Статья "Реализация проекта "Помогаю себе слушать" в дистанционном обучении русскому языку"
аспирант ЗабГУ,
учитель русского языка и литературы
ГОУ "Центр специального образования и развития "Открытый мир",
первой квалификационной категории,
Забайкальский край, г.Чита.
Реализация проекта «Помогаю себе слушать» в дистанционном обучении русскому языку
В современном образовательном пространстве все большее значение приобретает навык самообучаемости ребенка. На качество этого навыка влияет огромное количество факторов, в том числе и уверенное владение всеми видами речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и аудирование), без которых восприятие учебной информации становится невозможным.
Человек обучается говорению с детских лет и качество этого навыка зачастую зависит от психофизиологических особенностей развития ребенка, а также напрямую от проводимых родителями действий по обучению говорению.
Если говорить об обучении чтению и письму, то эти умения целенаправленно и системно развиваются на этапе школьного обучения и достаточно скоро превращаются в навык.
Однако слушание (аудирование), особенно слушание информации на родном для носителя языке, считается навыком, развитым с рождения, и не требует применения специальных методик по его формированию. Такой подход к пониманию аудирования как вида речевой деятельности оставляет брешь в развитии всех видов речевой деятельности и требует тщательного анализа места аудирования и методики формирования аудитивных умений в школьном обучении, в том числе русскому языку.
Кроме того, развитие навыка осознанного аудирования научной речи приобретает огромное значение в условиях дистанционного обучения, в котором слуховой восприятие зачастую становится единственным способом получения учебной информации на уроке. Влияние таких факторов, как качество и скорость интернет-соединения, возможность загрузки тех или иных виртуальных образовательных ресурсов, психофизиологические особенности обучающихся и др. приводит к тому, что единственным способом восприятия научной информации иногда оказывается только прослушивание материала, рассказанного учителем на уроке.
В этом случае осознанность аудирования оказывается залогом качественного усвоения пройденного материала. Однако говорить о высоком качестве возможно лишь в том случае, если обучающийся обладает развитой учебной мотивацией и аудитивными умениями. Как правило, обучающиеся не осознают значимость аудирования в образовательном процессе и не задумываются над способами формирования аудитивных умений.
Проект «Помогаю себе слушать» представляет собой результат совместной деятельности учителя и обучающегося, в котором учитель выполняет роль тьютора, обеспечивающего понимание важности аудирования в обучении русскому языку. В результате реализации проекта ученик должен осознавать сущность процесса аудирования на уроках русского языка, оценивать собственную аудитивную деятельность и понимать пути по формированию собственных аудитивных умений.
Реализация проекта предполагала осуществление всех этапов деятельности (по А.Н. Леонтьеву) обучающимся, в том числе и знакомство с этапами аудирования как видом речевой деятельности.
На первом этапе (ориентировки) были определены проблема, цель и задачи реализации проекта, а также форма представления конечного продукта.
Учитывая низкую сформированность аудитивных умений обучающихся, проблема была определена следующим образом: преодоление трудностей слушания учебно-лингвистических текстов на уроках русского языка в дистанционном обучении.
Выдвинутая проблема позволила обучающемуся осознать и сформулировать цель предстоящего проекта: проанализировав собственную аудитивную деятельность, разработать алгоритм собственной аудитивной деятельности, использование которого поможет научиться эффективному слушанию.
Достижение поставленной цели возможно при выполнении следующих задач:
- определить, что такое аудирование;
- разработать алгоритм, помогающий научиться осознанному аудированию.
- с помощью учителя проанализировать собственную аудитивную деятельность на уроках русского языка;
- познакомиться с содержанием аудирования и его этапами;
На втором этапе (планирования) проводилось знакомство обучающегося с понятиями аудирования, данными в толковых и терминологических словарях, а также с содержанием аудирования и его этапами. Знакомство с понятием аудирования и его типами было проведено на специально разработанном уроке, который включал не только ознакомление с теоретической информацией, но и проведение обучающимся анализа собственных аудитивных умений. Для осознания сформированности собственных аудитивных умений, а также мотивации к их целенаправленному формированию в содержание урока была включена беседа. Беседа включала следующие вопросы:
- Задумывался ли ты, зачем ты слушаешь на уроках русского языка?
