С нами 17282 учителя, 7323 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Популяризация народных традиций через изучение истории малой родины"
Медведева Татьяна Александровна,
Учитель биологии и информатики,
МБОУ Арбатская средняя школа,
высшая квалификационная категория,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
2015г.
 Популяризация народных традиций через изучение истории малой родины
 
       Государственная политика в отношении к образованию сегодня ставит перед учебными заведениями задачу не просто предоставлять образовательные услуги, но и развивать социальное партнёрство, привлекая к деятельности школы, решению социальных проблем, стоящих перед сообществом, весь социум, прилегающий к школе.
   Лозунг «Есть школа — есть село» — проверен жизнью. Около семидесяти процентов общеобразовательных учреждений республики Хакасия расположено в сельской местности.
Сельская среда представляет собой особый «мир», связанный глубокими историческими корнями с прошлым своей земли, с хозяйственными, культурными, трудовыми традициями народов, проживающих на ней.
   Школа на селе — это не просто социальный объект, это образовательный, социально-культурный центр населенного пункта, его  культуросберегающий центр.
   Именно поэтому школа, как центр развития социума, на сегодняшнем этапе должна играть лидирующую роль в решении социальных проблем сообщества, снижать социальную напряженность, помогать находить выход из острых ситуаций местного уровня, не дожидаясь правительственных решений.
   История родины начинается с истории родной семьи, родного села, района, области. Культура сибирского казачества была частью культуры русского народа. Изучение истории Сибири позволяет выявить генетические связи енисейских  казаков с многочисленными казачьими войсками России, дает основание рассматривать культуру, быт сибирских казаков как локальный вариант единой казачьей культуры.
   Село Арбаты – одно из немногих в Республике Хакасия, имеющих богатую, но за давностью лет, утраченную  историю. 1724год – это год постройки Арбатского казачьего форпоста. С 1768г. берёт начало история казачьей станицы, а ныне села Арбаты. 
   Первые поселенцы, освоившие новые земли покоряли, изучали, приспосабливались к ней. Наши предки были первопроходцами на нашей земле. С них началась история нашего села, которому в этом году исполнилось 248 лет.
1900г. – первые упоминания о школе в казачьей станице Арбаты. В настоящее время МБОУ Арбатская средняя школа находится на расстоянии 40 км от районного центра. 

   В настоящее время чрезвычайно сложные экономические процессы в стране привели к изменению ценностных ориентиров молодежи, деформировали самые устойчивые убеждения и взгляды. Размытость понятий «дом», «честь», «совесть» и «достоинство» вносит свой вклад в морально-психологическое состояние общества. Поэтому забота о военно-патриотическом воспитании подростков приобретает сегодня для нашей страны судьбоносное значение.
   В школе популяризация народных традиций идет через изучение истории малой родины и включает несколько направлений. Вот, некоторые из них:
  1. «Любо, братцы» – создание и функционирование кадетского казачьего класса.
Данное  направление  нацелено на освоение подростками культурно-исторического наследия малой Родины, военно-прикладных знаний  с использованием воинских традиций казачества, развитие физических способностей, воспитание патриотических чувств, высоких духовно-нравственных качеств. Основным смыслом педагогической деятельности юных казаков являются категории: история, культура, патриотизм.
Цель: интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе через  создание условий для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Основные задачи:
Обучающие:
·   расширить и углубить знания по истории родного края, Вооруженных сил РФ, ОБЖ, физической подготовке;
·   обучить основам военно-прикладной подготовки.
Развивающие:
·   создать благоприятные условия для интеллектуального, морально-психологического и физического формирования личности, всемерного развития способностей, творческого потенциала;
·   формировать у детей положительный социальный опыт, готовность к общественной и профессиональной деятельности.
Воспитывающие:
·   воспитать у подростков уважение к культурно-историческому наследию казачества, любовь к Отечеству, готовность стать на его защиту;
·   формировать у юных казаков активную жизненную позицию, необходимые на военной службе эмоционально-волевые качества характера.
   По согласованию с Енисейским казачьим войском на основании заявлений родителей на базе МБОУ Арбатская СОШ предполагалось в 2012-13 учебном году открытие кадетского (казачьего) класса.  
   Однако, бюджетные финансовые возможности позволили только ввести в расписание предмет НВП, а остальные направления вести через межпредметные связи в учебной деятельности и во внеурочное время через систему дополнительного образования.
Содержательная часть программы «Любо, братцы» направлена как на работу с данным классом, так и на внеурочную деятельность учащихся школы и представлена следующими тематическими блоками:
   «Путешествие к истокам» (история, быт, культура казачества) – изучение прошлого своей малой Родины, истории становления казачества, знакомство с культурой, традициями, обычаями , семейным укладом казаков. Деятельность проводится в тесной связи с районным краеведческим музеем, музеем «Казачья изба» через проведение экскурсий, встреч, познавательно-игровых программ.    
                                            
