Статья "Организация работы творческой группы учителей русского языка и литературы"
Валентина Чернокова
23.05.2015
6259
0
ФГОС
Чернокова В Л. заместитель директора по УВР,
высшая квалификационная категория,
МБОУ «Коневская СОШ» Плесецкого района
Архангельской области
высшая квалификационная категория,
МБОУ «Коневская СОШ» Плесецкого района
Архангельской области
Организация работы творческой группы педагогов как форма методического сопровождения реализации ФГОС
(из опыта работы)
(из опыта работы)
Реализация новых федеральных государственных образовательных стандартов предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего педагогов. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовывать ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие?
Одной из форм эффективного методического сопровождения реализации ФГОС, повышающей компетентность педагогов, является организация творческих групп.
Проблемные творческие группы педагогов позволяют привлечь максимальное число педагогов к работе по проектированию как ключевых направлений развития школы, так и конкретных практических проблем, связанных с содержанием образования, методикой преподавания, освоением инновационных педагогических технологий и т.д. Такие творческие группы педагогов создаются в режиме временного творческого коллектива под тему, которую выбрала группа и которая представляет профессиональный интерес для них и для коллектива, или под проблему, которая оказалась важной для участников группы.
В 2011 году управлением образования администрации МО «Плесецкий район» была организована работа районной творческой группы учителей русского языка и литературы «Обновление содержания образования по русскому языку и литературе», в которой работали 22 педагога из школ района.
Цель: создание условий для реализации системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС ОО.
Задачи: повышение компетентности педагогов в формировании креативной компетентности личности в условиях модернизации образования, укрепление межпредметных связей в образовательном процессе.
Ожидаемый результат – обновление и развитие практической составляющей компетентности учителей русского языка и литературы в области введения ФГОС ОО Планирование группы осуществлялось по следующей схеме.
1 этап- подготовка: создание творческой группы (по итогам работы за предыдущий учебный год), определение целей и задач, разработка содержания (циклограмма работы), определение вопросов для изучения, распределение творческих заданий.
2 этап – групповая работа по заданиям: поиск информации, изучение теории, вводный теоретический семинар (в нашем случае - теоретический семинар «Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по русскому языку и литературе в условиях перехода к ФГОС второго поколения»), «мозговой штурм», «интеллект-карта» или кластер.
3 этап – практическая групповая работа: разработка, проведение и анализ открытых уроков и мероприятий с целью определения наиболее эффективных форм и методов работы в урочной и внеурочной деятельности по предмету, направленных на формирование УУД, духовно-нравственных качество современного школьника, определение методов и форм работы по созданию условий для проектно-исследовательской деятельности; педагогическая мастерская, мастер-класс.
4 этап – анализ и обобщение: «аукцион идей», «открытый микрофон», «методический диалог», рефлексия, выводы, рекомендации, оценка деятельности.
Творческие семинары группы проводились в рамках районных и межрайонных единых методических дней, таким образом, в работе творческого коллектива приняли участие и коллеги из Каргопольского, Няндомского районов и г. Мирный.
Организация работы творческой группы:
Одной из форм эффективного методического сопровождения реализации ФГОС, повышающей компетентность педагогов, является организация творческих групп.
Проблемные творческие группы педагогов позволяют привлечь максимальное число педагогов к работе по проектированию как ключевых направлений развития школы, так и конкретных практических проблем, связанных с содержанием образования, методикой преподавания, освоением инновационных педагогических технологий и т.д. Такие творческие группы педагогов создаются в режиме временного творческого коллектива под тему, которую выбрала группа и которая представляет профессиональный интерес для них и для коллектива, или под проблему, которая оказалась важной для участников группы.
В 2011 году управлением образования администрации МО «Плесецкий район» была организована работа районной творческой группы учителей русского языка и литературы «Обновление содержания образования по русскому языку и литературе», в которой работали 22 педагога из школ района.
Цель: создание условий для реализации системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС ОО.
Задачи: повышение компетентности педагогов в формировании креативной компетентности личности в условиях модернизации образования, укрепление межпредметных связей в образовательном процессе.
