С нами 15571 учитель, 5336 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Изучение уровня развития детского коллектива школьников с задержкой психического развития"

Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска
Челябинской области
2015


Изучение уровня развития детского коллектива школьников с задержкой психического развития

         Базой экспериментальной работы по формированию ученического коллектива школьников с задержкой психического развития явилась МОУ С(К) ОШИ № 4 г. Магнитогорска Челябинской области, учащиеся 6-го класса с задержкой психического развития, в количестве 16-ти человек.
         Исходя из понимания сущности ученического коллектива, мы выделили критерии и показатели, характеризующие уровни сформированности ученического коллектива школьников экспериментальной группы:
1) взаимодействие со сверстниками (умение представить себя собеседнику);
2) умение работать в коллективе (выстраивание отношений с собеседниками);
3) развитие коллективистических качеств личности (проявление доброжелательности).
         Для изучения показателей сформированности ученического коллектива учащихся экспериментальной группы был использован следующий диагностический инструментарий, представленный в таблице 1.
Таблица 1
Методики изучения сформированности ученического коллектива школьников
 
       Оценки результатов изучения сформированности ученического коллектива школьников осуществлялось по балльно-уровневой шкале, представленной в таблице 2.
Таблица 2
Шкала оценки сформированности ученического коллектива школьников 


 
        Введение балльных оценок по каждому показателю позволяет определять степень сформированности каждого показателя и его критериев, что является основанием для определения уровня сформированности ученического коллектива школьников с ЗПР.
         При количественном определении уровня сформированности ученического коллектива школьников экспериментальной группы мы опирались на методику А. А. Кыверялга. Согласно данной методике, средний уровень определяется 25% отклонением значения от среднего по диапазону балльных оценок. Тогда, оценка из интервала от R(min) до 0,25 R (max) позволяет констатировать о низком уровне сформированности ученического коллектива, а о высоком уровне свидетельствуют оценки, превышающие 75% максимально возможных.
         В нашем случае суммарный балл, оценивающий обобщенный результат, меняется в пределах от 0 до 18. В соответствии с изложенной выше методикой, уровни определялись интервалами, представленными в табл. 3.
Таблица 3
Шкала оценки уровня сформированности ученического коллектива школьников


 
    Качественная характеристика уровней сформированности ученического коллектива школьников представлена в таблице 4.
Таблица 4
Критерии, показатели и уровни оценки сформированности ученического коллектива 


 
         Высокий уровень развития ученического коллектива, проявляется в деятельности школьников (его членов) следующими характеристиками: у учащихся всегда проявляется желание представить себя собеседнику, дети всегда понимают и могут объяснить, для чего им нужно позитивно взаимодействовать со сверстниками, они всегда относятся положительно к поведению сверстников в соответствии со «знаемыми» нормами совместной деятельности. Учащиеся всегда способны взять на себя ответственность за порученное дело, при этом они всегда видят цель дела и умеют его спланировать, а также всегда могут проводить рефлексию по делу. Умеют проявлять достаточную заботу об окружающих, а также умеют оказывать помощь и с благодарностью на нее реагируют, при этом всегда проявляют доброжелательность к сверстникам.
         Для среднего уровня развития ученического коллектива характерно: школьники иногда проявляют желание представить себя собеседнику. Иногда понимают и могут объяснить, для чего им нужно позитивно взаимодействовать со сверстниками. Некоторые учащиеся положительно относятся к поведению сверстников в соответствии со «знаемыми» нормами совместной деятельности. При этом младшие школьники не всегда способны взять на себя ответственность за порученное дело, они могут видеть цель дела, но не всегда могут его спланировать и не всегда могут проводить рефлексию по делу. Однако, учащиеся вполне достаточно умеют оказывать помощь и с благодарностью реагирую на нее.
         Низкий уровень развития ученического коллектива, проявляется в деятельности школьников такими характеристиками, как: отсутствием желания представить себя собеседнику, плохим пониманием и неспособностью объяснить, для чего нужно позитивно взаимодействовать со сверстниками, дети редко относятся положительно к поведению сверстника в соответствии с известными ему нормами совместной деятельности. При этом школьники не могут взять на себя ответственность за дело. Они не всегда видят цель и не умеют ее спланировать, договариваются со сверстниками о помощи провести рефлексию по делу. Учащиеся этого уровня недостаточно умеют проявить заботу об окружающих. Не всегда могут оказать помощь и с благодарностью отреагировать на нее, при этом не всегда проявляют доброжелательность к сверстникам.
         Результаты изучения сформированности ученического коллектива школьников с задержкой психического развития на констатирующем этапе эксперимента представлены далее в таблице 5 и на рисунке 1 и в текстовом варианте.
Таблица 5
Результаты изучения сформированности ученического коллектива школьников с ЗПР на констатирующем этапе эксперимента

