С нами 13720 учителей, 4785 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Сущность, функции и принципы профессионального обучения"

Образцова Татьяна Ивановна,
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск, 2015 г.

Сущность, функции и принципы профессионального обучения
 
       Сущность профессионального обучения
    Профессиональное обучение - это управляемый педагогический процесс познания определённой профессионально-трудовой области, организованный способ получения систематического профессионального образования. Процесс профессионального обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессионально-педагогическую деятельность педагогов и профессионально-познавательную деятельность обучающихся.
       Процесс профессионального обучения
      Профессионально-педагогическая деятельность педагогов осуществляется по единому алгоритму, включающему в себя:
- анализ исходной ситуации, определение и постановку цели обучения;
- планирование учебно-профессиональной деятельности, отбор содержания и средств подачи (различными способами) новых фрагментов учебного материала;
- осуществление операций, организующих профессионально-познавательную деятельность обучающихся;
- организацию обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала;
- анализ и оценку результатов обучения.

      Профессионально-познавательная деятельность обучающихся представляет собой единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. В ней могут быть выделены следующие компоненты:
- анализ исходного уровня своей общеобразовательной и профессиональной подготовленности;
- осознание и принятие цели и задач профессионального обучения;
- планирование и организация своей учебной деятельности;
- самоанализ и самоконтроль профессионально-познавательной деятельности;
- самоанализ и самооценка результатов.

   Профессионально-педагогическая деятельность является определяющим фактором успешности профессионального обучения. Процесс обучения не может быть эффективным без применения современных методов и дидактических средств. В свою очередь, методы, формы и средства обучения определяются содержанием образования и уровнем личностного и профессионального развития обучающихся. Успешность обучения зависит от активности обучающихся.
      Таким образом, процесс профессионального обучения - это целостное педагогическое явление. Все его компоненты тесно взаимосвязаны: цели обучения воплощены в содержание образования, которое определяет его методы, формы и средства. В реальной педагогической действительности процесс профессионального обучения носит циклический характер. Каждый его дидактический цикл представляет собой функциональную систему, основанную на совместной деятельности всех субъектов процесса обучения.
       Обучение - двусторонний процесс. В нём тесно взаимодействуют педагоги и обучающиеся (преподавание и учение), что обеспечивает целостную педагогическую деятельность, поскольку педагог не только обучает, но развивает и воспитывает. Таким образом, процесс профессионального обучения призван осуществлять три взаимосвязанные функции: образовательную, воспитательную и развивающую.
       Функции профессионального обучения
    Образовательная - формирование профессионально-технических знаний, умений и навыков; повышение профессио - нальной компетентности. Формирование опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности.
  Воспитательная - формирование профессиональной направленности личности обучающихся: потребности в профессиональном труде, устойчивых положительных мотивов труда, склонности и интереса к профессиональной деятельности. Воспитание профессионально важных качеств личности: самостоятельности, способности принимать решения, творческого подхода к любому делу, умения постоянно учиться, способности к сотрудничеству, социальной и профессиональной ответственности.
    Развивающая - психическое развитие личности обучающихся - сенсомоторной, интеллектуальной и эмоционально-психологического потенциала, формирование квалификаций, прогнозирование профессионального роста.
    Все эти основные функции педагогического процесса тесно связаны и взаимозависимы. Формирование мировоззрения, развитие познавательных и созидательных сил и творческих способностей возможны только на основе усвоения знаний, умений и навыков. В то же время чем выше уровень воспитанности, тем эффективнее обучение, тем выше качество обученности.
    Современный профессиональный труд сложен и многогранен. Для его успешного осуществления необходимы глубокие знания технологии, техники и способов её применения, твёрдые практические навыки и умения, а также развитые интеллектуальные, волевые, физические и другие качества личности.
       Принципы профессионального обучения
    Теоретические основы профессионального обучения базируются на принципах: гуманизации и демократизации; профессионально-политехнической направленности соответствия требованиям современного производства; соединения обучения с производительным трудом, связи теории с практикой; профессиональной мобильности; модульности; сознательности, активности и мотивированности; доступности и наглядности; прочности овладения профессиональной компетентностью; целеустремленности, систематичности, последовательности обучения и др.
     Вышеуказанные принципы служат ориентиром для организации целей и задач профессионального обучения, способствуют правильной постановке процесса профессионального обучения, развитию педагогического и методического мастерства преподавателей. На их основе обеспечиваются сознательное, творческое отношение обучающихся к учебной деятельности и достижение в ней высоких результатов; придаётся творческий и продуктивный характер процессу обучения и создаются оптимальные условия для него.
        Специфические особенности процесса профессионального обучения:
- ориентированность на получение конкретной профессии, определяющая мотивы учения и повышенный интерес к специальным предметам и профессиональному обучению;
- общая прикладная направленность образовательного процесса, вооружающая обучающихся умением применять полученные знания для решения практических задач;
- преподаватели и мастера профессионального обучения, в совершенстве владеющие своим предметом, являются учителями профессии, воспитателями и наставниками обучающихся;
- особое значение в общем процессе подготовки квалифицированных кадров имеет производственное обучение как составная часть образовательного процесса, имеющая свои специфические (по сравнению с теоретическим обучением) цели и задачи, а также содержание, средства, методы и формы;
- важным средством профессионального обучения является производительный труд, подчинённый решению образовательных задач;
- специфической особенностью процесса профессионального обучения является сочетание обучения в специально организованных, в том числе смоделированных, условиях и в условиях производства.
 
Литература
1. Бордовская Н.В., реан А.А. Педагогика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.:ил.
2.Симоненко В.Д. - Общая и профессиональная педагогика. - М.: Вентана-граф, 2006.
3.Современные требования к новой модели профессионального образования (материалы педагогических чтений) / Под ред. Н.Б. Мухориной – Коломна: ГОУ ВПО МО «КГПИ», 2009.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Отличная тема для родительского собрания в выпускных классах школы. Родителей необходимо за ранее подготовить к тому что ждёт их чадо в будущем
Наталья Чубаева, дата: 15.06.2015 в 10:38  
#2 Спасибо, Татьяна Ивановна, за подробный анализ новой модели профессионального образования, где вся деятельность педагогов опирается на универсальные учебные действия студентов.
Гульнара Айтуганова, дата: 19.06.2015 в 23:08  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.