Статья "Формирование понятия о длине. Обучение измерению длины"
Ольга Даниловская
27.06.2015
6869
3
Методика преподавания
Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска
Челябинской области
учитель математики,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска
Челябинской области
Формирование понятия о длине. Обучение измерению длины
План ознакомления
1. Формирование общего представления о длине отрезка, опираясь на жизненный опыт детей.
2. Ознакомление с единицами длины и формирование умения измерять.
3. Формирование конкретного представления о единицах длины.
Изучение мер длины равномерно распределено в программе по всему учебному году, но нередко случается, когда учитель, изучив, например, в 1 классе тему «Сантиметр», на некоторое время забывает о ней, т.к. не хватает времени на решение задач и примеров, поэтому материал, на странице учебника, опускает.
Он тешит себя надеждой наверстать на следующем уроке и снова нехватка времени. И вспоминает такой учитель о сантиметре непосредственно перед знакомством с новой единицей измерения длины – дециметром. Учитель спешит, дети приобретают обрывочные знания без необходимых практических заданий, что в дальнейшем отрицательно сказывается при усвоении очередных тем программы. Поэтому хочется предостеречь учителей от подобных ошибок.
После того, как первоклассники научатся чертить и сравнивать отрезки, они знакомятся с измерением отрезков и первой единицей измерения – сантиметром.
Важно, чтобы на этом уроке у каждого ученика была модель сантиметр: узкая палочка длиной 1 см из бумаги или картона.
После знакомства с сантиметром на следующем уроке первоклассники упражняются в вычерчивании отрезков и измерении их в тетради.
Опыт показывает, что правильное вычерчивание отрезков заданной длины, особенно на первых порах, требует большого терпения и внимания, т.к. у детей еще отсутствует навык владения карандашом и линейкой. Именно поэтому необходимо систематически и достаточно долго повторять упражнения по вычерчиванию и сравнению отрезков.
С новой единицей измерения – дециметром первоклассники знакомятся при изучении темы «Нумерация чисел в пределах 20».
Накануне учащиеся на уроке труда изготавливают модель дециметра, а также делают по шаблонам палочки: одну белую в 20 см, другую в 30 см иного цвета.
На уроке ознакомления с новой единицей измерения длины ученики вспоминают, какую единицу измерения длины они уже знают (сантиметр). Чертят в тетрадях отрезки длиной 1 см и 10 см, сравнивают их и приступают к выполнению практической работы (у каждого ученика на парте ножницы, модель дециметра и две палочки белой бумаги).
1. Формирование общего представления о длине отрезка, опираясь на жизненный опыт детей.
2. Ознакомление с единицами длины и формирование умения измерять.
3. Формирование конкретного представления о единицах длины.
Изучение мер длины равномерно распределено в программе по всему учебному году, но нередко случается, когда учитель, изучив, например, в 1 классе тему «Сантиметр», на некоторое время забывает о ней, т.к. не хватает времени на решение задач и примеров, поэтому материал, на странице учебника, опускает.
Он тешит себя надеждой наверстать на следующем уроке и снова нехватка времени. И вспоминает такой учитель о сантиметре непосредственно перед знакомством с новой единицей измерения длины – дециметром. Учитель спешит, дети приобретают обрывочные знания без необходимых практических заданий, что в дальнейшем отрицательно сказывается при усвоении очередных тем программы. Поэтому хочется предостеречь учителей от подобных ошибок.
После того, как первоклассники научатся чертить и сравнивать отрезки, они знакомятся с измерением отрезков и первой единицей измерения – сантиметром.
Важно, чтобы на этом уроке у каждого ученика была модель сантиметр: узкая палочка длиной 1 см из бумаги или картона.
После знакомства с сантиметром на следующем уроке первоклассники упражняются в вычерчивании отрезков и измерении их в тетради.
Опыт показывает, что правильное вычерчивание отрезков заданной длины, особенно на первых порах, требует большого терпения и внимания, т.к. у детей еще отсутствует навык владения карандашом и линейкой. Именно поэтому необходимо систематически и достаточно долго повторять упражнения по вычерчиванию и сравнению отрезков.
