С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Воспитатель группы продлённого дня - личность и профессионал в специальной (коррекционной) школе – интернате №4"
Чубаева Наталья Николаевна.
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
 
Воспитатель группы продлённого дня - личность и профессионал в специальной (коррекционной) школе – интернате №4
 
      Муниципальное образовательное учреждение специальная (коррекционная) школа интернат №4 города Магнитогорска  предназначено для круглосуточного пребывания с ограниченными возможностями здоровья и осуществляет свою деятельность по обучению и воспитанию детей в первую и во вторую половине дня. Дети в школе все из разных семей, в основном из малообеспеченных, неблагополучных семей и требуют индивидуально – личностного подхода со стороны педагогического коллектива. Главная задача педагогического коллектива, конечно же, обучение детей с ОВЗ, однако немаловажная роль отведена социализации и воспитанию подрастающего поколения.
      Воспитательный процесс в ГПД есть целое искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя ГПД, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам. Существует мнение, что подлинным воспитателем может стать лишь талантливый человек, педагог от рождения.
     Настоящий воспитатель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, выход из любой ситуации, сумеет зажечь, взволновать каждого ребёнка, повысить его «Я – концепцию». Каждый воспитатель должен добиться такого эффекта, когда воспитание перерастает в самовоспитание.
        «Воспитатель сам должен быть воспитан». Это известное положение — девиз для каждого, кто причастен к делу воспитания.
     Справедливо считается, что учителем можно назвать того, кто сам постоянно учится, совершенствуется всю жизнь. То же самое относится и к воспитателю: настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учится искусству и науке воспитания, постоянно занимается самовоспитанием. Каким должен быть воспитатель ГПД коррекционного образовательного учреждения?
   Во-первых, обладать определенными личностными качествами, во-вторых, быть профессионалом, мастером, только в этом случае он будет способен формировать всесторонне развитую личность, творческую, активную, обладающую высокими нравственными качествами.
Какими личностными качествами должен обладать педагог?
Он должен быть терпеливым, любить детей, быть добрым и справедливым, уметь сострадать, быть отзывчивым. Вместе с тем он должен быть организованным, последовательным, требовательным, трудолюбивым. Этот список можно было бы продолжить. Воспитателю нужно обладать многими качествами, но прежде всего быть высоко нравственным человеком.
      Очень важным личностным качеством воспитателя является: 
жизнерадостность, 
оптимизм,
чувство юмора.
     С этими качествами человек не рождается, их надо в себе вырабатывать. Одно из необходимых и естественных условий воспитания — любовь к детям. Разумная любовь, не сюсюканье, не заласкивание и удовлетворение капризов, а подлинная забота о всестороннем развитии ребенка, доброжелательное общение, внимательное отношение к запросам, тактичная настойчивость.
       Кроме личностных качеств воспитатель должен обладать многими профессиональными знаниями, навыками, умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности.
   Воспитатель должен быть интеллигентным человеком в полном смысле этого слова. Подлинная интеллигентность не позволит ему неуважительно отзываться о родителях ребенка, о самом ребенке, разговаривать с родителями с высоты своих педагогических знаний. Если, общаясь с родителями, педагог говорит только о недостатках ребенка, это вызывает лишь негативную реакцию. Иначе не будет контакта, который так необходим для воспитания детей.
Стратегия работы воспитателей ГПД должна встраиваться в рамки всей воспитательной системы школы, которая определяется директором и педагогическим советом с учётом мнения родительского комитета, попечительского совета или иного органа общественно-государственного управления образованием. Главным залогом успеха в этом деле является диагностика и осмысление её результатов. Важным фактом в подготовке к диагностике является достоверная информация родителей об уровне взаимодействия ученика и воспитателя ГПД. Итогом осмысления результатов диагностики становится совещание при заместителе директора по воспитательной работе, а затем и педагогический совет
    Ведущей характеристикой профессионализма воспитателя ГПД как субъекта деятельности является его активность, проявляющая себя в инициативном, творческом (преобразующем) отношении к воспитательной деятельности.
        Основными направлениями деятельности воспитателя ГПД являются:
- Организация учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня, руководство им и контроль за развитием этого процесса с учётом специфики требований новых ФГОС.
- Содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся с учётом специфики требований новых ФГОС.
- Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности учебно-воспитательного процесса в ГПД.
           Воспитатель ГПД выполняет следующие функции:
1. Анализирует:
· проблемы учебно-воспитательного процесса в ГПД;
· результаты учебно-воспитательной работы в ГПД;
· ход и развитие учебно-воспитательного процесса в ГПД.
2. Прогнозирует:
· тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для корректировки плана учебно-воспитательной работы в ГПД на учебный год;
· результаты запланированной учебно-воспитательной работы в ГПД.
3.  Планирует и организует:
· учебно-воспитательный процесс во время занятий с обучающимися ГПД с учётом специфики детей с ОВЗ требований ФГОС;
· разработку необходимой документации по воспитательной работе в ГПД;
 · осуществление систематического контроля за выполнением домашних заданий;
· деятельность по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий силами обучающихся ГПД;
· просветительскую работу для родителей (законных представителей), консультирует родителей (законных представителей) по вопросам организации учебно-воспитательного процесса с учётом специфики требований ФГОС;
· прогулки обучающихся;
·  питание детей в столовой·
 выполнение учащимися домашних заданий;
 изучение с учениками правил поведения в общественных местах
4. Координирует:
· деятельность обучающихся во время проведения занятий.
  деятельность с социально-психологической службами
5. Контролирует:
· безопасность используемых в учебно-воспитательном процессе ГПД оборудования, приборов, технических и наглядных средств;
· соблюдение обучающимися режимных моментов ГПД;
· соблюдение учениками правил для учащихся в школе.
6. Корректирует:
· развитие личности обучающихся;
· ход выполнения программы учебно-воспитательной работы в ГПД с учётом специфики требований ФГОС.
7. Консультирует:
· родителей (законных представителей) по вопросам организации учебно-воспитательного процесса с учётом специфики требований ФГОС.
8. Оценивает:
· уровень воспитанности и личностного роста обучающихся ГПД.
9. Обеспечивает:
 · своевременное составление установленной отчетной документации и ее представление непосредственным руководителям;
· создание благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого обучающегося;
· помощь обучающимся в учебной деятельности;
· обновление содержания жизнедеятельности ГПД в соответствии с возрастными интересами обучающихся с учётом специфики требований ФГОС;
· помощь обучающимся в получении дополнительного образования через систему внеурочной деятельности с учётом специфики требований ФГОС;
· сохранность оборудования, мебели и санитарного состояния закрепленного помещения;
· постоянное наблюдение за учащимися во время работы ГПД;
· уход учащихся из группы только с родителями (законными представителями) или по их письменному заявлению одних либо в сопровождении указанных лиц;
· получение обучающимися горячего питания в столовой.
10. Присутствует и принимает участие:
· на заседаниях методических объединений, совещаниях, педсоветах и т.п. не менее трех часов в месяц.
        Немаловажной задачей остаётся взаимодействие воспитателя ГПД с  классным 
руководителем. Такое взаимодействие немыслимо без активной помощи со стороны заместителя директора по воспитательной работе. В ГПД больше возможностей взаимодействия ученика с учителем, а также ученика с учеником. Главной задачей воспитателя должна стать организация общения как важнейшего условия объединения людей для совместной деятельности в коллективных формах обучения таким образом, чтобы эти формы давали одновременно максимальную эффективность в познавательном и личностном развитии ребёнка.
 
Источники
http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/02/10/lichnost-vospitatelya
http://ext.spb.ru/webinars/2902-2013-05-13-09-52-17.html
reutov-school4.edusite.ru›DswMedia
nsc.1september.ru/article.php?ID=200500109
school-one.ru/doc/instrukcii/dolzhnostnaja-instruk...tatelja-gpd-gkp.html

 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Наталья Николаевна, вы поднимаете важные вопросы воспитания детей в коррекционной школе. Основные направления деятельности воспитателя ГПД, функции воспитателя как и учителя, классного руководителя, направлены на воспитание и обучение учащихся. В сельских школах в каждом классе находятся минимум 3 человека обучающиеся по программам VII, VIII вида.Я на этих учащихся пишу отдельные планы и составляю отдельные программы. На каждом уроке я должна уделить обязательно этим учащимся внимание. К сожалению таких ребят становится всё больше.
нина гунькина, дата: 10.08.2015 в 15:28  
#2 Воспитатель сам должен быть воспитан, постоянно учиться искусству и науке воспитания - основная мысль статьи и раскрыта она полностью.
Татьяна Образцова, дата: 14.08.2015 в 10:11  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