Статья "Оценка эффективности модульно-рейтингового обучения"
Татьяна Медведева
12.07.2015
11491
0
Научно-исследовательская деятельность учителя
Медведева Татьяна Александровна,
Учитель биологии и информатики,
МБОУ Арбатская средняя школа,
высшая квалификационная категория,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
2015г.
Полученные данные свидетельствуют о том, что прослеживается динамика увеличения общей успеваемости, качества и степени обученности учащихся.
По результатам данной таблицы была построена диаграмма мониторинга успеваемости по информатики в 8 классе за 2013-2014 уч. год:
Из диаграммы видно, что успеваемость с 75% в начале года (когда по результатам 1-го модуля было двое неуспевающих) к 3 модулю и до конца года стала стабильной - 100%, качество повысилось с 37,5% до 87,5%, степень обученности соответственно с 54,5% в начале года до 83% к концу года.
Изучая распределение усвоения по модулям, была построена диаграмма сравнения среднего балла по модулям:
Анализируя данную гистограмму среднего балла по модулям, можно сделать вывод, что идет его приращение, достигая наивысшего уровня к 5 модулю, т.е. к концу учебного года, так как введение модульно-рейтинговой технологии повышает уровень соревновательности.
Изучая успешность работы по модулям, была построена диаграмма среднего рейтинга:
Диаграмма среднего рейтинга по модулям в процентах показывает успешность работы по каждому модулю, это видно из увеличения выполнения модулей с 75,88% до 80,91%.
Эффективность введения модульно-рейтинговой системы оценки знаний доказывается также анализом графика получения учащимися поощрительных баллов: в начале года (по итогам 1 четверти) поощрительные баллы получили 3 ученика (38%), а к концу года их стало 6 человек (75%):
Подсистема рейтингового контроля предусматривала также проверку и оценивание процесса и результатов различных видов учебно-познавательной деятельности учащихся по каждому учебно-тематическому модулю.
Все виды учебно-познавательной деятельности (конспекты, устные ответы на уроках, выполнение самостоятельных и практических работ, тестов, контрольных работ) оценивались в баллах. Предусматривалось также начисление поощрительных баллов (за написание рефератов, выступление с докладами, участие в олимпиадах и научно-практической конференции, различного вида конкурсов по информатике) и штрафные санкции за пропуски занятий без уважительных причин, несвоевременную сдачу тестов, контрольных работ и т.д. Оценка и рейтинг определялись в соответствии с набранной обучающимся суммой баллов.
Реализация модульно-рейтинговой технологии обучения осуществлялась на основе как общих, так и специфических дидактических принципов. К специфическим принципам относятся следующие: представленности в модуле основных элементов дидактического процесса, конкретности, интеграции и синхронизации обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся, единства нормативно заданных и индивидуально-избранных видов учебной деятельности.
Таким образом, актуальный вопрос организации научно-обоснованной и объективной системы педагогического контроля и методики диагностирования знаний учащихся и введение государственных образовательных стандартов делает рейтинговую систему оценки результатов обучения школьников наиболее перспективной технологией соуправления процессом познавательной деятельности.
Анализ научно-методической и педагогической литературы по проблеме модульно-рейтинговой системы контроля и оценки знаний показал, что данная технология является одним из способов реализации обучения и контроля, при котором развиваются навыки рефлексивной культуры, создаются условия для самооценки, самоанализа, для сопоставления своих результатов с результатами других, способствует овладению технологией рефлексии; а также обеспечивается мотивация, развиваются навыки самостоятельной работы по индивидуальной учебной программе, поиска информации, что, в конечном счете, влияет на развитие творческих способностей учащихся.
Построение процесса обучения информатике и ИКТ в единой системе по программе модульного типа и рейтингового контроля на основе созданных педагогических условий для формирования у обучающихся положительной мотивации к учению, навыков самоконтроля и адекватной самооценки учебных достижений уменьшило субъективизм педагога при оценке знаний, а преобразование пятибалльной отметки стало способом рационального определения личностного рейтинга, как показателя значимости (веса) человека в цивилизованном обществе.
