Статья "Игровые технологии на уроке музыки"
Светлана Трушина
18.06.2015
7993
3
Игровые технологии
Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная кадетская казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Игровые технологии на уроке музыки
Любой урок в школе должен учить человека думать, чувствовать, оставаться человеком. На уроке музыки возможности для такой учёбы безграничны. Ведь помогает в этом музыка, которая во все времена будила в человеке лучшее.
Игра имеет большое значение в жизни ребёнка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой, а на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности ребенка, поэтому выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игры в процессе обучения и воспитания.
Урок музыки- это урок творчества. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Система творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка.
Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом: разбирают игрушки, строят домики из песка. Для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.
Творчество- это процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец.
Творческое начало у младших школьников может проявляться:
-в пении простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно;
-в сочинении мелодии на предложенный текст;
-в выразительных движениях под музыку, передающих различные настроения произведений;
-в создании ритмического сопровождения к пьесам для слушания музыки;
-в оценочных суждениях об услышанной музыке;
-в осмысленном исполнении песен с элементами интерпретации;
-в собственном творчестве.
И чтобы вовлечь учащихся в этот процесс, вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка необходимо использовать разнообразные формы и методы работы, прежде всего игровые.
Игра помогает вовлечь в учебный процесс практически всех учеников. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости – всё это даёт возможность учащимся преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Игра универсальна ещё и тем, что её можно использовать на любом этапе обучения и с любыми возрастными категориями учащихся.
Для школьников игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего.
Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.
Ну и, конечно, игра является одной из любимых форм работы учащихся на уроке.
Введение в учебный процесс игр позволяет:
-создать благоприятную атмосферу на уроке;
- повысить интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся;
- почувствовать успех в игровой ситуации;
- развивать комплекс различных способностей
Целью применения технологии игровых форм обучения является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету искусство.
Один из основных видов деятельности на уроке музыки является пение и задача учителя заключается в формировании и развитии певческих навыков.
В обучении детей пению можно использовать игровую методику. Это различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации. Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.
Очень важно формировать на уроках музыки ассоциативное мышление, воображение ребёнка через опыт собственной музыкальной деятельности. Дети с большим удовольствием становятся активными участниками такой формы игры как музыкальная пантомима: «Волшебная палочка», «Зеркало», «Море», «Оркестр», «Любимый инструмент», «Шапка вопросов», «Видимо-невидимо"
учитель музыки высшей категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная кадетская казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
Игровые технологии на уроке музыки
Любой урок в школе должен учить человека думать, чувствовать, оставаться человеком. На уроке музыки возможности для такой учёбы безграничны. Ведь помогает в этом музыка, которая во все времена будила в человеке лучшее.
Игра имеет большое значение в жизни ребёнка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой, а на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности ребенка, поэтому выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игры в процессе обучения и воспитания.
Урок музыки- это урок творчества. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Система творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка.
Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом: разбирают игрушки, строят домики из песка. Для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.
Творчество- это процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец.
Творческое начало у младших школьников может проявляться:
-в пении простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно;
-в сочинении мелодии на предложенный текст;
-в выразительных движениях под музыку, передающих различные настроения произведений;
-в создании ритмического сопровождения к пьесам для слушания музыки;
-в оценочных суждениях об услышанной музыке;
-в осмысленном исполнении песен с элементами интерпретации;
-в собственном творчестве.
И чтобы вовлечь учащихся в этот процесс, вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка необходимо использовать разнообразные формы и методы работы, прежде всего игровые.
Игра помогает вовлечь в учебный процесс практически всех учеников. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости – всё это даёт возможность учащимся преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Игра универсальна ещё и тем, что её можно использовать на любом этапе обучения и с любыми возрастными категориями учащихся.
Для школьников игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего.
Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.
Ну и, конечно, игра является одной из любимых форм работы учащихся на уроке.
Введение в учебный процесс игр позволяет:
-создать благоприятную атмосферу на уроке;
- повысить интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся;
- почувствовать успех в игровой ситуации;
- развивать комплекс различных способностей
Целью применения технологии игровых форм обучения является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету искусство.
Один из основных видов деятельности на уроке музыки является пение и задача учителя заключается в формировании и развитии певческих навыков.
В обучении детей пению можно использовать игровую методику. Это различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации. Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.
Очень важно формировать на уроках музыки ассоциативное мышление, воображение ребёнка через опыт собственной музыкальной деятельности. Дети с большим удовольствием становятся активными участниками такой формы игры как музыкальная пантомима: «Волшебная палочка», «Зеркало», «Море», «Оркестр», «Любимый инструмент», «Шапка вопросов», «Видимо-невидимо"
Методическая разработка на тему «Игровые приёмы на уроках музыки» -
http://uchportfolio.ru/materials/show/76671
Урок музыки во 2 классе на тему "Форма музыки-рондо"-
http://uchportfolio.ru/materials/show/69929
Не менее интересны для детей игры – имитации - «Изобрази звук», «Звучит звучит»,«Нарисуй любимый звук», «Музыкальный инструмент». Именно в такой деятельности у детей формируются музыкально - образное и творческое мышление.
