Статья "Педагогическое обследование в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)"
Ольга Даниловская
12.06.2015
15516
1
В помощь учителю
Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска
Челябинской области,
2015
В комплексной оценке психического развития, в выявлении индивидуальных типологических возможностей детей для дальнейшего обучения чрезвычайно важным является педагогическое обследование.
Педагогическое исследование детей в целях диагностики педагогической запущенности, пограничных состояний и задержек психического развития должно включать в себя задания на определение готовности к обучению, развитие школьно значимых функций, познавательной деятельности и интеллекта.
Задача педагогического собеседования — выявление готовности ребенка к обучению в школе, степени сформированности школьных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы.
На разных этапах педагогического обследования используются различные методы изучения произвольной деятельности и личностных особенностей ребенка: беседа, обучающий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей. Выбор методов обследования зависит от целей каждого этапа обследования и от индивидуальных особенностей ребенка (контактность, трудности адаптации в новых условиях, тревожность, сензитивность, негативистические проявления и т.д.)
Знакомство с проблемой ребенка начинается с изучения документации. Педагог-дефектолог знакомится со школьной характеристикой, медицинскими сведениями, записями специалистов ПМПК, если ребенок уже проходил обследование, изучает его письменные работы. Это помогает специалисту ориентироваться в проблеме и подготовиться к общению с родителями. Внимательное и доброжелательное отношение к обследуемому способствует созданию атмосферы доверительного общения. В процессе предварительной беседы с родителями выясняются условия жизни ребенка, особенности его развития, состав семьи, профессии родителей, а также школьный анамнез: с какого возраста началось обучение в школе, по каким программам обучался ребенок, дублировал ли классы, какие предметы вызывают особенные трудности, круг интересов ребенка вне школы. Подобную беседу целесообразно проводить в отсутствие ребенка. Для более подробного изучения условий жизни ребенка и оценки уровня его развития родителям предлагается заполнить анкету.
Анкета для родителей
1. Фамилия, имя ребенка.
2. Дата рождения.
3. Домашний адрес.
4. Порядковый № класса, № школы, район.
5. Какое дошкольное учреждение посещал ребенок (Массовое, специальное, речевой д/с).
6. В каком возрасте ребенок пошел в школу (с желанием или без желания, с подготовкой или неподготовленный).
7. Кем направлен.
8. Какими специалистами, в каких учреждениях и когда оказывалась консультативная и коррекционная помощь.
9. Сведения о семье:
Мать (ф.и.о., образование, профессия). Отец (ф. и. о., образование, профессия). Брат (сестра) — ф. и., возраст, учебное заведение. Другие члены семьи.
10. Условия воспитания в семье (семейно-бытовые условия, психологический климат в семье, взаимоотношения ребенка с членами семьи).
11. В каком классе возникли трудности в обучении, по каким предметам.
12. В чем причина возникновения у ребенка трудностей в обучении, по вашему мнению.
13. Какую помощь вам оказывает образовательное учреждение, которое посещает ребенок, для преодоления возникших трудностей.
14. Как ребенок относится к своим неуспехам в школе.
15. Ругаете ли вы ребенка за плохие отметки.
16. Ставите ли вы своему ребенку в пример других детей, которые успешно учатся.
17. Как ваш ребенок относится к выполнению домашних заданий (самостоятельно или с вашей помощью выполняет задания; требуется ли постоянная помощь в виде подсказки, разъяснения; сколько времени тратите на подготовку домашних заданий).
18. Чем увлекается и чем любит заниматься ваш ребенок в свободное время.
19. Какие кружки, секции посещает ваш ребенок.
20. Какие особенности в развитии и поведении вы замечаете у своего ребенка.
21. Какую помощь хотели бы вы получить для ребенка в преодолении возникших трудностей.
Непосредственное общение с ребенком начинается с установления психологического контакта. Для максимального раскрытия интеллектуальных возможностей ребенка важно создать условия психоэмоциональной комфортности, предоставить ребенку пространство для свободных высказываний. Для поддержания интереса и работоспособности многие задания предлагаются в игровой и занимательной форме. В случае возникновения трудностей педагог оказывает разную степень помощи, вплоть до совместного выполнения действий с ребенком, при этом каждый удачный ответ подкрепляется похвалой и одобрением.
