С нами 13644 учителя, 4765 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Урок как диалог: «Читать нужно о том, от чего не спится по ночам…»"
Татьяна Никитюк   24.05.2015   1102   0   Эссе

Татьяна Валерьевна Никитюк,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия им. В.А. Надькина» г. Саянска.
 
Урок как диалог: «Читать нужно о том, от чего не спится по ночам…»
 
«Писать надо о том, от чего не спится по ночам», - сказал как-то Александр Вампилов. А о чем нужно читать?
Писатель, работая над произведением, отвечает на вопросы, которые его по-настоящему волнуют, дает на них свои ответы или подбирает те, которые находит в окружающем мире. Получается, что любое произведение – это попытка диалога писателя с миром. Тогда чем же является чтение?
    Чтение в школе, изучение  литературы – это тоже диалог, только диалог организованный: на основании художественного текста юные читатели под руководством взрослого учатся видеть вопросы писателя и искать ответы на них. Но так ли это?
        Если посмотреть любой учебник литературы, то найдем ли мы в нем вопросы, от которых действительно не спится по ночам нашим ученикам?  Найдем ли мы в них вопросы, которые действительно волнуют современных детей, которые реально интересны сегодняшним школьникам? Рассчитан ли этот заложенный в учебниках, в программах организованный диалог на них, на их интересы и склонности? Или уже с первого класса ребенок вынужден отвечать на вопросы, которых он не задавал, которые ему не интересны, которые для него не важны?
     Может быть, дело в классике, которая потеряла свою актуальность для подрастающего поколения? Неужели вопросы добра и зла, любви и ненависти, верности и предательства для подрастающего поколения не важны? Если заглянуть на страницы наших учеников «Вконтате», в Одноклассниках, в Твитер, то можно обнаружить статусы, взятые из классических произведений, есть размышления о вечном (что такое настоящая любовь или настоящая дружба, что делать, если тебя предали, действительно ли деньги решают все), пусть примитивные, иногда цинично откровенные, иногда косноязыкие. Дети почему-то цитируют  Харуки Мураками, Виктора Пелевина, Омара Хайяма, Бернарда Шоу, Эдуарда Асадова, Федора Достоевского. Неожиданно много цитат Л.Н. Толстого. Оговоримся, что цитаты взяты из сборников, а не из произведений, но, будем честны, многие ли из нас могут определенно сказать, из какого произведения нами взята для очередной презентации цитата известного автора. Но, возвращаясь к детскому цитированию, осознаем, что они ищут умные и правильные слова, которыми можно было бы описать свои чувства, переживания.
       Значит, наших учеников волнуют вечные вопросы, а задаем ли мы их на наших уроках литературы? Ищем ли мы вместе с ними ответы именно на эти вопросы? Нет, на уроках литературы у нас другие задачи – предметные, метапредметные. И мы рассматриваем систему персонажей, композиционные особенности произведения, художественный мир автора, средства художественной выразительности, использованные для создания образа – все то, что большинству детей или малопонятно, или малоинтересно, или то и другое сразу, а главное – все наши интеллектуальные изыски не актуальны для них. Можем ли мы в этом случае винить детей в том, что они перестали читать? Вернее, перестали читать классику.
       Но нет, читать дети не перестали, только вот читают они теперь сборники афористики бумажном и электронном виде (по статистике интернет-магазинов, это наиболее покупаемая категория книг), читают то, что интересно «упаковано» - занимательное название, известное имя, интересная фраза (так начинаются короткие рассказы в социальных сетях), читают то, что заинтересовало друзей (Стейс Крамер «Пятьдесят дней до моего самоубийства», Дженни Даунхэм «Пока я жива, сейчас самое время», Джером Селинджер «Над пропастью во ржи», Эрика Леонард Джеймс «Пятьдесят оттенков серого», Джордж Р.Р. Мартин «Игра престолов». В случайном опросе около пятидесяти названий, иногда самых неожиданных). Но при этом наши ученики не получают главного – возможности высказать свои мысли о прочитанном. Им важно, не только выделить наиболее яркую цитату для статуса или поста, но и выговориться.