Ожидаемый результат – обновление и развитие практической составляющей компетентности учителей русского языка и литературы в области введения ФГОС ОО Планирование группы осуществлялось по следующей схеме.
1 этап- подготовка: создание творческой группы (по итогам работы за предыдущий учебный год), определение целей и задач, разработка содержания (циклограмма работы), определение вопросов для изучения, распределение творческих заданий.
2 этап – групповая работа по заданиям: поиск информации, изучение теории, вводный теоретический семинар (в нашем случае - теоретический семинар «Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по русскому языку и литературе в условиях перехода к ФГОС второго поколения»), «мозговой штурм», «интеллект-карта» или кластер.
3 этап – практическая групповая работа: разработка, проведение и анализ открытых уроков и мероприятий с целью определения наиболее эффективных форм и методов работы в урочной и внеурочной деятельности по предмету, направленных на формирование УУД, духовно-нравственных качество современного школьника, определение методов и форм работы по созданию условий для проектно-исследовательской деятельности; педагогическая мастерская, мастер-класс.
4 этап – анализ и обобщение: «аукцион идей», «открытый микрофон», «методический диалог», рефлексия, выводы, рекомендации, оценка деятельности.
Творческие семинары группы проводились в рамках районных и межрайонных единых методических дней, таким образом, в работе творческого коллектива приняли участие и коллеги из Каргопольского, Няндомского районов и г. Мирный.
Организация работы творческой группы:
2011-2012 уч.год:
1.Деловая игра – консилиум «Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по русскому языку и литературе в условиях введения и реализации ФГОС. Требования к структуре ООП ООО, рабочих программ по предмету при переходе к стандартам Нового поколения».
2.Проблемный семинар «Актуальные вопросы преподавания литературы в образовательном учреждении на современном этапе».
3.Методическая копилка «Отчет членов РТО по темам самообразования, презентация инновационного педагогического опыта (мастер-классы и педагогическая мастерская)».
2.Проблемный семинар «Актуальные вопросы преподавания литературы в образовательном учреждении на современном этапе».
3.Методическая копилка «Отчет членов РТО по темам самообразования, презентация инновационного педагогического опыта (мастер-классы и педагогическая мастерская)».
2012-2013 уч.год:
1.Семинар-встреча с В.В.Львовым, кандидатом педагогических наук, ведущим научным сотрудником лаборатории дидактики русского языка ГФНУ «Институт содержания и методов обучения» РАО, лауреатом премии Правительства РФ в области образования, членом Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку, по проблеме «Современное содержание образования: особенности организации обучения по новым УМК, соответствующим ФГОС», метапредметные и предметные результаты изучения русского языка и литературы».
2.Семинар-практикум «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся, использование ЭОР в образовательном процессе».
3. Мастер-класс «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности».
2.Семинар-практикум «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся, использование ЭОР в образовательном процессе».
3. Мастер-класс «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности».
2013-2014 уч.год:
1.Семинар-практикум « Региональный компонент на уроках русского языка и литературы и внеурочной деятельности как средство гражданского и патриотического воспитания в рамках реализации ФГОС. Проблемы экологии языка и гуманитарное образование».
2.Мастер-класс «Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы. Приемы и методы формирования УУД».
3. Интерактивный семинар «Современный урок в свете введения ФГОС ООО «А урок остается!»: технологическая карта урока, структурные элементы учебного занятия, критерии эффективности урока, анализ урока».
2.Мастер-класс «Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы. Приемы и методы формирования УУД».
3. Интерактивный семинар «Современный урок в свете введения ФГОС ООО «А урок остается!»: технологическая карта урока, структурные элементы учебного занятия, критерии эффективности урока, анализ урока».
2014-2015 уч.год:
1. Методический диалог «Система оценки достижений планируемых результатов ООП в соответствии с ФГОС ООО: современные формы и виды контроля, рейтинговая и накопительная оценки» в рамках межрайонного единого методического дня «Развитие творческого потенциала учителя и повышение качества филологического образования в условиях реализации ФГОС ООО».
2. Мастер-класс «Инновационные технологии в преподавании русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС: система деятельностно-ценностных задач, метод интеллект-карт, урок-фрейм, использование интерактивных сервисов на уроках гуманитарного цикла».
