С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Развитие интеллектуальных способностей ученика"
Онищук Елена Маратовна,
учитель математики
МОБУ Новобурейской СОШ №1
п.Новобурейского Бурейского района
Амурской области
 
Развитие интеллектуальных способностей ученика
 
Развитие интеллектуальных способностей ребенка подразумевает развитие внимания, восприятия, памяти, мышления. И родители, и учителя должны приложить максимум усилий, чтобы добиться положительного результата. Для того чтобы добиться наибольшего эффекта, можно использовать различные приемы, тренинги, но необходимо помнить, что для развития способностей нужна высокая познавательная активность ребенка. Активность человека в процессе взаимодействия с окружающим миром основывается на его потребностях. Потребности же являются источником активности человека и лежат в основе мотивов его поведения. Для детей и подростков потребность в игре очевидна. Но не всякая игра развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия нужно проводить в комфортной позитивной обстановке, создавая у детей ситуацию успеха. Приведу примеры  некоторых игр-тренингов для развития  восприятия и наблюдательности и нескольких диагностических методик, с помощью которых можно определить уровень сформированности восприятия у детей возраста 10 – 13 лет.
Данные игры-тренинги замечательно воспринимаются детьми, что позволяет решать еще одну важную педагогическую задачу – развивать классный коллектив, устанавливать дружеское взаимодействие между его членами.
 
Диагностика объема восприятия
На большом листе ватмана напишите 10 слов (из 5 – 7 букв каждое), 10 трехзначных чисел, 10 рисунков (например, книга, ручка, ложка, дерево и т.д.). Все это расположите горизонтально рядами в произвольной последовательности.
Инструкция:
Посмотрите на этот лист, на котором расположены числа, картинки, слова. На своем листе бумаги запишите все, что смогли воспринять, обязательно точно.
Оценка результатов:
Нормальное восприятие 6 – 9 объектов.
 
Восприятие времени
Предложите подростку определить промежуток времени в секундах от стука ДОС тука или длительность кого-либо звукового сигнала, например звонка.
1 случай – 40 секунд
2 случай – 90 секунд
По данным психолога Сергеева К.К. ориентировочно 1 минута в первом классе воспринимается как 11 секунд, в третьем классе – как 25 секунд, в пятом классе – 31 секунда, а взрослые – 35 секунд. Один час воспринимается более объективно.
При работе с классом учитель должен оценить восприятие времени у каждого ученика. Лучшие результаты наиболее приближены к объективному времени.
При недостаточно хороших результатах рекомендуется проводить тренинги на развитие восприятия и наблюдательности.
 
Тренинг для развития восприятия и наблюдательности
Игра «Что в свертке?»
Ребята должны заранее приготовиться к игре. Из дома каждый ребенок должен принести необычной формы предмет, который нужно завернуть в несколько слоев газеты. Это делается для того, чтобы трудно было догадаться, что в свертке.
Все участники делятся на 2 команды.
Условия игры: каждой команде дается по 6 – 7 предметов. Все члены команды ощупывают каждый предмет. Если возникают затруднения с угадыванием предмета, то участники имеют право снять верхний слой газет. Побеждает та команда, которая угадает наибольшее количество завернутых в газеты предметов.
 
Игра «Самые наблюдательные»
Участники делятся на 2 команды.
Условия игры:  каждой команде выдается по одной репродукции. В течение 3-4 минут ребята рассматривают их и стараются запомнить. Затем репродукцию первой команды помещают так, чтобы ее видели все, кроме членов этой команды. А репродукцию второй команды должны видеть все, кроме ее членов. Участников каждой команды подробно расспрашивают о деталях их репродукции. О количестве вопросов договариваются заранее. Побеждает та команда, которая ответит на большее количество вопросов.
 
Подобных игр-тренингов множество. На их основе можно проводить не только классные часы, но и классные праздники и родительские собрания.
 
Литература:
Л.Ф.Тихомирова. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль, «Академия развития», 1996 г.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Елена Маратовна, спасибо за интересный материал! Возьму себе на заметку предложенные Вами тренинги!
Ольга Даниловская, дата: 01.08.2015 в 21:35  
#2 Елена Маратовна!Для того чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, и нужно такое умное тренинговое руководство со стороны взрослых.Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Ребята от природы любознательны и полны желания учиться и представленный вами материал им поможет.
Тамара Спиридонова, дата: 06.08.2015 в 4:43  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