           Цифрами в таблице 5 обозначены следующие показатели:
  1. Умение представить себя собеседнику;
  2. Умение позитивно взаимодействовать со сверстниками;
  3. Умение корректировать поведение сверстника в соответствии со «знаемыми» нормами совместной деятельности;
  4. Способность взять на себя ответственность за дело;
  5. Видение цели дела и умение спланировать его;
  6. Умение проводить рефлексию по делу;
  7. Проявление заботы об окружающих;
  8. Умение оказывать помощь и с благодарностью реагировать на нее;
  9. Проявление доброжелательности к сверстникам.
         Первый показатель, определённый нами, как умение представить себя собеседнику был продиагностирован через игру «Волшебный клубочек», которая представлен в приложении 1. В данной игре школьникам нужно было познакомиться друг с другом, представив себя с незнакомой для детей своей стороны.
         Следующие два показателя взаимодействия школьников со сверстниками проверялись через социометрию, описание которой представлено в приложении 2. В данном случае школьникам предлагалось ответить на следующие вопросы:
         1. К кому в вашем классе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
         2. Если бы все члены Вашего класса жили в одном доме, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной квартире?
         Испытуемым предлагалось выбирать только 3-х человек из всего класса, в результате чего получились результаты, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1.Показатели взаимодействия школьников со сверстниками в 6 классе детей с ЗПР в начале эксперимента
 