3.Практикум «Портфолио педагога и обучающегося как форма совершенствования профессионального потенциала учителя русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО»
На теоретических семинарах, работая в микрогруппах, педагоги определили особенности примерных программ по учебным предметам «литература» и «русский язык» Стандартов второго поколения, разработали единые требования к содержанию и структуре рабочих образовательных программ по русскому языку и литературе. Дали коллективное определение « Образовательная программа – это…», «Рабочая программа педагога – это…» в форме мозгового штурма и синквейна. Рассмотрели изменение содержания и методов контроля планируемых результатов, введение новых форм и методов оценки результатов, ориентированных на открытость, накопительный характер оценки, методы оценивания для создания внутришкольной системы оценки.
Как известно, лучший способ узнать – это сделать, поэтому мы обратились к форме мастер-классов и открытых уроков, которые позволили на практике увидеть приемы работы по формированию универсальных учебных действий обучающихся: урок литературы в 9 кл. «Нравственный потенциал и современное прочтение произведений Ф.Абрамова «Деревянные кони» и А.Солженицына «Матренин двор» (урок с элементами исследовательской деятельности), внеклассное занятие по курсу школьного компонента «Учимся исследовать» (на материале общеобразовательного предмета «Русский язык»), урок-читательская конференция в 9 классе по рассказу Ю.Казакова «На полустанке», урок внеклассного чтения в 8 классе «И меня много…» по рассказу В.Приставкина (формирование личностных и метапредметных результатов), урок-диалог по МХК «Категория времени в искусстве 20 века» и др, мастер-класс «Если ты шипы посеешь, виноград не соберешь» (духовно-нравственное воспитание во внеклассной работе по предмету»), мастер-класс «О чем заставил задуматься телефонный справочник» (изучение регионального лексического компонента на уроках русского языка) и др.
На «Аукционе педагогических идей» был представлен опыт организации творческой мастерской на уроках литературы в 5-11 классах, проанализированы цели данной формы работы, её преимущества: вдумчивое чтение текстов художественной литературы, формирование коммуникативных компетенций и метапредметных результатов, создание собственных творческих работ; опыт проведения литературной игры на уроках литературы в 5-11 классах как одной из эффективных форм развития интереса к чтения и достижения личностных результатов обучающихся. Педагог проанализировал особенности данной формы урока, обратив внимание на то, что литературная игра позволяет достичь предметных, метапредметных и личностных результатов, которые предусматривает реализация ФГОС по литературе. Также представлены метод «плейкастов» и методика А.Лобова «13 способов увидеть это….», опыт организации литературного клуба для обучающихся 5 классов. Диссеминация опыта - представление таких технологий, как фреймовая, интеллект-карт, ТОГИС, кейс-технологии.
Для организации работы творческой группы назначается руководитель из числа авторитетных, опытных педагогов. Участники группы разрабатывают программу деятельности (если это необходимо при участии администрации или методистов).
Творческая группа предполагает постоянный состав участников, что позволяет систематизировать работу и предлагать участникам так называемые творческие домашние задания, которые, в свою очередь, активизируют работу на заседаниях. Такие задания сразу предлагаются на весь год, и члены группы могут определиться, на каком заседании представляют результаты своей работы.
При организации работы творческой группы «Обновление содержания по русскому языку и литературе" предусмотрены следующие «домашние задания».
2. Мастер-класс «Инновационные технологии в преподавании русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС: система деятельностно-ценностных задач, метод интеллект-карт, урок-фрейм, использование интерактивных сервисов на уроках гуманитарного цикла».
3.Практикум «Портфолио педагога и обучающегося как форма совершенствования профессионального потенциала учителя русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО»
На теоретических семинарах, работая в микрогруппах, педагоги определили особенности примерных программ по учебным предметам «литература» и «русский язык» Стандартов второго поколения, разработали единые требования к содержанию и структуре рабочих образовательных программ по русскому языку и литературе. Дали коллективное определение « Образовательная программа – это…», «Рабочая программа педагога – это…» в форме мозгового штурма и синквейна. Рассмотрели изменение содержания и методов контроля планируемых результатов, введение новых форм и методов оценки результатов, ориентированных на открытость, накопительный характер оценки, методы оценивания для создания внутришкольной системы оценки.
