С нами 17167 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Если назвался учителем, будь им!"
Титова Валентина Николаевна,
учитель математики, высшая квалификационная категория,
Симеизский учебно-воспитательный комплекс,
г. Ялта, Республика Крым
 
Если назвался учителем,  будь им!
 
"Думай хорошо, и мысль созреет в добрые дела".
Л.Н. Толстой.
 
 
      Становление учителя происходит в педагогическом коллективе, здесь он обретает профессионализм, авторитет, уважение, одним словом- статус. Здесь он, с первых дней работы, проявляет свои морально -этические качества, способности, лидерские возможности.
    Моральный  климат в педагогическом коллективе является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на учителя. Учительский коллектив обладает своей спецификой, которая влияет  на взаимоотношения между членами коллектива, а в конечном итоге — на морально-педагогический климат школы в целом. Нравственные отношения в учительском коллективе  являются основополагающими  принципами морали в школе.
  «Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку».  Я.Корчак.
 
    Для молодого учителя, пришедшего в новый коллектив, важно знать и никогда не забывать, что всё возвращается по закону Бумеранга. А так как материальность мысли всеми признана, нужно контролировать свои  мысли, свои слова, а значит и свои действия. Не успеешь о чём-то подумать, и , вот тебе, всё происходит и не всегда приятное. Наше сознание — это всё.
   “То, что мы есть сегодня,— это следствие наших вчерашних мыслей, а сегодняшние мысли создают завтрашнюю жизнь”. Будда.
   А всё, что вокруг – это и есть результат наших мыслей, генерируемый нашим мозгом: тот уровень жизни, те люди, окружающие нас, те болезни и те ситуации и события, происходящие вокруг нас или с нами, все это создали мы своими мыслями и верой в это. Если человек говорит или действует с дурными мыслями, его преследует боль. Если же человек говорит или действует с чистыми намерениями, за ним следует счастье, которое, как тень, никогда его не оставит. Чтобы правильно жить, нужно заполнить мозг «правильными» мыслями. Правильное мышление даст всё, что пожелаете; неправильное мышление — зло, которое, в конце концов, разрушит вас. Все проступки возникают из-за разума.
 
                                                                                Жизнь – бумеранг.                                                                                                                                                         
К тому ведется: 
Что отдаете, то и вернется. 
То, что посеешь — то и пожнешь, 
Ложью пробьется Ваша же ложь. 
Каждый поступок имеет значенье; 
Только прощая, получишь прощенье. 
Вы отдаете — Вам отдают, 
Вы предаете — Вас предают, 
Вы обижаете — Вас обижают, 
Вы уважаете — Вас уважают!… 
Жизнь - Бумеранг: 
Все и всем по заслугам; 
Черные мысли вернуться недугом, 
Светлые мысли — Божественным светом… 
Если не думал — подумай об этом!!!

Олег Гаврилюк.
   
 
  Состоявшийся учитель, никогда не позволит себе проявлять равнодушие и критиканство по отношению к учащимся и коллегам, он, прежде всего, критичным и требовательным по отношению к себе. Считаю, что состоявшийся учитель должен:
 
1.Обучаться быстрее учеников.
2.Иметь ментальную модель и практический опыт в сфере, которой он обучает.
3. Обладать обязательной  внутренней  установкой моральных  качеств и способность к их проявлению в общении с коллегами и учащимися.
 
Попытаюсь обосновать своё мнение.
 
   В  наше время  развития технологий, создания новых профессий, совершенствования производств, учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, от него требуется знание  ее возможностей  для решения социально-экономических, производственных и культурных задач.  Кроме того— он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние  перспективы  преподаваемой науки, то есть он(учитель)должен обучаться быстрее учеников и нарабатывать опыт в  той сфере, которой он обучает.
   С нравственной,  "духовной" стороны учитель должен обладать обязательной  внутренней  установкой моральных  качеств и способность к их проявлению, в первую очередь в сфере общения и убеждения.  Он просто обязан проявлять такт и способность  к принятию, или  не принятию,  других мнений и сути процессов, быть сдержанным и не являть собой центра конфликтной ситуации.
 
Проверяйте свои поступки сознанием:
не причиняете ли вы зла,  неприятностей,
неудобств людям своими поступками.
Делайте так, чтобы людям, которые
окружают вас, было хорошо.
В.А. Сухомлинский.
 
