Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся через модульно-рейтинговую систему организации контроля и оценки знаний"
Татьяна Медведева
03.07.2015
2217
1
Методика преподавания
Медведева Татьяна Александровна,
Учитель биологии и информатики,
МБОУ Арбатская средняя школа,
высшая квалификационная категория,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
2015г.
Учитель биологии и информатики,
МБОУ Арбатская средняя школа,
высшая квалификационная категория,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
2015г.
Активизация познавательной деятельности учащихся через модульно-рейтинговую систему организации контроля и оценки знаний
Образование должно быть эмоционально привлекательным и ориентированным на целостную человеческую душу, на познание, чувства и волю человека.
В современной педагогике описаны различные пути активизации познавательной деятельности учащихся. Решение этой проблемы отражено в работах Т.И.Шамовой, Г.И.Щукиной, Г.А.Каменевой, Е.В.Харченко и многих других учёных.
К решению проблемы активизации учебно-познавательной деятельности необходимо подходить в процессе целостного обучения, представляющего собой целенаправленное, систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие учащегося с окружающей действительностью, результатом которого является овладение им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний и способами деятельности.
Активность в учении, как указывает Т.А.Шамова [2], необходимо рассматривать не просто как деятельностное состояние школьника, а как качество этой деятельности, в которой проявляются личность самого ученика и его отношение к содержанию, характеру деятельности и стремление мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей. С точки зрения Л.С.Выготского в работе с детьми особое значение имеет обогащение содержания обучения за счет специальных развивающих упражнений. Активизация познавательной деятельности зависит от личной мотивации, которая наиболее удачно отражает «Я – концепция», рассматриваемая с точки зрения В.А.Беликова [1]: «Я – хочу, я – могу, я – нуждаюсь». В свою очередь, чтобы реализовать подобное положение, необходимо наличие у ребёнка интереса к этой деятельности, что будет способствовать движению ученика от репродуктивного уровня познавательной деятельности к творческому. Радость, успех – условия активизации познавательной деятельности. Именно методы и приёмы обучения, связанные с ситуацией успеха как раз и отражают специфику активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Демократизация и гуманитаризация современного образования требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению. Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащихся, принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы. Дополняясь принципом добровольности обучения (а значит, и контролирования), оценка может превратиться в способ рационального определения личного рейтинга – показателя учебных успехов ученика.
В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда ученика в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения успевающих учащихся, перевод с одной ступени обучения на другую. Использование рейтинговой системы оценивания знаний учащихся позволяет дифференцировать систему ответов учащихся по каждой теме. Ученик сам решает, какой вид контроля знаний ему выбрать на уроке: монологический рассказ, работа с карточками, эвристическая беседа, творческий рейтинг.
При традиционной, количественной оценочной шкале, ученик отвечает и работает не систематически (за некоторым исключением). Пятибалльная система оценивания дает довольно большую погрешность в оценке знаний учащихся. Она предусматривает оценки за устный ответ, контрольные, самостоятельные и экспериментальные работы. В старших классах может быть использована зачетная система, где добавляется оценка за зачет.
Взаимодействие учителя с учеником по традиционной схеме выглядит как изложение ® вопрос ® ответ. С использованием рейтинговой системы это взаимодействие меняется: рекомендации ® действия по добыванию знаний ® ответ. Такая схема совершенно меняет подход к изучению предмета, а значит идет активное развитие познавательной потребности учащегося. Рейтинговая система оценки знаний демократична и способствует более самостоятельному обучению, заставляя ученика заниматься предметом систематически, самостоятельно, внимательно слушать на уроке, использовать дополнительную литературу, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету. Познавательная активность должна сопровождаться удовольствием от умственного напряжения, связанного с положительным эмоциональным настроем.
Выясняется, что из всех систем оценивания: традиционной (балльной), тестовой, «портфолио», рейтинговая система позволяет наиболее объективно оценивать знания учащихся, стимулируя их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно – исследовательской работы.
Рейтинговая система оценки знаний особенно хорошо работает в средних и старших классах школы, когда подростки начинают рассматривать учебу как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. С помощью рейтинга всегда виден «статус-кво» данного ученика на фоне всего класса. Такая система оценки стимулирует соревновательность в учебном процессе.
