Статья "Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми"
Эльвие Алимова
17.06.2015
3186
2
Учебная литература
Алимова Эльвие Назимовна
учитель химии
магистр химии
МОУ «Вольновская школа»
п.Вольное, Джанкойский район
Республика Крым
учитель химии
магистр химии
МОУ «Вольновская школа»
п.Вольное, Джанкойский район
Республика Крым
Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми
В цивилизованном мире одаренные дети существовали всегда независимо от того, обращали на них внимание или нет. Новыми задачами современного образования стали: отход от ориентации на "среднего" ученика, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования.
В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:
1. Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.
2. Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах.
3. Разработка личностно-ориентированного подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро теряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения других детей. Это дополнительные занятия в рамках курсов по выбору, спецкурсов, факультативов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы.
4. Развитие в одаренном ребенке психологии лидера. Он должен не стесняться показывать свои способности, не бояться выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.
Творческое мышление химически одаренных учащихся характеризуется неординарностью - способностью выдвигать новые неожиданные идеи, гибкостью - способностью быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от одних явлений к другим, осуществлять интеграцию естественно - научных дисциплин. Следует отметить также высокий уровень развития их логического мышления, продуктивность мышления, способность к прогнозированию, логическую и механическую память, большой объем внимания, наблюдательность, развитое воображение. Одаренных в химическом плане школьников отличают такие личностные качества, как высокая работоспособность, самостоятельность, рефлективность, настойчивость и, конечно, "химические руки" - способность оперировать химическим материалом при постановке опытов. Это и помогает выявить способных к химии учеников: они постоянно самостоятельно экспериментируют, демонстрируют окружающим полученные вещества, вытаскивая их изо всех карманов, наизусть знают признаки огромного множества реакций.
Приоритетная функция учителя химии - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Для успешного развития химической одаренности учащихся применяю универсальные технологии:
1) личностно-ориентированного обучения;
2) информационно – коммуникационные технологии;
3) технологию исследовательской деятельности;
4) проблемное обучение.
5) проектное обучение.
1. Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:
1. Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.
2. Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах.
3. Разработка личностно-ориентированного подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро теряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения других детей. Это дополнительные занятия в рамках курсов по выбору, спецкурсов, факультативов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы.
4. Развитие в одаренном ребенке психологии лидера. Он должен не стесняться показывать свои способности, не бояться выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.
Творческое мышление химически одаренных учащихся характеризуется неординарностью - способностью выдвигать новые неожиданные идеи, гибкостью - способностью быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от одних явлений к другим, осуществлять интеграцию естественно - научных дисциплин. Следует отметить также высокий уровень развития их логического мышления, продуктивность мышления, способность к прогнозированию, логическую и механическую память, большой объем внимания, наблюдательность, развитое воображение. Одаренных в химическом плане школьников отличают такие личностные качества, как высокая работоспособность, самостоятельность, рефлективность, настойчивость и, конечно, "химические руки" - способность оперировать химическим материалом при постановке опытов. Это и помогает выявить способных к химии учеников: они постоянно самостоятельно экспериментируют, демонстрируют окружающим полученные вещества, вытаскивая их изо всех карманов, наизусть знают признаки огромного множества реакций.
Приоритетная функция учителя химии - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Для успешного развития химической одаренности учащихся применяю универсальные технологии:
1) личностно-ориентированного обучения;
2) информационно – коммуникационные технологии;
3) технологию исследовательской деятельности;
4) проблемное обучение.
5) проектное обучение.
1. Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:
- автономизационную - быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию;
- коммуникативную - умение вступить в общение;
- информационную - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
- продуктивную - уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.
Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования. При выполнении исследовательского задания учащиеся осуществляют следующие действия:
- Ознакомление с содержанием задания и формулирование цели деятельности.
- Прогнозирование направлений выполнения задания и выбор методов исследования.
- Проведение исследования и оценка полученных результатов в соответствии с поставленными целями.
При обсуждении предположений необходимо обратить внимание учащихся на умение выбирать рациональный путь проведения опыта. Только после этого можно выполнять опыт.
Эффективных результатов по формированию исследовательских умений можно добиться при целенаправленной систематической работе. Такую систему работы составляют: проблемное проведение уроков, проведение большинства лабораторно - практических занятий исследовательским и проектным методом, система домашних заданий с элементами теоретического и практического исследования.