 
    Авторитет и признание лидерства лучших творческих учителей, мастеров, новаторов – это составной элемент творческой атмосферы в коллективе. Такой сложившийся творческий коллектив предусматривает совершенствование на примере самых преданных делу, талантливых педагогов. Задача же лидера – увлечь своими идеями, открытиями коллег, создать в коллективе группу единомышленников, которые способны держать в тонусе весь коллектив, создавать благоприятную обстановку для развития инициативы и творчества талантливой молодёжи, учить её уважать традиции коллектива.
  Успех и качество педагогического труда зависят не только от усилий учителя и количества вложенного труда, но и от способностей учителя, его таланта. В учительском коллективе существуют благоприятные условия для проявления индивидуализма учителя, что не должно создавать трудности для функционирования коллектива как единого субъекта педагогического действия, конечно же, при нормальных доброжелательных отношениях между членами коллектива.
   Если же, так называемый лидер, думает только о своём карьерном росте, «сам себе режиссер», то он не воспринимается окружающими как лидер, он становится  «бунтарём», ищет  слабых единомышленников и выступает  теперь как  зачинщик конфликтов и других неприятностей в коллективе.
   Л. Н. Толстой сказал: «Человек – это дробь, у которого числитель, есть то, что человек собой представляет, а  знаменатель – то, что он о себе думает». Я думаю, что чем правильнее и адекватнее ты себя оцениваешь, тем ближе числитель и знаменатель, то есть ты стремишься к целому,с окружающим миром, с обществом. В учительском коллективе формула Л.Н.Толстого всегда актуальна.
  
 Если в коллективе отношения между людьми создают обстановку сплоченности и доброжелательности, то они благоприятны для педагогического процесса и для каждого члена педагогического коллектива. Отношения же недоброжелательности, создающие постоянную напряженность, конфликты и столкновения, вынуждают учителя отвлекаться от учебно-воспитательной работы на регулирование своих отношений с коллегами.
 
    Убеждена, что «Творчество радиоактивно», происходит известный психологический закон «заражения»: окружающих начинает беспокоить собственная пассивность, однообразие своей работы, появляется здоровая неудовлетворенность собой. И когда в учительской появляется рейтинг по итогам  за какой-то период, не стоит обижаться на весь свет и считать обиды, следует задуматься о себе. Тем более, не допускаю категорически, кода  в процессе обсуждения каких-то просчётов  коллег осуждают  за то, что он чей-то брат или сват, за то, что он плохо он имеет физические недостатки , за то, что он старше шестидесяти, или слишком молодой – талант от этого не зависит.
    Считаю не допустимой в учительском коллективе ситуации, когда бесконечное  критиканство со стороны одного-двух учителей, « бунтарство»  со стороны коллег или  шумное обсуждение каких-то человеческих качеств, приводят к  психологическим травмам. Такие действия тех, кто считает себя умнее и талантливее других, администрация обязана  своевременно пресекать.
    
    Автор стихов Георгий Полонский  прав :
 
Это не враньё, не небылица
Видели другие, видел я
Как ручную глупую синицу
Превратить хотели в журавля.
Чтоб ему не видеть синей дали
И не отрываться от земли
Грубо журавля окольцевали
И в журнал отметку занесли.
Спрятали в шкафу, связали крылья
Белой птице счастья моего
Чтоб она дышала тёплой пылью
И не замышляла ничего.
Но недаром птица в небе крепла.
Дураки остались в дураках.
Сломанная клетка, кучка пепла
А журавлик снова в облаках.
 
       Важным фактором целостности педагогического коллектива  являются межличностные отношения – это  эмоциональная стабильность, лояльность, взаимовыручка, высокий уровень толерантности по отношению к коллегам и ученикам, от которого зависит эмоциональная сплоченность педагогического коллектива, степень доверия коллег друг к другу, корректность в общении и конструктивное поведение в ситуациях конфликтов.
      Я из опыта своей работы знаю, что если вы члены единого коллектива,  то за дверью учреждения о своих коллегах говорят либо хорошо, либо очень хорошо,  а все критические замечания говорят либо лично, либо на педсовете. И ни с кем вслух не обсуждают недостатки коллег. Тем более их не обсуждают с родителями или учениками. А если на родительском или классном собрании только назревает конфликт, то его следует сразу же погасить, не дав разгореться. И, наверное, в некоторых случаях об искре конфликта надо сообщить администрации.
 