На начальном этапе беседы одной из задач является выявление уровня осведомленности ребенка. Беседа строится с соблюдением основных дидактических принципов: постепенность усложнения, четкость формулировок. Если ребенок испытывает затруднения, предлагаются вспомогательные вопросы.
Например, детей с выраженным отставанием в развитии, неконтактных, у которых под влиянием постоянной неуспеваемости выработалось отрицательное отношение к учебе, целесообразно обследовать с помощью игрового, занимательного материала.
Детям с повышенной истощаемостью предлагаются задания, с помощью которых психические особенности могут быть раскрыты в максимально короткие сроки и т. п.
Примерные вопросы по выявлению уровня осведомленности детей младшего школьного возраста:
— Назови имя, отчество, фамилию, возраст, свой домашний телефон.
— На какой улице ты живешь?
— Как называется наш город?
— В честь кого он так назван?
— Кем был Петр I?
— Почему Санкт-Петербург назван в честь Петра I?
— Как называется наша страна?
— Как называется столица нашей страны?
— Что такое столица?
— Какие ты еще знаешь страны?
В ходе беседы устанавливается индивидуальный контакт с ребенком, психологический настрой на школу, появляется возможность заинтересовать ребенка и снять напряжение, вызванное самим фактом обследования. Содержание предварительной беседы должно быть направлено на выяснение кругозора ребенка, его знаний о себе, окружающих, особенностей его ориентировки в окружающем мире. Могут быть использованы вопросы, направленные на получение следующих сведений:
1. Знания о себе, семье, близких.
Цель — выявление знаний о возрасте ребенка, именах родителей, их профессии, составе семьи, понимания родственных отношений.
2. Ориентировка в пространстве.
3. Ориентировка во времени, умение определять время суток (день, ночь, утро, вечер), узнать время по часам.
4. Знание о явлениях природы.
С помощью беседы можно выяснить, что ребенок знает о временах года, их признаках, может ли отгадать загадку, определить время года по признакам, знание ребенка о погодных явлениях (дождь, снег, град, метель и т.д.), о растениях, месте их произрастания.
5. Общий кругозор.
6. Умение сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи, знание родовых понятий.
7. Отношение к учебе, познавательные интересы, нравится ли ходить в школу и хочется ли учиться.
Система педагогической диагностики детей может включать в себя задания, построенные на не учебном и учебном материале
Исследование состояния школьных навыков позволяет изучить ребенка в процессе деятельности. Педагог, наблюдая работу ребенка над тем или иным заданием, может составить мнение не только о состоянии его навыков, но и о способности воспринимать помощь, действовать в аналогичной ситуации, об отношении ребенка к результатам деятельности. В процессе выполнения заданий учебного характера можно увидеть трудности, мешающие ребенку учиться, степень дисциплинированности ученика, отношение его к заданию.
Таким образом, педагогическая диагностика позволяет выявить особенности ребенка в отношении педагогически значимых функций, успешности обучения и определить содержание индивидуальной работы с каждым для улучшения эффективности процесса обучения.
В рамках диагностического педагогического обследования проводится обучающий эксперимент, позволяющий определить этап в возникновении трудностей, степень и характер необходимой помощи, выявить компенсаторные возможности и наметить пути коррекции.
При отборе учебного материала для проведения обучающего эксперимента необходимо выявить уровень знаний и наметить индивидуальный план обучения.
При выборе методов и приемов обучения следует начинать с использования словесно-логических, предоставляя ребенку возможность максимально проявить свои интеллектуальные способности. Если использование этих методов неэффективно, то необходимо предоставить наглядно-образную помощь в виде схем, кратких записей, условных рисунков, таблиц и т.д.
Если такая помощь не приводит к желаемому результату, то следует использовать наглядно-действенные методы, включающие действия с конкретными рисунками и предметами.
Не стоит торопиться с использованием наглядного материала. Важно дать возможность ребенку выполнить задание на вербальном уровне. Первоначальная степень оказания помощи должна быть минимальной, задания и степени трудности следует планировать от простых к сложным. Это позволяет ребенку успешнее адаптироваться в новых условиях, почувствовать уверенность в своих силах.