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения. Основополагающее понятие проблемного обучения – проблемная ситуация. Это такая ситуация, при которой субъекту необходимо решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Каждый урок должен содержать проблемные вопросы или задания. Знания, добытые собственным трудом, намного прочее и ценнее, чем знания, преподнесенные учителем в готовом виде. Данные формы работы учащихся на уроке позволяют раскрыть возможности ребенка, проявить его способности, даже если он не имеет особого интереса к химии. Они позволяют учителю отыскать, увидеть среди массы учеников именно тех, которые одарены химически. Далее с такими учащимися работа идет во внеурочное время: факультативы, спецкурсы, выполнение исследовательских и проектных работ, подготовка к участию в олимпиадах.
Например, при изучении темы «Биологического значения аминокислот и белков» в 10 классе предлагаю ответить на такие вопросы: «Что является причиной образования пены на поверхности мясных бульонов, жареных мясных или рыбных изделий? (Это объясняется свертываемостью растворенных в воде белков (альбумин, глобулин). Чем отличается сырое молоко от пастеризованного? Почему при кипячении молоко «сбегает»? (Сырое молоко содержит ферменты фосфатазу и пероксидазу, а пастеризованное – нет. При нагревании ферменты разрушаются).
На уроках химии можно использовать интеллектуальные игры, например, «Черный ящик», составление синквейнов. Ведет игру учитель, участвует в ней весь класс. Время игры 2-5 мин. Учитель кладет в ящик какой-то предмет, связанный с темой урока, и формулирует задание, содержащее описание некоторых признаков (свойств) предмета, по которым в ходе эвристического диалога ученики должны его определить. Эту игру можно проводить на любом этапе урока, так как её основная цель – обучить учащихся вести диалог. Они должны не просто угадать предмет, а, двигаясь от общего к частному, выстроить систему вопросов.
При изучении темы «Место неметаллических элементов в периодической системе, особенности строения атомов. Физические свойства неметаллов» в 9 классе, предлагаю обнаружить вещества, названия которых должны отгадать. Примеры заданий:
Эффективных результатов по формированию исследовательских умений можно добиться при целенаправленной систематической работе. Такую систему работы составляют: проблемное проведение уроков, проведение большинства лабораторно - практических занятий исследовательским и проектным методом, система домашних заданий с элементами теоретического и практического исследования.
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения. Основополагающее понятие проблемного обучения – проблемная ситуация. Это такая ситуация, при которой субъекту необходимо решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Каждый урок должен содержать проблемные вопросы или задания. Знания, добытые собственным трудом, намного прочее и ценнее, чем знания, преподнесенные учителем в готовом виде. Данные формы работы учащихся на уроке позволяют раскрыть возможности ребенка, проявить его способности, даже если он не имеет особого интереса к химии. Они позволяют учителю отыскать, увидеть среди массы учеников именно тех, которые одарены химически. Далее с такими учащимися работа идет во внеурочное время: факультативы, спецкурсы, выполнение исследовательских и проектных работ, подготовка к участию в олимпиадах.
Например, при изучении темы «Биологического значения аминокислот и белков» в 10 классе предлагаю ответить на такие вопросы: «Что является причиной образования пены на поверхности мясных бульонов, жареных мясных или рыбных изделий? (Это объясняется свертываемостью растворенных в воде белков (альбумин, глобулин). Чем отличается сырое молоко от пастеризованного? Почему при кипячении молоко «сбегает»? (Сырое молоко содержит ферменты фосфатазу и пероксидазу, а пастеризованное – нет. При нагревании ферменты разрушаются).
На уроках химии можно использовать интеллектуальные игры, например, «Черный ящик», составление синквейнов. Ведет игру учитель, участвует в ней весь класс. Время игры 2-5 мин. Учитель кладет в ящик какой-то предмет, связанный с темой урока, и формулирует задание, содержащее описание некоторых признаков (свойств) предмета, по которым в ходе эвристического диалога ученики должны его определить. Эту игру можно проводить на любом этапе урока, так как её основная цель – обучить учащихся вести диалог. Они должны не просто угадать предмет, а, двигаясь от общего к частному, выстроить систему вопросов.
При изучении темы «Место неметаллических элементов в периодической системе, особенности строения атомов. Физические свойства неметаллов» в 9 классе, предлагаю обнаружить вещества, названия которых должны отгадать. Примеры заданий:
- Одно из веществ в старину называли «желчью бога Вулкана». Что это за вещество? Название этого вещества происходит от санскритского «сира», что означает «Светло-желтый». (Сера).