Пусть в жизни будет все, как есть,
Душевность, теплота, забота,
И радует счастливая семья,
И повседневная работа.
Пусть будет небо чистое над вами,
Пусть будет жизнь по-доброму светла,
Живите, окруженные друзьями,
И всех Вам благ, здоровья и тепла!
 
    Становление и рост учителя, повторюсь, происходит в коллективе. Коллектив учителей школы объединён общими педагогическими задачами, и не важно, что он составлен из разных людей, различающихся между собой по национальности, по вероисповеданию, по уровню жизни, по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту.
    Здесь встречаются люди, имеющие детей и бездетные, семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Нормы нравственности, регулирующие отношения между учителями в коллективе, носят  тогда характер традиционных отношений. Однако, всегда найдется кто-то, кому не нравится то, что ты делаешь, в цивилизованном споре обязательно найдёте истину.
 
 
    Культура  отношений  в учительском коллективе будет успешно сформирована,  если будет сформирована установка на развитие культуры взаимоотношений, сотрудничество и диалог. Если  проявление  дружеских  чувств,  доверия, толерантности, уважения  по отношению к коллегам, высокая, то требовательность к себе и другим  станут ценностными  в данном коллективе.
 
  Статусы  о жизни: Самый хороший учитель в жизни — опыт. Берет, правда, дорого, но объясняет доходчиво.  Однако может быть и так: Мудрость не всегда приходит с возрастом! Бывает, что возраст приходит один!
 
 
 
