С нами 17341 учитель, 7338 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Дополнительное образование по физике (из опыта работы)"
Жарикова Светлана Семеновна,
учитель физики,
высшей квалификационной категории
МБОУ Табулгинская СОШ
им. П.Д. Слюсарева
Чистоозерный район
Новосибирская области
 

 
Дополнительное образование по физике (из опыта работы)
 

   Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
  Проектная и исследовательская формы работы с обучающимися должны быть приоритетными. В условиях дополнительного образования выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора секций, кружков, которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей
 [2].
   В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в каждом субъекте РФ создан общедоступный сайт-навигатор по дополнительным общеобразовательным программам. Навигатор рассчитан на родителей, а также представителей учреждений дополнительного образования и органов местной власти, принимающих управленческие решения в области дополнительного образования.
   С помощью Навигатора родители и обучающиеся могут выбирать занятия для детей в соответствии с индивидуальными запросами, уровнем подготовки ребенка и его способностями. При выборе программ пользователи могут ориентироваться не только на отзывы других родителей, но и на экспертную оценку (Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (НОКО))
    Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий детей, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации [1].
  В 2020 году наша школа получила лицензию на осуществления дополнительного образования. Дом детского творчества рекомендовала организовать в двух направлениях: художественная и естественнонаучная. Мне было предложено естественнонаучное образование по разработанной мной программе «Физика в исследованиях».
 Программа «Физика в исследованиях» - образовательная, модифицированная, естественно-научная направленность, ориентированная на активное приобщение детей к познанию окружающего мира, выполнение работ исследовательского характера, решение разных типов задач, постановку эксперимента, работу с дополнительными источниками информации, в том числе электронными.
  Основными средствами воспитания творческой активности и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике. В процессе обучения решаются проблемы дополнительного образования детей:
•  организация полноценного досуга;
•  развитие личности в школьном возрасте.
 Отличительной особенностью данной образовательной программы является направленность на формирование учебно-исследовательских навыков, различных способов деятельности учащихся в более широком объёме, что положительно отразится при изучении других предметов и расширению кругозора в целом, способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников.
   Программа помогает обучающимся оценить свой творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствует созданию положительной мотивации обучающихся к самообразованию. Программа позволяет реально на практике обеспечивать индивидуальные потребности учащихся, профильные интересы детей, то есть реализовывать педагогику развития ребенка.
    Программа адресована обучающимся от 13 до 15 лет. Дети 13-15 лет способны хорошо запоминать, применять на практике знания и умения, полученные в ходе занятий по дополнительной общеобразовательной программе «Физика в исследованиях». Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
    Занятия посещают 8 учащиеся: двое имеют статус ОВЗ, трое детей стоят на учете в ПДН.
Цель программы: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, исследовательских и экспериментаторских навыков в ходе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний
Задачи программы:
1. Образовательные: способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить обучающихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развивать познавательный интерес при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
2. Воспитательные: воспитывать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
3. Развивающие: развивать умения и навыки обучающихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умения практически применять физические знания в жизни, е творческие способности, формировать у обучающихся активность и самостоятельность, инициативность, повышать культуру общения и поведения.
 Во время проведения занятий изложение теоретических вопросов проводится с максимальным использованием средств наглядности (демонстрационный эксперимент, таблицы, учебные видеофильмы). Рассказ сопровождается цветными иллюстрациями, плакатами. Большинство тем дополняется показом презентаций и видеофильмов.
 Проводятся практические занятия с использованием различного дидактического материала, в ходе которых создаются модели: звездоскопа, спутника Глонасс», термометра, планера, космического корабля  и т.п.
  На занятиях учащиеся получают элементарные навыки с научно - популярной и справочной литературой, Интернетом.  Например, создание энциклопедии «Физика зимой»; «Космос. История космонавтики» и т.п.
  Проводятся практикумы по разным темам физики «Ориентировочная оценка состояния здоровья»; «Измерение средней мощности, развиваемой при подъеме по лестнице»; «Определение объема и плотности своего тела»; «Измерение атмосферного давления в школе и на улице».
   Занятия дают возможность не только приобретение дополнительных знаний по физике, но и развитие способности у них самостоятельно приобретать знания, умений проводить опыты из подручного материала, вести наблюдения, изготавливать самодельные приборы.
  На занятиях используются интересные факты, привлекающие внимание связью с жизнью, объясняющие загадки привычных с детства явлений.  Учащиеся выполняют творческие задания работая индивидуально или в группах https://uchportfolio.ru/zharikova/?page=69919.
  По завершении отдельного раздела программы проводится массовое мероприятие с целью закрепления пройденного материала и поддержания устойчивого интереса к обучению. Это викторины, конкурсы, интеллектуальные игры и т. д.
 Занятия по программе «Физика в исследованиях» дают возможность не только приобретение дополнительных знаний по физике, но и развитие способности у них самостоятельно приобретать знания, умений проводить опыты, вести наблюдения и исследования.
 
Источники:
1. Навигатор дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. Навигатор дополнительного образования детей. Режим доступа:   https://dslukomorye.edusite.ru/vis_p81aa1.html
2. Образовательная социальная сеть. [Электронный ресурс]. Белоусова В.С. «Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность». Режим доступа:https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/12/12/formirovanie-klyuchevykh  

 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Светлана Семёновна, спасибо за статью, в которой подробно изложено содержание программы дополнительного образования. Конкретно поставленные цель и задачи программы убедительны и выполнимы. Программа развивает творческие возможности детей, их умственную и активную деятельность. Светлана Семёновна, испытываю огромное удовольствие, читая Ваши методические материалы.
Галина Борискина , дата: 09.07.2021 в 4:55  
#2 Галина Георгиевна, большое спасибо за отзыв к моей статье. Дополнительное образование по физике стало еще одним направлением моей педагогической деятельности. Галина Георгиевна, с дополнительными материалами с занятий курса можно познакомиться на странице "ДПО "Физика в исследованиях"" моего электронного ресурса.
Светлана Жарикова, дата: 09.07.2021 в 20:02  
#3 Физика - один из непростых учебных предметов. Знаю, что не все ученики воспринимают физику как предмет, на который хочется ходить. Особенности мышления, понимание физических процессов, явлений - это дано не всем. Тем ценнее занятия в рамках дополнительного образования по предмету. Спасибо за материал!
Елена Маратовна Онищук, дата: 23.11.2021 в 11:00  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