- Второе вещество образовано химическим элементом, название которого означает «светоносимый». (Фосфор).
- Третьим веществом играются маленькие дети и «выпекают» из нее торты, это вещество применяется также в строительстве и для производства стекла. (Песок).
- Название последнего вещества происходит от греческого «графо», что означает «пишу». (Графит).
Составление синквейнов на уроках делает его одним из эффективных методов развития учащегося, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.
Напомним, что слово синквейн происходит от французского “пять”. Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна:
· Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
· Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
· Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
· Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
· Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Например, при изучении темы «Белки – природные полимеры. Состав, строение и свойства белков. Превращение белков в организме» в 10 классе предлагаю составить сенкан на тему «Белки».
1.Существительное: белки
2. 2 прилагательных: глобулярные, фибриллярные
3. 3 глагола: защищают, регулируют, катализируют.
4. Смысловая фраза: Основа всей живой природы.
5.Одним словом: жизнь
Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже ученику старшего возраста. Но это сложная и плодотворная работа, как для учителя, так и для ученика.
Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему дело, которое для него интересно, значимо.
2. Проектная деятельность учащихся
1. Понятие метода проектов. Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые и педагоги всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева и др. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности человека.
Самостоятельная деятельность обучаемых заключается в том, что она:
Напомним, что слово синквейн происходит от французского “пять”. Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна:
· Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
· Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
· Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
· Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
· Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Например, при изучении темы «Белки – природные полимеры. Состав, строение и свойства белков. Превращение белков в организме» в 10 классе предлагаю составить сенкан на тему «Белки».
1.Существительное: белки
2. 2 прилагательных: глобулярные, фибриллярные
3. 3 глагола: защищают, регулируют, катализируют.
4. Смысловая фраза: Основа всей живой природы.
5.Одним словом: жизнь
Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже ученику старшего возраста. Но это сложная и плодотворная работа, как для учителя, так и для ученика.
Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему дело, которое для него интересно, значимо.
2. Проектная деятельность учащихся
1. Понятие метода проектов. Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые и педагоги всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева и др. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности человека.
Самостоятельная деятельность обучаемых заключается в том, что она:
- формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;
- развивает общеучебные, исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки;
- формирует компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- приоритетно нацеливает на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализует принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди методов, реализующих самостоятельную деятельность учащихся, принадлежит сегодня методу проектов.
Проект от лат. «projektus» означает буквально «выброшенный вперед». Французское слово «projet» переводится как «намерение, которое будет осуществлено в будущем». Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Эта образовательная технология позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроля своей деятельности и творчество при выполнении учебных заданий.
Результаты проектной деятельности можно реализовать несколькими способами:
- во время урока (учащиеся разрабатывают проект по изучаемой теме и на уроке освещают эту тему с разных сторон, участвует весь класс);
- вне урока (учащиеся работают над проектом по интересующей их актуальной теме и представляют результаты своих исследований на конференции, выставке, салоне достижений и т.д.).
Проект в готовом виде представляет собой законченное самостоятельное исследование определенной актуальной проблемы, с применением эксперимента, наблюдения и выводов (рекомендации). Обязательным условием метода является публичная защита. В общем виде можно выделить несколько этапов работы над проектом.
1. Определение (нахождение) проблемы (выбор темы исследования, уточнение цели, обсуждение задания).
2. Обсуждение и поиск способов решения проблемы (анализ проблемы, определение источников информации, уточнение планов деятельности, распределение ролей в команде, сбор и уточнение информации).
3. Решение проблемы (учащиеся выполняют исследование).
4. Оформление результатов (описание цели, задач, хода работы над проектом, результаты).
5. Защита проекта (подготовка доклада, презентация, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта).
6. Оценка и самооценка результатов (оценивание результатов проведенной работы).
Основные критерии использования метода проектов в учебном процессе
1. Наличие интересной, значимой в исследовательском, творческом и познавательном плане проблемы /задачи/, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Проект должен иметь практическую, теоретическую, познавательную и образовательную значимость предполагаемых результатов.
3. Проект предполагает существенную самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся.
4. Для оптимальной реализации проекта, он должен быть структурирован на отдельные содержательные части (с указанием поэтапных результатов).