         Интерпретация результатов проводилась в соответствии с вышеуказанной методикой и представляет сбой следующие результаты:
         Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звёзды») – 3 балла.
         Средний уровень сформированности коммуникативных навыков (2-4 выбора, «предпочитаемые») – 2 балла.
         Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков (0-1 выборов, «пренебрегаемые») – 1 балл.
         В результате пересчета баллов, на высоком уровне развития взаимодействия со сверстниками находятся следующие школьники: Алсу Г., Никита С., Настя Ч., Григорий Ш., которых в результате опроса выбрало большее количество школьников. С наименьшими результатами опроса оказались Настя В. и Саша Н., автоматически попав в группу «пренебрегаемых», которых выбрали только по одному разу. Все остальные школьники оказались на среднем уровне сформированности коммуникативных навыков.
         Результаты социометрии подтверждают балльный результат школьников, представленный по данным показателям в таблице 5.
         Следующий критерий – умение работать в коллективе включает в себя следующие показатели: способность взять на себя ответственность за дело; видение цели дела и умение спланировать его; умение проводить рефлексию по делу. Данный критерий был продиагностирован с помощью методики «Оценка привлекательности классного коллектива».
         Методика представляет собой анкету, в которой к каждому вопросу предлагается определенное количество баллов, максимальное количество которых составляет 25. Анкетирование проводилось индивидуально и в качестве основы для беседы об особенностях взаимоотношения ученика с классом использовались вопросы, предложенные в методике, представленные в приложении 3.
         В результате анкетирования в экспериментальном классе выявились «лидеры» и «отстающие». Так, по данному критерию на высоком уровне оказались: Алсу Г., Илья Т., Валерий Ш., Григорий Ш. и Мустафо Д., что составило 31,25 % от всех школьников класса. С показателями низкого уровня оказались школьники, получившие наименьшее количество баллов и в предыдущем исследовании: Настя В. и Саша Н., что составило 12,5% от всех школьников класса. Остальные 9 человек составили группу со средним результатом исследования.
         Третий критерий сформированности коллектива был определен, как развитие коллективистических качеств личности, который состоит из проявления заботы об окружающих; умения оказывать помощь и с благодарностью реагировать на нее и проявления доброжелательности к сверстникам. Данный критерий отслеживался через методику «Лесенка», разработанную В. Г. Щур и предназначенную для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Школьники выполняли задания методики трижды, то есть три раза выставляли на лесенку себя и некоторых детей класса (всего семь – вместе с испытуемым). Каждый раз перед расстановкой детям ставились разные задачи. Например, «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые ребята, которые всегда проявляют заботу о всех окружающих, тут (показать вторую и третью) – которые иногда заботятся об окружающих, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – те школьники, которые редко проявляют заботу об окружающих, а здесь (показать седьмую ступеньку) – те, кто никогда не проявлял заботы об окружающих. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему».
         По окончанию работы получились следующие результаты: среди ребят, имеющих адекватную самооценку и поставивших себя на 2 и 3 ступеньки, оказались: Алсу Г., Настя И., Никита С., Вася Ц., Настя Ч., Илья Т., Валерий Ш., Григорий Ш., Данил О. и Мустафо Д., что составило 62,5% от всех учащихся класса. Настя В. и Саша Н., оценили себя плохо и поставили на нижнюю 7-ю ступеньку с резко заниженной самооценкой, чем обозначили проблемы, с которыми нам предстояло поработать. Этот показатель в процентном соотношении составил 12,5% от общего количества ребят экспериментального класса. Остальные 4 школьника поставили себя, соответственно на 5-ю ступеньку, что означает заниженную самооценку.
         Далее была проведена практическая работа, направленная на формирование ученического коллектива учащихся средней школы с ЗПР.
         Источники:
  1. Амелина, О. П. Роль классного руководителя в формировании детского коллектива / О. П. Амелина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/
  2. Амонашвили, Ш. Психологические основы педагогики сотрудничества / Ш. Амонашвили. – Киев : Изд-во «21 ВЕК», 2000. – 97 c.
  3. Аникеева, Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н. П. Аникеева // Психологическая наука - школе. – М. : Просвещение, 1983. – 96 с.
  4. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989. – 192 с.
  5. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л. Н. Блинова. – М.,2002.
  6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : МГУ, 1999. – 148 с.
  7. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский. – С-Пб : «Союз», 2004. – 415 с.
  8. Иванов, И. П. Методика коммунарского воспитания / И. П. Иванов, Москва, 1990.
  9. Конникова, Т. Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т. Е. Конникова. – М. : Просвещение, 2000.
  10. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. – М. : ПЕР СЭ, 2002. – 192 с.
  11. Кудрявцева, Е. А. Развитие индивидуальности ребенка в процессе коллективных взаимоотношений: Монография / Е.А. Кудрявцева // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] : Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием // URL: www.oim.ru.
  12. Лутошкин, А. Н. Как вести за собой / А. Н. Лутошкин. – М. : Просвещение, 2000. – 65 c.
  13. Немов, Р. С. Путь к коллективу / Р. С. Немов. – М. : Просвещение, 2000. – C. 67-70, 112-115.
  14. Никитина, Н. Н. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников / Н. Н. Никитина, И. Ю. Шустова // Классный руководитель. – 2004 – № 7. – С. 90-107.
  15. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива : Вопросы теории / Л. И. Новикова. – М. : Просвещение, 2000. – C. 45-49, 87-91.
  16. Петровский, А. В. Возрастная и педагогическая психология. – М. : Психология, 2004 – 567 с.
  17. Уманский, Л. П. Психология организаторской деятельности / Л. П. Уманский. – М. : Просвещение, 1980.
  18. Шкуричева, Н. Лесенка самооценки / Н. Шкуричева // Начальная школа. Первое сентября. – № 4. – 2009.
  19. Шпыркова, Т. Б.Роль классного руководителя в формировании классного коллектива / Т. Б. Шпыркова // Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/
  20. Щуркова, Н. Е. Воспитательный процесс в школе. В 3-х частях / Н. Е. Щуркова. – М., 2011.
 
 

 

 

 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Интересная и полезная статья,согласна с Вашими выводами, особенно понравился последний абзац, подобных примеров очень много и с людьми, которые в науке достигли высочайших вершин,Д.И.Менделеев, например
Валентина Титова, дата: 20.06.2015 в 17:20  
#2 Большая работа проделана. Материал содержательный, интересный.
Татьяна Образцова, дата: 21.06.2015 в 18:35  
#3 Спасибо, коллеги, за Ваши отзывы!
Ольга Даниловская, дата: 21.06.2015 в 18:40  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.