Анализ результатов обучающего эксперимента позволяет выявить сохранные и психические функции ребенка, его компенсаторные возможности, наметить пути коррекционной работы и условия, наиболее благоприятные для их реализации.
Схема обследования
1. Начинается обследование со знакомства с документацией (школьная характеристика, медицинские сведения).
2. Проводится беседа с родителями или лицами, их заменяющими, по выяснению причины обращения в консультацию.
3. Устанавливается следующее. Сформированность временных и пространственных представлений. Знание времен года: их основные признаки, последовательность, название месяцев по порядку и вразбивку, по временам года.
Знание дней недели, умение называть предыдущий и последующий день по отношению к данному, знание частей суток, определение времени по часам, определение сторон тела на себе и собеседнике, относительное положение предметов в пространстве и на листе бумаги.
4. Определяется сформированность обобщающих понятий, уровень обобщения и характер выбора связей (выделение 4-го «лишнего» предмета, слова в ряду представлений). Нахождение различий и сходства в операциях сравнения.
5. Осуществляется подбор простых и сложных аналогий (конкретные или логические ассоциации). Подбор аналогий по противоположностям (подбор антонимов).
6. Устанавливается понимание смысла сюжетной картинки, рассказа; определение логической последовательности, причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок.
7. Выясняется понимание логико-грамматических конструкций.
8. Выясняется понимание переносного смысла метафор и пословиц.
9. Проводится обследование знаний, умений и навыков по программе детского учреждения.
Из школьных программ выбран материал диагностически значимый, позволяющий оптимально раскрыть способность ребенка к отвлеченному и логическому мышлению.
10. Устанавливаются знания по математике.
Умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Предел знания последовательности чисел натурального ряда, умение назвать их в обратном порядке, соотношение числа и цифры, способ вычисления (конкретно, отвлеченно) на основе знания нумерации, знания состава числа, знания вычислительных приемов, понимание зависимости между компонентами и результатами действий, использование математической терминологии, понимание конкретного смысла терминов и действий. Умение устанавливать логические связи при решении простых, составных, типовых задач. Умение решать уравнения, неравенства.
11. Определяется осведомленность по предмету «Русский язык».
Учитывается сформированность анализа на фонетическом, морфологическом, синтаксическом уровнях, умение выделить и объяснить орфограммы, сформулировать правило с подбором конкретных примеров, умение работать с различными деформированными текстами. При письме под диктовку учитывается сформированность графических навыков и характер ошибок (орфографические, специфические).
12. Исследуется способность к чтению.
Способ чтения (побуквенное, послоговое, по единицам чтения, синтетическое, беглое).
Качество чтения (правильность, плавность, выразительность, сознательность), характер ошибок. Пересказ (самостоятельный, полный, последовательный, по наводящим вопросам, примитивный, фрагментарный). Умение делать вывод с учетом характеристик текста (описание, повествование, рассуждение).
13. В заключение проводится беседа с родителями или лицами их заменяющими, даются методические рекомендации по обучению, воспитанию и коррекции. Оформляется запись в медицинской карте и в протоколе ПМПК.
Методический материал для проведения педагогического обследования
1.Набор предметов, предметных картинок на обобщающие понятия, классификацию, исключения, сравнения.
2.Набор сюжетных картинок; серии сюжетных картинок с явным и со скрытым смыслом сюжета.
3.«Нелепицы».
4.Разрезные картинки из 2, 3, 4-х частей, разрезанные по горизонтальным, вертикальным и диагональным линиям.
5.Подборка пословиц, фразеологизмов русского языка.
6.Набор материала для обследования сформированности сенсорных эталонов, пространственных, временных количественных представлений.
7.Касса букв и слогов, цифровая касса.
8.Подборка литературных текстов для чтения.
Образец заключения по результатам педагогического обследования
На приеме Володя К., 9 лет 2 мес., ученик 2-го класса программы ЗПР в сопровождении мамы, обратились за консультацией в связи с трудностями в обучении.
До школы посещал массовый детский сад. В школу пошел в 7 лет по программе 1—3, трудности в обучении возникли сразу. Решением районной ПМПК было рекомендовано обучение по программ с задержкой психического развития (ЗПР). В настоящее время испытывает трудности в усвоении программного материала 2-го класса для ЗПР. Мать жалуется, что в школу мальчик ходит без желания, домашние задания выполняет только вместе с матерью, не успевает за темпом работы класса.