Как известно, лучший способ узнать – это сделать, поэтому мы обратились к форме мастер-классов и открытых уроков, которые позволили на практике увидеть приемы работы по формированию универсальных учебных действий обучающихся: урок литературы в 9 кл. «Нравственный потенциал и современное прочтение произведений Ф.Абрамова «Деревянные кони» и А.Солженицына «Матренин двор» (урок с элементами исследовательской деятельности), внеклассное занятие по курсу школьного компонента «Учимся исследовать» (на материале общеобразовательного предмета «Русский язык»), урок-читательская конференция в 9 классе по рассказу Ю.Казакова «На полустанке», урок внеклассного чтения в 8 классе «И меня много…» по рассказу В.Приставкина (формирование личностных и метапредметных результатов), урок-диалог по МХК «Категория времени в искусстве 20 века» и др, мастер-класс «Если ты шипы посеешь, виноград не соберешь» (духовно-нравственное воспитание во внеклассной работе по предмету»), мастер-класс «О чем заставил задуматься телефонный справочник» (изучение регионального лексического компонента на уроках русского языка) и др.
На «Аукционе педагогических идей» был представлен опыт организации творческой мастерской на уроках литературы в 5-11 классах, проанализированы цели данной формы работы, её преимущества: вдумчивое чтение текстов художественной литературы, формирование коммуникативных компетенций и метапредметных результатов, создание собственных творческих работ; опыт проведения литературной игры на уроках литературы в 5-11 классах как одной из эффективных форм развития интереса к чтения и достижения личностных результатов обучающихся. Педагог проанализировал особенности данной формы урока, обратив внимание на то, что литературная игра позволяет достичь предметных, метапредметных и личностных результатов, которые предусматривает реализация ФГОС по литературе. Также представлены метод «плейкастов» и методика А.Лобова «13 способов увидеть это….», опыт организации литературного клуба для обучающихся 5 классов. Диссеминация опыта - представление таких технологий, как фреймовая, интеллект-карт, ТОГИС, кейс-технологии.
Для организации работы творческой группы назначается руководитель из числа авторитетных, опытных педагогов. Участники группы разрабатывают программу деятельности (если это необходимо при участии администрации или методистов).
Творческая группа предполагает постоянный состав участников, что позволяет систематизировать работу и предлагать участникам так называемые творческие домашние задания, которые, в свою очередь, активизируют работу на заседаниях. Такие задания сразу предлагаются на весь год, и члены группы могут определиться, на каком заседании представляют результаты своей работы.
При организации работы творческой группы «Обновление содержания по русскому языку и литературе" предусмотрены следующие «домашние задания».
Задания к семинару, консилиуму (теоретический в форме практикума – 4 группы участников)
1.Познакомиться с содержанием Примерных программ по русскому языку и литературе ФГОС второго поколения, с Методическими письмами АО ИППК РО, требованиями к рабочей программе учителя.
2. Проанализировать свои рабочие программы в соответствии с новыми требованиями.
3.Познакомиться в сети Интернет с методиками анализа урока с точки зрения системно-деятельностного подхода, выбрать наиболее рациональные.
4. Подготовить вопросы для обсуждения.
2. Проанализировать свои рабочие программы в соответствии с новыми требованиями.
3.Познакомиться в сети Интернет с методиками анализа урока с точки зрения системно-деятельностного подхода, выбрать наиболее рациональные.
4. Подготовить вопросы для обсуждения.
Задание к практикуму, мастер-классу, педмастерской
1.Разработать систему уроков с использованием методик формирования личностных результатов, метапредметных результатов, УУД и представить на одном из следующих заседаний в форме творческой мастерской или мастер-класса.
2.Составить методические рекомендации по разработке технологической карты урока в соответствии с системно-деятельностным подходом.
3. Подготовить элементы урока с использованием ЭОР, каталог наиболее интересных, соответствующих ФГОС ресурсов.