Адаптация педагогических условий модульно-рейтингового обучения к специфике учебного процесса в общеобразовательной школе по предмету информатика и ИКТ (базовый курс) позволила разработать учебную программу модульного типа и модель рейтингового контроля по информатике и ИКТ (базовый курс) для 8 класса общеобразовательной школы.
Апробация технологии реализации рейтинговой системы контроля и оценки знаний учащихся показала, что данная система оценки, контроля и учета знаний нацелена на полноту, всесторонность, систематичность и объективность уровня знаний, умений и навыков учащихся.
Также было выявлено, что рейтинговая система контроля и оценивания знаний
- усиливает мотивацию обучающегося, позволяя систематизировать работу над учебным материалом, что ведет к самообучению и саморазвитию;
- дополняет традиционную систему оценивания, помогает расширить границы школьного балла и повысить его значимость;
- позволяет включить учащихся в активный образовательный процесс. Дополнительные баллы активизируют развитие способностей и навыков учащихся, привлекают их к участию в олимпиадах, внеклассных мероприятиях, мотивируют учеников к исследовательской, проектной деятельности.
Модульно-рейтинговая система обучения и контроля по информатике может служить основой для создания аналогичных методик по другим школьным дисциплинам и может быть реализована в различных типах общеобразовательных учреждений.
Учитель биологии и информатики,
МБОУ Арбатская средняя школа,
высшая квалификационная категория,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
2015г.
Оценка эффективности модульно-рейтингового обучения
С целью проверки гипотезы, сформулированной в ходе исследования, а именно: построение процесса обучения информатике и ИКТ на базовом уровне будет более эффективным, если использовать в единой системе программу модульного типа и рейтинговый контроль на основе:
- создания педагогических условий для формирования у обучающихся положительной мотивации к учению, навыков самоконтроля и адекватной самооценки учебных достижений;
- уменьшения субъективизма педагога при оценке знаний;
- преобразования пятибалльной отметки в способ рационального определения личностного рейтинга, как показателя значимости (веса) человека в цивилизованном обществе;
была проведена исследовательская работа, по выявлению эффективности процесса обучения информатики на базовом уровне при использовании в единой системе программы модульного типа и рейтингового контроля.
Базой для исследования стала МБОУ Арбатская средняя школа Таштыпского района Республики Хакасия. Исследовательским был 8 класс в составе 8 человек.
В эксперименте анализировался рейтинг учеников 8 класса по информатике, который позволил индивидуализировать и дифференцировать учебную и воспитательную работу; стимулировать познавательную работу учеников в классе; конкретизировать работу классных руководителей с учениками и родителями; более объективно проанализировать работу класса в целом.
В практике работы школы активно используются следующие методики диагностики результативности работы учителя и образовательного учреждения, основанные на количественно-качественных показателях, выраженных в школьных отметках (баллах):
- успеваемость в % от общего количества учащихся;
- качество знаний по количеству "4" и "5";
- средний балл;
- степень обученности учащихся (по В.П. Симонову).
В.П. Симонов разработал систему целей обучения и соотносимые с ней уровни усвоения.
Основным достоинством этого вида диагностики является то, что для проведения исследований не надо использовать никакие дополнительные диагностические материалы, достаточно обратиться к отметкам в школьном журнале.
В этой классификации подразумевается иерархическая последовательность уровней усвоения. Для оценивания по качественным показателям В.П. Симонов предлагает использовать десятибалльную шкалу оценки степени обученности учащихся (СОУ). Но одним из препятствий, с которым можно столкнуться при введении данной шкалы, является то, что официальной в системе нашего образования считается пятибалльная шкала оценивания, фактически являющаяся трехбалльной. Выходом из сложившейся ситуации может стать рассматриваемая В.П. Симоновым «cуррогатная» шкала. В широкой практике используется формула степени обученности учащихся (СОУ) В.П. Симонова:
- создания педагогических условий для формирования у обучающихся положительной мотивации к учению, навыков самоконтроля и адекватной самооценки учебных достижений;
- уменьшения субъективизма педагога при оценке знаний;
- преобразования пятибалльной отметки в способ рационального определения личностного рейтинга, как показателя значимости (веса) человека в цивилизованном обществе;
была проведена исследовательская работа, по выявлению эффективности процесса обучения информатики на базовом уровне при использовании в единой системе программы модульного типа и рейтингового контроля.