С новой единицей измерения – дециметром первоклассники знакомятся при изучении темы «Нумерация чисел в пределах 20».
Накануне учащиеся на уроке труда изготавливают модель дециметра, а также делают по шаблонам палочки: одну белую в 20 см, другую в 30 см иного цвета.
На уроке ознакомления с новой единицей измерения длины ученики вспоминают, какую единицу измерения длины они уже знают (сантиметр). Чертят в тетрадях отрезки длиной 1 см и 10 см, сравнивают их и приступают к выполнению практической работы (у каждого ученика на парте ножницы, модель дециметра и две палочки белой бумаги).
- на белых палочках бумаги отмерить отрезок в 1 см и отрезать.
- на этой же полоске отмерить отрезок в 10 см и отрезать.
Объясняем, что отрезок в 1 см – это модель одного сантиметра, а отрезок в 10 см – это модель одного дециметра.
Учащиеся показывают модель 1 дм, изготовленную на уроках труда, и путем наложения сравнивают с моделью дециметра из белой бумаги. Подсчитывают, сколько сантиметров в 1 дециметре. Затем моделью дециметра измеряют длину полосок (сколько раз по длине уложилась модель дм – 3 дм).
Для развития глазомера детям показываем палочку и предлагаем подумать, какой она длины, затем двое учеников моделью дециметра измеряют длину палочки (4 дм).
Далее идет работа с отрезками на доске.
Учащиеся показывают модель 1 дм, изготовленную на уроках труда, и путем наложения сравнивают с моделью дециметра из белой бумаги. Подсчитывают, сколько сантиметров в 1 дециметре. Затем моделью дециметра измеряют длину полосок (сколько раз по длине уложилась модель дм – 3 дм).
Для развития глазомера детям показываем палочку и предлагаем подумать, какой она длины, затем двое учеников моделью дециметра измеряют длину палочки (4 дм).
Далее идет работа с отрезками на доске.
- Что я начертила на доске? (прямую)
- Какой длины отрезок я отложила на прямой? Определите на глаз.
Отвечают несколько человек, результаты записываются на доске. Двое учеников измеряю длину отрезка линейкой, ярко окрашенной и разделенной на дециметры.
Затем учащиеся открывают страницу учебника и хором читают название новой единицы измерения.
Какого цвета изображен дециметр на странице? Сколько сантиметров в 1 дециметре? Измерьте длину отрезка, изображенного на странице учебника. Больше или меньше дециметров его длина? Сколько дециметров и сантиметров в этом отрезке?
Далее выполняются задания из учебника: вычерчивание отрезка по данной длине, измерение предметов новой единицей длины.
Подведение итогов – с какой новой единицей измерения длины познакомились? (дециметром)
Чтение по таблице:
Сантиметр (см)
Дециметр (дм)
1 дм = 10 см
1 дм > 1 см
На следующих уроках материал закрепляется путем вычерчивания отрезков определенной длины, сравнения и преобразования числе вида:
1 дм 8 см=…. см 4 дм= …. см 2 дм=…. см
33 см=…. дм…. см 19 см=…. дм 3 см=…. дм
Или предлагаем начертить отрезок короче или длиннее заданного.
Аналогично вводим понятие о более крупной единице измерения – метра. Модель метра склеивается на уроке труда из разноцветных полосок длиной 11 см (1 см идет на склеивание деталей). Важно, чтобы каждый ученик не только увидел метровую линейку, но и сам научился пользоваться линейкой или моделью метра, поэтому на дом дается задание измерить длину и ширину комнаты.
Решаем задачи, связанные с измерением отрезков на окружающих предметах: длина веревки, длина и ширина класса, высота и ширина окна. Затем вводим соотношения между дециметром и метров, метром и сантиметром.
В 3 классе учащиеся знакомятся с новой единицей длины – миллиметром, учатся производить измерения с помощью миллиметра. Третьеклассники сами догадываются, где производят измерения с точностью до миллиметра.
При изучении темы «Километр» целесообразно на экскурсии пройти расстояние в 1 км. Учащиеся проходят расстояние в 1 км в одиночку и группами и делают вывод о том, что они узнали действительную величину расстояния в 1 км и определили время на его прохождение, которое необходимо, чтобы пройти его шагом.