Источники
 
http://www.odinjob.ru                                                                                                                                     http://www.youtube.com/watch?v=3HI6Ah4gYgM                                                                             http://www.bibliotekar.ru/pedagogika-3/31.htm
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Л.Н. Толстой сказал:""Думай хорошо, и мысль созреет в добрые дела"-эпиграф к моей статье"Если назвался учителем, будь им!", размещённой на главной странице, приглашаю познакомиться и принять участие в обсуждении
Валентина Титова, дата: 04.08.2015 в 15:47  
#2 Валентина Николаевна, Ваша статья учит нас смотреть на обучаемых, как на будущих великих людей, чтобы привить любовь к предмету. А также воспитать будущее, прогревая своим теплом. Огромное спасибо Вам за Вашу мудрость.
Гульнара Айтуганова, дата: 04.08.2015 в 16:42  
#3 Статья на злободневную тему и читать её надо не бегло, а вдумчиво. Каждый абзац надо осмыслить.
Татьяна Образцова, дата: 04.08.2015 в 17:03  
#4 Валентина Николаевна, именно Вы, как профессионал, опытный руководитель с многолетним педагогическим стажем, могли так грамотно, доступно осветить данную тему.
Татьяна Образцова, дата: 04.08.2015 в 17:04  
#5 Валентина Николаевна, Ваша статья написана правильно! В каждом слове можно сказать есть своя правда! Действительно, если в любом коллективе царит дружеская атмосфера, то и работать легче и нет эмоционального выгорания работника!
Ольга Даниловская, дата: 04.08.2015 в 17:09  
#6 Прочитала на одном дыхании. Подписываюсь под каждое Ваше слово, цитаты и стихотворения. Нужная и важная статья. В педагогическом коллективе как ни в каком другом должно быть сотрудничество, содружество, диалог двух культур. В школе не место хамству, грубости, безответственности за свои дела, поступки и слова. Я начинала работать в школе, где были 3 составляющие: свобода, духовность и гуманность. Поверьте, это была самая прекрасная школа.
Галина Борискина , дата: 04.08.2015 в 17:12  
#7 Лидер - это человек, способный повести за собой. Он гуманен, свободен (свободен от зла, зависти, тщеславия), миролюбив, спокоен и вежлив.
Галина Борискина , дата: 04.08.2015 в 17:22  
#8 Атмосфера в педагогическом коллективе -это залог успеха образовательного процесса. "Грехи других судить Вы так усердно рветесь, начните со своих и до чужих не доберетесь."(в.Шекспир) Слова великого человека во многом определяют отношения в человеческом обществе. Очень актуальная статья. Прочитала с большим удовольствием.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 04.08.2015 в 17:41  
#9 Валентина Николаевна, Ваша статья как никак кстати. Да, действительно, от коллектива многое зависит. Мне, повезло, у нас дружный коллектив. Мне, кажется, многое зависит от администрации школы. Я часто слышала, после прихода учителей с других школ, что там присутствуют зависть, непонятная критика. Странно, ведь мы же учителя! Давайте с помним хорошие слова "Давайте жить дружно!".
Эльвие Алимова, дата: 04.08.2015 в 17:44  
#10 Поддерживаю лозунг "Давайте жить дружно! Мы все из разных уголков нашей замечательной России! Что нам делить? Зачем ругаться? Учитель-это интеллигентный человек! Нас сразу видят из далека!
Ольга Даниловская, дата: 04.08.2015 в 17:48  
#11 Валентина Николаевна, спасибо вам за статью. Думаю, что первое педагогическое совещание в приближающемся учебном году надо начать именно с вашей статьи. С её чтения и обсуждения!
Татьяна Мазурова, дата: 04.08.2015 в 17:51  
#12 Взаимоотношения в учительском коллективе, безусловно влияют на педагога, его настроение, его активность. Но зачастую учителя доводят до нервного срыва и администрация, и проверяющие. Учителя - люди, которые могут иметь чувства, а не куклы. И все же учитель должен уметь разруливать любую ситуацию и в коллективе, и с родителями, забывая свои амбиции.Вот тогда он настоящий учитель!
Нина Васильевна Ефимова, дата: 04.08.2015 в 19:00  
#13 Согласна с Вами, Нина Васильевна, порой, чтобы разрулить ситуацию нужна помощь коллег- единомышленников, авторитетных учителей, лиц, способных вмешаться в ситуацию и с высоты своего статуса в коллективе, смягчить обстановку.
Валентина Титова, дата: 04.08.2015 в 19:30  
#14 Надежда Юрьевна, я предполагала, что слова В.Шекспира "Грехи других судить Вы так усердно рветесь, начните со своих и до чужих не доберетесь", обязательно кто-то включит в обсуждение. Спасибо, коллеги, я рада, что вам понятна и близка проблема, затронутая в статье. Сергей Загороднов, на мой взгляд, попал "не в бровь, а в глаз": В своём глазу бревна не замечая, Соринку обнаружил он в чужом. Изъян ничтожный злобно обличая, Он душу ранил словом, как ножом. С чужими бедами бороться он мастак. Своих не может разглядеть, в упор, никак.