Базой для исследования стала МБОУ Арбатская средняя школа Таштыпского района Республики Хакасия. Исследовательским был 8 класс в составе 8 человек.
В эксперименте анализировался рейтинг учеников 8 класса по информатике, который позволил индивидуализировать и дифференцировать учебную и воспитательную работу; стимулировать познавательную работу учеников в классе; конкретизировать работу классных руководителей с учениками и родителями; более объективно проанализировать работу класса в целом.
В практике работы школы активно используются следующие методики диагностики результативности работы учителя и образовательного учреждения, основанные на количественно-качественных показателях, выраженных в школьных отметках (баллах):
- успеваемость в % от общего количества учащихся;
- качество знаний по количеству "4" и "5";
- средний балл;
- степень обученности учащихся (по В.П. Симонову).
В.П. Симонов разработал систему целей обучения и соотносимые с ней уровни усвоения.
Основным достоинством этого вида диагностики является то, что для проведения исследований не надо использовать никакие дополнительные диагностические материалы, достаточно обратиться к отметкам в школьном журнале.
В этой классификации подразумевается иерархическая последовательность уровней усвоения. Для оценивания по качественным показателям В.П. Симонов предлагает использовать десятибалльную шкалу оценки степени обученности учащихся (СОУ). Но одним из препятствий, с которым можно столкнуться при введении данной шкалы, является то, что официальной в системе нашего образования считается пятибалльная шкала оценивания, фактически являющаяся трехбалльной. Выходом из сложившейся ситуации может стать рассматриваемая В.П. Симоновым «cуррогатная» шкала. В широкой практике используется формула степени обученности учащихся (СОУ) В.П. Симонова:
СОУ= (АХ+ВУ+СZ) : NP,
где
А,В, С - коэффициенты обученности,
X, Y, Z - общее количество отметок, соответственно «5», «4», «3»,
N - количество учащихся в классе,
P - число изучаемых предметов.
Данную методику оценки эффективности учебно-образовательного процесса можно использовать на каждом занятии и при этом наблюдать за динамикой изменения качественных показателей с первого по итоговое занятие, оценивая каждый уровень усвоения.
Вот формула для СОУ, которая автоматически обсчитывает отметки в электронном классном журнале:
А,В, С - коэффициенты обученности,
X, Y, Z - общее количество отметок, соответственно «5», «4», «3»,
N - количество учащихся в классе,
P - число изучаемых предметов.
Данную методику оценки эффективности учебно-образовательного процесса можно использовать на каждом занятии и при этом наблюдать за динамикой изменения качественных показателей с первого по итоговое занятие, оценивая каждый уровень усвоения.
Вот формула для СОУ, которая автоматически обсчитывает отметки в электронном классном журнале:
СОУ = (кол-во «5»x100 + кол-во «4»х64 + кол-во «3»х36 + кол-во «2»х16 + кол-во «н/а»х7)/ общее кол-во учащихся.
Отчет сохраняется в формате Excel. Этот формат удобен для построения диаграмм и графиков, с помощью которых можно наглядно представить данные отчета. В нашем эксперименте использовалась формула для СОУ второго (среднего) уровня требований
Педагогические показатели эффективности модульно-рейтингового обучения получены в процессе мониторинга качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. С этой целью анализировались: посещаемость, этапная (помодульная, четвертная) и итоговая (годовая) успеваемость, средний рейтинговый балл по модулям, рейтинговый уровень выполнения заданий, число учащихся, получивших поощрительные баллы.
Во всех четвертях посещаемость занятий (с учетом отработанных пропусков) оказалась выше, чем в обычных классах Общая посещаемость за год составила 87,5%, а у учащихся 8 класса – 94,9%. Также во всех четвертях средний балл, общая и качественная успеваемость, а также степень обученности оказались выше, чем в классах, в которых не применялась модульно-рейтинговая технология контроля и оценки знаний. Данные представлены в таблице:
Педагогические показатели эффективности модульно-рейтингового обучения получены в процессе мониторинга качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. С этой целью анализировались: посещаемость, этапная (помодульная, четвертная) и итоговая (годовая) успеваемость, средний рейтинговый балл по модулям, рейтинговый уровень выполнения заданий, число учащихся, получивших поощрительные баллы.