Объективно установлено следующее. В контакт вступает постепенно, внимание неустойчивое, отвлекаемое. Чувство дистанции снижено, реакция на замечания положительная, но кратковременная. Общая осведомленность низкая, словарный запас беден, ответы короткими фразами, в речи аграмматизмы.
Пространственные и временные представления сформированы слабо. Называет времена года, затрудняется в определении их признаков и последовательности. Дни недели перечисляет, путает понятия «до» и «после». Стороны тела на себе путает.
Проводит элементарные обобщения (мебель, посуда, одежда); путает понятия фрукты—овощи, домашние—дикие животные. Сравнения проводит по второстепенным признакам (яблоко и помидор: большое, маленький, красный), способом переноса владеет слабо, помощь не использует.
Затрудняется в подборе антонимов, в большинстве случаев использует слова с частицей «не».
Логическую последовательность серии сюжетных картинок самостоятельно не устанавливает. Затрудняется в понимании простых логико-грамматических конструкций.
Переносный смысл метафор не понимает.
Чтение: знает буквы, путает некоторые из них по оптическому сходству. Чтение слабое послоговое, в некоторых случаях побуквенное, затрудняется в чтении слогов. Ситуацию прочитанного текста осмысливает недостаточно, поверхностно. Пересказывает только по наводящим вопросам.
Письмо под диктовку с орфографическими и специфическими ошибками, характерен пропуск и замена букв. Анализ нарушен на фонетическом уровне, слабо формируется на морфемном и морфологическом уровне. Орфограммы самостоятельно не выделяет; предложенные орфограммы не объясняет. Правил не знает, затрудняется в подборе однокоренных и проверочных слов.
Математика: счет до 100, обратный от 20 с ошибками. Разрядный состав в пределах 100 усвоен слабо. Сложение и вычитание в пределах 100 выполняет без перехода через разряд.
Вычисления в пределах первого десятка не автоматизированы, использует конкретный материал.
Решает простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка. Задачу на нахождение неизвестного слагаемого решает с помощью предметной наглядности; с предложенной аналогичной задачей на справляется; не может решить многие виды простых задач, в составных задачах не ориентируется.
Таким образом, программу для детей с ЗПР не усваивает. В ходе проведенного обучающего эксперимента выявлены трудности восприятия, осмысления и воспроизведения учебного материала, переносом способа действия владеет слабо. Положительной динамики в обучении по программе для детей с ЗПР не отмечается в связи со стойким недоразвитием познавательной деятельности.
Рекомендовано обучение во 2-м классе специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллекта.
Вопросы к беседе
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Кем работает твоя мама (твой папа)?
4. Где ты живешь, назови свой домашний адрес.
5. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тётей или дядей?
6. У тебя есть брат (сестра), кто старше?
7. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года?
8. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
9. Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь утром или днём? Что бывает раньше — обед или ужин?
10. Какое сейчас время года — зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
11. Когда можно кататься на санках — зимой или летом?
12. Почему снег бывает зимой, а не летом?
13. Что делают почтальон, врач, учитель?
14. Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?
15. Ты сам (а) хочешь пойти в школу? Почему?
16. Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?
17.Тылюбмшьрисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т.д.?
18. Покажи свой правым глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19. Каких зверей ты знаешь? Каких птиц?
20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчёлка? У кого больше ног: у собаки или петуха?
21. Что больше: 8 или 5; 5 или 3. Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3.
22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Источники
учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска
Челябинской области,
2015
Педагогическое обследование в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
Основные методы обследованияВ комплексной оценке психического развития, в выявлении индивидуальных типологических возможностей детей для дальнейшего обучения чрезвычайно важным является педагогическое обследование.
Педагогическое исследование детей в целях диагностики педагогической запущенности, пограничных состояний и задержек психического развития должно включать в себя задания на определение готовности к обучению, развитие школьно значимых функций, познавательной деятельности и интеллекта.
Задача педагогического собеседования — выявление готовности ребенка к обучению в школе, степени сформированности школьных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы.