Необходимо отметить высокую активность и заинтересованность всех участников заседаний творческой группы, творческий подход, возможность учителей из дальних школ представить свой опыт работы. Практически на каждом заседании была возможность высказаться каждому.
2.Составить методические рекомендации по разработке технологической карты урока в соответствии с системно-деятельностным подходом.
3. Подготовить элементы урока с использованием ЭОР, каталог наиболее интересных, соответствующих ФГОС ресурсов.
Необходимо отметить высокую активность и заинтересованность всех участников заседаний творческой группы, творческий подход, возможность учителей из дальних школ представить свой опыт работы. Практически на каждом заседании была возможность высказаться каждому.
Задание по завершении работы творческой группы:
- заполнить анкету-рефлексию, выполнив проблемно-аналитический анализ по предложенным вопросам, оценить работу группы, предложить вопросы для работы в следующем учебном году, обратив внимание на затруднения в педагогической практике и др.
По итогам всех заседаний разработаны методические рекомендации и определена проблема, над которой педагоги будут работать в следующем учебном году.
Таким образом, можно сделать вывод о высокой эффективности таких заданий, что и подтвердила высокая посещаемость заседаний и активная работа всех участников.
Документы и отчетность: положение о творческой группе, протоколы заседаний, анализ работы группы и полученных результатов, обобщение опыта работы, методические рекомендации, статьи, публикации, брошюры.
Критерии оценки работы творческой группы: проводится экспериментальная разработка моделей, анализируется их внедрение (эффективность) в практику работы школы, разработаны методические рекомендации, в основе которых лежит собственный опыт, представлены результаты для обсуждения на практическую конференцию.
Формы поощрения руководителей и членов творческих групп: справка за представление теоретического материала, сертификат за предоставление инновационного педагогического опыта, благодарность за эффективную творческую работу.
В 1492 году великий путешественник Христофор Колумб открыл новый материк. Желаем и вам в процессе педагогической деятельности сделать много открытий и найти свою Америку. Ведь наша профессия состоит из постоянных поисков и находок. Мудро звучит китайское изречение: «Учиться – все равно что плыть против течения: остановился, и тебя отнесло назад». Поэтому давайте вместе двигаться вперед, и успех придет.
По итогам всех заседаний разработаны методические рекомендации и определена проблема, над которой педагоги будут работать в следующем учебном году.
Таким образом, можно сделать вывод о высокой эффективности таких заданий, что и подтвердила высокая посещаемость заседаний и активная работа всех участников.
Документы и отчетность: положение о творческой группе, протоколы заседаний, анализ работы группы и полученных результатов, обобщение опыта работы, методические рекомендации, статьи, публикации, брошюры.
Критерии оценки работы творческой группы: проводится экспериментальная разработка моделей, анализируется их внедрение (эффективность) в практику работы школы, разработаны методические рекомендации, в основе которых лежит собственный опыт, представлены результаты для обсуждения на практическую конференцию.
Формы поощрения руководителей и членов творческих групп: справка за представление теоретического материала, сертификат за предоставление инновационного педагогического опыта, благодарность за эффективную творческую работу.
В 1492 году великий путешественник Христофор Колумб открыл новый материк. Желаем и вам в процессе педагогической деятельности сделать много открытий и найти свою Америку. Ведь наша профессия состоит из постоянных поисков и находок. Мудро звучит китайское изречение: «Учиться – все равно что плыть против течения: остановился, и тебя отнесло назад». Поэтому давайте вместе двигаться вперед, и успех придет.
Другие статьи
- Дистанционное образование "за" и "против"?
- Ансамбль " Забайкальские узоры" Верность традициям.
- "Моя педагогическая философия"
- Интеллектуально-личностный марафон "Твои возможности -2014" (из опыта работы)
- Я – учитель!
- Мир добра в творчестве омского художника Евгения Дорохова
- Мы всегда с Вами будем братьями. И по Родине, и по матери!
- Исследовательская деятельность как способ учебной самоорганизации школьника
- Исследовательская деятельность учащихся как способ комплексного формирования универсальных учебных действий.
- Эссе "Моя педагогическая философия"
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.