Во всех четвертях посещаемость занятий (с учетом отработанных пропусков) оказалась выше, чем в обычных классах Общая посещаемость за год составила 87,5%, а у учащихся 8 класса – 94,9%. Также во всех четвертях средний балл, общая и качественная успеваемость, а также степень обученности оказались выше, чем в классах, в которых не применялась модульно-рейтинговая технология контроля и оценки знаний. Данные представлены в таблице:
Анализ успеваемости по информатике, 8 кл (базовый уровень), 2013-14 уч.г. |
||||||
М1 | М2 | М3 | М4 | М5 | год | |
Успеваемость | 75,0% | 87,5% | 100,0% | 100,0% | 100,0% | 100,0% |
Качество | 37,5% | 62,5% | 75,0% | 75,0% | 87,5% | 75,0% |
СОУ | 54,5% | 64,3% | 70,5% | 70,5% | 83,0% | 70,5% |
Полученные данные свидетельствуют о том, что прослеживается динамика увеличения общей успеваемости, качества и степени обученности учащихся.
По результатам данной таблицы была построена диаграмма мониторинга успеваемости по информатики в 8 классе за 2013-2014 уч. год:
Диаграмма мониторинга успеваемости по информатике
Из диаграммы видно, что успеваемость с 75% в начале года (когда по результатам 1-го модуля было двое неуспевающих) к 3 модулю и до конца года стала стабильной - 100%, качество повысилось с 37,5% до 87,5%, степень обученности соответственно с 54,5% в начале года до 83% к концу года.
Изучая распределение усвоения по модулям, была построена диаграмма сравнения среднего балла по модулям:
Диаграмма среднего балла по модулям, информатика 8 кл.
Анализируя данную гистограмму среднего балла по модулям, можно сделать вывод, что идет его приращение, достигая наивысшего уровня к 5 модулю, т.е. к концу учебного года, так как введение модульно-рейтинговой технологии повышает уровень соревновательности.
Изучая успешность работы по модулям, была построена диаграмма среднего рейтинга:
Диаграмма среднего рейтинга по модулям в %
Диаграмма среднего рейтинга по модулям в процентах показывает успешность работы по каждому модулю, это видно из увеличения выполнения модулей с 75,88% до 80,91%.
Эффективность введения модульно-рейтинговой системы оценки знаний доказывается также анализом графика получения учащимися поощрительных баллов: в начале года (по итогам 1 четверти) поощрительные баллы получили 3 ученика (38%), а к концу года их стало 6 человек (75%):
График получения поощрительных баллов
Подсистема рейтингового контроля предусматривала также проверку и оценивание процесса и результатов различных видов учебно-познавательной деятельности учащихся по каждому учебно-тематическому модулю.
Все виды учебно-познавательной деятельности (конспекты, устные ответы на уроках, выполнение самостоятельных и практических работ, тестов, контрольных работ) оценивались в баллах. Предусматривалось также начисление поощрительных баллов (за написание рефератов, выступление с докладами, участие в олимпиадах и научно-практической конференции, различного вида конкурсов по информатике) и штрафные санкции за пропуски занятий без уважительных причин, несвоевременную сдачу тестов, контрольных работ и т.д. Оценка и рейтинг определялись в соответствии с набранной обучающимся суммой баллов.
Реализация модульно-рейтинговой технологии обучения осуществлялась на основе как общих, так и специфических дидактических принципов. К специфическим принципам относятся следующие: представленности в модуле основных элементов дидактического процесса, конкретности, интеграции и синхронизации обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся, единства нормативно заданных и индивидуально-избранных видов учебной деятельности.
Таким образом, актуальный вопрос организации научно-обоснованной и объективной системы педагогического контроля и методики диагностирования знаний учащихся и введение государственных образовательных стандартов делает рейтинговую систему оценки результатов обучения школьников наиболее перспективной технологией соуправления процессом познавательной деятельности.