На разных этапах педагогического обследования используются различные методы изучения произвольной деятельности и личностных особенностей ребенка: беседа, обучающий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей. Выбор методов обследования зависит от целей каждого этапа обследования и от индивидуальных особенностей ребенка (контактность, трудности адаптации в новых условиях, тревожность, сензитивность, негативистические проявления и т.д.)
Знакомство с проблемой ребенка начинается с изучения документации. Педагог-дефектолог знакомится со школьной характеристикой, медицинскими сведениями, записями специалистов ПМПК, если ребенок уже проходил обследование, изучает его письменные работы. Это помогает специалисту ориентироваться в проблеме и подготовиться к общению с родителями. Внимательное и доброжелательное отношение к обследуемому способствует созданию атмосферы доверительного общения. В процессе предварительной беседы с родителями выясняются условия жизни ребенка, особенности его развития, состав семьи, профессии родителей, а также школьный анамнез: с какого возраста началось обучение в школе, по каким программам обучался ребенок, дублировал ли классы, какие предметы вызывают особенные трудности, круг интересов ребенка вне школы. Подобную беседу целесообразно проводить в отсутствие ребенка. Для более подробного изучения условий жизни ребенка и оценки уровня его развития родителям предлагается заполнить анкету.
Анкета для родителей
1. Фамилия, имя ребенка.
2. Дата рождения.
3. Домашний адрес.
4. Порядковый № класса, № школы, район.
5. Какое дошкольное учреждение посещал ребенок (Массовое, специальное, речевой д/с).
6. В каком возрасте ребенок пошел в школу (с желанием или без желания, с подготовкой или неподготовленный).
7. Кем направлен.
8. Какими специалистами, в каких учреждениях и когда оказывалась консультативная и коррекционная помощь.
9. Сведения о семье:
Мать (ф.и.о., образование, профессия). Отец (ф. и. о., образование, профессия). Брат (сестра) — ф. и., возраст, учебное заведение. Другие члены семьи.
10. Условия воспитания в семье (семейно-бытовые условия, психологический климат в семье, взаимоотношения ребенка с членами семьи).
11. В каком классе возникли трудности в обучении, по каким предметам.
12. В чем причина возникновения у ребенка трудностей в обучении, по вашему мнению.
13. Какую помощь вам оказывает образовательное учреждение, которое посещает ребенок, для преодоления возникших трудностей.
14. Как ребенок относится к своим неуспехам в школе.
15. Ругаете ли вы ребенка за плохие отметки.
16. Ставите ли вы своему ребенку в пример других детей, которые успешно учатся.
17. Как ваш ребенок относится к выполнению домашних заданий (самостоятельно или с вашей помощью выполняет задания; требуется ли постоянная помощь в виде подсказки, разъяснения; сколько времени тратите на подготовку домашних заданий).
18. Чем увлекается и чем любит заниматься ваш ребенок в свободное время.
19. Какие кружки, секции посещает ваш ребенок.
20. Какие особенности в развитии и поведении вы замечаете у своего ребенка.
21. Какую помощь хотели бы вы получить для ребенка в преодолении возникших трудностей.
Непосредственное общение с ребенком начинается с установления психологического контакта. Для максимального раскрытия интеллектуальных возможностей ребенка важно создать условия психоэмоциональной комфортности, предоставить ребенку пространство для свободных высказываний. Для поддержания интереса и работоспособности многие задания предлагаются в игровой и занимательной форме. В случае возникновения трудностей педагог оказывает разную степень помощи, вплоть до совместного выполнения действий с ребенком, при этом каждый удачный ответ подкрепляется похвалой и одобрением.
На начальном этапе беседы одной из задач является выявление уровня осведомленности ребенка. Беседа строится с соблюдением основных дидактических принципов: постепенность усложнения, четкость формулировок. Если ребенок испытывает затруднения, предлагаются вспомогательные вопросы.
Например, детей с выраженным отставанием в развитии, неконтактных, у которых под влиянием постоянной неуспеваемости выработалось отрицательное отношение к учебе, целесообразно обследовать с помощью игрового, занимательного материала.
Детям с повышенной истощаемостью предлагаются задания, с помощью которых психические особенности могут быть раскрыты в максимально короткие сроки и т. п.
