С нами 13731 учитель, 4788 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Работа с обучающимися по созданию профессионального имиджа повара, кондитера"

Образцова Татьяна Ивановна,
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск, 2014 г.
 
Работа с обучающимися по созданию профессионального имиджа повара, кондитера
 
     При обучении и воспитании обучающихся техникума необходимо учитывать те требования, которые предъявляются к молодому рабочему. Следовательно, важно готовить конкурентоспособного выпускника. Выпускник техникума должен обладать множеством качеств, которые отвечают требованиям рынка: высокий уровень общего образования; умение работать с другими людьми; умение быстро адаптироваться в новых условиях; высокий уровень общей и профессиональной культуры; желание приобретать новые знания; умение самостоятельно принимать решения.
     Общая культура молодого специалиста основывается на жизненных ценностях и ориентациях личности. Безусловно, наше учебное заведение не является определяющим в формировании культуры, но оно занимает ведущее место в пространстве культуры наших обучающихся в период их обучения.
     Работа по созданию профессионального имиджа молодого рабочего осуществляется на уроках предмета «Деловая культура». Профессиональный имидж молодого рабочего – это образ, который создаётся с помощью одежды, причёски, а также навыков общей и профессиональной культуры.
   Предмет «Деловая культура» (22 ч.) входит в общепрофессиональный блок среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 19.01.17 (260807.01) Повар, кондитер, утверждённого приказом Минобрнауки России от 02 августа 2013 года № 798, зарегистрированного Министерством юстиции от 20.08.2013г. №29749.
   Основная цель предмета «Деловая культура» - повышение общей и профессиональной культуры молодого рабочего. Особое место занимает изучение этики профессиональных отношений, психологии общения, культуры обслуживания. Поэтому в структуру предмета включены разделы: «Психология общения», «Профессиональная этика», «Культура общения», «Культура речи», «Имидж», «Эстетическая культура».
    На уроках «Деловой культуры» используется метод работы в малых группах, что позволяет овладевать не только навыками общения, но и развивать способность к сотрудничеству. Так, например, были разработаны уроки по темам «Культура речи повара-кондитера», «Стили делового общения» и «Конфликтные ситуации в сфере обслуживания», «Правила поведения в конфликтах», где основным методом являлся работа в малых группах.
    Предмет «Деловая культура» проходит только на I курсе, работу по созданию профессионального имиджа молодого рабочего необходимо начинать именно с I курса. В связи с этим в план воспитательной работы техникума был включен план внеклассных мероприятий на учебный год по развитию у обучающихся профессиональной этики и культуры поведения. Целью данной работы является формирование профессионала с определёнными психологическими и нравственными качествами, необходимыми для повседневной профессиональной деятельности повара, кондитера. Для реализации этой цели на I курсе были определены такие темы семинаров как: «Что такое этикет? 6 заповедей делового этикета»; «Эстетика внешнего вида. Деловой стиль одежды повара, кондитера»; «Поведение в общественных местах»; «Вежливость сегодня в моде. Этикет в твоей профессии».
     Задачи работы на I курсе можно определить следующие:
1.Дать обучающимся такие понятия, как этикет, вежливость, эстетика.
2.Развивать навыки культуры поведения, внешнего вида обучающегося.
3.Воспитывать умение видеть красоту в поведении, в речи, во внешнем виде современного работника общественного питания.
     На II курсе начинается формирование профессионального имиджа повара, кондитера. Так как на II курсе нет уроков предмета «Деловая культура», для обучающихся разработаны темы внеклассных дискуссий: «Как быть деловой и красивой: профессиональный имидж повара, кондитера»; «Этикет и антиэтикет профессионального поведения»; «5 правил успеха».
      Основными задачами работы на II курсе являются:
1.Повторить с обучающимися понятия имидж, внешний облик, стиль.
2.Развивать у обучающихся умение сочетать в себе приятный внешний вид и положительные нравственные качества личности и профессионала.
3.Воспитывать чувство эстетического вкуса и меры при создании имиджа.
      Почему были поставлены именно такие задачи?
1.Для формирования имиджа профессионала, необходимо сначала дать понятия – имидж, внешний облик, стиль, элегантность, осмыслить значение внешнего вида и манер поведения в профессиональной деятельности. Для того, чтобы обучающиеся могли свободно оперировать этими понятиями, создавать свой профессиональный внешний облик, узнавать по внешнему облику социальный статус других людей, оценивать характер по манере одеваться, они должны познакомиться с научной основой данных понятий.
