Статья "Ребенок с нарушением интеллекта: особенности и организация работы "
педагог-библиотекарь,
1 квалификационная категория,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Каменск-Уральский Свердловская область
Ребенок с нарушением интеллекта: особенности и организация работы
Под нарушением интеллекта или, другими словами, умственной отсталостью понимается стойкое нарушение познавательной деятельности, которое возникает из-за органического поражения головного мозга ребёнка.
Особенности детей с нарушением интеллекта
Основной недостаток таких детей - выраженное нарушение обобщённости восприятия, темп его значительно снижен. Детям с нарушением интеллекта нужно гораздо больше времени, чтобы проработать предлагаемую информацию, например, в виде изображения или текста. Они с большими сложностями могут выделить основное, не могут понять связи между фрагментами информации.
Дети, у которых нарушен интеллект, с трудом ориентируются в пространстве и времени. Нередко и в возрасте 8-9 лет они не могут различить правую и левую сторону, отыскать в здании школы нужный класс, столовую, туалет. Они делают ошибки при определении времени на часах, дня недели и месяца, ошибаются во времени года. Они на порядок позднее своих одногодок начинают различать цвета.
У детей с нарушением интеллекта имеются трудности анализа и синтеза звуков и букв, страдает восприятие речи и понимание увиденного и услышанного. Как результат - разнообразные виды нарушения письма, сложности освоения техники чтения, снижена потребность в речевых коммуникациях.
Как организовать работу с ребенком, имеющим нарушение интеллекта
Основой в организации образовательного процесса с таким ребёнком должен стать коррекционно-развивающий его характер. Учебный процесс детей с нарушением интеллекта должен быть индивидуальным и дифференцированным и направленным на то, чтобы как можно лучше подкорректировать недостатки в его познавательной сфере, сделать их наименее выраженными и заметными.
Важно приобщать таких детей к организованному и наиболее подходящему для их уровня здоровья и возраста труду, к различной полезной практической деятельности: вышивание, конструирование, выращивание растений и т.д.
Если ребёнок с нарушением интеллекта учится в классе со здоровыми детьми, то очень важно правильно организовать его взаимодействие с ними, провести работу с его одноклассниками и объяснить им, чтобы относились к нему с пониманием и особым участием, не издевались над ним и не развивали в нём чувство неполноценности или агрессии. Эта работа особенно важна для дальнейшего развития такого ребёнка, чтобы он не замыкался в себе, чувствовал поддержку и участие.
Если такой ребёнок испытывает трудности в общении, то для него особенно важно, чтобы его одноклассники не воспринимали его как "белую ворону", а помогли ему адаптироваться и расширить эмоционально-чувственный опыт. Для этого можно кого-то из его сверстников попросить специально подружиться с ним и периодически ему помогать в учёбе и не только и даже защищать его, если потребуется. Такой шаг может положительно повлиять на развитие ребёнка и не даст ему замкнуться и уйти в себя.
На что обращать внимание при организации форм работы с умственно отсталыми детьми
Быстрота восприятия информации у такого ребёнка занижена, поэтому от него не нужно требовать того же, что и от остальных детей. Надо снисходительно относиться к тому, что ребёнок с нарушениями интеллекта зачастую нуждается в многократном повторении чего-то, чтобы усвоить это как следует.
Такому ребёнку, как и здоровому, значительно легче что-то запомнить и усвоить, если это происходит в игровой форме, поэтому с ним стоит почаще практиковать подобные методы обучения и восприятия информации.
Надо обратить особое внимание на то, что у детей с нарушением интеллекта эффективность умственной деятельности явно выше при решении наглядно-действенных задач, а вот абстрактное мышление, как правило, не развито вообще. Поэтому не стоит давать им задания, где надо задействовать сложное абстрактное мышление.
Обратить внимание надо и на такую особенность детей с нарушением интеллекта, как низкий уровень самоконтроля, который явно проявляется в учёбе. Поэтому их надо почаще контролировать и мягко, без критики и обвинений, направлять в нужное русло.
Также надо учесть тот факт, что в условиях обычной школы большинство детей с нарушением интеллекта часто попадают в категорию неуспевающих, что может ещё больше травмировать их психику и отбить весь интерес к учёбе. Поэтому они требуют особого участия от педагога, индивидуального подхода и мудрого гуманного отношения. В таком случае развитие ребёнка будет проходить по максимальному возможному для его способностей уровню.
Источники:
2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
- Марафон школьных СМИ
- Урок-семинар как одна из форм организации урока
- Развитие информационной культуры обучающихся
- Из личного опыта работы с детьми с ДЦП
- Творческий отчёт о работе пришкольного лагеря "Буратино"
- Компьютер помогает учиться
- Использование проектной технологии с младшими школьниками во внеурочной деятельности в условиях специальной (коррекционной) образовательной школы - интерната VII вида в рамках реализации ФГОС НОО
- Организация работы с одаренными детьми
- Я работаю с детством
- Системно-деятельностный подход