Примерные вопросы по выявлению уровня осведомленности детей младшего школьного возраста:
— Назови имя, отчество, фамилию, возраст, свой домашний телефон.
— На какой улице ты живешь?
— Как называется наш город?
— В честь кого он так назван?
— Кем был Петр I?
— Почему Санкт-Петербург назван в честь Петра I?
— Как называется наша страна?
— Как называется столица нашей страны?
— Что такое столица?
— Какие ты еще знаешь страны?
В ходе беседы устанавливается индивидуальный контакт с ребенком, психологический настрой на школу, появляется возможность заинтересовать ребенка и снять напряжение, вызванное самим фактом обследования. Содержание предварительной беседы должно быть направлено на выяснение кругозора ребенка, его знаний о себе, окружающих, особенностей его ориентировки в окружающем мире. Могут быть использованы вопросы, направленные на получение следующих сведений:
1. Знания о себе, семье, близких.
Цель — выявление знаний о возрасте ребенка, именах родителей, их профессии, составе семьи, понимания родственных отношений.
2. Ориентировка в пространстве.
3. Ориентировка во времени, умение определять время суток (день, ночь, утро, вечер), узнать время по часам.
4. Знание о явлениях природы.
С помощью беседы можно выяснить, что ребенок знает о временах года, их признаках, может ли отгадать загадку, определить время года по признакам, знание ребенка о погодных явлениях (дождь, снег, град, метель и т.д.), о растениях, месте их произрастания.
5. Общий кругозор.
6. Умение сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи, знание родовых понятий.
7. Отношение к учебе, познавательные интересы, нравится ли ходить в школу и хочется ли учиться.
Система педагогической диагностики детей может включать в себя задания, построенные на не учебном и учебном материале
Исследование состояния школьных навыков позволяет изучить ребенка в процессе деятельности. Педагог, наблюдая работу ребенка над тем или иным заданием, может составить мнение не только о состоянии его навыков, но и о способности воспринимать помощь, действовать в аналогичной ситуации, об отношении ребенка к результатам деятельности. В процессе выполнения заданий учебного характера можно увидеть трудности, мешающие ребенку учиться, степень дисциплинированности ученика, отношение его к заданию.
Таким образом, педагогическая диагностика позволяет выявить особенности ребенка в отношении педагогически значимых функций, успешности обучения и определить содержание индивидуальной работы с каждым для улучшения эффективности процесса обучения.
В рамках диагностического педагогического обследования проводится обучающий эксперимент, позволяющий определить этап в возникновении трудностей, степень и характер необходимой помощи, выявить компенсаторные возможности и наметить пути коррекции.
При отборе учебного материала для проведения обучающего эксперимента необходимо выявить уровень знаний и наметить индивидуальный план обучения.
При выборе методов и приемов обучения следует начинать с использования словесно-логических, предоставляя ребенку возможность максимально проявить свои интеллектуальные способности. Если использование этих методов неэффективно, то необходимо предоставить наглядно-образную помощь в виде схем, кратких записей, условных рисунков, таблиц и т.д.
Если такая помощь не приводит к желаемому результату, то следует использовать наглядно-действенные методы, включающие действия с конкретными рисунками и предметами.
Не стоит торопиться с использованием наглядного материала. Важно дать возможность ребенку выполнить задание на вербальном уровне. Первоначальная степень оказания помощи должна быть минимальной, задания и степени трудности следует планировать от простых к сложным. Это позволяет ребенку успешнее адаптироваться в новых условиях, почувствовать уверенность в своих силах.
Анализ результатов обучающего эксперимента позволяет выявить сохранные и психические функции ребенка, его компенсаторные возможности, наметить пути коррекционной работы и условия, наиболее благоприятные для их реализации.
Схема обследования
1. Начинается обследование со знакомства с документацией (школьная характеристика, медицинские сведения).
2. Проводится беседа с родителями или лицами, их заменяющими, по выяснению причины обращения в консультацию.
3. Устанавливается следующее. Сформированность временных и пространственных представлений. Знание времен года: их основные признаки, последовательность, название месяцев по порядку и вразбивку, по временам года.
Знание дней недели, умение называть предыдущий и последующий день по отношению к данному, знание частей суток, определение времени по часам, определение сторон тела на себе и собеседнике, относительное положение предметов в пространстве и на листе бумаги.