Чтобы проверить, как учащиеся представляют длину в 1 км, им предлагается определить на расстояние между известными пунктами, а учитель вносит поправки.
После проведения экскурсии, в кассе систематизируем знания учащегося о мерах длины, составляем таблицу мер длины, решаем задачи практического характера.
В заключение приведем несколько упражнений и задач практического характера, которые могут быть использованы как при повторении, так и при закреплении пройденного материала.
Длиной отрезка называется положительная величина, определенная для каждого отрезка так, что:
1) равные отрезки имеют равные длины;
2) если отрезок состоит из конечного числа отрезков, что его длина равна сумме длин этих отрезков.
Затем учащиеся открывают страницу учебника и хором читают название новой единицы измерения.
Какого цвета изображен дециметр на странице? Сколько сантиметров в 1 дециметре? Измерьте длину отрезка, изображенного на странице учебника. Больше или меньше дециметров его длина? Сколько дециметров и сантиметров в этом отрезке?
Далее выполняются задания из учебника: вычерчивание отрезка по данной длине, измерение предметов новой единицей длины.
Подведение итогов – с какой новой единицей измерения длины познакомились? (дециметром)
Чтение по таблице:
Сантиметр (см)
Дециметр (дм)
1 дм = 10 см
1 дм > 1 см
На следующих уроках материал закрепляется путем вычерчивания отрезков определенной длины, сравнения и преобразования числе вида:
1 дм 8 см=…. см 4 дм= …. см 2 дм=…. см
33 см=…. дм…. см 19 см=…. дм 3 см=…. дм
Или предлагаем начертить отрезок короче или длиннее заданного.
Аналогично вводим понятие о более крупной единице измерения – метра. Модель метра склеивается на уроке труда из разноцветных полосок длиной 11 см (1 см идет на склеивание деталей). Важно, чтобы каждый ученик не только увидел метровую линейку, но и сам научился пользоваться линейкой или моделью метра, поэтому на дом дается задание измерить длину и ширину комнаты.
Решаем задачи, связанные с измерением отрезков на окружающих предметах: длина веревки, длина и ширина класса, высота и ширина окна. Затем вводим соотношения между дециметром и метров, метром и сантиметром.
В 3 классе учащиеся знакомятся с новой единицей длины – миллиметром, учатся производить измерения с помощью миллиметра. Третьеклассники сами догадываются, где производят измерения с точностью до миллиметра.
При изучении темы «Километр» целесообразно на экскурсии пройти расстояние в 1 км. Учащиеся проходят расстояние в 1 км в одиночку и группами и делают вывод о том, что они узнали действительную величину расстояния в 1 км и определили время на его прохождение, которое необходимо, чтобы пройти его шагом.
Чтобы проверить, как учащиеся представляют длину в 1 км, им предлагается определить на расстояние между известными пунктами, а учитель вносит поправки.
После проведения экскурсии, в кассе систематизируем знания учащегося о мерах длины, составляем таблицу мер длины, решаем задачи практического характера.
В заключение приведем несколько упражнений и задач практического характера, которые могут быть использованы как при повторении, так и при закреплении пройденного материала.
Длиной отрезка называется положительная величина, определенная для каждого отрезка так, что:
1) равные отрезки имеют равные длины;
2) если отрезок состоит из конечного числа отрезков, что его длина равна сумме длин этих отрезков.
- При выбранной единице длины длина любого отрезка выражается положительным действительным числом, и для каждого положительного действительного числа есть отрезок, длина которого выражается этим числом.
- Если два отрезка равны, что численные значения их длин также равны, и обратно: если численные значения длин двух отрезков равны, то равны и сами отрезки а=b ó me (a) = me (b).
- Если данный отрезок есть сумма нескольких отрезков, то численное значение его длины равно суммы численных значений длин отрезков исчисленных, и обратно: если численное значение длины отрезка равно сумме численных значений нескольких отрезков, то и отрезок равен сумме этих отрезков c=a+b ó me (c) = me (a) + me (b).
- Если длины отрезков а и b таковы, что b = xa, где x = положительное действительное число и длина отрезка a измерена при помощи единицы е, достаточно число х умножить на численное значение длины а при единице е. b = х * а ó me (b) = х * me (а).