5. Работа над проектом должна предполагать обязательное использование методологии данной науки и научных методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- выдвижение гипотез решения проблемы;
- работа с научной литературой;
- выбор обоснованной методики исследования (наблюдений, экспериментальных, статистических и других методов);
- проведение исследования;
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- оформление конечных результатов доклада (презентация, защита творческих отчетов, просмотры и т.д.);
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
6. Работа над проектом должна завершаться самооценкой ученика по результатом работы над темой.
Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся во время работы над проектом являются:
Проект от лат. «projektus» означает буквально «выброшенный вперед». Французское слово «projet» переводится как «намерение, которое будет осуществлено в будущем». Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Эта образовательная технология позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроля своей деятельности и творчество при выполнении учебных заданий.
Результаты проектной деятельности можно реализовать несколькими способами:
- во время урока (учащиеся разрабатывают проект по изучаемой теме и на уроке освещают эту тему с разных сторон, участвует весь класс);
- вне урока (учащиеся работают над проектом по интересующей их актуальной теме и представляют результаты своих исследований на конференции, выставке, салоне достижений и т.д.).
Проект в готовом виде представляет собой законченное самостоятельное исследование определенной актуальной проблемы, с применением эксперимента, наблюдения и выводов (рекомендации). Обязательным условием метода является публичная защита. В общем виде можно выделить несколько этапов работы над проектом.
1. Определение (нахождение) проблемы (выбор темы исследования, уточнение цели, обсуждение задания).
2. Обсуждение и поиск способов решения проблемы (анализ проблемы, определение источников информации, уточнение планов деятельности, распределение ролей в команде, сбор и уточнение информации).
3. Решение проблемы (учащиеся выполняют исследование).
4. Оформление результатов (описание цели, задач, хода работы над проектом, результаты).
5. Защита проекта (подготовка доклада, презентация, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта).
6. Оценка и самооценка результатов (оценивание результатов проведенной работы).
Основные критерии использования метода проектов в учебном процессе
1. Наличие интересной, значимой в исследовательском, творческом и познавательном плане проблемы /задачи/, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Проект должен иметь практическую, теоретическую, познавательную и образовательную значимость предполагаемых результатов.
3. Проект предполагает существенную самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся.
4. Для оптимальной реализации проекта, он должен быть структурирован на отдельные содержательные части (с указанием поэтапных результатов).
5. Работа над проектом должна предполагать обязательное использование методологии данной науки и научных методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- выдвижение гипотез решения проблемы;
- работа с научной литературой;
- выбор обоснованной методики исследования (наблюдений, экспериментальных, статистических и других методов);
- проведение исследования;
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- оформление конечных результатов доклада (презентация, защита творческих отчетов, просмотры и т.д.);
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
6. Работа над проектом должна завершаться самооценкой ученика по результатом работы над темой.
Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся во время работы над проектом являются:
- аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
- наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
- изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);
- усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
- экспериментальная проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
- оформление итогов работы;
- разработка и защита проекта.
Проекты, реализуемые во внеурочное время
Внеурочная (внеклассная) работа – неотъемлемый атрибут учебно-воспитательного процесса в школе. Проектные педагогические технологии заняли в этой работе достойное место. По характеру основной деятельности ученика в реализации проектов, их можно классифицировать на несколько типов.
Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации. Данный вид проекта наиболее распространен в школьной практике и систематически используется также на уроках.
Учебно-исследовательские проекты – имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, цели и задач исследования. Обязательно выдвижения гипотезы исследования, обозначения метода исследования и проведения эксперимента. Эти проекты реализуются во внеурочной деятельности по предмету в рамках подготовки к научно-практическим конференциям, выставкам, олимпиадам, смотрам, сессиям МАН «Искатель» и т.д. Тематика этих проектов должна затрагивать содержание профильного предмета, предполагая при этом широкое использование межпредметных связей. Эти проекты носят, как правило, индивидуальный характер, осуществляются под руководством педагогов, специалистов в избранной сфере исследования.
В своей работе метод проектов использовала путем написания исследовательской работы по теме: «Сравнительный анализ свойств различных сортов сливочного масла» с ученицей 10 класса Аблаевой Алие. Целью работы стало: провести сравнительный анализ физико-химических, органолептических, микробиологических характеристик различных сортов сливочного масла, микробиологического контроля. Для исследования были взяты 7 образцов сливочного масла.