Таким образом, игра, способствует выполнению важных психологических и методических задач: развитие интереса, увлечённости и любви ребёнка к музыкальному искусству; умение размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание; умение применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, к музыке звучащей вокруг. Через игру у детей воспитывается художественный вкус.
Игровые формы обучения и воспитания позволяют использовать все уровни знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Игровой подход в музыкальном обучении не исчерпывается тем или иным количеством игр, применяемых учителем. Он представляет собой многокомпонентную систему организации музыкально-образовательного процесса. Современная программа по музыке нацеливает учителя на применении игрового подхода интригующе-образной формулировкой тем; наличием деятельно-коммуникативной основы: композитор-исполнитель-слушатель.
Игровой подход облегчает для детей процесс изучения музыки как живого искусства, делает его увлекательным, выступает формой художественного общения детей на интонационном языке с произведениями искусства, с учителем, друг с другом.
Таким образом, игра, способствует выполнению важных психологических и методических задач: развитие интереса, увлечённости и любви ребёнка к музыкальному искусству; умение размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание; умение применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, к музыке звучащей вокруг. Через игру у детей воспитывается художественный вкус.
Игровые формы обучения и воспитания позволяют использовать все уровни знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Игровой подход в музыкальном обучении не исчерпывается тем или иным количеством игр, применяемых учителем. Он представляет собой многокомпонентную систему организации музыкально-образовательного процесса. Современная программа по музыке нацеливает учителя на применении игрового подхода интригующе-образной формулировкой тем; наличием деятельно-коммуникативной основы: композитор-исполнитель-слушатель.
Игровой подход облегчает для детей процесс изучения музыки как живого искусства, делает его увлекательным, выступает формой художественного общения детей на интонационном языке с произведениями искусства, с учителем, друг с другом.
Источники:
1. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя – М: Просвещение, 1992.
2. Долгих З. К. Игровые технологии на уроках музыки
https://infourok.ru/igrovie-tehnologii-na-urokah-muziki-538213.html
3. Бочарова И. В. Игровые технологии на уроке музыки
https://infourok.ru/igrovie-tehnologii-na-uroke-muziki-941695.html
4.Бойко О.Н. Использование игровых технологий на уроках музыки
http://muzuka.ucoz.ru/publ/quot_ispolzovanie_igrovykh_tekhnologij_na_urokakh_muzyki_quot/1-1-0-3
1. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя – М: Просвещение, 1992.
2. Долгих З. К. Игровые технологии на уроках музыки
https://infourok.ru/igrovie-tehnologii-na-urokah-muziki-538213.html
3. Бочарова И. В. Игровые технологии на уроке музыки
https://infourok.ru/igrovie-tehnologii-na-uroke-muziki-941695.html
4.Бойко О.Н. Использование игровых технологий на уроках музыки
http://muzuka.ucoz.ru/publ/quot_ispolzovanie_igrovykh_tekhnologij_na_urokakh_muzyki_quot/1-1-0-3
Другие статьи
- Учет гендерных различий при обучении иностранным языкам
- Об информационной культуре
- ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА НА УРОКЕ
- «Исследовательская деятельность учащихся по химии в рамках предпрофильного обучения»
- Биологическая обратная связь - зеркало здоровья
- Реализация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС
- Интеллектуально-личностный марафон "Твои возможности -2014" (из опыта работы)
- Социальная успешность и её источники
- Использование информационных технологий в обучении математике (из опыта работы)
- Методическая система изучения вопросов истории Владимирского края в сотрудничестве с одарёнными детьми
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Ваша статья пронизана любовью к работе, видно творческий подход учителя к выбору форм, содержания в структуре урока. Спасибо
Наталья Чубаева, дата: 18.06.2015 в 19:15
#2 Игровые технологии не потеряют своей актуальности никогда. Даже взрослые могут играть часами. Я на своих уроках тоже использую игровые технологии. При изучении тем цветоведения мы сравниваем музыку теплых и холодных цветов.Это помогает ребятам понять что такое колорит. Причем рисуя теплым цветами дети начинают петь и у всех поднимается настроение. Иногда мы представляем, что задумал художник в своей картине и разыгрываем сценки.
Елена Крамарева, дата: 17.02.2017 в 16:42
#3 Игровые творческие технологии представленные в статье заслуживают внимания. На уроках ИЗО я тоже применяю игровые технологии, особенно это удается с детьми начальных классов!
Людмила Петровна Трифонова, дата: 17.02.2017 в 17:59
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.