2.Приятный внешний вид работника общественного питания будет бесполезен, если профессионал не обладает хорошими манерами, приятной, грамотной речью, культурой поведения. Как известно: «встречают по одёжке, провожают по уму». Внешняя красота может только привлечь внимание окружающих, а для того, чтобы удержать его, необходима красота духовная. Повар должен уметь передать потребителю хорошее настроение через искусно приготовленное блюдо, передать свои положительные эмоции и чувства, которые он испытывал при его приготовлении.
3.Говоря о воспитании чувства эстетического вкуса необходимо отметить:
     Личная гигиена - очень важный компонент в эстетике внешнего вида повара, кондитера. Мы постоянно говорим о том, что у представителей данных профессий гигиена тела должна быть на первом месте, но вместе с тем мы должны помнить, что воспитываем не только профессионалов, но и уже взрослых юношей и девушек, для которых особенно важно соблюдать правила личной гигиены. Необходимо объяснять обучающимся, что считается действительно эстетичным, а что относится к вульгарности и как важно чувство меры в причёске, макияже, парфюмерии, маникюре.
     Говоря об одежде, важно сказать о её чистоте. Любая одежда должна быть чистой, свежей и опрятной, тем более, если это униформа, т.к. в ней повар, кондитер проводит большее количество своего времени. Каждый человек имеет свой собственный и неповторимый стиль в одежде. Его нужно подбирать с учётом индивидуальных особенностей фигуры. Необходимо отметить удобство одежды и её соответствие рабочему месту, той обстановке, в которой работает представитель той или иной профессии.
     В украшениях тоже необходимо чувство вкуса и меры. Чрезмерное количество золотых украшений теряют смысл и выглядят безвкусно и вульгарно, а представителям таких профессий как повар, кондитер украшения на рабочем месте могут мешать, создавать неудобства.
    На III курсе также нет уроков предмета «Деловая культура», поэтому проводится внеклассная работа по созданию профессионального имиджа молодого рабочего. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей обучающихся. В связи с этим разрабатываются часы общения: «Вежливость + общительность = профессиональный успех»; «Коммуникабельность – путь к профессиональному успеху»; «Искусство быть красивой на работе и дома».
    Кроме того, коллектив техникума своим примером подталкивает обучающихся к красоте поведения и внешнего вида, и так как обучающиеся почти целый день проводят в техникуме, они подражают хорошим манерам, красивому поведению, манере одеваться своих мастеров и преподавателей. Привычка говорить друг другу вежливые слова, учтивость и умение одеваться со вкусом относится к числу ценных черт профессионала, и увеличивают шанс на успех.
   Одним из достижений техникума в области воспитания является ежегодное проведение конкурса профессионального мастерства, который включает в себя два этапа: теоретический и практический. Одно из заданий теоретического этапа – создание газеты «Профессионал», которую ребята выполняют на базе компьютерного кабинета. Цели и задачи данного вида работы: развитие общекультурных компетенций - осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, работать в команде, организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения. Создание данной газеты – одно из разновидностей коллективного творческого дела, где обучающиеся развивают коммуникативные навыки, умение грамотно общаться, строить межличностные отношения и работать в группах.
   Практика проведения этих мероприятий показывает, что данная работа является результативной. Выпускники III курса являются востребованными на рынке труда. Работодатели показывают свою заинтересованность через социальное партнёрство с нашим учебным заведением.
Позитивная установка, которая заложена во внеклассных мероприятиях, формирует позитивное отношение к поведению собственному и к поведению других людей.
     Разработанный тематический цикл проводится не первый год, но является основой для создания более совершенных мероприятий, малых коллективных творческих дел, а также и помощником при их проведении.
 
      Литература
1.Ашихмина Л.П. Найди себя в мире людей и профессий. Исследование личности учащегося. - М., 2001.
2.Дятлов В.А., Пихало В.Т. Этика и этикет деловых отношений; Учебное пособие. - М., «Академия», 2007.
3.Г.М. Шеламова. Деловая культура и психология общения: Учебник для НПО – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Татьяна Ивановна! Здорово все! Ведь имидж нужен не только нам педагогам, но и в других сферах. Иногда приходится сталкиваться с такими специалистами, что ужас.
Ольга Даниловская, дата: 13.06.2015 в 17:11  
#2 Мы учим всему: гигиене и санитарии, содержанию спецодежды, рабочего места в надлежащем виде, деловому общению, ведению документации и т.д., изучаем вопросы эстетики и этики, основы психологии. Наши выпускники востребованы на предприятиях, все трудоустроены.
Татьяна Образцова, дата: 13.06.2015 в 17:42  
#3 Очень интересный, объёмный и подробный материал представлен в вашей статье. На мой взгляд к этому должна быть подготовка со стороны педагогов учебных заведений, выпускающих ребят. Возьму материал вашей статьи себе на заметку
Наталья Чубаева, дата: 15.06.2015 в 10:21  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.