Исследовав ассортимент и определив качество сливочного масла, пришли к следующим выводам: О качестве сливочного масла (без добавок) можно судить по его плотности и массовой доле жира и влаги. Следует отметить важность определения данных величин для подтверждения натуральности сливочного масла, это особенно важно в связи с наметившейся тенденцией введения в сливочное масло других растительных и пищевых жиров. Поэтому одной из важнейших задач технолога на всех этапах производства масла является контроль физико-химических процессов для гарантированного получения конечного продукта высокого качества.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике: определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов – различна: видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.
Игровые проекты – предполагают, что участники принимают на себя определенной роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая дидактическая игра. Обязательно намечается проблема и цели проекта, список участников, их роли. Итог проекта чаще всего выглядит как своеобразный спектакль.
В обучении химии довольно часто использую игровые технологии, провожу уроки – игры. Например, при изучении основных классов неорганических соединений в 8 классе провожу урок-путешествие: «Путешествие океаном веществ». Цель урока: повторение особенностей основных классов неорганических веществ; закрепление определений, классификаций, свойств; демонстрация генетической связи между классами неорганических веществ; развитие навыков наблюдать, делать выводы; развитие представлений и интереса к учебе.
Или урок-соревнование «Своя игра» среди учащихся 8-11 классов. Цель урока: создание условий для расширения кругозора и мотивации к изучению химии; совершенствование, обобщение и закрепление знаний учащихся по предметам естественно-научного цикла, осуществление межпредметных связей.
Также провожу урок-сказку «Колобок» для учеников 6 класса. Цель урока: знакомство учащихся 6 класса с наукой химией, развитие интереса к науке, демонстрация значимости химии в окружающем мире, значение химии в повседневной жизни, формирование интереса к познанию окружающего мира, развитие фантазии, образного мышления, творческих способностей.
Технология игрового обучения помогает достичь прочного усвоения учащимися знаний по предмету.
3. Курсы по выбору, элективные курсы
Модернизация школьного образования предусматривает в качестве одного из важнейших направлений предпрофильную подготовку учащихся основной школы и профильное обучение на старшей ступени общего образования. Ключевым элементом профилизации школы признана стать система элективных курсов для учащихся 9 – 11 классов.
Элективные курсы предпрофильной подготовки преследуют цель сориентировать выпускников школы, как минимум, на осознанный выбор профиля обучения в старшей школе или, как максимум, на определение своей специальности в будущей профессиональной деятельности.
В рамках курса по выбору для учащихся 10,11 класса провожу элективный курс «Химические задачи в средней школе» (автор Мясников В. В. заслуженный учитель АРК, специалист высшей категории, учитель-методист). Целью данного курса по выбору является: помощь учащимся научиться легко и свободно решать химические задачи различных типов и видов, а также разного уровня сложности и не «бояться» их. В курсе используются следующие методы обучения: фронтальный разбор способов решения новых типов задач, групповое и индивидуальное решение задач, коллективное обсуждение решения сложных и нестандартных задач, решение расчетно-практических задач, составление учащимися оригинальных задач, работа учащихся над творческими проектами.
В старшей профильной школе роль элективных курсов значительно возрастает, они направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их к государственной итоговой аттестации, внешнему независимому оцениванию, продолжению соответствующего профилю образования в высшей школе и сознательному выбору будущей специальности.
4. Подготовка учащихся к олимпиадам
Олимпиада – это, прежде всего интеллектуальные соревнования старшеклассников. Данное определение достаточно точно отражает их суть. Во всех разновидностях олимпиад ярко проявляются элементы спортивного состязания, предусматривающие распределение по местам и призы. В таких интеллектуальных соревнованиях творческая и художественная составляющие практически отсутствуют. Это своего рода специализированный IQ для старшеклассников.
Олимпиады дают уникальный шанс добиться признания не только в семье и в учительской среде, но и у одноклассников. Последнее особенно важно.
Для тех школьников, которые впервые сталкиваются с более интересными, чем задания из учебника, задачами, участие в олимпиаде – первый шаг к научной деятельности. Особенно это важно для школьников, живущих вдали от крупных городов и университетских центров. Следовательно, олимпиады содействуют научно – техническому прогрессу.
Одаренный ребенок, участвуя в олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это не удивительно. Поэтому огромное внимание обращаю на подготовку учащихся к интеллектуальным соревнованиям. Не жалея ни времени, ни сил, мы готовимся к этим конкурсам: повторяем изученный ранее материал, решаем олимпиадные задачи, изучаем научную литературу. Для целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам необходимо знакомить их с типичными приемами рассуждений и расчетов, которые применяются при выполнении многих усложненных, в том числе и олимпиадных заданий.