Валентина Титова, дата: 04.08.2015 в 19:53  
#15 Очень своевременная статья.Спасибо,Валентина Николаевна!
Ирина Щербакова, дата: 04.08.2015 в 20:05  
#16 "Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его..." (С. Соловейчик)
Елена Перепелицина, дата: 04.08.2015 в 20:20  
#17 Мне очень понравилась статья. Я бы ее на педсовете прочитала. Согласитесь, в коллективе где одни женщины не всегда все просто. Многое зависит от администрации школы и от каждого из нас. "Не осуждай никого, ни делом, ни словом, ни в душе или внутренно".
Ольга Шамшина, дата: 05.08.2015 в 0:40  
#18 Валентина Николаевна,читала Вашу статью с огромным интересом.Тема настолько близка мне,часто волновала. Счастье,когда с радостью бежишь на работу и потом спешишь к любимой семье.А радость на работе,когда не только радуют дети своими успехами,но и хороший здоровый микроклимат в коллективе.Он зависит от многих факторов.Всегда, в любой ситуации,в любом месте нужно соответствовать званию "Учитель". Такую выбрали профессию.! Большое спасибо за статью.
Александра Андреева, дата: 05.08.2015 в 1:34  
#19 Валентина Николаевна!Понравилось в вашей статье слова стихотворения В.А.Сухомлинского. И я как добрый старый кот Леопольд из мультфильма призываю всех учителей: «Ребята, давайте жить дружно!» Ведь без взаимного уважения и помощи к друг другу мы эту великую задачу не выполним.
Тамара Спиридонова, дата: 05.08.2015 в 4:52  
#20 Валентина Николаевна, большое спасибо за злободневную статью. Её можно обсудить и на педсовете, и на родительском собрании, немного переделав, и поработать со старшеклассниками. Действительно всё в жизни возвращается. Великолепные высказывания, стихи. Вся наша работа связана с пед коллективом и администрацией школы, учениками и родителями. Я придерживаюсь призыва "Ребята, давайте жить дружно!" Скоро новый учебный год.
нина гунькина, дата: 05.08.2015 в 8:08  
#21 Валентина Николаевна, очень важная тема взаимоотношения в учительском коллективе. Конечно, многое зависит от коллектива, но и личность учителя играет не последнюю роль. Ваша статья дает толчок к размышлениям: «Где хороший учитель, там и хорошо вос­питанные ученики ». Д. Лихачев
Ольга Володина, дата: 05.08.2015 в 13:02  
#22 Согласна с автором статьи:"Обучаться быстрее учеников". Тогда для обучающихся учитель будет авторитетом. Валентина Николаевна, прочитала статью с интересом.
Елена Николаевна Руднева, дата: 05.08.2015 в 13:51  
#23 Валентина Николаевна, Ваша статья , как всегда, написана искренне, заинтересованно и с использованием Вашего большого педагогического и жизненного опыта. Спасибо!
#24 Замечательная статья! Спасибо за мудрые мысли!Вспомнила фильм "Доживем до понедельника", фрагмент со стихами Полонского Г. в исполнении В. Тихонова! Согласна с мнением Мазуровой Т. М.
Людмила Запольских, дата: 06.08.2015 в 11:03  
#25 Уважаемые коллеги, благодарю за участие в обсуждении статьи "Если назвался учителем, будь им!" Спасибо за Ваши комментарии и высказанное личное отношение к моей работе.Счастливых летних дней, хорошего настроения, насыщенного интересными событиями отпуска и интересной работы, благополучия Вам, Вашим родным и близким.
Валентина Титова, дата: 06.08.2015 в 11:42  
#26 Проблемы, освещенные в статье, думаю, волнуют многих, многим понятны и близки. Не всегда учитель соответствует своему званию, от этого и возникают конфликты в учительских коллективах, что хорошо чувствуют дети. Замечательно, когда учитель творческий человек, увлеченный своей работой, полный идей, хороших мыслей.
Надежда Бянкина, дата: 07.08.2015 в 16:42  
#27 Валентина Николаевна! Спасибо за статью! Ее не только прочитать, но и перечитать полезно, чтобы каждый абзац запомнить и принять к исполнению!!!
Наталья Трачук, дата: 09.08.2015 в 13:44  
#28 Валентина Николаевна! С большим интересом прочитал Вашу статью. Спасибо!
Владимир Баранов, дата: 15.08.2015 в 6:40  
#29 Валентина Николаевна, спасибо за тему! Копирую и на совещании обязательно начну с этого!
Ирина Беломывцева, дата: 19.08.2015 в 11:57  
#30 Валентина Николаевна, здравствуйте! Мне понравилась Ваша статья. Быть педагогом - это очень ответственно. И вести себя достойно нужно в любой ситуации.
Ольга Старикова, дата: 03.11.2015 в 14:30  
#31 Сердцем написано. Дело знаете, А представьте описанного Вами "бунтаря" уже у власти! Что с коллективом тогда? Не на всех педсоветах возможно обсуждение трудных и тревожащих тем. Тут важно определитьуровень доверия в коллективе вообще.