 «Защитники Отечества» (начальная военная подготовка)  - блок  призван  способствовать подготовке юношей к военной службе. Он включает изучение ратной истории и традиций Вооруженных сил России, освоение и применение на практике основ военно-прикладных знани
й по таким предметам, как огневая, строевая подготовка, военная топография. Полученные знания, умения отрабатываются практически во время проведения спортивных игр, несения Почетного караула у Памятника погибшим воинам села Арбаты.
                                              

«Школа выживания» (обеспечение безопасности жизни и действия в экстремальных условиях).
В ходе реализации данного блока изучаются  способы выживания в экстремальных условиях, само-и взаимопомощь в чрезвычайных ситуациях, основы оказания первой медицинской помощи, совершенствование физической, морально-психологической подготовки к службе в армии. Проходит в рамках дополнительного образования через работу клуба «Отечество».
 








 «В мире прекрасного» (школа танца) – призван  воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формированию основ эстетической культуры (ценности – искусство, красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие казака, самовыражение личности в творчестве и искусстве) и реализуется через  внеурочную деятельность.
                                           
 
  1.   «Закличка» - связь времён и народов
          
Сохранение и развитие взаимопроникновения ценностей национальных культур, гармонизация связи поколений с целью передачи их от старшего поколения к младшему  улучшит качество и содержательное наполнение жизни представителей старшего поколения, для которых возможность продолжения самореализации в преклонном возрасте ничуть не меньше, чем для любой другой возрастной группы. А общение с детьми для них – просто дополнительная радость.  Для молодого  поколения становится  нормой уважительное  отношение к старости, ценностное отношение к опыту предыдущих поколений, заботливое  отношение к пожилым людям.
Цель: популяризация народных традиций в современном мире и приобщение к национальной культуре народов, проживающих  на территории села, через изучение фольклора, народных традиций, знакомства с культурой семейных отношений, изучение и выявление особенностей «родового гнезда».
Основные задачи
  • воспитывать  любовь и бережное отношение к народным традициям;
  • расширять представление школьников о традициях и культуре в своей семье, селе, районе;
  • возродить работу фольклорного ансамбля «Казачка»;
Работа по данным направлениям  позволяет не только популяризовать  народные традиции,  приобщить все возрастные категории населения микрорайона с.Арбаты к изучению фольклора, национальной культуры  и истории, но и развивает  способности и таланты, навыки  самореализации, а также. увеличивает долю населения, охваченного организованными формами досуга.
Социальными партнёрами в реализации проекта являются:
 
  • Саянское  окружное казачье общество Енисейского казачьего войска – шефская помощь.
  • Администрация и депутатский корпус МО Арбатский сельский совет – спонсорская помощь.
  • Музеи «Казачья изба», «Малоарбатская писаница» - поисково-исследовательская деятельность, организация экскурсий.
  • Арбатский сельский Дом культуры -  оказание помощи при проведении занятий кружков по дополнительному образованию.
  •  Арбатская сельская библиотека» - подбор литературы, консультации, проведение мероприятий.
  • Родительская общественность – проведение совместных мероприятий.
 
               
Изучение  истории малой родины   популяризует народные традиции,
 объединяя учреждения и организации села, оказывает  необходимую помощь семье, создаёт  систему воспитания детей, молодежи и взрослого населения, основанную на казачьих  традициях, способствуя росту национального самосознания в поликультурном мире и сохранению народной культуры.
Изучая  историю, быт и традиции казаков нашей станицы, мы видим, что казачество в нашем селе возрождается вновь. Значит, есть надежда, что будут возрождаться хорошие, добрые традиции, которые имеют большую социально-нравственную ценность в нашей современной жизни. 
             
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