4. Определяется сформированность обобщающих понятий, уровень обобщения и характер выбора связей (выделение 4-го «лишнего» предмета, слова в ряду представлений). Нахождение различий и сходства в операциях сравнения.
5. Осуществляется подбор простых и сложных аналогий (конкретные или логические ассоциации). Подбор аналогий по противоположностям (подбор антонимов).
6. Устанавливается понимание смысла сюжетной картинки, рассказа; определение логической последовательности, причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок.
7. Выясняется понимание логико-грамматических конструкций.
8. Выясняется понимание переносного смысла метафор и пословиц.
9. Проводится обследование знаний, умений и навыков по программе детского учреждения.
Из школьных программ выбран материал диагностически значимый, позволяющий оптимально раскрыть способность ребенка к отвлеченному и логическому мышлению.
10. Устанавливаются знания по математике.
Умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Предел знания последовательности чисел натурального ряда, умение назвать их в обратном порядке, соотношение числа и цифры, способ вычисления (конкретно, отвлеченно) на основе знания нумерации, знания состава числа, знания вычислительных приемов, понимание зависимости между компонентами и результатами действий, использование математической терминологии, понимание конкретного смысла терминов и действий. Умение устанавливать логические связи при решении простых, составных, типовых задач. Умение решать уравнения, неравенства.
11. Определяется осведомленность по предмету «Русский язык».
Учитывается сформированность анализа на фонетическом, морфологическом, синтаксическом уровнях, умение выделить и объяснить орфограммы, сформулировать правило с подбором конкретных примеров, умение работать с различными деформированными текстами. При письме под диктовку учитывается сформированность графических навыков и характер ошибок (орфографические, специфические).
12. Исследуется способность к чтению.
Способ чтения (побуквенное, послоговое, по единицам чтения, синтетическое, беглое).
Качество чтения (правильность, плавность, выразительность, сознательность), характер ошибок. Пересказ (самостоятельный, полный, последовательный, по наводящим вопросам, примитивный, фрагментарный). Умение делать вывод с учетом характеристик текста (описание, повествование, рассуждение).
13. В заключение проводится беседа с родителями или лицами их заменяющими, даются методические рекомендации по обучению, воспитанию и коррекции. Оформляется запись в медицинской карте и в протоколе ПМПК.
Методический материал для проведения педагогического обследования
1.Набор предметов, предметных картинок на обобщающие понятия, классификацию, исключения, сравнения.
2.Набор сюжетных картинок; серии сюжетных картинок с явным и со скрытым смыслом сюжета.
3.«Нелепицы».
4.Разрезные картинки из 2, 3, 4-х частей, разрезанные по горизонтальным, вертикальным и диагональным линиям.
5.Подборка пословиц, фразеологизмов русского языка.
6.Набор материала для обследования сформированности сенсорных эталонов, пространственных, временных количественных представлений.
7.Касса букв и слогов, цифровая касса.
8.Подборка литературных текстов для чтения.
Образец заключения по результатам педагогического обследования
На приеме Володя К., 9 лет 2 мес., ученик 2-го класса программы ЗПР в сопровождении мамы, обратились за консультацией в связи с трудностями в обучении.
До школы посещал массовый детский сад. В школу пошел в 7 лет по программе 1—3, трудности в обучении возникли сразу. Решением районной ПМПК было рекомендовано обучение по программ с задержкой психического развития (ЗПР). В настоящее время испытывает трудности в усвоении программного материала 2-го класса для ЗПР. Мать жалуется, что в школу мальчик ходит без желания, домашние задания выполняет только вместе с матерью, не успевает за темпом работы класса.
Объективно установлено следующее. В контакт вступает постепенно, внимание неустойчивое, отвлекаемое. Чувство дистанции снижено, реакция на замечания положительная, но кратковременная. Общая осведомленность низкая, словарный запас беден, ответы короткими фразами, в речи аграмматизмы.
Пространственные и временные представления сформированы слабо. Называет времена года, затрудняется в определении их признаков и последовательности. Дни недели перечисляет, путает понятия «до» и «после». Стороны тела на себе путает.