В отечественной педагогике этот метод завоевывает все больше и больше популярности и используется не только в школе, но и во многих вузах. При модульном обучении все этапы выполняемых обучающимися работ оцениваются в установленном уровне баллов рейтинга, что обеспечивает постоянный контроль итогов учебной деятельности благодаря соответствующей структуре модульной программы.
Таким образом, оценивается конечный результат, а внутри модуля контроль только диагностический, безоценочный, идущий на уровне самоконтроля и взаимоконтроля. У обучающихся имеется возможность сверить результаты своей деятельности с образцом — эталоном ответов. Пропадает неуверенность, боязнь оценки, учащиеся, общаясь в парах или малых группах, овладевают организационными, коммуникативными способностями.
При анализе научно-методической и педагогической литературы были выявлены следующие преимущества рейтинговой системы:
- упорядочение системы контроля знаний учащихся, выработка единых требований к оценке знаний в рамках каждого отдельного учебного модуля;
- получение дифференцированной и разносторонней информации о качестве и результативности обучения, а также о персональных достижениях каждого ученика.
Результаты текущего контроля знаний являются показателем того, как ученик работал в течение четверти.
Рейтинговая система оценивания знаний позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность. Дети перестают испытывать страх перед опросом, раскрепощаясь, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их умственных способностей, психических возможностей и трудолюбия. Активность учащихся на уроках резко возрастает. Таким образом, оценивание деятельности школьников – важный стимул обучения и воспитания.
Из вышесказанного следует, что рейтинговая система стимулирования достижений становится одним из факторов активизации познавательной деятельности учащихся, позволяя при оценивании не только создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, но и перевести учебную деятельность во внутреннюю потребность, а также расширить общение, ориентируясь на интересы и потребности учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.
Литература и источники
В современной педагогике описаны различные пути активизации познавательной деятельности учащихся. Решение этой проблемы отражено в работах Т.И.Шамовой, Г.И.Щукиной, Г.А.Каменевой, Е.В.Харченко и многих других учёных.
К решению проблемы активизации учебно-познавательной деятельности необходимо подходить в процессе целостного обучения, представляющего собой целенаправленное, систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие учащегося с окружающей действительностью, результатом которого является овладение им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний и способами деятельности.
Активность в учении, как указывает Т.А.Шамова [2], необходимо рассматривать не просто как деятельностное состояние школьника, а как качество этой деятельности, в которой проявляются личность самого ученика и его отношение к содержанию, характеру деятельности и стремление мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей. С точки зрения Л.С.Выготского в работе с детьми особое значение имеет обогащение содержания обучения за счет специальных развивающих упражнений. Активизация познавательной деятельности зависит от личной мотивации, которая наиболее удачно отражает «Я – концепция», рассматриваемая с точки зрения В.А.Беликова [1]: «Я – хочу, я – могу, я – нуждаюсь». В свою очередь, чтобы реализовать подобное положение, необходимо наличие у ребёнка интереса к этой деятельности, что будет способствовать движению ученика от репродуктивного уровня познавательной деятельности к творческому. Радость, успех – условия активизации познавательной деятельности. Именно методы и приёмы обучения, связанные с ситуацией успеха как раз и отражают специфику активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Демократизация и гуманитаризация современного образования требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению. Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащихся, принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы. Дополняясь принципом добровольности обучения (а значит, и контролирования), оценка может превратиться в способ рационального определения личного рейтинга – показателя учебных успехов ученика.
В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда ученика в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения успевающих учащихся, перевод с одной ступени обучения на другую. Использование рейтинговой системы оценивания знаний учащихся позволяет дифференцировать систему ответов учащихся по каждой теме. Ученик сам решает, какой вид контроля знаний ему выбрать на уроке: монологический рассказ, работа с карточками, эвристическая беседа, творческий рейтинг.
При традиционной, количественной оценочной шкале, ученик отвечает и работает не систематически (за некоторым исключением). Пятибалльная система оценивания дает довольно большую погрешность в оценке знаний учащихся. Она предусматривает оценки за устный ответ, контрольные, самостоятельные и экспериментальные работы. В старших классах может быть использована зачетная система, где добавляется оценка за зачет.
