С нами 17149 учителей, 7296 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Игровые технологии на уроке музыки"
Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная кадетская казачья  школа" 
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край

                                        Игровые технологии на уроке музыки

          Любой урок в школе должен учить человека думать, чувствовать, оставаться человеком. На уроке музыки возможности для такой учёбы безграничны. Ведь помогает в этом музыка, которая во все времена будила в человеке лучшее.
Игра имеет большое значение в жизни ребёнка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой, а на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности ребенка, поэтому выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игры в процессе обучения и воспитания.
        Урок музыки- это урок творчества. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Система творческих заданий  существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка.
Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом: разбирают игрушки, строят домики из песка. Для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.
             Творчество- это  процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким  продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец.
Творческое начало у младших школьников может проявляться: 
-в пении простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно;
-в сочинении мелодии на предложенный текст;
-в выразительных движениях под музыку, передающих различные настроения произведений;
-в создании ритмического сопровождения к пьесам для слушания музыки;
-в оценочных суждениях об услышанной музыке;
-в осмысленном исполнении песен с элементами интерпретации;
-в собственном творчестве.
И чтобы вовлечь учащихся в этот  процесс, вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка  необходимо  использовать   разнообразные формы и методы работы, прежде всего игровые.
        Игра помогает вовлечь в учебный процесс практически всех учеников. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости – всё это даёт возможность учащимся преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Игра универсальна ещё и тем, что её можно использовать на любом этапе обучения и с любыми возрастными категориями учащихся.
Для школьников игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего.
        Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.
Ну  и, конечно, игра является одной  из любимых  форм  работы учащихся на уроке.
Введение в учебный процесс игр позволяет:
-создать благоприятную атмосферу на уроке;
- повысить интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся;
- почувствовать успех в игровой ситуации;
- развивать комплекс различных способностей
           Целью применения технологии игровых форм обучения является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету искусство.
 Один из основных видов  деятельности на уроке музыки является пение  и  задача учителя  заключается  в формировании и развитии певческих навыков.
В обучении детей пению  можно  использовать  игровую методику. Это различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации.  Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни. 
             Очень важно формировать на уроках музыки ассоциативное мышление, воображение ребёнка через опыт собственной музыкальной деятельности. Дети с большим удовольствием становятся активными участниками такой формы игры как музыкальная  пантомима: «Волшебная палочка», «Зеркало», «Море», «Оркестр», «Любимый инструмент», «Шапка вопросов», «Видимо-невидимо"

 
Методическая разработка на тему «Игровые приёмы на уроках музыки»  - 
Урок музыки во 2 классе на тему "Форма музыки-рондо"-
 
     Не менее интересны для детей игры – имитации - «Изобрази звук», «Звучит звучит»,«Нарисуй любимый звук», «Музыкальный инструмент». Именно в такой деятельности у детей формируются музыкально - образное и творческое мышление.  
Таким образом, игра, способствует выполнению важных психологических и методических задач: развитие интереса, увлечённости и любви ребёнка к музыкальному искусству; умение размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание; умение применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, к музыке звучащей вокруг. Через игру  у детей воспитывается художественный вкус.
Игровые формы обучения и воспитания позволяют использовать все уровни знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
           Игровой подход в музыкальном обучении не исчерпывается тем или иным количеством игр, применяемых учителем. Он представляет собой многокомпонентную систему организации музыкально-образовательного процесса. Современная программа по музыке нацеливает учителя на применении игрового подхода интригующе-образной формулировкой тем; наличием деятельно-коммуникативной основы: композитор-исполнитель-слушатель.
Игровой подход облегчает для детей процесс изучения музыки как живого искусства, делает его увлекательным, выступает формой художественного общения детей на интонационном языке с произведениями искусства, с учителем, друг с другом.

 
                                                       Источники:
1. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя – М: Просвещение, 1992.
2. Долгих З. К. Игровые технологии на уроках музыки 
https://infourok.ru/igrovie-tehnologii-na-urokah-muziki-538213.html
3. Бочарова И.  В. Игровые технологии на уроке музыки
https://infourok.ru/igrovie-tehnologii-na-uroke-muziki-941695.html
4.Бойко О.Н. Использование игровых технологий на уроках музыки
http://muzuka.ucoz.ru/publ/quot_ispolzovanie_igrovykh_tekhnologij_na_urokakh_muzyki_quot/1-1-0-3



Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Ваша статья пронизана любовью к работе, видно творческий подход учителя к выбору форм, содержания в структуре урока. Спасибо
Наталья Чубаева, дата: 18.06.2015 в 19:15  
#2 Игровые технологии не потеряют своей актуальности никогда. Даже взрослые могут играть часами. Я на своих уроках тоже использую игровые технологии. При изучении тем цветоведения мы сравниваем музыку теплых и холодных цветов.Это помогает ребятам понять что такое колорит. Причем рисуя теплым цветами дети начинают петь и у всех поднимается настроение. Иногда мы представляем, что задумал художник в своей картине и разыгрываем сценки.
Елена Крамарева, дата: 17.02.2017 в 16:42  
#3 Игровые творческие технологии представленные в статье заслуживают внимания. На уроках ИЗО я тоже применяю игровые технологии, особенно это удается с детьми начальных классов!
Людмила Петровна Трифонова, дата: 17.02.2017 в 17:59  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