С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Реализация проекта "Помогаю себе слушать" в дистанционном обучении русскому языку"
Ячменева Надежда Евгеньевна,
аспирант ЗабГУ,
учитель русского языка и литературы
ГОУ "Центр специального образования и развития "Открытый мир",
первой квалификационной категории,
Забайкальский край, г.Чита.
 

Реализация проекта «Помогаю себе слушать» в дистанционном обучении русскому языку
 

   В современном образовательном пространстве все большее значение приобретает навык самообучаемости ребенка. На качество этого навыка влияет огромное количество факторов, в том числе и уверенное владение всеми видами речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и аудирование), без которых восприятие учебной информации становится невозможным.
   Человек обучается говорению с детских лет и качество этого навыка зачастую зависит от психофизиологических особенностей развития ребенка, а также напрямую от проводимых родителями действий по обучению говорению.
     Если говорить об обучении чтению и письму, то эти умения целенаправленно и системно развиваются на этапе школьного обучения и достаточно скоро превращаются в навык.

   Однако слушание (аудирование), особенно слушание информации на родном для носителя языке, считается навыком, развитым с рождения, и не требует применения специальных методик по его формированию. Такой подход к пониманию аудирования как вида речевой деятельности оставляет брешь в развитии всех видов речевой деятельности и требует тщательного анализа места аудирования и методики формирования аудитивных умений в школьном обучении, в том числе русскому языку.
    Кроме того, развитие навыка осознанного аудирования научной речи приобретает огромное значение в условиях дистанционного обучения, в котором слуховой восприятие зачастую становится единственным способом получения учебной информации на уроке. Влияние таких факторов, как качество и скорость интернет-соединения, возможность загрузки тех или иных виртуальных образовательных ресурсов, психофизиологические особенности обучающихся и др. приводит к тому, что единственным способом восприятия научной информации иногда оказывается только прослушивание материала, рассказанного учителем на уроке.
   В этом случае осознанность аудирования оказывается залогом качественного усвоения пройденного материала. Однако говорить о высоком качестве возможно лишь в том случае, если обучающийся обладает развитой учебной мотивацией и аудитивными умениями. Как правило, обучающиеся не осознают значимость аудирования в образовательном процессе и не задумываются над способами формирования аудитивных умений.
   Проект «Помогаю себе слушать» представляет собой результат совместной деятельности учителя и обучающегося, в котором учитель выполняет роль тьютора, обеспечивающего понимание важности аудирования в обучении русскому языку. В результате реализации проекта ученик должен осознавать сущность процесса аудирования на уроках русского языка, оценивать собственную аудитивную деятельность и понимать пути по формированию собственных аудитивных умений.
   Реализация проекта предполагала осуществление всех этапов деятельности (по А.Н. Леонтьеву) обучающимся, в том числе и знакомство с этапами аудирования как видом речевой деятельности.
    На первом этапе (ориентировки) были определены проблема, цель и задачи реализации проекта, а также форма представления конечного продукта.
   Учитывая низкую сформированность аудитивных умений обучающихся, проблема была определена следующим образом: преодоление трудностей слушания учебно-лингвистических текстов на уроках русского языка в дистанционном обучении.
   Выдвинутая проблема позволила обучающемуся осознать и сформулировать цель предстоящего проекта: проанализировав собственную аудитивную деятельность, разработать алгоритм собственной аудитивной деятельности, использование которого поможет научиться эффективному слушанию.
   Достижение поставленной цели возможно при выполнении следующих задач:

  1. определить, что такое аудирование;
  2. разработать алгоритм, помогающий научиться осознанному аудированию.
  3. с помощью учителя проанализировать собственную аудитивную деятельность на уроках русского языка;
  4. познакомиться с содержанием аудирования и его этапами;