Проводит элементарные обобщения (мебель, посуда, одежда); путает понятия фрукты—овощи, домашние—дикие животные. Сравнения проводит по второстепенным признакам (яблоко и помидор: большое, маленький, красный), способом переноса владеет слабо, помощь не использует.
Затрудняется в подборе антонимов, в большинстве случаев использует слова с частицей «не».
Логическую последовательность серии сюжетных картинок самостоятельно не устанавливает. Затрудняется в понимании простых логико-грамматических конструкций.
Переносный смысл метафор не понимает.
Чтение: знает буквы, путает некоторые из них по оптическому сходству. Чтение слабое послоговое, в некоторых случаях побуквенное, затрудняется в чтении слогов. Ситуацию прочитанного текста осмысливает недостаточно, поверхностно. Пересказывает только по наводящим вопросам.
Письмо под диктовку с орфографическими и специфическими ошибками, характерен пропуск и замена букв. Анализ нарушен на фонетическом уровне, слабо формируется на морфемном и морфологическом уровне. Орфограммы самостоятельно не выделяет; предложенные орфограммы не объясняет. Правил не знает, затрудняется в подборе однокоренных и проверочных слов.
Математика: счет до 100, обратный от 20 с ошибками. Разрядный состав в пределах 100 усвоен слабо. Сложение и вычитание в пределах 100 выполняет без перехода через разряд.
Вычисления в пределах первого десятка не автоматизированы, использует конкретный материал.
Решает простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка. Задачу на нахождение неизвестного слагаемого решает с помощью предметной наглядности; с предложенной аналогичной задачей на справляется; не может решить многие виды простых задач, в составных задачах не ориентируется.
Таким образом, программу для детей с ЗПР не усваивает. В ходе проведенного обучающего эксперимента выявлены трудности восприятия, осмысления и воспроизведения учебного материала, переносом способа действия владеет слабо. Положительной динамики в обучении по программе для детей с ЗПР не отмечается в связи со стойким недоразвитием познавательной деятельности.
Рекомендовано обучение во 2-м классе специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллекта.
Вопросы к беседе
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Кем работает твоя мама (твой папа)?
4. Где ты живешь, назови свой домашний адрес.
5. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тётей или дядей?
6. У тебя есть брат (сестра), кто старше?
7. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года?
8. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
9. Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь утром или днём? Что бывает раньше — обед или ужин?
10. Какое сейчас время года — зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
11. Когда можно кататься на санках — зимой или летом?
12. Почему снег бывает зимой, а не летом?
13. Что делают почтальон, врач, учитель?
14. Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?
15. Ты сам (а) хочешь пойти в школу? Почему?
16. Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?
17.Тылюбмшьрисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т.д.?
18. Покажи свой правым глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19. Каких зверей ты знаешь? Каких птиц?
20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчёлка? У кого больше ног: у собаки или петуха?
21. Что больше: 8 или 5; 5 или 3. Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3.
22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Источники
- Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994. – 128 с.
- Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студентов / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева; под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: - Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
- Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5 – 7 лет: Методическое пособие. СПб., 1992. – 180 с.
- Диагностика отклонений в умственном развитии учащихся: Пособие для учителя. / Под ред. Н.М Стадиенко. – К.: Освита, 1991. – 96 с.
- Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. Для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.
- Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития личности / С.Д. Забрамная. – М., 1980.
- Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: Руководство / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2003.
- Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого – педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов. – СПб.: КАРО, 2004. – 432с.
Другие статьи
- Предвыборная кампания и выборы в Первую Государственную думу во Владимирской губернии (январь – март 1906 года). Первые думцы края.
- Программа факультатива по английскому языку в 5 классе "Enjoy Reading"
- Мой предмет - самый интересный
- Методы реализации воспитательных задач на уроках информатики
- Официальные сайты и сайты, посвященные профильному обучению
- Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся
- Преемственность при обучении английскому языку в предшкольном и первом классе
- За что мы любим...
- Образ учителя в изобразительном искусстве
- Обучение, развитие и исправление недостатков чтения
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Очень подробное описание работы ПМПК. Методическое подспорье для молодого специалиста. Спасибо за интересную информацию.
Татьяна Образцова, дата: 12.06.2015 в 22:52
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.