В современной дидактике всё более утверждается деятельностный компетентностный подход, суть которого заключается в том, что сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним, - вот ключевая цель педагога в работе с учениками
Литература:
1.Бабеева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина А..А. Психология одаренности детей и подростков. – М.: «Академия», 1996. – 416 с.
2.http://festival.1september.ru/articles/560531/
3.him.1september.ru/articlef.php?ID=200601106
4. Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов. // Химия в школе.- №4. – 2006. – с. 2-3
Внеурочная (внеклассная) работа – неотъемлемый атрибут учебно-воспитательного процесса в школе. Проектные педагогические технологии заняли в этой работе достойное место. По характеру основной деятельности ученика в реализации проектов, их можно классифицировать на несколько типов.
Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации. Данный вид проекта наиболее распространен в школьной практике и систематически используется также на уроках.
Учебно-исследовательские проекты – имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, цели и задач исследования. Обязательно выдвижения гипотезы исследования, обозначения метода исследования и проведения эксперимента. Эти проекты реализуются во внеурочной деятельности по предмету в рамках подготовки к научно-практическим конференциям, выставкам, олимпиадам, смотрам, сессиям МАН «Искатель» и т.д. Тематика этих проектов должна затрагивать содержание профильного предмета, предполагая при этом широкое использование межпредметных связей. Эти проекты носят, как правило, индивидуальный характер, осуществляются под руководством педагогов, специалистов в избранной сфере исследования.
В своей работе метод проектов использовала путем написания исследовательской работы по теме: «Сравнительный анализ свойств различных сортов сливочного масла» с ученицей 10 класса Аблаевой Алие. Целью работы стало: провести сравнительный анализ физико-химических, органолептических, микробиологических характеристик различных сортов сливочного масла, микробиологического контроля. Для исследования были взяты 7 образцов сливочного масла.
Исследовав ассортимент и определив качество сливочного масла, пришли к следующим выводам: О качестве сливочного масла (без добавок) можно судить по его плотности и массовой доле жира и влаги. Следует отметить важность определения данных величин для подтверждения натуральности сливочного масла, это особенно важно в связи с наметившейся тенденцией введения в сливочное масло других растительных и пищевых жиров. Поэтому одной из важнейших задач технолога на всех этапах производства масла является контроль физико-химических процессов для гарантированного получения конечного продукта высокого качества.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике: определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов – различна: видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.
Игровые проекты – предполагают, что участники принимают на себя определенной роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая дидактическая игра. Обязательно намечается проблема и цели проекта, список участников, их роли. Итог проекта чаще всего выглядит как своеобразный спектакль.
В обучении химии довольно часто использую игровые технологии, провожу уроки – игры. Например, при изучении основных классов неорганических соединений в 8 классе провожу урок-путешествие: «Путешествие океаном веществ». Цель урока: повторение особенностей основных классов неорганических веществ; закрепление определений, классификаций, свойств; демонстрация генетической связи между классами неорганических веществ; развитие навыков наблюдать, делать выводы; развитие представлений и интереса к учебе.
Или урок-соревнование «Своя игра» среди учащихся 8-11 классов. Цель урока: создание условий для расширения кругозора и мотивации к изучению химии; совершенствование, обобщение и закрепление знаний учащихся по предметам естественно-научного цикла, осуществление межпредметных связей.
Также провожу урок-сказку «Колобок» для учеников 6 класса. Цель урока: знакомство учащихся 6 класса с наукой химией, развитие интереса к науке, демонстрация значимости химии в окружающем мире, значение химии в повседневной жизни, формирование интереса к познанию окружающего мира, развитие фантазии, образного мышления, творческих способностей.
Технология игрового обучения помогает достичь прочного усвоения учащимися знаний по предмету.
3. Курсы по выбору, элективные курсы
Модернизация школьного образования предусматривает в качестве одного из важнейших направлений предпрофильную подготовку учащихся основной школы и профильное обучение на старшей ступени общего образования. Ключевым элементом профилизации школы признана стать система элективных курсов для учащихся 9 – 11 классов.
Элективные курсы предпрофильной подготовки преследуют цель сориентировать выпускников школы, как минимум, на осознанный выбор профиля обучения в старшей школе или, как максимум, на определение своей специальности в будущей профессиональной деятельности.
