аффективно зависимы от матери, не нуждаются в примитивном тактильном контакте и опеке. Поэтому их эмоциональные связи с близкими недостаточны, низка способность к сопереживанию. При развернутом монологе очень слаб диалог.
Эти дети при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.
Дети IV группы характеризуются сверхтормозимостью. У них не менее глубок аутистический барьер, меньше патологии аффективной и сенсорной сфер. В их статусе на первом плане - неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Сохраняют постоянство среды за счет активного усвоения поведенческих штампов, формирующих образцы правильного социального поведения, стараются быть "хорошими", выполнять требования близких.
Итак, чем же отличается ребенок-аутист от обычного ребенка:
Человека с типичным аутизмом не существует. Поведение и состояние больного по степени тяжести может быть разным. Все зависит от формы аутизма.
Никольская О. С. выделила 4 группы детей с аутизмом. У детей I группы речь будет идти об отрешенности от внешней среды, II - ее отвержения, III - ее замещения и IV сверхтормозимости ребенка окружающей его средой.
Дети I группы с аутистической отрешенностью от окружающего характеризуются наиболее глубокой агрессивной патологией, наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Наиболее тяжелые проявления аутизма: дети не имеют потребности в контактах, не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими, не овладевают навыками социального поведения. Нет и активных форм аффективной защиты от окружающего, стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к привычному постоянству окружающей среды. Они не только бездеятельны, но и полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания.
Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у них могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания; они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про себя, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.
Дети II группы с аутистическим отвержением внешней среды. Внешний рисунок их поведения - манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка, особые интонации речи. Эти дети обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. С гримасами, либо застывшей мимикой обычно диссоциирует осмысленный взгляд. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки, односложные речевые штампы-команды. У них часто наблюдается примитивная, но предельно тесная "симбиотическая" связь с матерью, ежеминутное присутствие которой - непреложное условие их существования.
Прогноз на будущее для детей данной группы лучше. При адекватной длительной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе (чаще - в массовой, реже - во вспомогательной).
Дети III группы с аутистическими замещениям окружающего мира характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Эти дети имеют более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребенком как стихийная психодрама, снимающая пугающие его переживания и страхи. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному. Характерны развернутая речь, более высокий уровень когнитивного развития. Эти дети менее аффективно зависимы от матери, не нуждаются в примитивном тактильном контакте и опеке. Поэтому их эмоциональные связи с близкими недостаточны, низка способность к сопереживанию. При развернутом монологе очень слаб диалог.
Эти дети при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.
Дети IV группы характеризуются сверхтормозимостью. У них не менее глубок аутистический барьер, меньше патологии аффективной и сенсорной сфер. В их статусе на первом плане - неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Сохраняют постоянство среды за счет активного усвоения поведенческих штампов, формирующих образцы правильного социального поведения, стараются быть "хорошими", выполнять требования близких.
Итак, чем же отличается ребенок-аутист от обычного ребенка:
Черты обычного ребенка | Черты ребенка-аутиста |
- постоянно задает вопросы, - залезает на горку, на верх дивана, - любит играть на детской площадке, когда там много детей, - активно привлекает детей в свою игру, - любит кошек, - разбирает вещи по частям, - разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми, - любит разноцветные шерстяные свитера, - любит громкую музыку, - любит играть на барабанах или стучать, - требует новых игрушек, - постоянно переставляет, игрушки и вещи в комнате, - пьет из разных чашек |
- не смотрит в глаза, - не играет со сверстниками, - не испытывает радость, - не нуждается в контакте с окружающими, - не разговаривает с окружающими, - повторяет одни и те же слова или предложения, - выполняет одни и те же механические движения, - играет только с определенными игрушками, - использует постоянные ритуалы, - играет с мелкими игрушками, - выстраивает предметы в ряд, - общается только с одним членом семьи, - общается с одним выбранным взрослым, - избирателен в еде, - предпочитает еду одного цвета, - не любит телесный контакт, - избирателен в одежде, - часто ходит босиком, - плохо спит, - играет один, - фантазирует, - делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами), - постоянно намеренно соблюдает определенные правила, - сопротивляется переменам, - выполняет действия в определенном порядке, - совершает действия, приносящие вред ему самому, - боится громких звуков, закрывает уши руками, - избегает яркого света, - нюхает предметы, в том числе и несъедобные, - избегает двигательной активности, - не переносит прикосновения к себе, - боится испачкаться, - быстро утомляется, - хаотично передвигается по помещению |
Исследователи из Израиля сделали необычное открытие: оказывается, маленькие аутисты и обычные дети по-разному реагируют на запахи. Дети с расстройствами аутистического спектра не разделяют запахи на приятные и неприятные.