- При замене единицы длины численное значение длины увеличивается (уменьшается) во столько раз, во сколько новая единица меньше (больше) старой.
Методические рекомендации
1. Основной метод - беседа и практические действия детей.
2. Сформировать представления о единицах длины.
3. Познакомить с единицами длины и измерительными приборами.
4. Сравнить приборы, полоски визуально, с помощью различных мерок. Подвести к выводу о необходимости стандартной единицы измерения.
5. На уроках использовать наглядные материалы: предметы, полоски.
6. Целесообразно использовать на уроках дополнительный материал из истории, загадки.
Источники:
1. Основной метод - беседа и практические действия детей.
2. Сформировать представления о единицах длины.
3. Познакомить с единицами длины и измерительными приборами.
4. Сравнить приборы, полоски визуально, с помощью различных мерок. Подвести к выводу о необходимости стандартной единицы измерения.
5. На уроках использовать наглядные материалы: предметы, полоски.
6. Целесообразно использовать на уроках дополнительный материал из истории, загадки.
Источники:
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985, – 208 с.
- Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985 г.
- Ефимов В.Ф. Величины и их измерение. // Н.Ш. – 1990 г. № 6
- Зак А.З. Задачи для развития логического мышления. //Н.Ш. – 1989 г. № 6
- Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. Пособие для студентов сред. и высш. пед. учебн. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2003 – 288 с.
- Истомина Н.Б. Знакомство с величинами. // Н.Ш. – 1983 г. № 3
- Паболкова Н.Н. О понятии величины и признаках ее измерения. // Начальная школа. – 2004 - № 3 – с. 96
- Степанова С.В. Тема «Величины» в курсе математики для 4 класса. // Н.Ш. – 1989 г. № 8
- Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. М.: Просвещение, 1987 г.
- Холомкина А.И. Изучение мер длины. //Н.Ш. – 1981 г. № 9
Другие статьи
- За что мы любим...
- Интернет-ресурсы на уроках математики (из опыта работы)
- Применение метода проектов и ИКТ в воспитательной работе
- Такая далекая и такая близкая (70 – летию Победы посвящается…)
- Психопрофилактика, развитие и обучение детей дошкольного возраста в песочнице
- Сплочение детского коллектива ( из опыта работы)
- Саморазвитие специалиста в профессии как фактор его профессиональной самореализации (из опыта работы)
- Применение лингвокультурологического подхода как одного из средств познания культуры учащимися на уроках русского языка
- Использование метафорических ассоциативных карт в профориентационной работе
- Соотношение патриотизма и толерантности в воспитании подрастающего поколения
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Мера длины – шаг выразилась в народных пословицах и поговорках. Говорят:
«Шагнул и царство покорил », « Ни шагу назад», т. е. не отступать.
«Семимильными шагами» (т.е. гигантскими) – когда хотят сказать о
достижении крупного успеха в течение короткого времени.
«В старости шаг укорачивается, а путь удлиняется».
Татьяна Образцова, дата: 08.07.2015 в 13:22
#2 Верста. «Нам с ним – не в версту стать!» – он мне не ровня (поговорка).
Предположительно слово «верста» произошло от древнерусского «вервста». Звук «в» стерся в разговорной речи. Слово восходит к древнему «вервь», «вервление» – промер, измерение пространства.
«Верстать» – мерить в длину (стар.)
«Наверстывать» – догонять, спешить.
«Верстание» – измерение расстояния, пространства. («Земное верстание» – промер (вервление) надела.)
Татьяна Образцова, дата: 08.07.2015 в 13:55
#3 Сажень – Маховая сажень – Перехват – расстояние между указательными пальцами разведенных рук = 2,13 – 2,36 см. (Сахаров).
Косая сажень – предположительно расстояние от пальцев вытянутой вверх руки до пальцев отставленной слегка в сторону противоположной ноги.
Сажень русская = 3 аршина = 48 вершка.
«Печатная сажень» – точная мера длины с печатью, удостоверяющей ее точность. (Неложное мерило).
Татьяна Образцова, дата: 08.07.2015 в 13:56
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.