В рамках курса по выбору для учащихся 10,11 класса провожу элективный курс «Химические задачи в средней школе» (автор Мясников В. В. заслуженный учитель АРК, специалист высшей категории, учитель-методист). Целью данного курса по выбору является: помощь учащимся научиться легко и свободно решать химические задачи различных типов и видов, а также разного уровня сложности и не «бояться» их. В курсе используются следующие методы обучения: фронтальный разбор способов решения новых типов задач, групповое и индивидуальное решение задач, коллективное обсуждение решения сложных и нестандартных задач, решение расчетно-практических задач, составление учащимися оригинальных задач, работа учащихся над творческими проектами.
В старшей профильной школе роль элективных курсов значительно возрастает, они направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их к государственной итоговой аттестации, внешнему независимому оцениванию, продолжению соответствующего профилю образования в высшей школе и сознательному выбору будущей специальности.
4. Подготовка учащихся к олимпиадам
Олимпиада – это, прежде всего интеллектуальные соревнования старшеклассников. Данное определение достаточно точно отражает их суть. Во всех разновидностях олимпиад ярко проявляются элементы спортивного состязания, предусматривающие распределение по местам и призы. В таких интеллектуальных соревнованиях творческая и художественная составляющие практически отсутствуют. Это своего рода специализированный IQ для старшеклассников.
Олимпиады дают уникальный шанс добиться признания не только в семье и в учительской среде, но и у одноклассников. Последнее особенно важно.
Для тех школьников, которые впервые сталкиваются с более интересными, чем задания из учебника, задачами, участие в олимпиаде – первый шаг к научной деятельности. Особенно это важно для школьников, живущих вдали от крупных городов и университетских центров. Следовательно, олимпиады содействуют научно – техническому прогрессу.
Одаренный ребенок, участвуя в олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это не удивительно. Поэтому огромное внимание обращаю на подготовку учащихся к интеллектуальным соревнованиям. Не жалея ни времени, ни сил, мы готовимся к этим конкурсам: повторяем изученный ранее материал, решаем олимпиадные задачи, изучаем научную литературу. Для целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам необходимо знакомить их с типичными приемами рассуждений и расчетов, которые применяются при выполнении многих усложненных, в том числе и олимпиадных заданий.
В современной дидактике всё более утверждается деятельностный компетентностный подход, суть которого заключается в том, что сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним, - вот ключевая цель педагога в работе с учениками
Литература:
1.Бабеева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина А..А. Психология одаренности детей и подростков. – М.: «Академия», 1996. – 416 с.
2.http://festival.1september.ru/articles/560531/
3.him.1september.ru/articlef.php?ID=200601106
4. Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов. // Химия в школе.- №4. – 2006. – с. 2-3
5.Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем. Синквейн (с примером)
6.Гриднева Е.П. Чем одарить одаренного ребенка/Химия в школе, 4, 2007. с. 2-4
7. Дранишникова Л.И. Об организации исследовательской деятельности одаренных школьников/ Химия в школе,4,2008,с 2-4.
8.Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся. М, Глобус. 2008.
6.Гриднева Е.П. Чем одарить одаренного ребенка/Химия в школе, 4, 2007. с. 2-4
7. Дранишникова Л.И. Об организации исследовательской деятельности одаренных школьников/ Химия в школе,4,2008,с 2-4.
8.Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся. М, Глобус. 2008.
Другие статьи
- Модернизация профессионального образования
- Организация работы с одаренными детьми
- Интерактивные технологии как средство повышения эффективности обучения школьников
- Маленькие секреты успешной презентации
- Об информационной культуре
- Публикации омского искусствоведа Г. Ю. Мысливцевой и исследовательская деятельность учащихся
- Создание ЭОР - видеороликов к урокам литературы
- Эссе "Моя педагогическая философия"
- Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
- Неделя иностранного языка в школе
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Замечательная статья! Спасибо! Многое для себя открыла.
Лилия Капитонова, дата: 27.06.2015 в 10:42
#2 Эльвие Назимовна, очень актуальная статья! Главное, не забывать постулат психологов о том, что каждый ребенок талантлив, по-своему, но талантлив. И что от природы каждый ребенок чем-то одарен. Главное не тормозить развитие, а помочь детям раскрыть их одаренность и развивать.
Юлия Пасынок, дата: 06.06.2019 в 7:37
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.