Взаимодействие учителя с учеником по традиционной схеме выглядит как изложение ® вопрос ® ответ. С использованием рейтинговой системы это взаимодействие меняется: рекомендации ® действия по добыванию знаний ® ответ. Такая схема совершенно меняет подход к изучению предмета, а значит идет активное развитие познавательной потребности учащегося. Рейтинговая система оценки знаний демократична и способствует более самостоятельному обучению, заставляя ученика заниматься предметом систематически, самостоятельно, внимательно слушать на уроке, использовать дополнительную литературу, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету. Познавательная активность должна сопровождаться удовольствием от умственного напряжения, связанного с положительным эмоциональным настроем.
Выясняется, что из всех систем оценивания: традиционной (балльной), тестовой, «портфолио», рейтинговая система позволяет наиболее объективно оценивать знания учащихся, стимулируя их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно – исследовательской работы.
Рейтинговая система оценки знаний особенно хорошо работает в средних и старших классах школы, когда подростки начинают рассматривать учебу как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. С помощью рейтинга всегда виден «статус-кво» данного ученика на фоне всего класса. Такая система оценки стимулирует соревновательность в учебном процессе.
В отечественной педагогике этот метод завоевывает все больше и больше популярности и используется не только в школе, но и во многих вузах. При модульном обучении все этапы выполняемых обучающимися работ оцениваются в установленном уровне баллов рейтинга, что обеспечивает постоянный контроль итогов учебной деятельности благодаря соответствующей структуре модульной программы.
Таким образом, оценивается конечный результат, а внутри модуля контроль только диагностический, безоценочный, идущий на уровне самоконтроля и взаимоконтроля. У обучающихся имеется возможность сверить результаты своей деятельности с образцом — эталоном ответов. Пропадает неуверенность, боязнь оценки, учащиеся, общаясь в парах или малых группах, овладевают организационными, коммуникативными способностями.
При анализе научно-методической и педагогической литературы были выявлены следующие преимущества рейтинговой системы:
- упорядочение системы контроля знаний учащихся, выработка единых требований к оценке знаний в рамках каждого отдельного учебного модуля;
- получение дифференцированной и разносторонней информации о качестве и результативности обучения, а также о персональных достижениях каждого ученика.
Результаты текущего контроля знаний являются показателем того, как ученик работал в течение четверти.
Рейтинговая система оценивания знаний позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность. Дети перестают испытывать страх перед опросом, раскрепощаясь, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их умственных способностей, психических возможностей и трудолюбия. Активность учащихся на уроках резко возрастает. Таким образом, оценивание деятельности школьников – важный стимул обучения и воспитания.
Из вышесказанного следует, что рейтинговая система стимулирования достижений становится одним из факторов активизации познавательной деятельности учащихся, позволяя при оценивании не только создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, но и перевести учебную деятельность во внутреннюю потребность, а также расширить общение, ориентируясь на интересы и потребности учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.
Литература и источники
- Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция). - Челябинск: Изд-во ЧГПИ "Факел", 1995. -141 с
- Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля.// Школьные технологии. – 2003. - №6. – С. 94 – 99
- http://www.ug.ru/03.11/t48.htm - Информационный сайт учительской газеты.
- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005 – 2006 учебного года.
- http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&sid=21&topic_id=1039986000 Пресс-служба Минобразования
Другие статьи
- Патриотическое воспитание подростков
- "Лист контроля знаний" как один из элементов техники обратной связи
- "Моя педагогическая философия"
- Развитие презентационной культуры обучающихся изостудии "Радуга"
- Мой предмет - самый интересный
- Формы контроля знаний обучающихся техникума по информатике
- Электронная презентация внеклассной работы учителя музыки
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДОВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
- Воспитание патриотизма школьников средствами английского языка
- Инновации в преподавании физики.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 У нас была рейтинговая система в университете и на самом деле она являлась более продуктивной. В течении полугода у нас была накопительная система за семинары, практические и контрольные работы. Мне такая система очень нравилась, она не дает расслабляться и надеяться на лучшую оценку без усилия. В школе такая система тоже стала бы продуктивной.
Эльвие Алимова, дата: 04.07.2015 в 0:15
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.