- Ставил ли ты цель собственного слушания или слушал только потому, что необходимо всегда слушать учителя на уроках?
- Для чего ты слушаешь учебный текст на уроках русского языка?
- Удобно ли тебе воспринимать учебную информацию на уроках русского языка только на слух?
- Замечал ли ты, что помогает и что мешает тебе при слушании на уроках русского языка?
- Можешь ли ты понять, какие внешние и внутренние факторы влияют на качество слушания?
- Как ты можешь самостоятельно создать условия для осознанного слушания на уроке?
Кроме того, воспринимать учебный текст только на слух очень сложно и требуется опора на конспект, параграф учебника или наглядные материалы.
К внешним факторам, мешающим осознанному аудированию были отнесены внешние шумы на рабочем месте обучающегося (звуки за окном, разговоры в соседних помещениях, работающий телевизор и т. д.), а также качество связи с учителем (помехи, искажение голоса). Однако обучающийся пришел к выводу, что в силах повлиять на эти факторы и устранить то, что мешает внимательно слушать учителя. Таким образом, ученик в состоянии организовать собственное рабочее место на уроке таким образом, чтобы аудирование было максимально эффективным.
Гораздо большую сложность вызвал анализ внутренних факторов, мешающих осознанному аудированию, к ним были отнесены: состояние здоровья, настроение, наличие тревог и переживаний, не связанных с учебной деятельностью. Устранить эти факторы, по словам обучающегося, иногда невозможно либо очень трудно. Необходимо настроиться на урок, сконцентрироваться на материале, попытаться отключиться от вопросов, не касающихся обучения русскому языку и другим учебным предметам.
На основе материалов урока, а также анализа ответов на вопросы беседы обучающимся был разработан алгоритм по улучшению качества аудирования «Помогаю себе слушать».
В алгоритм вошли следующие пункты:
- Перед уроком задать себе вопрос: «Для чего я буду слушать учителя на данном уроке?». Дать ответ на него.
- Создать нужные условия на рабочем месте для того, чтобы не отвлекаться на уроке на внешние факторы.
- Попросить учителя разделить учебный материал на небольшие отрывки, добавить в них больше примеров.
- Попросить учителя перед началом новой темы объяснить подробнее непонятные слова и высказывания.
- Попросить учителя использовать на уроке не только чтение текста, но и дополнительные наглядные, а также аудио и видео материалы.
- Попросить учителя читать учебный текст в среднем темпе речи, так как как быстрое или очень медленное чтение мешает понимать текст.
- Попросить учителя прочитать текст еще раз, если после первого прочтения было понятно не все.
- Во время прослушивания текста помнить, для чего ты его слушаешь.
На четвертом этапе (контроля) была сопоставлена проблема, цель и задачи проекта с его результатом. Без сомнения, работа по знакомству с аудированием как осознанным процессом позволила обучающемуся по-иному взглянуть на аудитивную деятельность на уроках русского языка. Благодаря совместной работе учителя и обучающегося была выявлена необходимость целенаправленного и системного обучения навыкам аудирования.
- Размышления о педагогической деятельности...
- Базовые понятия информатики и ИТ
- Развитие интеллектуальных способностей ученика
- Онлайн-доска в образовательном процессе
- Организация коррекционно-развивающей и воспитательной работы с гиперактивными детьми в начальной школе
- Формирование навыков самоуправления в начальной школе (из опыта работы)
- Возможное использование календаря образовательных событий
- Инновационный характер использования компьютерного моделирования в историческом краеведении
- Метод проектирования
- Ответственность как нравственный аспект в исследовательской деятельности обучающихся