Наталья Владимировна Ершова, дата: 08.11.2015 в 18:16  
#32 Наталья Владимировна, выражаю искреннюю благодарность за интересное дополнение и комментарий к статье "Если назвался учителем, будь им!"
Валентина Титова, дата: 09.11.2015 в 18:02  
#33 Валентина Николаевна, вновь перечитала Вашу статью."Если назвался учителем, будь им", то есть тактичным, уравновешенным, воспитанным. Мы, учителя, являемся примером для наших детей, поэтому ответственны за своё поведение. Учителя не могут "украшать" зависть, ложь, хамство, грубость, хитрость. Учитель - это не только профессия, это звание. Поэтому "если назвался учителем, будь им".
Галина Борискина , дата: 22.05.2016 в 17:10  
#34 Уважаемая Галина Георгиевна , спасибо Вам за комментарий к статье. Вы не одна вернулись к её прочтению, в последнее время она стала ещё более актуальной. К огромному сожалению, далеко не все учителя, получившие определённый статус,сохраняют такт и уважение к окружающим, забывая о законе бумеранга. «Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку». Я.Корчак.
Валентина Титова, дата: 22.05.2016 в 21:27  
#35 Не стоит, коллеги, обращаться ко мне о поддержке "плюсом" того, кто год назад развернул активную деятельность против многих опытных учителей на сайте, подверг унижению и обидам, подключив даже "подсадных уток". К тому ведется: Что отдаете, то и вернется. То, что посеешь — то и пожнешь, Ложью пробьется Ваша же ложь. Каждый поступок имеет значенье; Только прощая, получишь прощенье. Вы отдаете — Вам отдают, Вы предаете — Вас предают, Вы обижаете — Вас обижают, Вы уважаете — Вас уважают!… Жизнь - Бумеранг: Все и всем по заслугам; Черные мысли вернуться недугом, Светлые мысли — Божественным светом… Если не думал — подумай об этом!!! Олег Гаврилюк.
Валентина Титова, дата: 22.05.2016 в 21:46  
#36 Знаете, это легко отвечать негативом И говорить, что другой поступил некрасиво, А успокоить, отдать теплоты хоть немного – Это и есть от любви – приближение к Богу… Просто давайте изменим к другим отношенье… Чтоб успокоить кого-то возьмите терпенье, И милосердия горсть размешайте без спеха, Каплю ещё пониманья и доброго смеха, Влейте немного надежды и веры щепотку… Просто рецепт сохраните и действуйте чётко…
Ирина Щербакова, дата: 22.05.2016 в 22:09  
#37 Я считаю, что негатив - это не для учителя. Уравновешенность, способность мыслить разумно. а не импульсивно - вот основные качества учителя.Я пришла к такому выводу после всех "событий" на нашем сайте. И снова я читала статью и размышляла о том, правильно ли мы поступаем и как сделать так, чтобы все были доброжелательны и довольны.Задай себе вопрос: правильно ли ты сам поступаешь, и тогда обязательно все разрешится.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 24.06.2016 в 11:50  
#38 Я своим ученикам говорю, что и плохое, и хорошее обязательно вернется к тебе сторицей. Нужно крепко подумать, прежде чем предпринять что - то такое, что может принести обиду другому.А не вернется ли эта обида к тебе бедой?
Нина Васильевна Ефимова, дата: 24.06.2016 в 11:53  
#39 Нина Васильевна, спасибо за то,что через год Вы вспомнили о моей статье и прокомментировали её.Вы мудрый человек и правильный учитель и к вопросам о толерантности подходите грамотно.
Валентина Титова, дата: 25.06.2016 в 18:04  
#40 «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке» Б. Окуджава. Толерантность – это не простое чувство, его не в раз приобретешь: сколько надо проявить благородства и сочувствия, только тогда сам все это поймешь. Толерантным быть – это искусство, твердо в этом мы убеждены: в дружбе и согласии люди жить должны. Мир становится таким жестоким, что по одиночке невозможно жить… Ответим друг другу чувством высоким - и хрупкий мир мы сможем сохранить.www.patriotvrn.ru/files/Uroki%20drujby_copy.pdf
Валентина Титова, дата: 25.06.2016 в 18:07  
#41 Валентина Николаевна, очень хорошая статья, согласна с Вами по поводу высказывания о лидере
Ирина Шаврина, дата: 28.08.2016 в 7:48  
#42 Открыла ваши статьи и с великим удовольствием их читаю. Какие продуманные, взвешенные, четко изложенные размышления.
Любовь Хабарова, дата: 22.12.2018 в 12:22  
#43 Спасибо за статью, действительно, ученики отражение своего учителя, и поэтому нужно помнить всегда какую профессию ты выбрал
Екатерина Дорофеева, дата: 11.02.2019 в 23:53  
#44 Не зря существует высказывание: "Учитель продолжается в своем ученике". Ведь это действительно так; вся гордость учителя, все его победы отражаются в его учениках
Татьяна Косенкова, дата: 13.02.2019 в 20:06  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