Ученые из Института Вейцмана проводили исследование с участием 36 детей.
Во время просмотра мультфильма в носовые пазухи ребенка через трубочку подавался приятный или неприятный запах, при этом исследователи фиксировали изменения дыхания ребенка.
Как правило, если запах приятный, то человек вдыхает его дольше, чем неприятный.
Почувствовав неприятный запах, люди обычно стараются дышать через рот, при этом поток воздуха, который поступает через нос, сокращается. Но у детей с аутизмом такой разницы не наблюдается.
Подобную реакцию на запахи израильские ученые предлагают использовать в качестве теста на аутизм. Они разработали компьютерную программу, которая помогает диагностировать аутизм у детей с точностью до 81%.
Особенно важно, что такой тест можно использовать с раннего возраста, когда специалистам еще трудно понять, есть ли у ребенка расстройства в социальном поведении.
Источники:Ученые из Института Вейцмана проводили исследование с участием 36 детей.
Во время просмотра мультфильма в носовые пазухи ребенка через трубочку подавался приятный или неприятный запах, при этом исследователи фиксировали изменения дыхания ребенка.
Как правило, если запах приятный, то человек вдыхает его дольше, чем неприятный.
Почувствовав неприятный запах, люди обычно стараются дышать через рот, при этом поток воздуха, который поступает через нос, сокращается. Но у детей с аутизмом такой разницы не наблюдается.
Подобную реакцию на запахи израильские ученые предлагают использовать в качестве теста на аутизм. Они разработали компьютерную программу, которая помогает диагностировать аутизм у детей с точностью до 81%.
Особенно важно, что такой тест можно использовать с раннего возраста, когда специалистам еще трудно понять, есть ли у ребенка расстройства в социальном поведении.
1. Никольская О. С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. Москва, Теревинф, 2007
2. http://www.sulamot.ru/autizm/autizm-u-detej.html
3. http://www.pupsek.com/zdorov-e-rebenka/detskie-bolezni/autizm-u-detej.html
4. http://ria.ru/spravka/20120402/615322608.html
5. http://www.krokha.ru/news/42317-o-chem-mojet-rasskazat-reakzia-rebenka-na-zapaxi.html
Другие статьи
- Использование проктного метода в профессиональной деятельности преподавателя русского языка
- ВЛАДИМИРСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1918 – 1923)
- Мир добра в творчестве омского художника Евгения Дорохова
- С ВЕРОЙ В СЕРДЦЕ
- "Использование ИКТ на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида"
- Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания, способствующая формированию толерантных убеждений и взглядов детей, молодёжи и их родителей.
- РАБОТА СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ
- Компьютер помогает учиться
- Дистанционное образование "за" и "против"?
- Система работы по организации дистанционного обучения с детьми – инвалидами в 2009 – 2011 учебном году в Гатчинском районе
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Интересный материал, Наталья Михайловна! Не слышала еще про такой тест, помогает диагностировать аутизм у детей.
Ольга Даниловская, дата: 07.07.2015 в 14:09
#2 Курсы по диагностике и коррекции аутизма провели для педагогов Поморья
Занятия проводили авторы уникальной программы, ведущие специалисты России, доктора педагогических наук Ольга Никольская и Елена Баенская. Они не только представили отечественные методики, но и рассказали о зарубежных подходах в коррекции раннего детского аутизма.
Светлана Трушина, дата: 18.07.2015 в 16:13
#3 Участники курсов обратились в министерство образования и науки Архангельской области с просьбой о продолжении обучения по этой теме.
— Несомненно, мы будем продолжать такие курсовые занятия, поскольку это позволяет существенно повысить уровень подготовки наших педагогов. Более того, мы планируем пригласить к участию в такой работе и представителей общественных организаций,– сказал министр образования и науки Архангельской области Игорь Скубенко.
ug.ru/news/15677
Светлана Трушина, дата: 18.07.2015 в 16:13
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.