   На втором этапе (планирования) проводилось знакомство обучающегося с понятиями аудирования, данными в толковых и терминологических словарях, а также с содержанием аудирования и его этапами. Знакомство с понятием аудирования и его типами было проведено на специально разработанном уроке, который включал не только ознакомление с теоретической информацией, но и проведение обучающимся анализа собственных аудитивных умений. Для осознания сформированности собственных аудитивных умений, а также мотивации к их целенаправленному формированию в содержание урока была включена беседа. Беседа включала следующие вопросы:

  • Задумывался ли ты, зачем ты слушаешь на уроках русского языка?
  • Ставил ли ты цель собственного слушания или слушал только потому, что необходимо всегда слушать учителя на уроках?
  • Для чего ты слушаешь учебный текст на уроках русского языка?
  • Удобно ли тебе воспринимать учебную информацию на уроках русского языка только на слух?
  • Замечал ли ты, что помогает и что мешает тебе при слушании на уроках русского языка?
  • Можешь ли ты понять, какие внешние и внутренние факторы влияют на качество слушания?
  • Как ты можешь самостоятельно создать условия для осознанного слушания на уроке?
   На третьем этапе (реализации) обучающийся проанализировал собственные аудитивные умения. В результате проведения беседы обучающимся были сделаны выводы о том, что чаще всего слушание на уроках русского языка связано с тем, что слушать учителя на уроках необходимо всегда и отдельная цель для слушания на уроке не ставится. Трудности вызывает также понимание, для чего именно слушать на уроке, так как цель аудирования зависит от темы урока, его типа, имеющихся знаний обучающегося по теме и др.

    Кроме того, воспринимать учебный текст только на слух очень сложно и требуется опора на конспект, параграф учебника или наглядные материалы.
    К внешним факторам, мешающим осознанному аудированию были отнесены внешние шумы на рабочем месте обучающегося (звуки за окном, разговоры в соседних помещениях, работающий телевизор и т. д.), а также качество связи с учителем (помехи, искажение голоса). Однако обучающийся пришел к выводу, что в силах повлиять на эти факторы и устранить то, что мешает внимательно слушать учителя. Таким образом, ученик в состоянии организовать собственное рабочее место на уроке таким образом, чтобы аудирование было максимально эффективным.
   Гораздо большую сложность вызвал анализ внутренних факторов, мешающих осознанному аудированию, к ним были отнесены: состояние здоровья, настроение, наличие тревог и переживаний, не связанных с учебной деятельностью. Устранить эти факторы, по словам обучающегося, иногда невозможно либо очень трудно. Необходимо настроиться на урок, сконцентрироваться на материале, попытаться отключиться от вопросов, не касающихся обучения русскому языку и другим учебным предметам.
    На основе материалов урока, а также анализа ответов на вопросы беседы обучающимся был разработан алгоритм по улучшению качества аудирования «Помогаю себе слушать».
    В алгоритм вошли следующие пункты:

  1. Перед уроком задать себе вопрос: «Для чего я буду слушать учителя на данном уроке?». Дать ответ на него.
  2. Создать нужные условия на рабочем месте для того, чтобы не отвлекаться на уроке на внешние факторы.
  3. Попросить учителя разделить учебный материал на небольшие отрывки, добавить в них больше примеров.
  4. Попросить учителя перед началом новой темы объяснить подробнее непонятные слова и высказывания.
  5. Попросить учителя использовать на уроке не только чтение текста, но и дополнительные наглядные, а также аудио и видео материалы.
  6. Попросить учителя читать учебный текст в среднем темпе речи, так как как быстрое или очень медленное чтение мешает понимать текст.
  7. Попросить учителя прочитать текст еще раз, если после первого прочтения было понятно не все.
  8. Во время прослушивания текста помнить, для чего ты его слушаешь.

    На четвертом этапе (контроля) была сопоставлена проблема, цель и задачи проекта с его результатом. Без сомнения, работа по знакомству с аудированием как осознанным процессом позволила обучающемуся по-иному взглянуть на аудитивную деятельность на уроках русского языка. Благодаря совместной работе учителя и обучающегося была выявлена необходимость целенаправленного и системного обучения навыкам аудирования.

 

 

 

Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