Однажды одиннадцатиклассники, обсуждая пьесу «Старший сын», назвали Сарафанова равнодушным. Аргументировали они свое мнение тем, что он мало разговаривает со своими детьми. Родительское молчание они восприняли как равнодушие. Значит для современных школьников диалог со взрослыми важен.
       А можем ли мы помочь детям? А может ли великая классическая литература помочь понять себя сегодняшним подросткам? Каким должен стать урок литературы, чтобы дети начали читать классику и говорить о ней?
     Попробуем помечтать. Попробуем забыть о концепциях, о структурах, о системах, о необходимости освоения определенного набора литературоведческих понятий. Вспомним  о том, что литература – это диалог читателя и писателя, читателя и окружающего мира, читателей друг с другом, диалог, направленный на разрешение тех вопросов, от которых не спится по ночам и писателю, и читателю. Как организовать такой диалог?
     10 класс. «Гроза». Скучающие лица: какие-то купцы, странники, изобретатели, неизвестный чужой Калинов, древние традиции, рассуждения о том «луч Катерина или не луч». Рисуем семейное древо Кабановых: муж – жена, мать мужа, сестра мужа. Отсекаем исторический антураж и пересказываем ситуацию без него: свекровь не любит невестку, а муж не может противостоять матери, защитить жену, потому что живут они вместе и мать – хозяйка в доме. Вопрос классу: насколько реальна такая ситуация? Оживляются. «Да таких свекровок уже нет!» - говорит кто-то. «А у нас бабушка до сих пор пирожки только папе приносит», - с усмешкой произносит одна девочка (папа в этой семье родной, других семей или детей у него нет, но скольких слез и переживаний до этого разговора стоила этой девочке ее усмешка – они вместе с мамой так и не стали родными для бабушки. И в свои шестнадцать лет она уже точно знала суть претензий, которые может предъявить свекровь к невестке). Идем по тексту и вчитываемся в претензии Кабанихи, в ответные реплики Катерины. О чем говорим? О пьесе Островского или о жизни каждого из учеников? И всплывают важные для самих детей вопросы – девичьи: «как жить с такой свекровью? можно ли и нужно ли молчать и смиряться, чтобы сохранить семью?» - и юношеские: «как не оказаться между двух огней, как примирить мать и жену?»
      Кабаниха «всплывает» в рассуждениях учеников до конца одиннадцатого класса в разных вариациях: в семействе Ростовых – Соня недостойна Николая (для матери  - по материальным соображениям, для автора – по моральным: «Толстой думает, как Кабаниха»). «Как Кабаниха», думает Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский в «Гранатовом браслете».
     10 класс. «Война и мир». «Мысль семейная». Методических рекомендаций множество, дети «готовы» - скачали рефераты, готовые сочинения – говорят одинаковыми чужими фразами. Опять рисуем семью, «вытягиваем» из сюжета отдельный эпизод и «освобождаем» его от связей с сюжетом романа, авторским замыслом и уже существующими трактовками: девушка собирается замуж, об это оповещены многие знакомые семьи, идет подготовка к свадьбе, а она вдруг влюбляется в другого – и свадьба расстраивается. «Меня бы мама прибила!» - выдох одной из учениц. А дальше – в текст: как графиня Ростова отреагировала на проступок дочери? Не прибила, не осудила, а пожалела, приняла ее, никак не наказала. А почему? И в тексте романа дети начинают находить те самые черты, которые объясняют, почему по-другому у Ростовых и быть не могло. И дальше, по мысли Толстого, Ростовы – истинно русская семья, в которой умеют любить и прощать, объединяться в трудное время. Умеют как все русские, как все истинно русские…
     Стихи. Как изучать лирику на уроках? С каких вопросов начинать здесь? Вспоминаем о том, лирика воссоздает действительность через личные переживания. Это мое стихотворение или не мое? С этого вопроса начинаем разговор. Что в стихотворении заставляет задуматься, что помогает выразить свои мысли и чувства? И снова текст – вычитываем, вчитываемся, вдумываемся.
       Чего мы хотим от детей, которые приходят к нам на урок? Давайте абстрагируемся от официальных установок. Нам важно, чтобы дети читали, думали и говорили. А возможно это будет только тогда, когда мы сами подберем (и примем как важные) те самые вопросы, от которых не спится по ночам нашим ученикам.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.