Анализ научно-методической и педагогической литературы по проблеме модульно-рейтинговой системы контроля и оценки знаний показал, что данная технология является одним из способов реализации обучения и контроля, при котором развиваются навыки рефлексивной культуры, создаются условия для самооценки, самоанализа, для сопоставления своих результатов с результатами других, способствует овладению технологией рефлексии; а также обеспечивается мотивация, развиваются навыки самостоятельной работы по индивидуальной учебной программе, поиска информации, что, в конечном счете, влияет на развитие творческих способностей учащихся.
Построение процесса обучения информатике и ИКТ в единой системе по программе модульного типа и рейтингового контроля на основе созданных педагогических условий для формирования у обучающихся положительной мотивации к учению, навыков самоконтроля и адекватной самооценки учебных достижений уменьшило субъективизм педагога при оценке знаний, а преобразование пятибалльной отметки стало способом рационального определения личностного рейтинга, как показателя значимости (веса) человека в цивилизованном обществе.
Адаптация педагогических условий модульно-рейтингового обучения к специфике учебного процесса в общеобразовательной школе по предмету информатика и ИКТ (базовый курс) позволила разработать учебную программу модульного типа и модель рейтингового контроля по информатике и ИКТ (базовый курс) для 8 класса общеобразовательной школы.
Апробация технологии реализации рейтинговой системы контроля и оценки знаний учащихся показала, что данная система оценки, контроля и учета знаний нацелена на полноту, всесторонность, систематичность и объективность уровня знаний, умений и навыков учащихся.
Также было выявлено, что рейтинговая система контроля и оценивания знаний
- усиливает мотивацию обучающегося, позволяя систематизировать работу над учебным материалом, что ведет к самообучению и саморазвитию;
- дополняет традиционную систему оценивания, помогает расширить границы школьного балла и повысить его значимость;
- позволяет включить учащихся в активный образовательный процесс. Дополнительные баллы активизируют развитие способностей и навыков учащихся, привлекают их к участию в олимпиадах, внеклассных мероприятиях, мотивируют учеников к исследовательской, проектной деятельности.
Модульно-рейтинговая система обучения и контроля по информатике может служить основой для создания аналогичных методик по другим школьным дисциплинам и может быть реализована в различных типах общеобразовательных учреждений.
Литература и источники
- www.ug.ru/03.11/t48.htm - Информационный сайт учительской газеты
- www.edu.ru/index.php?page_id=5&sid=21&topic_id=1039986000 Пресс-служба Минобразования 237-92-82.
- Балафанов Е.К., Бурибаев Б., Даулеткулов А.Б. Новые информационные технологии: 30 уроков по информатике. Алматы, 2001.- с.244.
- Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки качества образования.// Школьные технологии. – 2004. - №1. – с. 136
- Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: «Высшая школа», 1989. 144 с.
- Игнатова И.Г., Н.Ю. Соколова. Информационные коммуникационные технологии в образовании// Информатика и образование- М.: 2003-№3.- стр.53-54
- Коваль С.Н."Использование модульной технологии в процессе преподавания информатики", г. Новосибирск, Материалы международной научно-методической конференции «Новые информационные технологии в университетском образовании». Секция «Компьютерные обучающие системы в школе». 1998г., с.320
- Информационно-математические технологии в экономике, технике, образовании. ГОУ ВПО– УПИ. Сборник статей. Екатеринбург. 2004
- Рейтинг учебных достижений как элемент здоровьеформирующего образования.// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2006. – №2. – с. 23 – 30.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.256 с.
- Семакин И. Г, Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний ЮНИМЕДИАСТАЙЛ, 2002. - с.540.
- Симонов В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. М.1987.- с. 246
- Третьяков П.И., Сенновский И. Технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография – М.: Новая школа, 2001, с. 352.
- Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля.// Школьные технологии. – 2003. - №6. – С. 94 – 99
- Щукина Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. – М.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985. – 170 с.
Другие статьи
- Примеры реализации межпредметных связей на уроках информатики
- Воплощение идей ФГОС 2 поколения, как учитель физики .
- ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ
- Электронная презентация внеклассной работы учителя музыки
- Я - классный руководитель
- Педагогическая этика учителя
- Использование компьютерного моделирования при работе с историческими источниками
- Применение методов повышающих мотивацию в обучении химии.
- "Мой опыт работы с документ-камерой"
- Сплочение коллектива ( из опыта работы)
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.